Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Состав системы освещения автомобиля УРАЛ-4320-31 // Современная техника и технологии. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/09/2169 (дата обращения: 07.02.2019).
Световые приборы автомобиля относятся к системам освещения (приборы освещения) или световой сигнализации (светосигнальные приборы), часто при выполнении ими совместных функций.
Свет прибора освещения воспринимается человеческим глазом после отражения от дороги или объекта на дороге (рисунок 1). Свет светосигнального прибора наблюдатель воспринимает непосредственно (рисунок 2). Фары и фонари заднего хода можно считать не только осветительными (водитель автомобиля, на котором они установлены, воспринимает их отраженный свет), но и светосигнальными приборами (другие участники дорожного движения воспринимают их свет непосредственно).
Рисунок 1 – Освещение при помощи головных фар дороги
и объектов на ней
Рисунок 2 – Восприятие человеческим глазом светового сигнала
указателя поворотов
В зависимости от места установки их на машину приборы освещения подразделяются на две группы:
– наружные – они обеспечивают движение автомобиля в условиях недостаточной или ограниченной видимости;
– внутренние – они обеспечивают необходимые условия для работы водителя ночью и днем.
Состав системы освещения автомобиля Урал-4320-31 представлен в соответствии с рисунком 3.
Рисунок 3 – Состав системы освещения автомобиля Урал-4320-31
Противотуманные фары и, соответственно, их выключатель устанавливаются только по особому требованию заказчика [1].
Установка передних приборов освещения и световой сигнализации автомобиля Урал-4320-31 (в исполнении для Министерства Обороны), в том числе головных фар, представлена в соответствии с рисунком 4.
1, 18 – прокладка; 2, 22 – повторитель поворота боковой и знак автопоезда УП101; 3 – прокладка фары; 4, 14, 21 – гайка; 5 – кольцо уплотнительное;
6 – фонарь передний ПФ133АБ; 17, 23 – винт; 7 – фара 401.3711; 8 – рукоятка; 9, 16, 24 – шайба пружинная; 10 –фара-прожектор 171.37110; 11 – кронштейн поворотной фары; 12 – пружина поворотной фары; 13, 15, 25 – шайба; 19 – световозвращатель ФП-316-01; 20 – болт
Рисунок 4 – Установка передних приборов освещения и световой
сигнализации автомобиля Урал-4320-31 (в исполнении для МО)
Головные фары являются основными приборами системы освещения. Именно они в наибольшей мере способствуют организации и обеспечению безопасного дорожного движения в условиях недостаточной [2] (менее 300 м в условиях тумана, дождя, в сумерки и т.п.) или ограниченной (рельефом местности, строениями, растительностью и т.п.) видимости водителем дороги.Приборы внутреннего освещения подключены в бортовую сеть таким образом, что электрическая энергия поступает к ним, минуя выключатель стартера и приборов.
Для включения приборов освещения применяется коммутационная аппаратура (переключатели и выключатели). Коммутационная аппаратура световых приборов системы освещения, а также световой и звуковой сигнализации установлена в кабине автомобиля.
Головные фары включаются при втором положении центрального переключателя света. В зависимости от положения ножного переключателя света включается ближний или дальний свет. С его помощью водитель выбирает режим работы фар (дальний или ближний свет) в зависимости от условий движения. При этом при включении фар не допускается одновременное действие ближнего и дальнего света.
Все цепи системы освещения защищены плавкими предохранителями, установленными в двух блоках. Блоки предохранителей расположены под крышкой люка на передней панели кабины (рисунок 5).
а – крышки блоков плавких предохранителей при открытой крышке люка;
б – блоки плавких предохранителей; в – электрическая схема блока предохранителей; 1 – крышка люка блока предохранителей; 2, 4 – крышка и блок нижних предохранителей; 3, 5 – крышка и блок верхних предохранителей; 6 – плавкий предохранитель (вставка)
Рисунок 5 – Блоки предохранителей, 1-я – 6-я вставка (предохранитель)
На крышке каждого блока указана сила тока, на которую рассчитаны размещенные под ней предохранители. Заменить в блоках плавкие предохранители легко и просто.
Малогабаритные плавкий предохранитель срабатывает при двукратном повышении сил номинального тока не более, чем за 5 секунд.
