Функция акта приема-передачи автомобиля заключается в том, чтобы зафиксировать передачу объекта между двумя физическими лицами, юридическими или физическим и юридическим лицом. Документ выступает приложением к договору о купле-продаже автомобиля, по отдельности они не имеют юридическом силы. Разберемся, как составить акт, если сторонами сделки выступают юрлица.
Общая информация о документе
Акт приема-передачи автомобиля — это первичный документ бухгалтерского учета. На его основе специалист организации списывает с баланса объект или принимает на баланс. Заполненный бланк хранится вместе с договором и платежными бумагами, сведения о нем вносят в журнал регистрации входящих документов.
Бланк применяется не только при покупке или продаже автомобиля, он используется для фиксации перехода любого транспортного средства от одного хозяина к другому. Кроме того, этот документ составляют и в автосалоне при покупке нового транспортного средства.
Важно! При наличии подписанного обеими сторонами акта расторгнуть договор купли-продажи будет возможно только в судебном порядке. Без акта передача транспорта будет признана несостоявшейся, поскольку договор — это лишь факт наличия намерения участия в сделке, а акт — ее завершающий этап.
О чем нужно помнить при передаче автомобиля
При подписании акта нужно помнить о том, что:
- Поставив свою подпись, сторона сделки дает понять, что техническое состояние автомобиля ей известно и осмотр на предмет неисправностей и поломок был произведен. После подписания бумаги предъявить претензии бывшему хозяину будет сложно, поскольку подразумевается, что новый владелец был со всем согласен.
- Вместе с автомобилем необходимо получить еще и документы на него. Это паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации авто, сервисная книжка, документ, который удостоверяет, что техосмотр машины был пройден.
- Нотариального заверения бумаги не требуется. Достаточно подписей и печатей, если одна из сторон — ИП или юрлицо.
Как составить акт приема передачи авто
При составлении следует помнить о таких моментах:
- Унифицированной формы этого акта не существует, но если сторонами выступают юридические лица, то они используют бланк, закрепленный в учетной политике организации специальным приказом. Бланк разрабатывают самостоятельно, внося в него необходимые реквизиты.
- Для физлиц нет таких строгих правил. Можно использовать рукописный вариант, но в том случае важно все верно заполнить. Как правило, сам документ составляют на компьютере, распечатывают и ставят подписи.
- Следует избегать ошибок, опечаток, неточностей, небрежного написания. Если они были допущены, лучше составить новый акт.
- Документ нужно формировать в двух экземплярах — для обеих сторон сделки.
Текст бумаги условно делится на три части: вводную, основную, заключительную.
Вводная часть
Здесь указывают следующие сведения:
- что документ является приложением к договору, номер договора, дату;
- название акта;
- место (город или иной населенный пункт) и дату подписания.
Основная часть
Основной текст должен начинаться с указания информации о продавце и покупателе (наименование компаний, должности и ФИО представляющих их лиц), далее идет номер договора купли-продажи автомобиля и дата его создания.
После этого указывают факт передачи объекта и информацию о самом автомобиле:
- марку;
- категорию;
- год выпуска;
- VIN;
- параметры двигателя;
- цвет;
- номер ПТС;
- есть ли дополнительное оборудование.
К сведению! Этот список можно дополнить и другой информацией об автомобиле, например: ценой, дополнительными документами и т.д.
Заключительная
Здесь указывают, что вся информация об автомобиле сверена, претензий к состоянию автомобиля не имеется, деньги переданы продавцу или уплачены в кассу организации. Продавец не имеет претензий к покупателю по расчетам за переданный автомобиль. Кроме того, можно указать, что настоящий акт составлен в двух экземплярах и оба они имеют равную юридическую силу.
Далее идут подписи продавца и покупателя с расшифровками.
К сведению! Процедура купли-продажи регламентируется Гражданским кодексом, а именно его 30 главой.
В случае если передача автомобиля происходит при процедуре его аренды, то акт составляется в соответствии с договором аренды транспортного средства. Сторонами будут в этой ситуации арендодатель и арендатор. В остальном никаких отличий нет.
Акт приема-передачи транспортного средства — документ который подтверждает факт передачи ТС другому лицу. Не важно какова причина передачи, передаёте ли вы коллеге по работе, продаёте, отдаёте на ремонт или в пользование юридическому лицу, важно то что после подписания данного акта принимающая сторона несёт ответственность.
Кому нужен данный акт? В первую очередь собственнику. Сколько было случаев, когда дорогостоящий автомобиль брали на мойку или в мастерскую, затем путали педали перед стеной. А потом заявляли что он не был за рулём…
Для чего такой акт нужен? Всё просто – обезопасить себя.
Самым главным является техническое состояние на текущий момент услуги или сделки (повреждения ЛКП, сколы, вмятины), а также номера регистрационные, двигателя, кузова, марка и цвет.
