Расскажу вам, ребятки, как меня одолевала хворь с вакуумом в баке. Постоянный всос воздуха на заправке, какие-то непонятные хлопки под задним сиденьем в момент открытия клапана продувки адсорбра, плавание холостых оборотов (до конца не ушло, виной тому нейтрализатор и Евро-3 прошивка, об этом напишу позже, как вылечу). Подробного фотоотчёта сегодня не будет, не ругайте. Рыл форумы и группы, точного ответа нет нигде. Изучил работу системы вентиляции и улавливания паров на наших машинах, и…
…опираясь на свои доводы и домыслы решился я на замену адсорбера, который крепится на бензобаке на атомобиле Лада Калина. Поехал в автомагазин, подошёл к продавцу, спрашиваю: "Здравствуйте! У вас есть угольный аДсорбер на Калину?" На что продавец мне ответил: "Угольный аБсорбер? У нас есть аБсорберы, но они сделаны из пластика!" Я говорю: "Вообще-то, внутри в себе он содержит уголь!" Продавец: "У нас есть выбор, номер хотя-бы записали?" Что за чертовщина?)) Мужик уже в годах, а строит из себя тут незнамо кого, специалист хренов)) Я объясняю: "На десятое семейство он круглый, на приору квадратный, оба ставятся под капотом. А на Калине он квадратный и стоит на бензобаке! " Ну тут пришёл другой, более адекватный продавец и исправил ситуацию, подав нужный элемент. Стоит эта шайтан-приблуда у нас аж 900 монет! Ну да ладно.
Приезжаю, значит в гараж, загоняю калиносарай, открываю яму, лезу вниз. Ага. Бак пластиковый. Слева стоит жестяная защита бака. Топливный фильтр на баке справа. Стал думать как опустить бак. Ослабил хомуты, правая сторона хорошо опустилась, левая не хочет. Мешает защита. Долго-ли коротко, снимаю, значит эту защиту. Теперь мешает колено резонатора, мать его за ногу растудыть-то туды)))))откручиваю соединение, снимаю с задней подушки. Всё. Бак опустился. отсоединил шланчики, извлёк в сторону адсорбер. В одной мурзилке он прижимается типа железным хомутом, в моём случае зажат с обеих сторон такими пластиковыми фиксаторами. "Все на свете из пластмассы. И вокруг пластмассовая жизнь" — поёт нам Саша Васильев из группы "Сплин")))) Перекинул шланчики с одного адсорбера на другой, для надёжности затянул металлическими хомутами для топливного шланга. Продул ртом старый адсорбер — дышит! Потянул на себя — тут же исплевался — живой уголь. С мыслями "пусть всё будет ненапрасно" установил новый адсорбер, собрал всё на место, заменил попутно топливный фильтр. Запускаю двигатель Калины, жду когда чуть прогреется, подцепляю диагностический адаптер (сегодня у нас в гостях беспроводной ELM327 с AliExpress и OpenDiag на телефоне))), выставляю процент продувки адсорбера где-то на 80 — никаких стучков под сиденьем, хотя ранее они проявлялись сразу же. Пока закрывал гараж, машина работала. решил проверить разрежение в баке. открываю пробку иииии…Никакого разрежения! До этого менял пробку, думал дело в клапане — бесполезно! Теперь там красуется пробочка с логотипом АвтоВАЗ и Роснефть (АвтоВАЗ рекомендует Роснефть))). приехал до дому, вышел и снова открыл бензобак — нет разрежения! Так что, если у вас вакуум в баке — львиная доля вероятности того, что неэфективна работа адсорбера. Если же наоборот — избыточное давление — виной тому клапан продувки адсорбера. Вот такие вот дела))))
Все современные автомобили с автоматическим впрыском топлива, в том числе и "Лада Калина", оснащаются системой улавливания паров бензина (СУПБ). Это обязательное требование для машин, чей класс экологичности начинается от Евро-3. Система призвана в первую очередь исключить попадание топливных паров в атмосферу, но кроме этого она позволяет поддерживать стабильную работу двигателя, а также экономить горючее.