Плавкие предохранители верхнего блока защищают цепи:1-й – противотуманных фар; 2-й – лампы фары-прожектора; 3-й – переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп, также к ней может подключаться задний противотуманный фонарь; 4-й – лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп сигналов торможения; 5-й – электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода; 6-й – питания приборов и зуммера.
Плавкие предохранители нижнего блока защищают цепи: 1-й – левого габаритного огня; 2-й – правого габаритного огня и освещения приборов; 3-й – ближнего света левой фары; 4-й – ближнего света правой фары; 5-й – дальнего света левой фары; 6-й – дальнего света правой фары.
Библиографический список
- Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мотовоз-1» [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. – 284 с.
- Правила дорожного движения 2011 с картинками и знаками [Электронный ресурс]. URL : http: // carsguru.net / pdd / pdd.html
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2019. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».
Цепь питания подогревателя защищена от коротких замыканий биметаллическим предохранителем 291.3722 на 30 А.
Верхний блок предохранителей защищает:
1- я вставка – цепь противотуманных фар;
2 – я вставка – цепь лампы фар-прожектора:
3 – я вставка – цепь переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп;
4 – я – цепь лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»;
5 – я – цепь электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода;
6 – я – цепь питания приборов и зуммера.
Нижний блок защищает цепи:
1- я вставка – левого габаритного огня;
2 – я – правого габаритного огня и освещения приборов;
3 – я – ближнего света левой фары;
4 – я – ближнего света правой фары;
5 – я – дальнего света левой фары;
6 – я – дальнего света правой фары
Система электрооборудования однопроводная, отрицательный полюс источников электроэнергии и потребителей соединен с «массой» автомобиля. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяется с «массой» автомобиля дистанционным выключателем.
Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи, соединенные последовательно, и генератор, работающий совместно с регулятором напряжения. Соединение агрегатов и приборов электрооборудования осуществлено проводами с полихлорвиниловой изоляцией различного сечения. Провода, входящие в пучки, выполнены определенного цвета для облегчения их нахождения и удобства при монтаже. Одинарные провода могут выполняться любой расцветки. Расцветка провода может быть указана на манжетах, устанавливаемых па обоих концах провода, первой буквой цвета.
Соединение проводов между собой и подсоединение к приборам осуществляется штекерными разъемами. Расцветка проводов автомобиля помещена в приложении 4.
На автомобиле установлен спидометр с механическим приводом, электронные приборы и системы: тахометр, генератор с выпрямительным блоком и др.
Во избежание поломки гибкого вала спидометра ГВ300-05 необходимо при монтаже и демонтаже панели приборов укладывать гибкий вал таким образом, чтобы метка, нанесенная краской на оболочке вала, была расположена снаружи кабины непосредственно за уплотнительной втулкой проходного отверстия гибкого вала, при этом гибкий вал необходимо проложить без образования петли за панелью приборов.
Для надежной работы указанных приборов и систем необходимо следить за состоянием предохранителей, установленных в блоках. Не применяйте нестандартные предохранители в виде согнутой проволоки, болтов, шайб, так как при коротком замыкании в электроцепи это приведет к немедленному выводу из строя изделий, выполненных на базе электроники. Перегоревший предохранитель следует заменить другим, таким же по назначению рабочего тока.
На седельных тягачах Урал 4420-10, Урал 4420-31 и Урал 44202-10, Урал 44202-31 фара-прожектор для освещения седельного устройства установлена на задней панели кабины.
На седельных тягачах Урал 44202-10, Урал 44202-31 передняя фара-прожектор не устанавливается.
На автомобилях Урал 43202-10, Урал 43202-31 и Урал 44202-30, Урал 44202-31 светосигнальные приборы установлены в негерметичном исполнении; конденсатор отопителя кабины, фильтр конденсаторный 11.7904, конденсатор электродвигателя подогревателя, шинный манометр с фонарем подсветки не устанавливаются.
Схема подключения кнопки управления стеклоомывателем: 1 — электродвигатель стеклоомывателя; 2 — кнопка управления стеклоомывателем; 3 — предохранитель
Схема подключения заднего противотуманного фонаря: 1 — выключатель; 2 — фонарь задний противотуманный
Генератор
Генератор переменного тока водостойкого исполнения (рис. 86) представляет собой 12-полюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком ВБГ- 7Г или БПВ7- 100, с приточной вентиляцией.