Оформление: Акт приема-передачи транспортного средства оформляется в двух экземплярах (если вы оформляете передаёте транспорт, например, группе лиц то количество документов должно соответствовать количеству подписантов) что означает, что передаче ТС нарушений нет, что он передан именно в том состоянии и технической характеристике и нет взаимных претензий. В случае изначальных дефектов при выявлении в момент сдачи, к примеру, в ремонт или аренду, важна полная опись и описание этих дефектов.
При обратной передаче собственнику оформляется обратные акты, а так же указывается какая операция была проведена(ремонт/мойка/пользование/аренда), а так же техническое состояние.
Образцы 2017 года актов приёма-передачи транспортного средства в формате WORD
Акт приёма-передачи автомобиля образец простой
Иногда нужен простой образец передачи автомобиля, без заполнения лишних данных данных. Вот он в формате Word
Акт приёма-передачи автомобиля образец простой
АКТ ПРИЁМА-ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОБРАЗЕЦ 2018
Особенность правил оформления акта в 2018 году состоит в том, что при участии физического и юридического лица в приеме-передаче транспорта в нем обязательно должна стоять печать предприятия.
В нем указываются следующие сведения:
- Дата, а также место составления документа;
- Полные имена сторон, принимающих участие в процедуре;
- Технические характеристики автомобиля или другого транспортного средства;
- Подписи обоих участников процедуры.
-
Похожие записи
Акт приёма-передачи автомобиля какой нибудь простой образец у вас есть?
Да. Мы добавили данный акт в статью
Он за колесо хотел удержать гелек?
Можете сделать оглавление для всех страниц?
Есть форма 1300094а 832-1000. ооо «гки».2005 ?
Нужен акт по передаче ТС после купли-продажи!
суд пристав конфисковал транспортное средство, акт приема передачи не оформил ссылаясь:
1.по закону оформляется на следующий день.
2. отсутствует бланк с синей печатью.
Правомерность действий, если эвакуатор и стоянку оплачивал истец он же приехал с понятыми. ежемесячные платежи должником переводились
Гражданский кодекс России не предусматривает отдельных правил для заключения и исполнения договора купли-продажи автомобиля. Сделка оформляется по правилам ст. 454-491. Акт приема-передачи можно составить и подписать в свободной форме, но с соблюдением необходимой структуры и согласно принципу полноты, достоверности отражения информации о контрагентах, транспортном средстве.
Бланк Акта приема-передачи
Акт приема-передачи можно применять к:
- автомобилям разным габаритам и вместимости;
- специальной технике;
- пассажирским автобусам: городским, междугородним;
- мотоциклам, мопедам, квадроциклам и др.
Актом можно принимать запчасти и комплектующие автомобиля. В документе обязательно должна быть отражена информация о залоге, аресте, долевой собственности на машину.
Примерный образец документа
Условно акт приема-передачи машины или другого ТС можно разделить на 2 части:
- Вводная информация (начало). Контрагенты указывают информацию о договоре, которому акт выступает в качестве отдельного приложения; наименование (заглавие) документы, дата и место его оформления.
- Главный блок. Здесь указывают:
- сведения о контрагентах – Ф.И.О., наименование, юридический адрес предприятий, контактные данные;
- данные о машине – марка, модель, дата производства, VIN , номера агрегатов. Нужно также указать цвет авто;
- срок эксплуатации машины, стоимость (нужно указать в цифрах и с расшифровкой);
- список документации и технических устройств (запчастей), которые передаются вместе с машиной;
- информацию о полной проверке технического состояния и комплектности машины;
- перечень и подробное описание выявленных недостатков (если это случилось, но стороны не отказались от сделки);
- сведения о том, что передача машины выполнена в полном объеме, деньги переданы продавцу, и контрагенты полностью подтверждают выполнение всех обязательств. Отдельно можно оформить расписку в получении денег.
В акте может быть указана и другая информация, которые стороны посчитают важной и необходимой для добросовестного выполнения условий договора купли-продажи машины или другой сделки.
Значимость документа
Акт приема-передачи оформляется в рамках гражданско-правовых отношений. Он свидетельствует о том, что стороны исполнили свои обязательства по сделке – передали машину в надлежащем состоянии, комплектности.
Документ не заменяет собой полноценный договор купли-продажи, аренды, лизинга, сервисного обслуживания автомобиля. Без бланка основной сделки он недействителен и не может рассматриваться как безусловный самостоятельный юридический факт.
Договор, на основании которого подписан акт, может быть оспорен при отсутствии передаточного акта, так как заинтересованная сторона в суде может сослаться на то, что:
- автомобиль она не получала;
- получила его по заниженной стоимости, не соответствующей цене, указанной в договоре;
- приняла автомобиль с дефектами, эксплуатационными недостатками, о которых в договоре ничего не было сказано.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, необходимо полностью указывать информацию об автомобиле, его полную стоимость, а также дату передачи покупателю, арендатору, сервисной организации. Отсутствие акта, таким образом, может свидетельствовать о неполном исполнении одной из сторон сделки своих обязательств, что чревато серьезными судебными разбирательствами.
