Если после многократных перекрашиваний общая толщина слоя краски достигает большой толщины (до 0,5 — 0,8 мм), покрытие начинает представлять собой значительный «мертвый груз» и в то же время все хуже защищает металлический корпус от коррозии.
Для удаления старой краски с металлических поверхностей моторных лодок в судоремонте, кроме механического способа широко применяется химический.
Данные материалы широко применяются в следующих областях:
- Авиастроение, авиаремонт (удаление ЛКП с фюзеляжа авиатехники, удаление межоперационных ЛКП).
- Судоремонт.
- Ремонтно-строительных организациях (удаление ЛКП с фасадов зданий; с хранилищ нефтепродуктов, с металлоконструкций).
- Организациях осуществляющих промышленную окраску металлоизделий (очистка подвесок; перекраска колёсных дисков и других металлоизделий).
Химическими реагентами – смывками размягчают краску, после чего она легко снимается ручным шпателем или водой с помощью аппарата высокого давления. От выбора смывок зависит не только полнота удаления ЛК-покрытий, но и качество дальнейшей адгезии нового ЛКП. Необходимо учитывать, что большинство Смывок способны не только разрушать эмали и грунты, но и негативно воздействовать на различные металлы, вызывая коррозию, которая может проявиться как сразу, так и после покраски.
Так, например, использовать смывки содержащие кислоты (как неорганические, так и органические) можно только по сухой поверхности алюминиевых и титановых сплавов; время нанесения должно быть сильно ограничено (производитель обязан указывать безопасное время нанесения смывки на конкретные сплавы). Нанесение кислотных смывок на стальной детали и крепёж крайне нежелателен.
Технология удаления ЛКП химическим методом при судоремонтных работах практически идентична технологии удаления ЛКП на авиаремонтных предприятиях (ЛКП удаляется только химическим методом) – в обоих случаях удаляется сильно полимеризованное ЛКП имеющие сильную адгезию к подложке, в основном с алюминиевых и стальных сплавов. Поэтому при судоремонтных работах логично использовать профессиональные смывки выпускаемые специально для авиаремонта. Смывки серии APS (Aviation Paint Strippers – удалители авиационных покрытий), выпускаемые компанией «Авиационные лакокрасочные технологии» удаляют любые современные ЛКП, включая полиуретановые и эпоксидные покрытия горячей сушки; имеют разрешения Росавиации и чёткие инструкции.
Особенности удаления старого ЛКП с использованием смывок серии APS:
- Не требуется закупать дорогостоящее оборудование.
- Возможность удаления ЛКП с изделий любых размеров.
- Удаление ЛКП из любых трудно доступных зон.
- Реальный температурный диапазон работы смывок серии APS от -10оС до +40оС.
- Возможность организации минимального трудоёмкого технологического процесса удаления ЛКП.
Технологические характеристики смывок серии APS:
Время
отслоения
ЛКП*а,
мин.
Визуальный осмотр подскажет вам каким способом подготовить лодку к покраске.
Надо ли снимать старое покрытие
Если краска практически не повреждена, и вы хотите своими руками перекрасить лодку или подновить старую краску, то снимать покрытие не надо.
Достаточно будет обработать корпус судна трехмерной абразивной губкой Scotch Brite. Такой губкой трут поверхности для лучшего сцепления старой и новой краски.
Идеальный вариант вовсе не снимать родные краску и грунтовку, только пройтись Scotch Brite для матирования поверхности.
Если нужен только выборочный ремонт, то и обрабатывать необходимо участки с поврежденной краской.
В случае когда краска сильно облезла, то требуется более тщательная предварительная подготовка.
Есть два способа предварительной подготовки алюминиевого корпуса, которые будут зависеть от общего состояния лодки:
Не рекомендуется убирать краску нагреванием, алюминиевый корпус может повести!
Сколько снимать краски
При заводской покраске алюминиевый сплав корпуса лодки был обработан. В результате этой обработки у него появился плакируемый (анодный) слой. Его легко отличить, он имеет желтоватый цвет. Плакируемый слой предназначен для того, чтобы остановить дальнейший процесс окисления алюминия. А ещё на этот слой очень хорошо ложится грунтовка и краска.
Если это возможно, то анодный слой желательно не сдирать. Но, обычно, старые лодки, нуждающиеся в покраске, имеют места, стертые до металла, с поврежденным плакируемым (анодным) слоем.
Эти проплешины необходимо будет тщательно зашлифовать.
Шлифовка и смывка
Лучше всего старую краску и грунтовку снимают пескоструйным пистолетом, но не всегда такой пистолет имеется.
Часто для шкурения используют шлифовальную машинку, щетку на дрели, абразивную бумагу с зерном 24 – 120.
Очень эффективно удалять краску специальными смывками.
Смывки имеют преимущество над механическим шлифованием, так как не повреждают клёпки.
Лучше делать это надо на свежем воздухе, солнечным теплым днем для получения наибольшего эффекта. Можно, конечно, и в хорошо проветриваемом помещении, но, однозначно, не на холоде. При температуре ниже 15 градусов смывки медленнее вступают в реакцию с краской.
Смывку наносят на небольшие поверхности 1-1,5 метра, накрывают полиэтиленом, чтобы она не испарялась, и выдерживают 15 минут. Затем краска легко смывается.
Чтобы остатки смывки не вступили в реакцию с вновь наложенными красками, поверхность хорошо обезжиривают и моют с мылом. Если вода скатывается с поверхности, то обезжиривание прошло плохо, надо повторить еще раз.
Состав для обезжиривания должен быть на водной основе.
Хорошо использовать для смывки аппарат Karcher с грязевой фрезой, где вода подается под высоким давлением.
Особенно тщательно надо вымывать смывки под заклёпками, иначе оставшаяся часть может вспучивать грунт.
Перед наложением грунтовки дать корпусу лодки просохнуть.
Некоторые предпочитают смывки не использовать, а полностью шкурят абразивными щётками.
Рекомендуют применять смывки без содержания щелочи, она вредна для алюминия.
Например, очень популярна смывка для старой краски алюминиевого судна Body 700.
Грунты
Технология подготовки лодки к окраске подразумевает первичное и вторичное грунтование.
Первый слой грунтовки необходимо наложить на ошкуренные места, не защищенные анодированным слоем очень быстро, чтобы алюминий не покрылся оксидной пленкой.
Первичный грунт
Его еще называют праймер, основа, она наносится очень тонким слоем. Первичные грунты бывают кислотными и эпоксидными.
Это может быть фосфатирующая грунтовка ВЛ 02 – она создает антикоррозийную пленку. Эта грунтовка состоит из двух составляющих, компонентов которые смешиваются непосредственно перед нанесением. Долго не хранится. Так как в составе этой грунтовки есть фосфатирующая кислота – это кислотный грунт.
Другой пример, Body 989- двухкомпонентный эпоксидный грунт изготовлен на основе эпоксидной смолы.
Если вы стерли свою лодку до металла, то абсолютно нет разницы какой грунт наносить.
Вторичный грунт
Вторичным грунтом считается двухкомпонентный акриловый грунт.
Нанесение
Грунты наносят двумя способами:
- Способ «мокрый по мокрому» – наносят грунт первичный, вторичный, затем краску, промежуточная шлифовка не требуется.
- Сухой способ – грунт просыхает, затем его снова шлифуют, затем только красят.
Первый способ
На полностью подготовленную поверхность сначала наносят кислотный грунт.
Затем кислотный грунт обязательно перекрывают. Но нельзя наносить эпоксидный грунт на кислотный. Это надо принимать во внимание при выборе второго грунта. Если выбрали в качестве прайма кислотный грунт, то вторым пойдёт акриловый.
Вторичный грунт наносят одним слоем примерно через 60 минут после первичного, это как раз вариант нанесения грунта «мокрый по мокрому».
Второй способ
На подготовленную поверхность можно нанести эпоксидный грунт в два слоя, затем его сушат сутки, шлифуют, обезжиривают и только затем красят.
Покраска
Покраска происходит акриловыми красками.
Выбирая грунтовки и краски надо знать, что можно накладывать однокомпонентную краску на двухкомпонентный грунт, но наоборот нельзя.
После покраски лодка покрывается лаком.
Сам процесс окраски лодки может быть выполнен краскопультом, валиком, кистью.
Бренды
Лодку можно покрасить как дорогими, так и бюджетными лакокрасочными материалами, надо лишь правильно подобрать схему.
Часть лодки будет подвержена воздействию водной среды, ниже ватерлинии, а часть внешним погодным факторам, выше ватерлинии. Это учитывают многие известные производители, они выпускают серии, в которые входят грунтовки и краски для различных частей судна.
Примером может послужить известная во всём мире датская компания которая более 100 лет специализируется на лакокрасочных материалах именно для судов.
Другие известные на российском рынке компании ЛКМ не такие узкоспециализированные, их материалами ремонтируют не только суда, но и автомобили:
- Reoflex – российская компания, которая выпускает бюджетные ЛКМ.
- Body – греческая компания.
- Mobihel – европейский бренд.
Вот какая схема покраски алюминиевой лодки с использованием продукции HEMPEL:
- Счистить или смыть краску.
- Обезжирить корпус лодки с помощью состава на водной основе Yacht Cleaner 9933.
- Отшлифовать поверхность губкой Sandmaxter.
- Убрать пыль и провести повторное обезжиривание Yacht Cleaner 9933.
- Замаскировать все шероховатости эпоксидной шпаклевкой Ероху Filler.
- Нанести эпоксидный двухкомпонентный грунт Light Primer 4555: 2 слоя выше ватерлинии, 6 слоев ниже ватерлинии. Между слоями необходимо выдержать интервал по инструкции.
- Просушить.
- Покрасить Mille Alu – самополирующейся необрастаемой краской.
Народная примета: Если во время дождя появляются радуги—к дождю в течение нескольких дней!
Как я предыдущем обзоре уже писал, занимаюсь восстановлением недавно приобретенной лодки "Южанка" на данный момент стоит задача подготовить корпус к покраске, а для этого нужно как минимум удалить предыдущие 100500 слоев краски. Сегодня приобрел две, ранее не испробованные смывки краски брендов "ABRO" и "BODY".
Специально выделил на днище лодки два примерно одинаковых участка и нанес на них составы.
Сам способ нанесения отличается. "ABRO" — спрей, и при нанесении ложится на поверхность густой полупрозрачной пеной, что помогает контролировать качество нанесения. BODY700 — прозрачный лак, размазывается по поверхности кисточкой и практически на ней не заметен, что в итоге приводит к появлению не покрытых составом участков.
Нанеся составы на отведенные им участки замотал обрабатываемую поверхность стрейчем, что бы смывки не так быстро испарялись.
Оставил составы в покое на двадцать минут, после чего вооружившись шпателем приступил к очистке обработанных участков.
Оба состава отработали "на ура" — шпателем снимались все слои краски включая заводскую грунтовку, с которой вчерашние смывки справиться не могли.
На участке обработанном смывкой BODY 700 осталось несколько пятен краски, на которые видимо не попал состав.
Но это, скорее, не минус смывки, а у кого-то не оттуда растут руки.
Вывод, оба состава хороши и решать, какой из них использовать стоит на основании таких факторов, как удобство нанесения и цена. Тут уж каждому своё. Я скорее всего, на открытых ровных участках лодки буду использовать BODY-700, а при очистке кокпита, с его множеством изгибов — ABRO, ибо с баллончика удобнее распылять.
P.S. Ели кого-то заинтересует ход работ по восстановлению "Южанки" — подробно описываю в личном блоге.
Смотрите также
Метки: южанка, смывка краски, тюнинг, моторная лодка, своими руками
Комментарии 68
"Престиж" поищи. Тоже самое что и БОДИ, но гораздо дешевле. После нанесения смывки пескоструем, самым дешевым или самодельным, проще и легче чем женой болгарина. 🙂
Пескоструем с мелкой фракцией, блистать все будет. Да и дешевле выйдет, плюс не нужно шкурить для новой краски. Результат тебя порадует
docker s5 попробуй, шикарная смывка.
Желтый грунт — это да, ВЛ-02 оторофосфатный двухкомпонентный грунт по АМГ… Наносить его можно и кистью и валиком и краскопультом. Главное спокойная внешняя среда (отсутствие дождя, ветра, и не под прямыми лучами солнца) на момент нанесения. а через 2 часа после нанесения ему уже пофигу )
Но, желательно иметь под рукой итоговую краску.
Удачи!
В инструкции вроде про 14 дней до покраски говорится. В любом случае, после вл02 ещё слой базовой краски будет
)) Не суть важно! Главное что-б краска уже была под рукой — как показывает практика, потом то за краской ехать не когда, но "жена за ёлочкой послала", то ещё какая нить фигня, а потом начинаешь за голову хвататься и метаться из стороны в сторону…
Для инфо: себе собираюсь (ну это точно на следующий год) после грунта взять и всё задуть в Раптор., то что над поверхностью — приятная шершавость и не подскользнешся, а то что под водой… — будет работать как шкура кита — она тоже очень шершавая, а в воде скользит как в масле. Но! — моя ИМХО — не паноцея, как инструкцию к действию не принимать! 🙂
Всем сухопутным и водомерным Добра!
Без кархера трудно, будет.
Есть керхер, мощный.
Замачивай и здувай ни грунтовку ни клёпки не попортишь, и скорость.
Я ещё боди с нашей смывкой на парафине мешал попалам, смывает тоже хорошо, и экономия.
Есть керхер, мощный.
Для керхера есть пескоструйная насадка, работает не плохо. После смывки и подчистит и остатки гадости смоет.