Предохранители в электрической цепи УАЗ Патриот нужны не просто так. Без них при первом же коротком замыкании появилась бы масса проблем, на устранение которых пришлось бы потратить много времени, денег. Чтобы избежать негативных последствий подобных замыканий в электрической схеме автомобиля предусмотрены блоки предохранителей. Один из них находится в салоне, другой под капотом.
Назначение
На УАЗ Патриот предохранители устроены так, что при возникновении перегрузок у них внутри перегорает специальная плавкая вставка. Из-за этого цепь размыкается, а проводка и все потребители Патриота остаются в сохранности. Если предохранитель сгорает, то вы теряете доступ к определенной опции автомобиля (перестанет работать печка, например). Без них под угрозой окажется вся электро-система УАЗ Патриот.
Помимо этого, наличие предохранителей у УАЗ Патриот позволяет разделить электрические цепи автомобиля на силовые и управляющие. А еще, внутри блока предохранителей Патриота находятся реле, которые замыкают или размыкают участки электрической цепи УАЗа. Поэтому, если у вашего УАЗ Патриот что-то сломалось, первым делом необходимо проверить исправность соответствующего предохранителя, реле.
Салонный блок
На УАЗ Патриот, как уже было сказано ранее, один из блоков предохранителей располагается прямо в салоне — с левой стороны, около коленки водителя. Для доступа к нему нужно открутить винт, фиксирующий пластиковую крышку. Это основной узел, в котором расположены плавкие электропредохранители, отвечающие за свет фар, работу прикуривателя, отопителя, подъемников стекол.
Для автомобиля УАЗ Патриот, чтобы хорошо разобраться с назначением того или иного предохранителя, ниже приведены схемы. Реле также пронумерованы, в таблице дается их расшифровка. На УАЗ Патирот заводом, начиная с первых годов выпуска, неоднократно проводились эксперименты, после которых внешний вид монтажного блока и расположение предохранителей в нем менялись кардинально.
До 2007 года
С самых первых годов выпуска до 2007 года в УАЗ Патриот интегрировался блок старого образца — от ВАЗ 2110.
До 2011 года
Затем, для Патриота на смену предыдущему пришел другой монтажный блок с предохранителями, у которого назначение и расположение этих элементов поменялось.
После 2011 года
Блоки предохранителей для УАЗ Патриот после 2011 года выпуска, включая 2012 и 2013 год, получили совершенно новое расположение внутренних элементов.
Дополнительный блок под капотом
Но, одним блоком предохранителей на УАЗ Патриоте дело не обходится, под капотом находится второй — дополнительный монтажный блок с другими, не менее важными электропредохранителями и реле, отвечающими за такие узлы, как: стартер, бензонасос, ABS, другие системы. Токи здесь выше, тут даже есть электропредохранитель на 80 А! Таким образом, если вдруг на вашем УАЗ Патриот внезапно откажет электрический вентилятор охлаждения, первым делом стоит проверить соответствующий предохранитель внутри блока, который находится в подкапотном пространстве.
Монтажный блок под капотом может быть двух разновидностей: старого образца, нового образца. Так же, как и салонные блоки предохранителей, они отличаются расположением элементов, а также другими моментами.
Некоторые реле и электропредохранители могут отсутствовать внутри монтажного блока, это зависит от комплектации автомобиля, а также от его года выпуска.
Кроме этого блока под капотом — с противоположной стороны может размещаться еще один — дополнительный, обеспечивающий работу кондиционера. Если УАЗ Патриот с дизельным двигателем, тогда на это место ставят реле и предохранитель для специальных дизельных свечей накаливания. Такие свечи дизельному ДВС нужны только для запуска зимой.
Предохранители служат для защиты участков электроцепи от перегрузок и коротких замыканий. И зачастую для устранения неисправности достаточно поменять плавкую вставку предохранителя. Главное знать где они находятся.
Блок управления двигателем
Электрическая схема блока управления двигателем УАЗ Патриот выпуска с 2012 года изображена на Рис 1. Он выполнен по стандарту Евро 4. В некоторых автомобилях применена немного видоизмененная схема с четырьмя катушками зажигания.
Расшифровка элементов блока приведена в таблице на Рис.2
В приведенной выше заводской спецификации узлов применена несколько непривычная военно-промышленная терминология. Например, датчик коленвала именуется датчиком синхронизации, датчик распредвала – датчиком фазы, регулятор холостого хода – регулятором добавочного воздуха. Суть выполняемых функций от этого не меняется.