Одним из основных узлов СУПБ является клапан продувки адсорбера. Что собой представляет этот элемент, как он устроен и для чего предназначен, мы и поговорим в этой статье. Кроме этого, мы рассмотрим признаки неисправности клапана, причины выхода из строя, а также опишем процесс его замены на примере автомобиля "Лада Калина".
Зачем нужна система улавливания паров топлива
Бензин относится к разряду легкоиспаряющихся углеводородов, а его пары обладают высокой летучестью. Во время работы двигателя бензин, находящийся в баке, хоть немного, но нагревается. К тому же во время движения он колышется. Эти процессы ускоряют испарение топлива, создавая повышенное давление в емкости. Раньше автомобильные баки имели лишь примитивную систему вентиляции, которая попросту выпускала пары через специальные отверстия в атмосферу. Естественно, это наносило определенный вред окружающей среде, а об экономии топлива вообще речи не шло.
Внедрение системы улавливания паров бензина позволило решить эти обе проблемы одновременно. С ней испарения не выбрасываются в окружающую среду понапрасну, а используются по назначению, т.е. для обеспечения работы двигателя.
Из чего состоит система улавливания паров
СУПБ в "Калине" состоит из следующих элементов:
- отводной и возвратный топливопроводы;
- сепаратор;
- адсорбер;
- клапан продувки адсорбера.
Как видите, система достаточно проста. Рассмотрим назначение каждого из ее элементов в отдельности.
Что касается топливопроводов, то это попросту трубки, по которым испарения бензина уходят из бака, а также по которым топливо возвращается в него обратно. Сепаратор служит для сбора паров горючего и их конденсации. Адсорбер предназначен для улавливания тех испарений, которые не успели перейти в жидкое состояние. Клапан продувки адсорбера ("Калина") необходим для того, чтобы направлять пары бензина в ресивер впускного коллектора.
Как работает система
Топливные испарения поднимаются и концентрируются в верхней части бака. Когда давление в емкости поднимается, пары попадают в топливопровод, а оттуда в сепаратор. Там происходит процесс их остывания и конденсации. Часть испарений оседает на стенках сепаратора, переходит обратно в жидкое состояние и по обратному топливопроводу возвращается назад в бак. Другая же часть, которая не успела конденсироваться, поступает в адсорбер. Устройство представляет собой обычную пластиковую банку, заполненную измельченным активированным углем. Пары накапливаются в адсорбере до запуска двигателя.
Когда мы пытаемся завести мотор, в работу вступает электромагнитный клапан продувки адсорбера («Калина»). Сигнал на его открытие подается от электронного блока управления двигателем. В момент запуска клапан открывается, и пары бензина по трубопроводу подаются в ресивер впускного коллектора. Таким образом, испарения, которые раньше никто даже в учет не брал, способствуют экономии горючего, а также не загрязняют окружающую среду.
Что представляет собой клапан продувки адсорбера на "Калине"
По сути, клапан продувки адсорбера («Калина») – это обычное запорное устройство, приводимое в действие обычным электромагнитом. Он состоит из:
- пластикового корпуса;
- электрического разъема;
- подпружиненного клапана;
- электромагнитной обмотки;
- магнитного сердечника.
Рабочие фазы клапана
При выключенном двигателе клапан продувки адсорбера ( «Калина») обесточен и находится в закрытом положении. Иными словами, система улавливания паров перекрыта со стороны силового агрегата. В это время в адсорбере под давлением концентрируются испарения бензина. В момент запуска двигателя электронный блок управления подает на клапан питание, приводя в действие электромагнит. Он открывает запорное устройство, и пары бензина естественным путем всасываются во впускной коллектор. Когда двигатель прекращает свою работу, клапан обесточивается и перекрывает трубопровод. Пары бензина перестают поступать в ресивер. Так работает клапан продувки адсорбера ("Калина") .
