Сегодня немного поговорим о системе бесключевого доступа автомобиля (СБДА) или PKES — Passive Keyless Entry and Start. Узнаем, по какому принципу она работает и насколько эффективно защищает транспортное средство от угона.
Что такое сигнализация для автомобиля с бесключевым доступом?
СБДА – это бесконтактный доступ к вашей машине с помощью ключа или же иммобилайзера. На деле это работает следующим образом. Вы подходите к своему авто, надежно защищенному внештатной сигнализацией. Машина в автоматическом режиме проводит идентификацию по маячку и самостоятельно открывает замки дверей. Двигатель заводится с помощью нажатия обычной кнопки.
Такие системы в обязательном порядке устанавливаются на элитные автомобили премиум-класса. Для бюджетных вариантов СБДА идет как дополнительная функция.
Как работает?
Если говорить на понятном для среднестатистического водителя языке, то данная система работает следующим образом:
- Вы подходите к своему автомобилю и нажимаете кнопку, встроенную в рукоятку двери. Существуют также и варианты исполнения без кнопок.
- Дальше включается в работу сложная аналитическая система сигнализации. В окружающее пространство автомобиля начинает передаваться сигнал на определенной частоте (125 кГц).
- Если иммобилайзер или специальный ключ попадает в зону приема, то он улавливает сигнал и приступает к его расшифровке.
- Затем приемщик сигнала становится передатчиком и отсылает ответную команду. При этом ответный сигнал очень хитро шифруется. Каждый раз код шифрования изменяется.
- Для защиты от взлома система использует идентификацию по времени поступления сигнала. Ключ или иммобилайзер должен ответить в течение определенного времени. Если сигнал задерживается хотя бы на пол секунды, в машину вас не пустят.
Вот так примерно выглядит алгоритм работы СБДА. Вроде бы все надежно и безупречно, но и такую систему можно обмануть.
Бесключевой доступ в автомобиль в чём минусы?
Для этого автомобильному вору потребуется помощник и специальный прибор – ретранслятор. Устройство стоит приличных денег, но успешный угон все окупает.
Помощник во время «операции» находится рядом с хозяином автомобиля (ключом или иммобилайзером). Он устанавливает цифровую связь с устройством. Его соучастник возле автомобиля нажимает кнопку открытия двери. Сигнал обрабатывается в ретрансляторе и отправляется помощнику, который, поддерживая связь с ключом, пересылает сигнал обратно. Эта схема срабатывает практически на любых авто.
Чтобы было понятней, рассмотрим конкретный пример. Вы подъехали к магазину, припарковали свою любимую машину на стоянке и отправились за покупками. На вашем авто, естественно, установлена СБДА.
За вами отправляется некий субъект с ретранслятором, который постоянно пересылает сигнал с вашего ключа к автомобилю. Возле машины находится второй подозрительный субъект со вторым ретранслятором. Он принимает сигнал своего друга и перенаправляет его на машину. СБДА, думая, что истинный хозяин находится рядом, открывает двери автоугонщику.
Дополнительная защита
Стационарную СБДА можно немного усовершенствовать. Ее дополнительно прошивают, делая код управления более сложным и недоступным для ретрансляторов.
Сам брелок или иммобилайзер прячется в специальную коробочку с защитным экраном из фольги. Их можно купить или же сделать самому.
Способ самостоятельного изготовления прост. Для этого нам понадобится рулон обычной фольги. Из нее делаем небольшой конвертик или чехольчик любым удобным для вас способом. Как это сделать? Подсмотрите в интернете.
У нас должен получиться небольшой металлический чехольчик, в который мы и будем убирать ключи.
Для защиты от ретранслятора подойдет любая железная коробка. Но описанный нами метод – самый удобный. Металлический конвертик легко поместится в карман пиджака или брюк.
К сожалению, и такая защита не убережет ваш автомобиль на сто процентов от угона. Поэтому в дополнение к СБДА и автосигнализации используйте механические средства защиты. Они потребуют больше времени для своей активизации, но и эффективность их на порядок выше.
Самым надежным считается блокиратор руля. С ним практически невозможно угнать автомобиль, но вот от кражи вещей из салона он не спасет.