Очень полезное дополнение – наличие стандартного OBDII разъема для проведения диагностических работ. Не все универсальные диагностические сканеры могут читать полностью ошибки УАЗ Патриот, но ошибки двигателя в OBDII режиме может продиагностировать любой простейший автосканер.
Распиновка (расположение и нумерация выводов) блока управления имеет вид Рис. 3 :
Наиболее проблемные узлы системы управления двигателем УАЗ Патриот, как и в других автомобилях, являются:
- катушки зажигания;
- регулятор холостого хода;
- датчик синхронизации;
- бензонасос.
Учитывая жесткие условия эксплуатации автомобиля, следует своевременно (лучше с удвоенной частотой) производить регламентные работы, связанные с эксплуатацией этих узлов, а именно:
- производить очистку свечей и зон высоковольтных сигналов зажигания, в том числе и корпуса катушек зажигания для уменьшения вероятности пробоя;
- очищать зону дроссельной заслонки от пыли, регулярно менять воздушный фильтр;
- следить, чтобы в бензобак не попадала пыль и грязь, раз в год производить его очистку от осевшей грязи и примесей;
- производить очистку электропроводки от грязи, пыли, масляных затеканий.
Электросхема блока ABS/ESP УАЗ Патриот выпуска с 2012 года приведена на Рис.4
В условиях скользких дорожных покрытий блок ABS и ESP значительно увеличивает устойчивость автомобиля, следовательно, безопасность движения. Наиболее частая причина отказа системы ABS – обрыв электропроводки соединения с датчиками колес (FL front left – передний левый, FR – передний правый, RL и RR – передний левый и передний правый соответственно). В этом случае их необходимо «прозвонить» мультиметром до блока ABS в соответствии со схемой.
Блоки предохранителей
Любой электроремонт обычно начинается с проверки предохранителей и управляющих реле.
Блок предохранителей реле в салоне находится ниже приборной панели под крышкой. Для получения доступа необходимо нажать на фиксаторы, освободив крышку от зацепов.
Схема расположения салонных предохранителей и реле изображена на Рис.5
Обозначение реле приведено на Рис.6:
Обычно, если возникают проблемы с запуском автомобиля, в первую очередь необходимо начинать проверку реле и предохранителей, находящихся в подкапотном пространстве. В случае, когда есть подозрение на неисправность какого-либо реле, можно временно поменять местами с аналогичным из соседнего гнезда, если такой имеется.
Проверку исправности предохранителей необходимо производить обязательно, вынимая их из гнезда, двумя методами: визуальным и с помощью мультиметра (прозвонка).
Независимо от поколения УАЗ Патриот, штатное расположение монтажного блока предохранителей в салоне, слева от рулевой колонки.
Количество модулей в моделях старого образца (до 2014 года) было меньшим: реле 8 штук, предохранителей 12 штук. В версиях УАЗ Патриот от 2015 года количество увеличили до 11 и 30 штук соответственно.
Где находится дополнительный блок: установлен под капотом, в моторном отсеке, за аккумуляторной батареей.
В силу различных причин, среди которых, короткое замыкание, естественный износ, плавильные элементы перегорают, выходят из строя. Ток не поступает к механизмам, агрегатам.
Замена модулей новыми процесс не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение технологии монтажа может привести к повторному выходу из строя.
Описание предохранителей на автомобиль УАЗ Патриот: расположение, схема, цена
Автомобили УАЗ Патриот оснащаются модулями ножевого типа. Цилиндрические не используются ввиду устарелости.