Некоторые современные автомобили зарубежного производства оборудуются более сложными устройствами. Их конструкция дополнена датчиками, позволяющими электронному блоку дополнительно получать информацию о насыщении парами топлива адсорбера, оценивать процентное содержание воздуха и на основе полученных данных управлять подачей топлива в инжектор.
Признаки неисправности клапана продувки адсорбера
Клапан продувки адсорбера ("Лада Калина") , как и любая другая электромеханическая деталь, может выходить из строя. Признаками его неисправности являются:
- появление на приборной панели надписи CHECK (при тестировании определяется ошибка с кодом P0441, соответствующая неисправности системы улавливания паров бензина);
- плавающие обороты двигателя на холостом ходу;
- нестабильная работа двигателя во время движения;
- увеличение расхода топлива;
- повышение уровня CO2 в выхлопных газах.
Кроме этого, в автомобилях "Лада Калина" неисправность клапана продувки адсорбера может проявляться в появлении характерного запаха бензина в салоне. Это явление возникает, когда давление в системе улавливания паров превышает расчетные показатели.
Провести диагностику клапана несложно, однако надо знать, где его искать.
Клапан продувки адсорбера («Калина»): где находится, и как его узнать
В отличие от инжекторных автомобилей семейства "Самара", адсорбер у «Калины» находится не в моторном отсеке, а рядом с бензобаком. Добраться до него, не снимая топливную емкость, невозможно. А вот клапан продувки расположен под капотом. Он закреплен на рамке радиатора, и доступ к нему всегда свободен. Вы без труда найдете его, узнав по двум трубкам, по которым, собственно, и движутся пары бензина.
Проверка клапана
Заподозрив, что устройство вышло из строя, поспешите провести его диагностику и при необходимости заменить. Нет, его поломка не несет критических последствий. Автомобиль как ездил, так и будет ездить, просто двигатель будет работать в аварийном режиме, да и топлива будет потреблять больше. Но как проверить клапан продувки адсорбера на «Калине» своими силами?
Этот процесс не займет много времени. А все, что нужно из инструментов – это мультиметр, отвертка и пара проводов. Поднимаем капот, находим клапан. Далее отсоединяем от него жгут проводов. Для этого отжимаем фиксатор крепления колодки. Первым делом проверим, поступает ли на клапан напряжение. Включаем мультиметр в режиме вольтметра. Черный его щуп присоединяем к «массе» автомобиля, а красный – к разъему «А» на колодке жгута проводов. Включаем зажигание и смотрим на показания прибора. Напряжение на выводах должно соответствовать напряжению аккумулятора. Если его вообще нет, или оно значительно меньше, проблема не в клапане, а гораздо глубже.
Если же с напряжением все в порядке, идем дальше. Демонтируем клапан продувки. Для этого отверткой ослабляем крепления хомутов шлангов и снимаем их со штуцеров. Сдвигаем клапан вверх по кронштейну и снимаем его.
Проверка устройства заключается в подключении его напрямую к клеммам аккумулятора. Берем один провод и подсоединяем его к плюсовому выводу клапана продувки. Второй провод подключаем к минусовому и кидаем оба проводника на соответствующие клеммы аккумулятора. В этот момент должен раздаться щелчок, говорящий о том, что электромагнит сработал. В данном случае можно считать клапан продувки адсорбера рабочим. Если же при подключении ничего не произошло, устройство придется менять.
Меняем клапан продувки
Пытаться ремонтировать клапан – занятие неблагодарное. Да и стоит он недорого. В зависимости от модификации, цена на него может составлять от 350 до 600 рублей.
Замена клапана продувки адсорбера на «Калине» после его проверки и демонтажа осуществляется с использованием одного инструмента – отвертки с крестовой битой.
Порядок установки устройства следующий. В первую очередь присоединяем шланги подачи паров бензина к штуцерам клапана. Отверткой затягиваем винты крепления хомутов. Устанавливаем клапан на кронштейн и сдвигаем его по направляющим вниз до упора. Подключаем жгут проводов. Включаем зажигание, запускаем двигатель. Если его работа заметно улучшилась, обороты стали стабильными, а с приборной панели исчезло сообщение об ошибке, значит мы все сделали правильно.