Необходимые документы
Основным документом, которым необходим для подписания акта – это договор-основание возникновения обязательств по передачи – бланк сделки продажи, ДКП, лизинга, аренды.
Вы можете воспользоваться удобным сервисом, чтобы заполнить и распечатать договор купли-продажи, а также ознакомится с подробной статьей “ДКП автомобиля, мотоцикла, транспортного средства: инструкция по оформлению, образцы и бланки”.
Также необходимо предоставить:
- ПТС машины;
- сервисную книжку (при ее наличии);
- документ, подтверждающий прохождение техосмотра;
- страховой полис (например, продавец может вписать покупателя в страховку либо переоформить на него свой полис);
- свидетельство о регистрации машины.
Можно представить дополнительные документы: на прицеп, газовое оборудование, другие изменения, которые были внесены в конструкцию автомобиля.
Проверка транспортного средства
Основное предназначение акта приема передачи – удостоверить факт передачи автомобиля от одного контрагента к другому. Ими могут быть граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, а также юридические лица. Одновременно документ свидетельствует о том, что машина передана приобретателю, арендатору в надлежащем техническом состоянии.
Перед оформлением акта специалисты рекомендуют досконально проверять машину, что, прежде всего, в интересах приобретателя транспортного средства. Если недостатки и неисправности в машине будут установлены, то об этом обязательно следует указать в акте – для того, чтобы было легче оспаривать свои права в судебном порядке.
При несвоевременной проверке машины покупатель, арендатор должен будет доказать, что не знал и не должен быть знать о недостатках (например, когда они скрытые и сразу их установить не удается – двигатель ест масло, недостатки в электронике, которые проявляются только после длительной езды и т.д.).
Правовые нюансы
Унифицированной формы бланка акта не существует с 2013 года, когда были отменены практически все документы строгой отчетности и юридические лица (ИП) получили возможность оформлять документы в свободной форме или по образцам, введенным в действие на основании локальных актов.
Граждане могут подписать акт в свободной письменной форме – напечатав документ на листе А4 и даже составив его разборчивым почерком (от руки). Акт обязательно должен быть подписан всеми контрагентами. Если кто-либо через них действует через представителя, то нужно указать полную информацию о представителей – его Ф.И.О., номер доверенности. Ставить на бланке штамп организации нужно обязательно, если такой порядок предусматривается внутренними актами компании.
Акт также уполномочены подписать контрагенты: лица, действующие по агентскому договору или сделке комиссии, но они лишь удостоверяют факт передачи автомобиля, но не отвечают за качество машины – ее возможны недостатки или проблемы с оформлением.
Желательно составлять акт без ошибок, помарок, неточностей. Если они все-таки были допущены, то целесообразно оформить новый бланк. Не допускается вносить в акт недостоверную, неточную информацию, скрывать сведения о залогодержателе – если машина находится в залоге, других собственниках (например, автомобиль как неделимое имущество может быть в долевой собственности наследников или супругов).
Если неустранимые или существенные недостатки, в том числе юридического характера, были утаены от приобретателя машины, то он вправе обратиться в суд и требовать признания недействительности договора купли-продажи. Аналогичные правила касаются сделок аренды автомобиля и других соглашений гражданско-правового характера.
Акт нужно сформулировать в двух экземплярах – по одному на каждую сторону сделки. Таких бланков может быть больше, которые также должны быть подписаны, и, при необходимости, заверены печатями сторон.
В следующем видео подробно описано заполнение договора купли-продажи, и акта приема-передачи транспортного средства:
Учет и хранение документа
- Если акт приема-передачи подписали граждане, то хранить такой документ желательно, но если он будет отсутствовать, то налоговая не будет штрафовать гражданина. На предприятии акт нужно обязательно хранить – вместе с основным договором.
- Сведения о документе должны быть внесены в журнал регистрации внутренних документов.
- Бланк целесообразно скрепить с основным договором и хранить в установленном месте (ящике, сейфе), в зависимости от организационной политики предприятия.
- Обычно документы хранятся 10 лет и подлежат списыванию (уничтожению), но предельный срок хранения коммерческие предприятия вправе устанавливать самостоятельно.
- Вместе с актом можно хранить платежную документацию, подтверждающую факт передачи денежных средств за машину в полном объеме.
- Акт приема-передачи может быть включен в бланк основного договора. Это целесообразно делать при покупке б/у машины между гражданами.
- Если сделка носит коммерческий характер, то лучше оформить передаточный акт отдельно от договора купли-продажи или другой сделки, на основании которой состоялась передача транспортного средства.
- Если документ самостоятельно составить затруднительно, то целесообразно определиться с выбором квалифицированного помощника.
Также рекомендуем ознакомиться со статьями: