Тема переработанной статьи – болты гбц 2101. Данное повествование будет разбито на две части. В первой, речь пойдет о калёных (так называемых «копеечных») болтах. Во второй о деформируемых болтах нового образца (торсионные). Первая глава будет с основными базовыми понятиями и расшифровками, вторая будет только по факту отличия. Еще раз напомню, что в нивах и шнивах стоит один и тот же двигатель.
Болты гбц нива, что бывает?
За время работы с данными двигателями я встречал четыре типа болтов. Поскольку типоразмер у них одинаковый, классифицирую их по форме головы:
- Внутренний шестигранник («восьмерочные»). Очень редкий вариант.
- Шестигранник на 12
- Шестигранник на 19 (Калёные, болты гбц 2101, «копеечные» болты)
- Голова Torx E16. В народе «наружная ромашка»
Самый проблемный вариант, это болты с шестигранником на 12. Когда под руками двигатель с таким «счастьем», я сначала спрашиваю, работает сегодня сварщик или нет. Несколько болтов при демонтаже могут «слизаться» и тогда спасает только наваривание больших гаек, ну или другие приемы из арсенала старых мастеров.
Калёные болты или болты гбц 2101
Болты гбц нива делятся на две группы. Каленые и пластически деформируемые. Про второй тип, я подробно расскажу во второй части. Сейчас речь о каленых болтах. Каталожный номер детали 2101-1003271. По номеру видно, что родословная этих болтов берет свое начало аж от «копейки», а если более честно, то от фиата. Прочность 10.9, это четко выбито на головке болта. Но для современных требований, это уже маловато. Принципиальное отличие от деформируемых болтов гбц состоит в том, что они НЕ ТЯНУТСЯ. В этом их плюс и минус. Плюс состоит в том, что они многоразовые. Минус, в том, что если прокладка гбц усадочная, то после установки, через небольшой пробег, ее желательно «протянуть». Очень долгое время я сам работал и комплектовал заказы именно этими болтами. Но когда автоТАЗ опять «просел» по качеству обработки гбц и даже с завода пошли опять усадочные прокладки вместо современного «металопакета», перешел на деформируемые болты, которые подходят для обоих вариантов.
Вопрос-ответ
- Вопрос. Как визуально определить, можно повторно использовать данные болты или нет?
Данные болты по длине почти полностью заполняют резьбу в гбц, поэтому их деформация должна быть минимально возможной. Иначе они просто упрутся в «конец резьбы» и не обтянут прокладку гбц.
- Вопрос. С каким усилием, и в каком порядке тянуть каленые болты?
Работа в обязательном порядке предполагает специальный инструмент – динамометрический ключ. По методичке Фиата, которая была напечатана для сборки двигателя, усилия следующие. Работать в три приема: 3кг, 7кг. Перерыв 30 минут. 9кг. От себя добавлю, что обычно я делал еще одну протяжку 6 центральных болтов. Схема работы с болтами разрисована во второй части статьи. И в третий «подход к снаряду», я обычно устанавливал усилие 10 кг.
НЕ ПЕРЕПУТАЙ ДЕТАЛИ
Статья из За рулем 1999/3
Лежит себе деталь на прилавке и вроде похожа на ту, что нужна, но уточнить, она ли, не у кого. Продавцы обычно различают запчасти, только пока те лежат в коробках с соответствующими надписями, а порой сознательно подсовывают непригодные. Ждать разъяснений от производителя не приходится – вот уже тридцать лет АвтоВАЗ старается делать вид, что распределяет запчасти только через сеть своих СТО. Дескать, вам, потребителям, и незачем знать, чем отличаются детали, а механик на сервисе не перепутает. Ну что ж, приходится рассчитывать только на собственную наблюдательность, а приведенные ниже сведения позволят избежать ошибок при покупке.
Болт крепления головки блока: а – 2101-1003271 с наружным шестигранником “на 19″ – для всех моторов “жигулей”, “Нивы” и “Москвича-2141″.
К сожалению, снят с производства и крайне редко встречается в продаже; б – 2108-1003271 с внутренним шестигранником “на 10″ – для моторов всех переднеприводных моделей ВАЗ, включая “Оку”; в – 2107-1003271 и 21213-1003271 с наружным шестигранником “на 12″ – унифицированы и с 1996 года применяются (без шайб) на всех “классических” моторах ВАЗ, как “одноразовые болты нового образца”. Увы, нередко вытягиваются в эксплуатации. Подстраховать мотор от пробоя прокладки головки блока можно, поставив болты (а) старого образца в комплекте с шайбами 2101-1003265.
Валик маслонасоса 2101-1017040 для “жигулей” и “нив” всех моделей: а – старого образца (длина шлицевой части 11 мм); б – нового образца (длина шлицев 16 мм). Обе детали взаимозаменяемы, но предпочтительнее купить новую, выпускаемую с 1994 года – длинные шлицы прочнее.
