Всем доброго времени суток!
Этот пост я целиком и полностью посвящаю истории восстановления одной АС, с которой всё и началось.
Под новый год я начал прикидывать возможность покупки колонок для просмотра фильмов. Бюджет был что ни на есть скромный — 3т.р.
Ну вроде даже более-менее определился. И тут мне поступает очень заманчивое предложение. Один хороший человек готов отдать мне колонки и усилитель под восстановление, если я возьмусь. И я взялся.
Что видим по приезду домой
Усилитель жив, особых вмешательств не требует, корпуса подустали, а вот с колонками всё гораздо интересней: из динамиков жива только одна пищалка, но комплект пищалок не родной — 10ГДВ.
Ну, погнали!
Снимаю первый низкочастотник 50ГДН
При помощи отвертки дербаним подвес и дорабатываем шкуркой место под новый.
Как я уже писал, купил колонки с рук, чтобы слегка модернизировать и слушать по возможности весь диапазон музыкальных записей, а не их середину.
Понятно, что по уму нужны либо большие хорошие колонки, что дорого, либо "музыкальный" сабвуфер, что также дорого.
Вообщем решил я идти "своим путём" – купить старые советские колонки и подрихтовать их во всех смыслах. Выбор пал на Амфитон 25АС-027 из-за относительно малых размеров, достаточной мощности для любой квартиры и изодинамики в ВЧ части. Купил в Златоусте "в слепую" и прогадал, но не фатально, т.к. на Ёбурском рынке всё заняли"барыги" во всех значениях этого слова и дерут, как минимум, двойную цену.
Недостатков у этих колонок изначально два.
Первое – это компактный размер, чтобы получить низкие частоты при таком объёме (всего 41 литр) туда поставили самый низкодобротный "мягкий" динамик НЧ (50ГДН) и чтобы на нём получить "упругий" бас, нужно корпус сильно демпфировать. Так же из-за этого скорость потока воздуха выходящего из фазоинвертора очень большая и слышно "хрипение/сипение".
Вторая – узкая направленность звучания ВЧ динамика. Насколько она узка я уже позабыл, но пришлось вспомнить. Очень желательно, чтобы ваши уши находились на одной прямой с ними. Но за это вы получаете чистые высокие до 31кГц, что для многих окупало данное неудобство. Более-менее широкий луч прослушивания получается примерно с 3-х метров от колонок. Смех в том, что по инструкции колонки должны ставиться на площадку, которая имеет угол наклона
15°, чтобы как раз направлять ВЧ излучение вверх, но никто этих подставок не видел воочию. :)))
Забирая колонки у друга, который их купил, я послушал их, единственный вердикт был – "играют, не "шуршат" НЧ (катушка о магнитную систему) и это хорошо". В принципе я был к этому готов, т.к. прочитал в Инете множество вариантов модернизации и все они в первую очередь касались двух вещей: дырявость корпуса и СЧ динамик, который был в этой колонке "никакой", а он отвечает за самую важную часть звукового диапазона, где находится практически всё, что слышит человек в своей жизни. У практически всех 3-х полосых (НЧ/СЧ/ВЧ) советских колонок была общая проблема — это плохой среднечастотный динамик. У всех по разному выходило их подбирать и согласовывать с НЧ и ВЧ динамиками. В этой колонке СЧ 20ГДС-3-8 мягко говоря плох и его нужно менять. Вариантов замены множество, от одного из лучших советского СЧ динамика 30 ГДС-1 (стояли в Кливерах, Корветах 150АС и т.д. и т.п.) до широкополосного динамика, которые у нас получались неплохо, или замены на иностранный аналог с непредсказуемыми последствиями, т.к. нельзя просто так взять и заменить динамик. :)))
Я решил рискнуть и выбрать замену самостоятельно. Купил с рук пару 30ГДС и в Аудиомании рекомендованный многими СЧ-НЧ динамик Visaton 13/8.
Сравнив качество звучания этих трёх экземпляров в одиночестве я выбрал Визатон.
20 ГДС-3-8 – СЧ диапазон смещён в низкочастотную часть (резиновый подвес) и чёткость/резкость звуков самая маленькая из представленных динамиков.
30 ГДС-1-8 – СЧ диапазон наоборот смещён в ВЧ часть (подвес пропитанная бумага). Игра резкая и жёсткая, но перегружать его нельзя, сразу начинает сипеть и давать "кашу".
Визатон 13/8 – это некая сумма двух первых и плюсом "прозрачное" звучание". Для обычного человека, по сравнению с 30 ГДС это будут потерянные деньги, как и написали на сайте Аудиомании:"Брал на замену 25ГДС в Амфитонах, не скажу что уж не порядок лучше родных, но звук у этих более открытый нет рупорного эффекта, отыгрывают верх получше, по чувствительности одинаковы, да и лучше я думаю нет динамиков для замены 25 Гдс."
Т.е. разница получается в нюансах. Но разница между 20 ГДС-3 и Визатоном очень существенная. для меня по крайней мере.
Разобравшись с заменой СЧ взялся за корпус. Корпус требовалось залатать, т.к. включив на колонках транс с большим количеством низких, корпус "засвистел", "зашипел" и сильно загудела задняя стенка. По рекомендациям залил все швы ПВА с запасом, ушло 4 дня с сушкой. Потом все стенки обклеил герленом (это виброизолятор) который остался от"модернизации" компьютерного корпуса и обклеил волнистым поролоном, чтобы убрать стоячие волны. Корпус перестал гудеть, распорки решил не делать.
Несоклько фоток с разборки.
Настала пора разобраться с разделительным фильтром, одной и самых сложных проблем для несведующего в них человека. В Инете на сей счёт такой диапазон мнений, что оторопь берёт. 🙂 От "ничего не трогай! Это делали профессионалы. " до "Всё нужно пересчитывать, а лучше выбросить колонки на помойку. Аминь."
Зная не по наслышке как и что было в нашей многострадальной электронике (не военной. ), то решил избрать срединный путь: попытаться разобраться в работе фильтра и настроить как мне надо с минимальными изменениями. И при сравнении со схемой в паспорте я увидел ожидаемые мной отличия с реальной схемой "в железе".
Чутка "отплыву в сторону". В советские времена, если налажен конвейер, то вносить поправки почти невозможно, т.к. есть паспорта и утвержденный технический регламент от которого "ни на шаг". И это было именно так. Работало с обоих сторон: заказчик получал повторяемый экземпляр, а низкий технический уровень на конвейере позволял всё это повторить в миллионах экземплярах. А разработки делали во "всяких" институтах натурально "на коленке" всякие "умалишённые" коллективы и одиночки. Кому интересно почитайте. С колонками была таже история. Это чтобы понимать как это создавалось. Я всё это знаю, т.к. отец занимается электроникой и сам всё это проходил. да и сейчас сталкивается. 🙂
Так вот с этими колонками была проблема – часто горели изодинамические ВЧ динамики. т.к. с охлаждением там напряг, а материал мембраны "катушки" не выдерживал получаемую температуру при максимальной мощности и деформировался и из-за плохого СЧ звена на ВЧ "повесили" и среднечастотный диапазон, а советские люди любили слушать на максимальной громкости. В результате возвраты по гарантии и ремонты ВЧ динамика стали столь частыми, что стали искать выход, но не отклонясь от существующего регламента с минимумом затрат, т.к. переработку ВЧ никто не позволит, да и нужного материала тогда не было. Выход нашли в установке резистора последовательно с ВЧ динамиком и увеличения сопротивления резистора на СЧ. В результате ВЧ "гореть" перестало, а вот качество звука достаточно сильно пострадало. Как я уже говорил, человек в этом диапазоне слышит почти любые искажения.Вот так и "спасли" для производства колонки, а звук испортили, но посчитали это приемлемым.
Вот схема разделительного фильтра колонки (кроссовера):
На этой схеме всего один резистор, а вот что в колонке на самом деле:
Как видите их тут два и второй, которого нет на схеме включен последовательно с ВЧ-головой для уменьшения подводимой мощности, сопротивление 2 Ом, зависимость (как вычитал) примерно 0,7 Ом на 1дБ, т.е. ослабление на -3дБ, что достаточно сильно. И напомню, на схеме он не показан.
Что же происходит с ВЧ головой если её долго "насиловать".
Вот "идеал", который должен быть
А вот что получается после насилия.
Вся поверхность покрыта волнами из-за термических нагрузок. НО бывает такое и в новых динамиках "перестроечного" периода, когда качество производства похоже сильно упало.
Я вытащил фильтр наружу и стал его приводить "к паспорту". Заменил СЧ-динамик и убрал оба резистора из цепей. Включил послушать и о чудо всё стало хорошо. Но СЧ-ВЧ диапазон стал "выпирать" на передний план и пришлось их уровень занижать L-аттенюатором.
Просмотрев всякие варианты кроссоверов, выбор остановил на этом:
Методом подбора подобрал нужное ослабление ВЧ и СЧ динамиков. ВЧ не стал ослаблять, а для СЧ сделал -6дБ.
Также удалил перемычку и решётку с ВЧ головки, в результате уровень ВЧ стал всё же выпирать, но пока оставил как есть и занялся переделкой другой колонки. Во второй колонке нашёл паспорт сборщика!
Когда сделал, решил испытать.
Всё расставил и включил где-то на 15 Вт. Играло хорошо. но не долго. :))) Сгорел один ВЧ динамик, который показывается тут.
И начались поиски нового на Авито. Нет сильного желания описывать историю поисков, но в результате я обрёл ещё 4 динамика: один изначально сгоревший (бесплатно); второй рабочий и внешне хороший, но с маленьким рассечением между проводников, которое не было видно при покупке и два новых, даже не паянных, которые я и поставил в колонки.
Пусть 25 ГДВ, вместо 10 ГИ вас не смущает, это один и тот же динамик, только оформлен по другому. Старый крепился изнутри, приходилось его поддерживать при разборке, иначе он мог упасть и повредить что-нибудь, а этот крепился снаружи, что проще. Также у нового, как видите, сразу есть защита от шаловливых рук детей и взрослых – металлическая сетка. :))) На мой слух эта сетка уменьшает сигнал на те самые 3-4 дБ, которые нам нужны, чтобы выровнять чувствительность динамиков.
Ещё немного снимков этих динамиков:
Поставил в колонки и испытал на максимуме громкости. В комнате сидеть невыносимо, о соседях ничего сказать не могу и усилитель не тянет эти колонки на большой громкости. Играют отлично, мне очень нравится. Главное хорошо играют и не на большой громкости.
Внешность пока не трогал – позже сделаю под настроение. Общее фото выложу позже
Вот такая история возрождения "старого советского аудио". 🙂
Есть много информации по доработке СССР-кой акустики, но не одной не нашел по доработке Амфитона 25 АС-027. Так как являюсь владельцем данной акустики, хочу поделиться опытом в доработке. В основном идеи были взяты с доработок других АС, подсказок друзей и общению на форумах.
Хотел приобрести эти АС уже давно, но купил только в 2009 году, с рук (за 68 $ по тем курсам). Причина покупки одна – изодинамические ВЧ, но к ним ещё можно добавить 50 ГДН и не плохой корпус. При покупке сравнивал с S-90 и S-90D, Амфитон выиграл по НЧ и ВЧ.
Паспортная информация по данным АС:
Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-17дБ) – 31500 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-8000 Гц: ± 4 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Полное электрическое сопротивление: 4 Ом
Минимальное электрическое сопротивление: 3,2 Ом
Предельная шумовая мощность: 50 Вт Вес: 25 кг
Габариты: (ВхШхГ): 60х32х27 см
Труба фазоинвертора имеет размеры: диаметр 55 мм и длинна 165 мм, частота настройки 25-30 Гц. Внутренний объем АС 41 л. Раздел частот: 500 и 3000 Гц. Динамики: 50 ГДН-3, 20 ГДС-3 и 25 ГДВ-1 (10 ГИ-1-4).
Формы АЧХ звукового давления измеренной по оси, кривая1:
Амплитудно-частотные характеристики гармонических искажений по 2-й и 3-й гармоники представлены на фото, кривые 2 и 3. Гармонические искажения измерены при среднем уровне звукового давления 90 дБ.
Достались в хорошем состоянии, ни разу не откручивались, только подвес на НЧ рассыпавшийся. Первое прослушивание дома конечно впечатлило.
Источник KENWOOD DP 1060:
Усилитель ОДИССЕЙ-У-010:
Детальность и утонченность на ВЧ нотах, хороший бас, авот середина, как и везде – не очень.
_
Корпус выполнен из ДСП (перёд и зад) и фанеры (бока, верх и низ). Толщина стен 18 мм, кроме передней, она 38 мм. В верхней части корпуса расположены две колбасы с ватой. Фильтр собран на металлическом шасси, провода естественно тонкие, клемм нет. На конце фазоинвертора прикреплен на проводе бинт – скорее это борьба против свиста. В целом качество сборки не плохое, но хорошим его не назовешь. Зато появляется поле для доработок.
Ну а теперь к делу. После длительных прогонов на треках установил следующие этапы работы над этими АС:
1. Работа с корпусом
3. Пересчет фильтра
4. Замена подвеса на НЧ
5. Замена проводки
6. Улучшение внешнего вида и сборка
Хочу предупредить, что моя доработка не есть эталоном или идеалом, это лишь один из возможных примеров доработки данной АС, потому как у каждого вкусы разные. И может быть, кому то моя работа покажется неполной, неправильной или вовсе бессмысленной, ведь делал я для себя и под свой вкус. Поэтому пусть моя работа будет для Вас лишь одним из вариантов в познании акустики.
1. Работа с корпусом
Все разбираем, до последних винтов. Детально процесс описывать не стану, надеюсь, проблем с этим ни у кого не возникнет.
Здесь основная работа заключается в укреплении стен и герметизации швов. Герметизацию швов делал клеем ПВА, ставил АС на угол 45° и заливал шов клеем (в этом удобно пользоваться шприцом), давая ему полностью высохнуть. Просушка одного шва длилась около 1-2 дней, по этому это самый долгий этап в доработке, но результат того стоит. В итоге получил корпус без звуков при ударе, почти как камень.
В одном корпусе я установил 3 распорки. Две на боковые, и одну на перед-зад. Изготовил их с твердого дерева, дуб и акация, туго забил и посадил на ПВА, без вкручивания саморезов и оклеил ватином. Распорки установил после проклейки швов. После установки распорок, кисточкой прошел швы клеем ещё раз. Оклеивать весь корпус, каким-либо материалом не стал, считаю лишним. Одиссей не дает сильно ходить НЧ, поэтому гула нет. В итоге получился вот такой корпус изнутри.
Также вырезал подкладки из ДВП, под НЧ, по 2 на каждую. Так как защитная сетка убирается, то между динамиком и накладкой появляется приличное расстояние, чтобы его прикрыть, я выдвинул динамики немного вперед, к тому же прочность не помешает.
Колпак под СЧ динамик, я укоротил по магнит будущего 30 ГДС. Заглушку выполнил из 16 мм ДСП. Сделал из-за того, что своим магнитом он закрывает почти весь объем сзади. Внутри оклеил ватином, вклеил в отверстие, снаружи, в корпусе – войлоком. Трубы фазоинвертора укоротил на 1 см, вклеил в отверстия и внутри корпуса оклеил войлоком.
Сзади на месте бывшего отверстия для кабеля, вырезал отверстие под клемму. Посадил на клей и прижал саморезами.
2.Замена СЧ
Здесь вариантов много. Можно оставить 20 ГДС, сменить его на широкополосник типа 5 ГДШ, или импорт. У меня уже был новый купленный 30 ГДС, с тканевым прорезиненным подвесом. 20 ГДС в моем варианте был с полиуретановым подвесом. Прямое сравнение при прослушивании подтвердило, что 20 ГДС действительно имеет гнусноватый звук. Поэтому замену считаю вполне оправданной, притом, что 30 ГДС имеет такой подвес. ГДШ звучит ярче и красочней, по чувствительности одинаково, звук 30 ГДС могу назвать только более линейным.
В итоге звучание изменилось в лучшую сторону. Появилась выразительность и натуральность в звучании. Звук стал динамичней.
_
3. Пересчет фильтра
Пересчитать фильтр решил из-за того, что раздел СЧ и ВЧ слишком низко, в районе 3000 Гц. С новым фильтром раздел НЧ и СЧ немного поднят, СЧ и ВЧ поднят до 5500 Гц.
Вот схема родного фильтра Амфитона:
Приборов для исследования АЧХ не было, поэтому настраивал на слух. Единственная возможность измерения была в затуханиях фильтра, вот:
Синим, обозначены графики затухания родного фильтра, но без нагрузки динамиков. Красным обозначен мой вариант фильтра, тоже без динамиков. При включении нагрузки (громкоговорителя) затухание фильтров падает, и кривые будут еще круче, плюс также добавляется АЧХ самих динамиков и окончательная АЧХ будет совсем другой, чем эти графики. Поэтому не стоит обращать внимание на слишком ровные спады.
По родному фильтру видно, что раздел НЧ и СЧ около 750 Гц, СЧ и ВЧ – 3700 Гц. По новому (красные графики) НЧ и СЧ – 40 Гц, СЧ и ВЧ – 12000 Гц. При включении всех динамиков, разделы будут другие, АЧХ тем более.
Настройку фильтра проводил в том месте, где будут стоять АС. К каждому динамику подпаял провода, и уже на диване, в нормальной обстановке подбирал детали. Окончательного результата добился месяца через 4, даже когда колонки уже были полностью собраны.
В результате пришел к такому фильтру:
Фазовое соглашение громкоговорителей одинаковое. На НЧ второй порядок, немного меньше номинал, чем был. На СЧ первый порядок, обрезка по низу. Так как 30 ГДС выше нужного не берет (выше 5 кГц), то по верху резать не стал, да и звук так живее. Сопротивление для согласования чувствительности. На ВЧ второй порядок. Все просто и понятно. Катушка на НЧ взята со старого фильтра, с СЧ звена. Катушку на ВЧ я взял с другой АС. Конденсаторы набраны так же со старого фильтра.
Конденсаторы я использовал К73-11 (ВЧ звено) и МБГО (СЧ и НЧ звенья). Также пробовал К73-17, но не понравилось звучание. Все детали приклеены к полу АС.
4. Замена подвеса на НЧ
Старые подвесы просто рассыпались на глазах, особенно на больших громкостях, поэтому ремонт обязателен. Замена вполне проста, старый подвес убираем, новый клеем.
Очищаем старый подвес и все, что от него остается. Я работал растворителем. Особенно аккуратно работал на диффузоре. Колпак и центрирующую шайбу не отклеивал. Даже без подвеса динамик играет как нужно, без трения, но только в таком положении. Результат:
На радиорынке купил новые подвесы, 5$ за пару:
Осторожно! Спиртом и растворителями подвесы не мазать. Клей использовал полимерный. Места склейки на подвесе зачистил наждачной бумагой. Сначала приклеил к диффузору, потом после высыхания – к раме.
Для придания приличного вида покрыл канцелярской тушью внешнюю сторону подвижки, в 3 слоя.
5. Замена проводки
Использовал обычный акустический кабель, на НЧ 2,5 мм2, СЧ и ВЧ – 1,5 мм2. Но считаю, что можно ограничится на НЧ – 1,5 мм2 СЧ и ВЧ – 1 мм2. С ним удобней работать будет.
Клеммы поставил обычные:
_
6.Улучшение внешнего вида и сборка
Здесь идет выравнивание поверхности, с помощью шпаклевки. Шильдики я убрал, и отверстия выровнял. Вот, что получилось:
Накладки на динамики я зачистил мелким наждаком и покрыл черной матовой краской из баллона, в 3 слоя. Самоклейку купил на свой вкус.
Далее я оклеил корпус и приступил к сборке. Вату положил ту, что и была, ничего не добавлял и не отнимал. На фото видны подкладки под НЧ динамики из ДВП. Сетки перед динамиками убрал. Каждый динамик посадил на мягкий оконный утеплитель. Результат:
_
Образец одного из стыков
Вид сзади, покрасил, так как назад никогда не смотрю, и смысла оклеивать нет.
Лаком не покрывал, головки винтов покрасил черной краской.
Результат превзошел ожидания. При правильной установке есть полноценный бас до 50 Гц, дальше спад, но до 30 Гц давит еще нормально. Нижний слышимый порог 27 Гц. Звук натуральный, не напрягающий. Плотный бас, выразительная (но не выпирающая середина), легкие и четкие ВЧ ноты. Не буду говорить, насколько они тянут по магазинным ценам акустики, могу сказать только то, что звучат они лучше, чем выглядят.
Если сравнивать со старыми АС, то новый вариант особенно отличается выразительной серединой и легкими, не сипящими ВЧ.
Ещё один очень важный момент. Доработка акустики не является полным эффектом в хорошем звуке. Так же очень важен источник, заметная разница между компьютером и нормальным DVD-плеером, не говоря о CD-проигрывателях. Хороший усилитель – большой шаг к хорошему звуку. Ну и правильная установка. Доработка, конечно, изменит звучание, но полноценного эффекта не добиться без хорошего источника, усилителя и правильной установки.
В конце хочу поблагодарить друзей и участников форума «Акустические системы», сайта «Паяльник» cxem.net, которые помогли в создании этого проекта, большое Вам спасибо.
Всем удачи в доработке! С уважением Дмитрий!