С помощью данного клапана обеспечивается возможность регулировки объема паров бензина, подающихся внутрь камер сгорания мотора Лада Калина. Сам адсорбер является достаточно сложным узлом, в структуру которого входят несколько клапанных элементов, отвечающих за поддержание определенных характеристик функционирования системы топливоподачи.
Назначение клапана продувки адсорбера
В модели Лада Калина, как в принципе и любом прочем авто, оборудованном распределенным впрыском топлива, адсорбирующая система необходима для локализации образующихся бензиновых паров. Они скапливаются внутри бака после остановки мотора, а по прошествии определенного времени, необходимого для превращения данных паров в конденсационное состояние, переходят обратно в жидкое топливо. Оставшийся объем паров, которому не удалось вернуться в бак, перемещается в адсорбер, где удерживается двумя клапанами. Первый (гравитационного типа) необходим для предотвращения пролива топлива во время переворачивания кузова LADA Kalina (при аварии и пр.), а с помощью 2-го осуществляется контроль показателя давления внутри бака.
Преодолев указанные клапаны, пары перемещаются в полость адсорбера, который выполнен в форме банки, заполненной активированным углем. Сразу после пуска двигателя скопившиеся внутри емкости пары направляются в камеры, где осуществляется их сжигание.
Чтобы контур данного узла вентилировался и имел возможность осуществлять регулировку объема паров, в адсорбере присутствует электромеханический клапан продувки адсорбера для продувки (КПА). Датчик адсорбера управляется посредством специального контроллера.
Если в данном узле возникают неисправности, то мотор LADA Kalina сразу реагирует на это путем повышения топливного расхода и снижения показателя мощности. Также если датчик адсорбера не корректно работает, это может вызвать неудовлетворительное проветривание бака или даже вывести из строя бензонасос.
Как проверить работу датчик? Для диагностирования системы нужно взять во внимание несколько простых признаков. Неисправность адсорбера может выдать себя провалами мотора на холостом ходу, вдобавок к чему наблюдается присутствие запаха топлива внутри салона Лада Калина. Именно в данном случае потребуется безотлагательно заменить КПА, иначе возникает угроза существенной поломки компонентов мотора и элементов контура топливоподачи. Теперь вы знаете, как проверить систему.
Меняем клапан продувки на Калине
Сама процедура замены не состоит в числе сложных мероприятий. Для ее выполнения владельцу понадобится обзавестись обычной отверткой крестообразного профиля и знать где находится клапан.
Далее приводим алгоритм действий, позволяющий быстро и оперативно выполнить указанную процедуру.
- От минусового вывода АКБ отсоединяем соответствующую клемму.
- От самого клапана потребуется отсоединить разъем питания.
- Для удобства подступа к узлу смещаем немного в сторону всасывающий патрубок системы впуска вместе с датчиком «ДМРВ». Для этой цели указанной отверткой ослабляем затяжку хомута патрубка и выполняем действие.
- Теперь приступаем к демонтажу узла. Для этого отсоединяем пару штуцеров, располагающихся на боках изделия. Один из крепежных элементов зафиксирован защелкой и для его демонтажа потребуется утопление фиксатора с последующим приподниманием усиков и завершающей подтяжкой штуцера в бок.
- Перед установкой нового компонента проверяем соответствие маркировок на обоих клапанах и убеждаемся в их идентичности.
- Монтаж и фиксацию изделия осуществляем по обратному порядку.
Клапан продувки адсорбера заменен.
Подведем итоги
Работа по замене клапана проста, однако, когда владелец Лада Калина не уверен в своих возможностях или не проявляет желание производить ремонтные манипуляции в таком узле повышенной опасности, как система топливоподачи, то рекомендуем прибегнуть к услугам специализированной мастерской.