Клапан впускной: а – 21081-1007010, диаметр тарелки 35 мм, помечен полукруглой выемкой (показана стрелкой), применяется на двигателях “Самары” объемом 1,1 и 1,3 л, а также “Оки” с двигателем 650 смз; б – 2108-1007010 (именно 2108, а не 21083), диаметр тарелки 37 мм, для моторов “Самары” с объемом 1,5 и его половинки, предназначенной для “Оки”. Примечание: выемку на клапане 21081 делает только АвтоВАЗ, у других производителей запчастей все клапаны без меток.
Кронштейн крепления генератора: а – 2101-3701630 с тремя отверстиями применялся ранее на всех моторах “жигулей” и “нив”, кроме 2105; б – 2105-3701630 с двумя отверстиями подходит ко всем “классическим” моторам ВАЗ, включая 2105.
Маслоотделитель: а – 2101-1014200 с прямой трубкой – для двигателей “жигулей” всех моделей; б – 2121-1014200 с изогнутой трубкой – для моторов “Нивы” (1,6 и 1,7 л).
Прокладка коллекторов: а – 2101-1008081 старого образца, применялась на всех “классических” моторах ВАЗ, кроме 1700; б – 21213-1008081 с характерным разрезом, применялась на моторах VAZ 21213 (1700 смз) первых выпусков; в – 21213-1008081-01 с металлической окантовкой отверстий выпускных каналов, унифицированная. Пригодна и с 1996 года применяется на всех “классических” моторах ВАЗ. Именно она предпочтительней первых двух, поскольку долговечнее.
Прокладка держателя заднего сальника коленвала: а – 2101-1005155, отверстия под крепежные болты расположены по внутреннему периметру – для всех “классических” моторов ВАЗ; б – 2108-1005155, отверстия расположены по наружному периметру – для моторов “Самары” (2108-21099) и VAZ 2110.
Задняя опорная втулка валика привода вспомогательных механизмов (подшипник скольжения): а – 2101-1011241 старого образца, разрезная, сталеалюминиевая; б – 2101-1011241-01 нового образца, неразрезная, металлокерамическая (бронзографит). Обе детали взаимозаменяемы и пригодны для всех двигателей “жигулей”, “нив” и “Москвича-2141″, но вторая предпочтительней – лучше прирабатывается и дольше служит.
Отводящие трубы: а – 2101-1303018 и б – 2107-1303018 отличаются расположением тонкого патрубка, но тем не менее взаимозаменяемы и пригодны для “жигулей” всех моделей.
Прокладка под карбюратор: а – 2101-1107015 с общим овальным отверстием для обеих камер, применяется на всех отечественных автомобилях с карбюраторами ДААЗ (с прибором семейства “Солекс” – между термоизолирующей проставкой и коллектором); б – 2108-1107017 с раздельными отверстиями для камер, ставят только между корпусом карбюратора “Солекс” и термоизолирующей проставкой. Из прокладки “б” легко сделать прокладку “а”, аккуратно вырезав перемычку.
Тарелка пружины клапана: а – 2101-1007025 диаметром 32 мм – для двигателей “жигулей” и “нив”; б – 2108-1007025 диаметром 29 мм – для моторов “Самары” и “Оки”.
Прокладка головки блока: а – 2101-1003020 (ширина перемычек между отверстиями цилиндров 15 мм) – для моторов “Жигулей” 1,2 и 1,5 л (диаметр цилиндров 76 мм); б – 21011-1003020, ширина перемычек – 10 мм – для “жигулевских” моторов 1300 (кроме 2105) и 1600 (диаметр цилиндров 79 мм).
Успокоители цепи: а – 2107-1006100 и б – 21213-1006100, несмотря на различие в маркировке, абсолютно одинаковы, цвет пластмассы от белого до коричневого. Применяются на двигателях “Нивы” и “Жигулей” объемом 1700 смз.
Артикул: 2101-1003265
Код для заказа: 013316
- Возможно, вам понадобятся
- показать еще
- Легковые автомобили / ВАЗ / ВАЗ-21021 чертеж
- " href="/catalog/vaz-3/legkovye_avtomobili-30/vaz_2102-4/blok_cilindrov_i_golovka_bloka-77/#part6277">Шайба 12Двигатель / Блок цилиндров и головка блока
-
Для этого товара еще нет обзоров.
Сегодня очередная статья серии ««Хрустальные ВАЗы» или типичные поломки отечественных автомобилей» посвящена «классике»: ВАЗ-2101, 2103, 2104, 2104, 2105, 2106 и 2107. Эти машины уже не один десяток лет колесят по нашим дорогам и, несмотря на все недочеты, о которых расскажем, их популярность по-прежнему высока.