Помимо рисунка протектора шин, надо знать еще нужную информацию. Никому не секрет, чтобы купить шины, необходимо знать размер? И при покупке той самой шины Вам необходимо знать или проверить маркировку шин.
Этот вопрос очень важен, и поэтому мы его с Вами рассмотрим более детально.
Каждая шина имеет типоразмер, который состоит из трех показателей:
— ширина шины(указывается в миллиметрах)
— высота профиля (указывается в проценте от ширины)
— посадочный диаметр(указывается в дюймах)
Вот основные показатели и характеристики любой шины. Маркировка шины указывается на боковине и выглядит как правило примерно так к примеру, 175/65R14 82Т, где
175 — ширина шины в см;
65 — профиль шины в % от ширины;
R — признак того, что шина радиальная (не радиус колеса!);
14 — диаметр диска в дюймах, на который подходит шина;
82 — индекс нагрузки (смотрите ниже);
Т — индекс скорости (смотрите ниже);
Вы уже заметили, что в размере шины указывается не только основные характеристики, но и показатель индекса скорости и индекса нагрузки. О которых мы и поведем речь далее.
Каждая шина имеет свой определенный индекс нагрузки и индекс скорости. Это связанно с конструкционными особенностями шины. Исходя из нашего примера (175/65R14 82Т) 82Т как раз и есть эти индексы.
82 – показывает условную нагрузкут на колесо;
Т – максимальная скорость;
Для расшифровки этих показателей Вам необходимо обратиться к табличным данным индекса нагрузки и скорости.
Таблица индексов скоростей – максимальная скорость при максимальной загрузке: (указывается в км/ч):
N…140 P…150 Q…160 R…170 S…180
T…190 U…200 H…210 V…240 W…270
Y…300 ZR.более 240
Таблица индексов нагрузок – максимальная нагрузка на одну шину (измеряется в кг):
60…250
61…257
62…265
63…272
64…280
65…290
66…300
67…307
68…315
69…325
70…335
71…345
72…355
73…365
74…375
75…387
76…400
77…412
78…425
79…437
80…450
81…462
82…475
83…487
84…500
85…515
86…530
87…545
88…560
89…580
90…600
91…615
92…630
93…650
94…670
95…690
96…710
97…730
98…750
99…775
100.800
101.825
102.850
103.875
104.900
105.925
106.950
107.975
108.1000
109.1030
110.1060
111.1090
112.1120
113.1150
114.1180
115.1215
116.1250
117.1285
118.1320
119.1360
120.1400
121.1450
122.1500
123.1500
124.1550
125.1600
126.1650
127.1700
128.1750
129.1800
130.1850
Индекс нагрузки на шину указывается на одно колесо. Т.е. если в Вашем случае колеса 4 то умножать надо на 4. Если, к примеру, на микроавтобусе стоит спарка, то на заднюю ось допустима нагрузка в два раза больше, чем на переднюю.
И в догонку к типоразмерам, еще нужная информация для потребителя:
Модель шины — UltraGrip 7+, FRIGO 2 и др.
Торговая марка — Debica, Dunlop, GoodYear и др.
Товарный знак предприятия
Название страны изготовителя
Дата изготовления — четыре цифры в овале, первые две цифры неделя изготовления, следующие две год изготовления (для примера, 1011, что говорит 10 неделя 2011 года, т.е. март 2011 года)
Но и на этом не все. Кроме вышеперечисленных, есть и другие обозначения, несущие массу полезной информации :
Reinforced – для автомобилей с повышенной грузоподъемностью делаются усиленные шины.
Regroovable – данная шина имеет возможность нарезки протектора. Встречается у грузовых шин.
Tubeless (TL) – говорит о том, что шина бескамерная.
Tubed Tire (TT) – такое обозначение камерой шины.
All season / 4 Season – всесезонные шины.
M+S – Сокращение “грязь и снег”. Указывается в основном на всесезонных и зимних шинах. А так же грязевые шины для внедорожников.
Inside (Side facing inwards) – внутренняя сторона шины. Указывается на шинах с асимметричным рисунком протектора.
Outside (Side facing outwards) – наружная сторона шины. Указывается на шинах с асимметричным рисунком протектора.
Steel (steel belted) – так обозначаются шины с металлическим кордом.
TWI (tread wear index) – выступ внутри канавок протектора – индикатор износа шины.
DOT – номер шины. последние четыре цифры указывают дату производства шины. Первые две указывают номер недели, вторые год.
Е с цифрой – говорит о том, что шина сертифицирована. Цифра – номер страны, выдавшей сертификат соответствия Правилам ЕЭК ООН.