Схема расположения реле – прерывателей
Обозначение | Какой за что отвечает / что обеспечивает |
---|---|
K 1 | Противотуманные фары |
K 2 | Обогрев заднего стекла, двери, зеркал |
K 3 | Реле дальнего света |
K 4 | –/– ближнего света |
K 5 | Отопитель салона (печки) |
K 6 | Компрессор системы кондиционера |
K 7 | Поворотники, аварийная сигнализация |
K 8 | Стеклоочиститель |
K 9 | Дополнительное реле |
K 10 | Обогрев заднего стекла, помпа переключения топливных баков |
K 11 | Обогрев ветрового стекла |
K 12 | Блокировка дифференциала |
Схема установки предохранителей
Маркировка / ампераж | За что отвечает (с описанием) |
---|---|
F (Ф-1) / 10 | РК «Dymos» |
F (Ф-2) / 15 | Розетка в салоне автомобиля |
F (Ф-3) / 10 | Система кондиционирования |
F (Ф-4) / 10 | Управление электропакетом |
F (Ф-5) / 20 | Электропривод зеркал |
F (Ф-6) / 15 | Стоп сигнал, освещение салона, подсветка вещевого ящика, багажного отсека |
F (Ф-7) / 15 | Система отопления, обогрева задней двери, зеркал |
F (Ф-8) / 10 | Противотуманная фара левая |
F (Ф-9) / 10 | Правая противотуманка |
F (Ф-10) / 20 | Стеклоочистители, отопитель заднего ряда пассажиров |
F (Ф-11) / 10 | Обогрев (дополнительно) |
F (Ф-12) / 10 | Звуковой сигнал |
F (Ф-13) / 20 | Штатный прикуриватель, обогрев сидений |
F (Ф-14) / 30 | РК «Dymos» |
F (Ф-15) / 30 | Стеклоподъемники |
F (Ф-16) / 15 | Приборная панель (щиток), задний ход, датчик скорости, аварийка |
F (Ф-17) / 15 | Подушка безопасности |
F (Ф-18) / 10 | Автомобильная магнитола, радиоприемник, блокиратор дверей |
F (Ф-19) / 10 | Блокировка дифференциала, противотуманка задняя |
F (Ф-20) / 10 | Дальний свет (левый) |
F (Ф-21) / 5 | Дальний свет (правый) |
F (Ф-22) / 5 | Ближний свет (левый) |
F (Ф-23) / 5 | Ближний свет (правая) |
F (Ф-24) / 5 | Габаритные огни (левый) |
F (Ф-25) / 5 | –/– (правый) |
F (Ф-26) / 5 | Обогрев лобового стекла |
F (Ф-27) / 20 | Зарезервировано |
F (Ф-28) / 15 | Зарезервировано |
F (Ф-29) / 15 | Зарезервировано |
F (Ф-30) / 20 | Зарезервировано |
Цена блока в сборе от 2000 рублей, набор плавильных элементов от 450 рублей, поштучно от 100 рублей.
Признаки неисправности предохранителей
- На щитке приборной панели сигнализируют индикаторы о неисправности силового агрегата, трансмиссии, системы электрического питания;
- Механизмы не функционируют, аккумулятор заряжен, цепь электрического питания не повреждена;
- Нехарактерная рабочая температура модулей;
- В машине слышен запах плавленой пластмассы.
Причины выхода из строя предохранителей
- Несоблюдение сроков проведения технического осмотра;
- Покупка неоригинальных запчастей;
- Непрофессиональный монтаж;
- Механическое повреждение монтажного блока;
- Короткое замыкание в электрической цепи;
- Повреждение изоляционного слоя;
- Окисление контактов;
- Ослабленное крепление клемников;
- Образование конденсата, попадание воды внутрь.
Замена предохранителей на УАЗ Патриот
- Набор реле – коммутаторов, предохранителей;
- Отвертка с плоским наконечником;
- Пластиковая лопатка, пинцет.
- УАЗ Патриот устанавливаем на платформу, блокируем задний ряд противооткатными башмаками, открываем водительскую дверь;
- В левой части торпеды, ближе к рулевому колесу, проворачиваем пластиковую защелку, откидываем крышку, под которой расположен монтажный блок;
- Пинцетом поочередно извлекаем модули, проверяем целостность плавильной пластины.
Для упрощения процесса идентификации на тыльной стороне пластиковой крышки указаны порядковые номера каждого из модулей, нанесена маркировка, распиновка.
Замена модулей в моторном отсеке не сложнее салона:
- Открываем капот, в левой части, за АКБ находится монтажный блок;
- Отщелкиваем пластиковую крышку, щипцами снимаем неисправный предохранитель, вставляем новый;
- Проверяем реле – коммутатор, устанавливаем новый по мере необходимости.
Средний ресурс эксплуатации предохранителей отечественного производства 45 тыс. км. Зарубежные аналоги служат на 5 – 10 тыс. км. дольше.
Если возникают трудности с установкой монтажного блока, заменой предохранителей – обратитесь к специалистам СТО.
В автомобиле УАЗ Патриот предустановлен еще и третий монтажный блок (силовой), он установлен с торца торпедо, в левой части. Чтобы заменить блок необходимо:
- Отсоединить клеммы от аккумуляторной батареи;
- Отщелкнуть пластиковую крышку;
- Отсоединить три контактных колодки;
- Открутить два болта (на «10»);
- Извлекаем силовой блок, на его место устанавливаем новый;
- Собираем конструкцию в обратной последовательности.