Еще один надежный метод защиты – радиоэлектронная метка. Она устанавливается в малозаметном месте в салоне. Метка использует более сложные алгоритмы шифрования, нежели СБДА. Местоположение машины с меткой легко определяется с помощью спутниковых систем.
Некоторые водители интересуются как установить бесключевой доступ и принцип работы этого устройства. Для начала нужно понимать, как работает эта система, после этого можно будет заниматься установкой. Поставить такой доступ можно на любой инжекторный автомобиль. Также есть примеры установки на карбюраторные моторы, но там сделать это достаточно сложно. Для самостоятельной работы по установке следует знать основы работы с электроникой машины, так можно упростить себе задачу. В целом, оборудование машины таким образом посильная задача, тут нет сверхсложных действий, которые невозможно произвести в условиях обычного гаража.
Как установить бесключевой доступ и принцип работы? Для ответа на этот вопрос, нужно сначала посмотреть на ваш автомобиль. На некоторых моделях инженеры предусмотрели такую опцию. В этом случае процесс установки будет несколько упрощен. Если у вас машина, на которую никогда не ставилась штатная система, потребуется больше действий для решения этой задачи.
Содержание
Принцип работы
Сейчас все чаще на практике встречается система Smart Key. Она позволяет управлять запуском, а также некоторыми функциями автомобиля. Существует несколько способов для решения этой задачи.
При работе устройства происходит обмен кодовыми ключами. В современных системах генерация ключей происходит в реальном времени. Это позволяет значительно повысить устойчивость системы к взлому. Технически срабатывание может происходить по-разному, все зависит от настроек. В самом простом варианте запуск двигателя происходит в момент, когда водитель нажимает на ручку двери с целью открытия, или же когда нажимает кнопку запуска двигателя. При более современных и продвинутых версиях пуск мотора может производиться с пульта дистанционного управления, а также со смартфона.
В любом случае, в основе технологии лежит обмен зашифрованными данными, между блоком, который расположен в автомобиле, и брелком или чипом у владельца. Такая схема позволяет наиболее эффективно обеспечивать бесключевой доступ к машине. Это очень удобно в целом ряде случаев.
Функциональные особенности
Рассмотрим более подробно технологические особенности подобного решения. Это позволит минимизировать проблемы с использованием данной системы.
В первую очередь с помощью бесключевого доступа исключается необходимость открывать ключом дверь автомобиля. Это очень удобно в случае, когда вы идете из магазина, и руки заняты. Также подобная особенность позволяет быстрее усаживаться в машину. Помимо этого, удается избегать проблем с замерзающими личинками замков.
Еще одной функцией является возможность удаленного запуска двигателя. Это может быть, как просто бесключевой старт, так и управление мотором на расстоянии. Стоит отметить, что данная доработка является одной из наиболее сложных в исполнении, тут нужно внедряться в систему управлением двигателем. Также следует обязательно «подружить» бесключевой доступ с основной сигнализацией, для которой подобное действие должно являться попыткой угона.
Еще имеется возможность настройки дополнительных функций. Например, зимой очень полезно будет дистанционное включение отопителя. Так в холодное время года, вы всегда будете садиться в теплый салон.
Безопасность
Отдельно стоит рассмотреть вопросы безопасности. Тут стоит упомянуть результаты работы немецкой организации ADAC, которая провела обширное исследование этого вопроса. В итоге, они пришли к выводу, что такое оборудование имеет ряд уязвимостей в сравнении с обычным способом открывания дверей. Разберем основные моменты исследования.
Для начала стоит отметить, что радиосвязь между смарт-ключом и блоком замка в автомобиле поддерживается все время, пока они находятся в пределах досягаемости. Обычно зона эффективного действия 10-20 метров. Но, слабый сигнал доходит и за 500 метров. В обычных условиях система определяет его силу, и не открывает двери. Этот нюанс можно обойти, и для этого не потребуется знание основ дешифровки и дорогого оборудования. Достаточно дешевого усилителя сигнала. В результате система воспринимает сигнал, как исходящий от находящегося рядом чипа, и открывает доступ к автомобилю.
Чтобы избежать осложнений рекомендуется оборудовать автомобиль дополнительной механической противоугонкой. Такой подход сделает угон более трудоемким, в 90% случаев угонщики бросают эту затею. Также нужно обращать внимание на место хранения бесконтактного ключа. Проще всего усилить сигнал, если он лежит неподалеку от дверей или окон.
Компоненты
Перед тем как начать установку, следует разобраться, что вам понадобится для этого. Это позволит заранее купить все необходимое. Так вы сможете понять, сумеете ли сделать эту работу самостоятельно.
Основное внимание при выборе стоит уделять транспондеру. Именно от его характеристик отталкиваются, когда выбирают остальные компоненты. При подборе элементов нужно следить, чтобы они нормально взаимодействовали между собой по всей линии сигнала.
Установка
Обратите внимание, что работа по установке системы Smart Key потребует вмешательства в сигнализацию автомобиля, а также в блок управления двигателем. Поэтому, если вы не уверены в своих силах, не стоит пытаться производить работу. Также стоит учитывать, что на некоторых моделях процесс может несколько отличаться от стандартного метода. В общих чертах установка выглядит следующим образом:
- Устанавливаем блок бесключевого доступа, лучше его спрятать под торпедой;
- Подключаемся к блоку управления сигнализацией, производим синхронизацию и предварительную настройку систем;
- Ставим кнопку запуска двигателя, и подключаем ее;
- Производим синхронизацию с чипом для удаленного доступа.
В некоторых случаях может потребоваться настройка чувствительности. Сделать это нужно, чтобы избежать проблем с излишне большим расстоянием срабатывания системы.
Выводы. На практике сделать себе возможность без ключа отрывать машину вполне можно. Для этого нужно знать, как установить бесключевой доступ и принцип работы этой системы. В этом случае проблем с процессом настройки не возникнет. Но, обязательно нужно учитывать возможные риски.
С каждым годом машины становятся более технологичными, у них появляются новые функции, которые делают ее эксплуатацию более удобной и безопасной. Появление на рынке бесконтактных сенсоров позволяет доработать любой автомобиль (в том числе и LADA) в современном стиле. Рассмотрим несколько таких примеров.
Как сделать сенсорное открытие багажника
Для реализации потребуется бесконтактный сенсор, который можно использовать в качестве кнопки в автомобиле. То есть появляется дистанционное управление замком багажника (любым другим устройством автомобиля, например, скрытая кнопка для управления реле или в «разрыв» цепи) путем приближения руки к сенсору.
Рассмотрим конкретный пример с сенсором Штат TS-T (цена около 400 рублей). Если управление замком багажника осуществляется по плюсу, то подключение сенсора будем выполнять через 4-контактное нормально-разомкнутое реле (т.к. выход с сенсора – минус).
Реле подключаем по схеме:
- Белый – управление приводом открывания багажника.
- Черный – соединяем с зеленым от сенсора.
- Синий и красный провода – постоянные +12В.
- Красный – постоянные +12В.
- Черный – управляющий. Используем провод от центрального замка (на котором минус, когда машина открыта).
- Зеленый – на черный провод от реле.
Таким образом, сенсор будет работать только тогда, когда двери автомобиля открытые.
Осталось выбрать место для установки сенсора. Он уверено работает сквозь любой диэлектрик: пластик, стекло, дерево и т.д., но не работает через металл. Поэтому сенсор разместили на шелкографию задней форточки автомобиля. Его не видно ни снаружи, ни изнутри. Стоит учитывать, что в месте установки изделия не допускаются резкие колебания температуры, воздействие высоких температур, попадание влаги и т.д. Как работает сенсорное открытие багажника на видео:
Кстати, можно также сделать автоматическое открытие крышки багажника на хэтчбеке/универсале или седане.
Бесконтактные сенсоры и Starline X96
На автомобиле Лада Гранта установлена сигнализация Starline X96, которая позволяет реализовать управление центральным замком. В ручках передних дверей установлены и настроены специальные сенсоры. Они позволяют ставить или снимать машину с охраны, просто хватая рукой за ручку, при условии, что в зоне действия находится специальная метка (брелок).
Процесс этой доработки существенно сложней и требует не только специальных сенсоров (в настоящий момент их нет в открытой продаже), но и наличия программного обеспечения и определенного опыта. Более детально на видео:
Как вам такой тюнинг автомобиля? Будете ли вы устанавливать сенсоры вместо привычных кнопок? Напомним, к этой же категории доработок можно отнести установку парковочных сенсоров (парктроника).