На генераторе имеются следующие выводы: «+» — для соединения с аккумуляторными батареями и нагрузкой; два вывода «Ш» — для соединения с выводом «Ш» и «+» регулятора напряжения; выводы «Ш» выполнены в виде двухконтактной штекерной колодки; «-» для соединения с корпусом регулятора напряжения; вывод «
» — для подключения к тахометру.
Техническая характеристика при температуре окружающей среды (15-35)°С | |
---|---|
Номинальное напряжение, В | 28 |
Номинальный ток, А | 47 |
Номинальная мощность, Вт | 1000 |
Частота вращения ротора при напряжении28 В, мин -1 : | |
|
1180 |
|
1900 |
Максимальная частота вращения, мин -1 | 8000 |
Ток возбуждения, А | 1,5-1,7 |
Рис. 86. Генератор автомобилей Урал 4320: 1 — вентилятор; 2 — шкив; 3, 7 — шарикоподшипники; 4 — ротор; 5 — щетки; 6 — крышка щеткодержателя; 8 — кольца контактные; 9 — блок выпрямительный; 10 — крышка со стороны контактных колец; 11 — статор; 12 — крышка со стороны привода
Во избежание выхода из строя генераторной установки не допускается:
- работа двигателя при отключенном выключателе аккумуляторных батарей;
- отключение проводов от положительного и отрицательного выводов генератора и разъединение штепсельных разъемов генератора и регулятора напряжения при работающем двигателе;
- проверка исправности генераторной установки путем замыкания перемычки проводов выводов штепсельных разъемов «+» и «-» у генератора и регулятора напряжения;
- проверка исправности генератора с помощью контрольной лампы или мегаомметра;
- включение аккумуляторной батареи с обратной полярностью или соединение положительного вывода генератора с отрицательным выводом аккумуляторной батареи;
- замыкание выводов регулятора напряжения «+» и «Ш» между собой.
Для обеспечения работоспособности генератора содержите его в чистоте. Проверяйте работу генератора по показанию указателя тока. При средней частоте вращения коленчатого вала двигателя указатель тока должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее, исправном генераторе и правильно выбранном уровне регулируемого напряжения стрелка указателя тока должна находиться на отметке «О».
Очищайте генератор от пыли продувкой сжатым воздухом. Ремонтировать генератор следует в специализированной мастерской.
Для проверки состояния щеточного узла снимите щеткодержатель. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателях. Щетки, выступающие из канала щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените. Усилие прижатия щеток к коллектору при сжатии пружины до 17,5 мм должно быть 0,19-0,25 Н (19-25 гс). Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, проточите их. Минимально допустимый диаметр проточки колец 29,3 мм.
Шарикоподшипники герметизированные, в них заложена смазка на весь срок службы. В случае заедания или сильного шума подшипники замените.
Для проверки исправности генератора на автомобиле необходимо иметь вольтметр постоянного тока класса точности не ниже 1,5. Вольтметр подключается между выводами «+» и «-» генератора. Проверка проводится при включенных аккумуляторных батареях на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 мин -1 ). После работы двигателя в течении десяти минут, включите дальний свет фар и зафиксируйте показания вольтметра, которое должно быть 26,6-29,2 В.
Контрольную проверку генератора проводите на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 мин -1 и имеющем измерительные приборы класса точности не ниже 1,5. Схема для проверки генератора приведена на рис. 87. Если генератор исправен, то его параметры должны соответствовать технической характеристике.
Отказ в работе генератора может произойти из- за выхода из строя выпрямительного блока. Проверяют блок на разобранном генераторе при отсоединенной обмотке статора (рис. 88). Выпрямительный блок проверяйте от аккумуляторной батареи, подключенной к его выводам через контрольную лампу. При проверке плюсовых диодов к плюсовой шине выпрямительного блока подсоедините провод аккумуляторной батареи, а второй провод через контрольную лампу поочередно подсоединяйте к выводам диодов. При проверке минусовых диодов к минусовой шине подсоединяйте аккумулятор, а кон-132