PSI – для испытаний на прочность. индекс давления. Только для грузовых и легкогрузовых шин.
Вот пожалуй на этом стоит и закончить.=)
Без хорошей и качественной обуви человек много не пройдет, если на дворе холодное время года. Да и летом по раскаленному солнцем асфальту босиком передвигаться некомфортно. Так же и с автомобилем – без грамотно подобранных шин он далеко не уедет.
Однако правильно выбрать их не так просто, как может показаться на первый взгляд. Из обилия представленных в магазине шин нужно четко определить категорию, типоразмер, уметь расшифровать индекс допустимой нагрузки и индекс скорости шин, показатели сцепления и износа. Радует, что не обязательно быть специалистом, ведь маркировка шин, расшифровка которой доступна даже начинающему автолюбителю, содержит всю необходимую информацию.
Разумеется, сначала нужно подобрать «обувку» для автомобиля по размеру – типоразмер шин является одной из самых видимых деталей маркировки:
Для расшифровки возьмем последний пример с фотографии: 175/70 R13 82Т :
- 175 – показатель ширины шины в миллиметрах, то есть ширина данной шины 175 мм.
- 70 – ее пропорциональность (еще называют подобную величину профилем), то есть высота профиля по отношению к ширине в данном случае составляет 70%. Чем больше показатель пропорциональности, тем выше шина, независимо от ее ширины.
- R – радиальный корд покрышки. Это особенность конструкции шины, когда прорезиненные нити на корде каркаса идут параллельно друг другу, не перехлестываясь. Сейчас преимущественно выпускается радиальный тип, но иногда еще можно встретить и диагональный корд (D), когда прорезиненные нити на каркасе располагаются под углом к радиусу колеса. Или диагонально-опоясанный тип (B).
- 13 – величина указана в дюймах и обозначает диаметр колеса.
- Т – буквенное обозначение скорости, при которой можно без проблем ездить с данной шиной. Подобный индекс скорости шин рассчитать просто, взглянув на таблицу, которая расположена ниже. В данном случае мы видим индекс скорости Т, который означает, что предельно допустимая скорость – 190 км/ч. Это распространенный тип, как и индекс скорости q (до 160 км/ч).
- 82 – эта цифра обозначает максимально допустимую нагрузку на колесо. В данном случае этот индекс шин обозначает, что предельно допустимая нагрузка составляет 475 кг. Чуть ниже в увидите таблицу, где будут указаны все значения индекса нагрузки шин.
Индекс скорости шин
Обозначение | Максимальная скорость, км/ч |
---|---|
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
E | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
U | 200 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
Z | свыше 300 |
Индекс нагрузки (грузоподъемности) шин
Индекс | КГ | Индекс | КГ | Индекс | КГ | Индекс | КГ |
---|---|---|---|---|---|---|---|
50 | 190 | 71 | 345 | 92 | 630 | 113 | 1150 |
51 | 195 | 72 | 355 | 93 | 650 | 114 | 1180 |
52 | 200 | 73 | 365 | 94 | 670 | 115 | 1215 |
53 | 206 | 74 | 375 | 95 | 690 | 116 | 1250 |
54 | 212 | 75 | 387 | 96 | 710 | 117 | 1285 |
55 | 218 | 76 | 400 | 97 | 730 | 118 | 1320 |
56 | 224 | 77 | 412 | 98 | 750 | 119 | 1360 |
57 | 230 | 78 | 425 | 99 | 775 | 120 | 1400 |
58 | 236 | 79 | 437 | 100 | 800 | 121 | 1450 |
59 | 243 | 80 | 450 | 101 | 825 | 122 | 1500 |
60 | 250 | 81 | 462 | 102 | 850 | 123 | 1550 |
61 | 257 | 82 | 475 | 103 | 875 | 124 | 1600 |
62 | 265 | 83 | 487 | 104 | 900 | 125 | 1650 |
63 | 272 | 84 | 500 | 105 | 925 | 126 | 1700 |
64 | 280 | 85 | 515 | 106 | 950 | 127 | 1750 |
65 | 290 | 86 | 530 | 107 | 975 | 128 | 1800 |
66 | 300 | 87 | 545 | 108 | 1000 | 129 | 1840 |
67 | 307 | 88 | 560 | 109 | 1030 | 130 | 1900 |
68 | 315 | 89 | 580 | 110 | 1060 | ||
69 | 325 | 90 | 600 | 111 | 1090 | ||
70 | 335 | 91 | 615 | 112 | 1120 |
Сезонность
Также маркировка шин обязательно включает в себя обязательно указание сезонности:
Обозначение | Описание |
---|---|
W + S | C такими шинами возможно движение по дороге, на которой присутствует грязь и снег. |
Snow или M + S | Зимние шины, позволяющие ехать и по снегу, и по льду. |
As All Season | всесезонная |
Aw Any Weather | всепогодная |
Rain, Water, Aqua, Aquatred, Aquacontact | Возможно, шина может в маркировке иметь «зонтик». Такая маркировка говорит о том, что покрышка имеет эффект аквапланирования, то есть создана специально для дождливой погоды. |
HIGHWAY | Шоссейные – созданы для дорог с твердым покрытием, но только в мокром или сухом виде. Из-за низкого сцепления с покрытием езда по снегу или льду в такой автомобильной «обувке» нежелательна. |
PERFORMANCE | Скоростные – для автомобилей высокого класса. Выдерживают большие температурные нагрузки, имеют отличные сцепные свойства и обеспечивают безупречную управляемость авто. |
ALL SEASON PERFORMANCE | Скоростные всесезонные. |
Ошиповка
Для тех, кто предпочитает шипованную резину в холодное время года, важно знать следующее:
Обозначение | Описание |
---|---|
AD | Ошиповка выполнена посредством алюминиевых шипов. |
SD | Ошиповка выполнена с помощью шипов, имеющих твердосплавный сердечник. |
DD | Ошиповка выполнена с помощью шипов, имеющих прямоугольный сердечник с алмазной огранкой. |
OD | Ошиповка выполнена с помощью шипов, имеющих овальный сердечник. |
MD | Ошиповка выполнена с помощью пластиковых шипов, имеющих твердосплавный сердечник. |
Дополнительные обозначения
Помимо этого, существует еще масса дополнительных обозначений, которые не всегда указываются:
P – означает, что это легковая шина (в противоположенность грузовой или какой-либо другой шине). P-метрика является версией метрической системы классификации шин в США, и на европейских шинах не применяется;
185 – ширина шины от бока до бока в миллиметрах;
60 – высота профиля шины, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 60 % от ширины, т.е.
101 мм. Высоту профиля зачастую называют серией. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 195 R16 C. Такие бозначения встречаются на полнопрофильных шинах, в которых отношение высоты к ширине составляет 80 % или 82 %;
R – конструкция шины: радиальная (R), диагональная (D), с опоясывающим кордом (B);
14 – монтажный диаметр обода, в дюймах (1 дюйм = 2,54 см);
82 – индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Наиболее распространённые коэффициенты с расшифровкой приведены в таблице индексов нагрузки.
Таблица индексов нагрузки
Первая цифра – коэффициент нагрузки, вторая цифра – фактическое значение нагрузки в кг.
Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине:
Мах Load – максимальная нагрузка в lbs (английских футах) и в kg (килограмах);
Max Pressure – максимальное внутреннее давление в шине в в PSI (фут на квадратный дюйм) и в kPa (kилопаскалях);
H – индекс скорости, указывающий на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Расшифровка приведена в таблице индексов скорости. Шины использующие старо-европейскую систему содержат индекс скорости в описании размера: 215/65HR15.
Таблица скоростных индексов
Скоростная категория подразумевает максимальную скорость, выдерживаемую шиной. А для эксплуатации устанавливается "щадящий" режим, т.е. автомобиль должен передвигаться со скоростью на 10-15% меньшей, чем та, которую "допускают" шины.
Treadwear 220 – коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к базовой величине, равной 100;
TWI – Tread wear indicator – индикатор износа протектора – знак на боковине шины, показывающий расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Метка может представлять собой либо аббревиатуру – TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм;
Traction А – коэффициент сцепления, характеризует способность шины тормозить на мокрой дороге. имеет значения А, В, С;
Temperature A – температурный режим, показатель, характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям, имеет значения А, В, С;
PR (Ply rating) – прочность (несущая способность) каркаса, условно оценивается так называемой нормой слойности. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced – усиленная. Шины с маркировкой 6PR и 8PR наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква "С" (commercial);
TUBELESS для бескамерного типа шин, TUBE TYPE шины должны монтироваться с камерами;
RAINFORCED или "EXTRA LOAD (XL)" для усиленных шин;
M+S – Mud+Snow – грязь+снег для зимних шин;
SSR, RFT, Run Flat – специальное обозначение шин, предназначенных для продолжения езды в спущенном состоянии (Self Supporting Runflat);
Steel или Steel belted – на шинах с металлокордом в брекере;
Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе, например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON;