Принцип работы РХХ
Если на вашем автомобиле стали появляться признаки повышенного или неравномерного холостого хода двигателя с непроизвольной его остановкой, а также вы стали подыгрывать педалью газа при заводке, то одной из причин, может быть неправильная работа Регулятора Холостого Хода(РХХ).
РХХ это обычный шаговый двигатель, состоящий из четырех обмоток, расположенных под прямым углом относительно друг друга и кольцевого магнита. Шаговый эл.мотор двигает(закрывает или открывает) запорный клапан(цилиндр), регулирующий подачу воздуха на впуске, минуя дроссельную заслонку по дополнительному каналу РХХ, и тем самым поддерживая необходимый холостой ход при пуске двигателя и его прогреве, а также при торможении или при включение дополнительных электрических приборов, которые могут вызвать просадку напряжения:кондиционер, фары и т.д.
Т.е. РХХ является обычным исполнительным механизмом, получающий необходимый управляемый сигнал от ЭБУ. Двигатель РХХ вращается на закрытие или, наоборот, открытие запорного клапана с заданным количеством шагов. ЭБУ считывает шаги от полностью закрытого запорного клапана до стопора.
Выявить неисправность РХХ диагностическим прибором не всегда представляется возможным, так как причина слишком высоких оборотов при пуске, или, наоборот, самопроизвольное глушение двигателя на холостых оборотах, может быть вызвана неисправностью, связанной с механической части РХХ. Червячная передача ротора двигателя может в каком то положении проскакивать и ЭБУ будет некорректно считывать количество шагов.
В РХХ находится, регулирующая поток воздуха, металлическая заслонка в виде цилиндра, которая, при загрязнении или повреждении, будет заедать или клинить, и это тоже вызовет некорректную работу всей электронной системы.
При пуске холодного двигателя, Электронный блок управления(ЭБУ) получает сигнал от Датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) о количестве воздуха поступаемого в систему, сравнивает его с сигналом приходящим от Датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ), и на основе этих данных, формирует сигнал и подает его на форсунки. Если, в этот момент, воздуха недостаточно для создания требуемой топливной смеси при заданных оборотах и температуре, то ЭБУ подает сигнал РХХ на большее открытие запорного клапана, и в камеру сгорания подается дополнительный воздух. Двигатель начинает работать на повышенных оборотах, поглощая больше топлива и воздуха.
: Если РХХ не исправен, то приходится держать педаль газа в нажатом состоянии, подавая дополнительное количество воздуха на впуск и, соответственно, еще больше бензина в топливную рампу, так как ЭБУ начинает принимать высокий сигнал с ДПДЗ.
Двигатель набрал необходимую температуру. ЭБУ принимает сигнал с ДТОЖ и ДМРВ и, определив прогрев двигателя, уменьшает подачу топлива на форсунки, и, естественно, подает сигнал на прикрытие клапана РХХ. На впуск поступает меньше топлива и воздуха – двигатель начинает работать на стабильных оборотах холостого хода.
В процессе движения автомобиля, ЭБУ принимает сигнал от Датчика положения дроссельной заслонки(ДПДЗ) об открытие или закрытие дроссельной заслонки, и проведя соответствующий анализ, принимая также сигнал от ДМРВ и ДТОЖ, регулирует подачу топлива и при необходимости закрывает или открывает РХХ на требуемое (заданное алгоритмом) количество шагов. Закрытие соответствует 1 шагу, а полностью открытый 255 шагов.
Надо понять главное: Двигатель РХХ не просто закрывает или открывает запорный клапан, а передвигается, с помощью червячной передачи, на определенное количество шагов, которые его обмоткам задает ЭБУ.
Проверка РХХ без применения диагностического прибора
При выключенном зажигании и снятие клеммы с аккумулятора(минус), в задней части РХХ отключаем его разъем(помечено красной стрелкой) и замеряем сопротивление обмоток РХХ с помощью обычного китайского мультиметра, поставив его на замер сопротивления. Сопротивление должно быть от 10 до 14 ОМ. Замеряем между средним выводом и правым, а затем с левым контактом.
Можно проверить РХХ, подав на его клеммы напряжение 12 вольт от аккумулятора. Средний будет плюс, а минусами, поочередно, левый и правый контакт. В зависимости от подачи минуса на крайнюю левую или правую клемму, РХХ должен полностью закрыться или открыться.
Если двигатель не вращается а гудит то, возможно он заклинил. Попробуйте его разобрать и хорошо промыть: бензином, жидкостью для промывки карбюратора или ВД.
На снятой с РХХ клеммы, заодно, проверьте подается ли на него питание. Для этого включите зажигание и замерьте напряжение между средним(2) выводом и массой. U=12v. Если напряжение отсутствует, или маленькое, то где-то есть ОБРЫВ.
Проверка РХХ с помощью диагностического прибора
Если неисправность РХХ в электрической схеме питания, то на панели приборов должен загореться чек неисправности. В таком случае без диагностического прибора не обойтись. С помощью даже самого простого СКАНЕРА вы можете прочитать коды ошибок, и на основании полученных кодов делать соответствующие выводы. Коды неисправностей на 406, 405 и 409 двигателях несколько отличаются, ознакомится с ними вы можете: Коды ошибок
При проверке РХХ диагностическим прибором, при полностью нагретом двигателе, положение открытия колеблется от 20 до 35 процентов.
На рабочем моторе, проверьте зависимость положения РХХ от расхода воздуха.
Дополнительная проверка РХХ
Пережмите шланг от заслонки к РХХ. Если авто не заглохнет, значит — подсос воздуха. Мотор должен заглохнуть сразу.
Честно говоря не пробовал, но обязательно проверю. При снятом шланге(для видимости конуса) и подключенном РХХ, нажимая плавно на педаль газа, запорный цилиндр должен плавно передвигаться на закрытие или открытие.
Еще с самой установки змз 406 меня беспокоил повышенный ХХ, было около 1050-1100. Где-то был небольшой подсос, но где именно обнаружить так и не получилось. Грешил на РХХ, брал у знакомого разборщика заведомо исправный, ХХ немного упал, но не до табличных 900 об/мин. Никто толком ничего посоветовать не мог, в итоге психанул и развинтил регулятор на молекулы
1. Выкручиваем три винтика сзади, где разъем подключения
2. Тянем за разъем и круговыми движениями вынимаем заднюю пластиковую крышку с обмоткой, она держалась винтами теперь просто плотно вставлена
3. Видим пластину в виде незамкнутого кольца с отверстиями, к которой и крепилась винтами задняя крышка, она ходит в специальном пазу свободно вращаясь в любом направлении.
6. Вставил обратно пластину и щетки, вращением задней крышки за разъем отрегулировал положение заслонки так, чтобы просвета, если смотреть куда одевается патрубок на дроссель) практически не было (изначально был около 2 мм).
7. Подключил — работает! Обороты 920!
8. Снял, затянул все винты, поставил обратно — работает!
Это было спустя месяц после установки, запись выкладываю только сейчас, т.к. сразу будет еще одна запись о новом РХХ.
После этого отъездил без проблем пол года, пока не прогорел впускной клапан на 4 цилиндре и не пришлось делать голову, попутно найдя место подсоса.
Не думаю, что много кому будет интересна эта запись, но полезная инфа все же присутствует.
Каждый из на не раз сталкивался с регулятором холостого хода, он же РХХ. Описывать принцип работы и прочее думаю будет лишним, так как в инете все расписано, тем более на том же сайте www.2a2.ru. Суть записи будет в выборе этих РХХ и о том, что все же устроило меня.
На рынке куча производителей данных РХХ:
1. Пекар;
2. Лузар;
3. Bosch;
4. Пегас;
5. Авто Трейд (Авто Электроника).
Мне довелось покататься на 3 РХХ:
1. Пегас (или РХХ-60) — ставился штатно с завода;
2. Bosch (кат. № 0 280 140 545);
3. Не известный мне производитель РХХ-60 (хотя есть мнение, что этот тот же Пегас первых выпусков).
Как уже и писалось выше, что Пегас ставится с завода и проблем в принципе не вызывает, за исключением редкого выхода из строя.
По прошествии какого то времени я стал переходить на все датчики фирмы Bosch и исключением не стал РХХ от этой фирмы. Купил я его за смешные деньги 1500 за новый в коробке. Откатался я с ним не так долго. Первое время все было гуд, но потом стал давать странные показания на ХХ. Количество шагов на ХХ колебалось от 35 до 50, что ниже нормы в 60-90 шагов на ХХ при прогретом ДВС. В общем пришлось откатиться до заводского варианта.
Как то мне попался в руки регулятор неизвестного производителя со съемной верхней частью. Идея хорошая в плане обслуживания, ибо кокс можно вымыть полностью, чего не сделаешь в "закрытом" РХХ. Почистил, собрал, поставил. Эффект есть, РХХ работает нормально, но кол-во шагов на ХХ 85-90. В принципе в норме, но это многовато. Самое оптимальное, что меня устраивает 70-80, что было с заводским РХХ.
В общем к чему я все свожу… У любого РХХ есть сзади разъем, он же отчасти крышка РХХ, укрывающая наш взор от внутренностей данного исполнительного механизма системы ЭСУД. Суть в том, что все РХХ калибруются на стенде, т.е. открытие заслонки на определенном шаге на определенное расстояние, что обеспечивает пропуск определенного объема воздуха. Продолжая в том же русле… На многих ресурсах попадаются записи о том, что можно отрегулировать этот РХХ, если его разобрать и немного покрутить по часовой стрелке или против нее, то тем самым можно добиться стабильного ХХ. Ребят, этого делать НЕЛЬЗЯ! ЭБУ содержит в прошивке определенные зависимости, которые определяются информационными датчиками и эти зависимости выплывают в работу исполнительных механизмов. Расписывать что такое информационные датчики и исполнительные механизмы не буду, ибо это и так понятно, если кто мало мальски знаком с принципами работы ЭСУД. Если не стабилен ХХ на прогретом ДВС, это не значит, что дело в РХХ. Может быть куча вариантов, начиная от подсоса воздуха, заканчивая свечами или смертью одного из датчиков ЭСУД.
Проверить исправность РХХ можно с помощью обычного тестера по методике из приведенного выше сайта. Существует еще один недостаток, который проверяется только вскрытием РХХ — разделение магнита на 2 и более частей или отрыв штока. Такое обычно происходит из — за падения этого механизма.
Как чистить РХХ знаете сами:) На фото больше всего интересен разборный РХХ, которых практически нет!
Если кто знает производителя, то прошу указать!