Если указатель уровня бензина – обязательный атрибут на панели приборов в салоне любого авто, то следить за наличием топлива в машине с газовым оборудованием не всегда имеется возможность. К примеру, электромеханический датчик уровня газа ГБО 4 поколения, предусмотрен стандартной комплектацией пропанового оборудования. 2-е поколение комплектуется только механическим стрелочным указателем на мультиклапане баллона, однако он не отличается большой точностью. Да и контролировать уровень газа удобней, глядя на индикатор в салоне машины, а не в багажнике. Проверять остаток метана, ввиду его газообразного состояния, возможно лишь по давлению, которое показывает штатный манометр.
Как проверить, сколько газа осталось в баке
Без специальных приборов, приблизительный остаток газа (метан или пропан-бутан), можно узнать только опытным путём (по пробегу). После полной заправки баллона счётчик спидометра (одометр) сбрасывается на ноль, а авто эксплуатируется исключительно на газовом топливе до его полной выработки. После этого засекается пройденное расстояние и определяется удельный расход газа, который будет служить индикатором при дальнейших поездках.
Очевидно, что точность и удобство применения приведённого выше способа оставляет желать лучшего, по нескольким причинам:
- добросовестность заправщиков не всегда соответствует ожиданиям;
- влияние климатических условий при передвижении;
- манера эксплуатации транспорта.
Поэтому, чтобы узнать, сколько газа осталось в баллоне, разумней воспользоваться плодами технического прогресса.
Виды датчиков
Классифицировать датчики уровня газа четвёртого поколения пропановых газовых систем (их ещё называют датчиками уровня топлива – ДУТ) можно по двум основным параметрам:
- по сопротивлению (у большинства моделей оно составляет 50 кОм либо 90 Ом);
- по количеству контактов (их может быть два или три).
ДУТ ГБО 4 поколения снабжён стрелкой и устанавливается на мультиклапан газового баллона. Этот прибор является самостоятельным указателем, также он передаёт показания на переключатель (кнопку) газ/бензин со светодиодной индикацией. На кнопке расположены 4 (реже 3) зелёные и одна красная лампочка, которая загорается при снижении уровня газа до 5-10% от объёма, при этом пищит тройной звуковой сигнал и система переходит на бензин. Шаг отображения составляет порядка 10 л. Не то чтобы очень информативно, но ведь и бензиновый датчик далеко не идеален в этом отношении.
Самым «продвинутым считается » решение, вывести индикацию уровня газа на штатном топливном указателе, когда бензиновый индикатор, расположенный на приборной доске, работает в двух режимах. То есть, если двигатель работает на бензине, прибор показывает остаток именно бензина, а при переключении на газовую смесь датчик соответственно «переориентируется». Такой метод возможен только при вмешательстве в приборную панель автомобиля и переделке ДУТ ГБО. К тому же осуществить данную затею можно не на всех машинах.
Видео материал о внедрении датчика уровня газа ГБО 4 поколения на панель приборов:
Также, не так давно в продаже появились электронно цифровые (сенсорные) указатели количества газа. Такой датчик работает автономно, не имея связи с элементами газового оборудования. Специальный излучатель подсоединяется снизу баллона, где он, выполняя расчёт уровня топлива, проецирует показания на индикатор в салоне авто.
Для метанового газобаллонного оборудования также существует манометр с выводом индикации давления газа в салон авто.
Устройство и принцип работы газовых датчиков
Уровень находящейся в баллоне жидкой фракции пропанобутановой смеси фиксирует поплавок, такой же как и в бензиновом баке. Однако газовый баллон, в отличие от бензобака, герметичен и находится под высоким давлением, поэтому связка «поплавок-датчик» работает с учётом этой особенности. А именно, перемещение поплавка вызывает вращение подвижного магнита, расположенного в корпусе мультиклапана, который передаёт вращение на магниты стрелочного указателя.
Механическая часть у датчиков идентична, но ДУТ четвёртого поколения, ещё передаёт сигнал на кнопку ГБО с помощью встроенных последовательно соединённых резисторов или микросхемы. Где дорожка из светодиодов показывает остаток топлива.
Как вывести индикацию уровня газа в салон авто с ГБО 2 поколения
Владельцы 2-го поколения ГБО могут самостоятельно присоединить датчик уровня газа и вывести его показания на кнопку в салоне авто. Для того чтобы осуществить возможность контроля остатка топлива в машине с газовым оборудованием второго поколения, достаточно всего лишь подобрать нужную клавишу выбора топлива с индикацией и датчик/указатель к ней. При этом важно помнить о соблюдении как минимум двух условий:
- мультиклапан должен быть класса А (иметь внутреннюю полость для установки датчика);
- сопротивление датчика должно быть идентичным сопротивлению переключателя.
Подбор клавиши с индикацией и датчика к ГБО 2 поколения:
Подключение и настройка датчика ГБО 4 поколения
Для оборудования четвёртого поколения самостоятельно докупать ничего не нужно: как уже отмечалось выше, электронный указатель (чаще всего это WPG, WPGH (HALLA), WPGH-1 или Stag WPG-4) и кнопка-индикатор включены в комплект поставки. А вот настройка и калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения потребуется.
В первую очередь, для того чтобы корректно откалибровать датчик, нужно убедиться, что установка/настройка мультиклапана и поплавка выполнена правильно.
Затем установить указатель и произвести его первичные настройки (позиционирование). Для этого в корпусе многофункционального клапана имеются по три отверстия с каждой стороны ушка датчика. Далее согласно схеме по подключению ДУТ (идёт в комплекте), соединить разъёмы на ЭБУ оборудования с датчиком.
Начальная тарировка датчика производится по ходу установки ГБО и в процессе первой заправки (то есть при пустом баллоне). После чего можно применить несколько методов регулировки. Но в любом случае понадобятся:
- ноутбук со специальным программным обеспечением (в частности, для STAG это AC GAS SYNCHRO);
- соединительный шнур с USB-разъёмом для подсоединения к диагностической колодке ГБО.
Первый метод заключается в подгонке, т.е. заправить 10 литров пропан-бутана на заправке. Установить данное значение в программе, затем израсходовать топливо. Потом опят заправиться, но уже 20 л., выставить параметры и т.д.
Следующие способы – это ручная калибровка и автонастройка.
Опыт настройки и эксплуатации датчиков уровня газа говорит о том, что, несмотря на все усилия, точной калибровки всё равно не получается. Связывают это с овальной формой газового баллона, несовершенством конструкции поплавка и специфическими свойствами жидкой газовой фракции. Так что дорога для дальнейшей модернизации ГБО остаётся открытой.
Более подробно о том, как выполняется автоматическая настройка и ручная калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения можно узнать из видео:
Газобаллонное оборудование стало заметно чаще встречаться на автомобилях. Подобная аппаратура позволяет автомобилистам экономить немалые деньги на топливе, особенно если они привыкли к активной эксплуатации транспорта. По сути, ГБО любой формации – это полный аналог бензиновой или дизельной топливных систем, который имеет всё те же узлы (распределительный, управляющий, контрольный и т.п.). Учитывая эту особенность газового оборудования, наличие в его конструкции датчиков давления газа, температуры и объёма топлива удивления вызывать не должно. Более подробно о работе и конструкции именно этих составляющих ГБО поговорим в приведённой ниже статье.
Виды датчиков
Газовое оборудование любого поколения – это сложная система некоторых узлов, одними из которых являются датчики. Эти элементы конструкции аппаратуры подразделяют на два вида:
- Внутренние датчики, то есть установленные в магистралях газового оборудования и контролирующие его основные процессы в работе. К данной категории узлов относится датчик уровня газа ГБО, который состоит из нескольких других;
- Внешние датчики, а именно те, что расположены вне системы газовой аппаратуры. Как правило, они монтируются в салон, дабы при необходимости оповестить водителя об утечке газа в системе и наличии потенциальной опасности.
Подобным образом газовое оборудования стало организовываться со второго поколения, однако только на четвёртом применение датчиков стало повсеместным. Безусловно, различия в датчиках ГБО есть у всех производителей, но в общих чертах принципы их устройства и работы одинаковы.
Устройство и принципы работы датчиков
Любой датчик ГБО работает по-своему. Однако существенных различий в функционировании есть только между двумя, ранее отмеченными видами данных узлов. Так, внешние датчики представлены одной деталью, расположенной где-то в салоне и соединённой с панелью управления. Если в процессе функционирования ГБО даёт сбой, то внешний идентификатор включается и оповещает автомобилиста об утечке. В случае же с внутренними датчиками устройство работы заметно сложней. В типовом варианте оно основано на объединение в сеть следующих элементов газовой аппаратуры:
- Датчик температуры, который вмонтирован в редуктор-испаритель и необходим для определения его температуры;
- Датчик давления, установленный перед редуктором-испарителем и осуществляющий анализ давления газа в баллоне. Зачастую он является частью газового клапана.
Именно совокупность данных датчиков формирует единую систему определения уровня топлива ГБО. Настройка системы происходит на программном уровне через блок управления аппаратурой. Результаты работы датчика уровня газа в системе транслируются на панель управления и могут быть использованы автомобилистом для своих целей.
Работает система датчиков температуры и давления посредством постоянного анализа данных, получаемых относительно:
В итоге, сформировав точные показатели, датчик ГБО выводит информацию для пользователя. На сегодняшний день наиболее популярными идентификаторами, используемыми в газовом оборудовании, являются узлы от производителей: Lecho, Lovato, TAMONA и Stag.
Примечание! Совершенно любой датчик ГБО – это узел индивидуальной настройки, то есть для его стабильной работы важно провести «подгонку» под используемое оборудование и характеристики транспортного средства. В ином случае показатели будут далеки от точных.
Возможные проблемы и их устранение
Газовое оборудование – далеко не самая надёжная аппаратура, используемая в конструкции современных автомобилей. Несмотря на это, поломки датчиков аппаратуры случаются крайне редко. Особой надёжностью отличаются идентификаторы ГБО 4 поколения, неисправности которых редко встречает даже самый бывалый ремонтник газового оборудования.
В любом случае, неисправность датчиков ГБО может случиться и к ней стоит быть готовым любому автомобилисту. Как правило, газовое оборудование выходит из строя в этом плане по следующим причинам:
- Пропал контакт датчика с управляющим узлом. В таком случае напряжение на датчик любого формата подаётся исправно, однако он отказывается работать и его данные на панели приборов не отображаются. Для диагностики данной проблемы придётся «прозванивать» электронную магистраль между неисправным датчиком и блоком управления;
- Отсутствует подача тока на датчик. При такой причине неисправности узел вовсе не подаёт признаков «жизни». В этом случае для определения проблемы важно «прозвонить» и датчик температуры, и датчик давления, и все их соединения с блоком управления;
- Датчик перегорел или вышел из строя по иной причине. Опять же, узел в такой ситуации полностью «мёртв», и не поддаётся никакой настройке для работы. Определить проблемы подобного характера очень просто – достаточно «прозвонить» все необходимые элементы ГБО и убедиться в том, что они исправны.
Устранение поломок датчиков заключается в избавлении от причины их появления. То есть, если конкретный прибор неисправен из-за пробоя в электронной сети – устраните его, если он сам поломался – замените.
Многие ошибочно полагают, что неправильный показ данных также является неисправностью датчиков ГБО. На самом деле тут проблема иная. Если быть точнее, она заключается в неправильной настройке узла. Для её нейтрализации необходимо:
- Если в конструкции аппаратуры установлен стандартный датчик – лучше его заменить, ибо настройке он поддаётся слабо;
- После этого важно подготовить диагностическое оборудование:
- кабель ГБО;
- ноутбук;
- специальную программу.
- Затем диагностические приборы соединяются с автомобилем, и проводится настройка работы датчиков ГБО.
Примечание! Настраивать датчики газового оборудования важно с учётом конфигурации его самого и автомобиля в целом. Если в этом плане у вас возникли сложности, лучше доверить настройку аппаратуры профессионалам. Тем более что берут они за это всего несколько сотен рублей.
Как видите, газовое оборудование относительно датчиков устроено не столь сложно. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах!
С момента покупки машины не было желания заводить борт журнал. Много чего делалось и переделывалось, ремонтировалось. Ну и решил я попробовать запостить несколько моментов, так сказать на память. Вот установил ГБО. Ставил сам потому как не доверяю этим установщикам. Все они работают на скорость, быстрее поставить, побольше бабок содрать, а качество пох, главное чтобы клиент бабки заплатил. 1% из всех газовщиков, мотористов, ходовщиков, кузовщиков делают работу на качество остальные на от…сь.
Ну значит после установки ГБО мне надоело бегать в багажник и смотреть сколько газа осталось. Потому решил заморочится и перевести показания в салон, и не просто в салон, а на штатную приборную панель. Долго пошарив в инете наткнулся на один пост, кажись на форуме ланосов, там типчик делал себе нечто подобное, но подробно ничего не объяснил. Недолго проявив смекалку)) я сообразил как это можно сделать, и принялся творить.
Был куплен и разобран датчик газа вот такой:
В нем пришлось кардинально заменить все резисторы по 30 Ом каждый и последний на выходе на 5 Ом (он как раз показывал полный бак)
Вся схема была реализована по следующей задумке:
Проложив кабель от баллона в салон к штатному датчику бензина на баке и подключив по вышеизложенной схеме я получил нечто такое:
Дополнение от 30.01.2019: Под каждый штатный датчик нужно индивидуально подбирать сопротивления. На высокой панели там сопротивления кардинально отличаются от моей. И еще. Мне часто задают вопрос почему после перепайки датчик показывает наоборот, т.е. при полном баке показывает пустой и наоборот, при пустом — полный. Тут все дело в одной каверзной перемычке которую необходимо перепаять. Вот она:
Дополнение от 17.11.2019 Подробное описание: