Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство – часть 43
172 Система впрыска топлива
б) Ослабьте гайку "А".
в) С помощью торцевого шестигран
ного ключа отрегулируйте зазор, по
ворачивая регулировочный винт.
Номинальный зазор 0,03 мм
г) Затяните гайку "А" и повторно
проверьте зазор.
д) Установите дроссельную заслон
ку в полностью открытое положение.
е) Зафиксируйте в этом положении
привод дроссельной заслонки с по
мощью проволоки, как показано на
рисунке.
Примечание: не допускайте попада
ния посторонних предметов в корпус
ж) Ослабьте гайку "В".
з) Поверните регулировочный винт
так, чтобы зазор стал равен 0 мм.
и) Заверните регулировочный винт на
1/2-1/3 оборота и затяните гайку "В".
Номинальный зазор 0,15 – 0,25 мм
к) Снимите специнструмент и про
волоку и верните дроссельную за
слонку в полностью закрытое поло
жение.
3. Датчик положения дроссельной за
слонки.
Установка датчика положения дрос
а) Убедитесь, что дроссельная за
слонка находится в полностью за
крытом положении. Установите дат
чик на корпус дроссельной заслон
ки, повернув его на 20-30° по часо
вой стрелке относительно клапана.
б) Поверните датчик против часовой
стрелки и временно закрепите его.
Регулировка датчика положения
дроссельной заслонки.
а) Вставьте плоский щуп толщиной
0,9 мм между регулировочным вин
том упора дроссельной заслонки и
Убедитесь в наличии проводимости
между выводами "IDL" (3) и "Е2" (4).
При отсутствии проводимости пово
рачивайте датчик по часовой стрел
ке до появления проводимости.
б) Медленно поворачивайте датчик
против часовой стрелки до исчезно
вения проводимости и зафиксируйте
в этом положении.
в) Измерьте сопротивление и на
пряжение между выводами датчика.
г) Пометьте краской регулировочный
винт.
а) Вставляйте поочередно плоские
щупы толщиной 0,8 или 1,0 мм меж
ду регулировочным винтом упора и
рычагом дроссельной заслонки.
б) Проверьте наличие проводимости
между выводами "IDL" (3) и "Е2" (4)
при различной толщине щупа.
Толщина щупа, мм
Проводимость
Есть
Нет
в) Измерьте сопротивление между
выводами "VC" (1) и "Е2" (4).
сопротивление 3,5 – 6,5 кОм
г) Измерьте сопротивление между
выводами "VTA" (2) и "Е2" (4) при
различных положениях дроссельной
Полностью закрыта
Полностью открыта
Сопротивле¬
ние, кОм
Проверка корпуса дроссель
1. Механизм лриоткрывания дрос
а) Ослабьте гайку "А",
в) С помощью торцевого шестигран
ного ключа отрегулируйте зазор, по
ворачивая регулировочный винт.
Номинальный зазор 0,03 мм
г) Затяните гайку "А" и повторно
д) Ослабьте гайку "С".
е) С помощью торцевого шестигран
ного ключа отрегулируйте зазор, по
ворачивая регулировочный винт.
Номинальный зазор 0,03 мм
ж) Заверните гайку "С" и повторно
проверьте зазор.
з) Ослабьте гайку "D".
и) С помощью торцевого шестигран
ного ключа отрегулируйте зазор, по
ворачивая регулировочный винт.
Номинальный зазор 0,03 мм
к) Заверните гайку "D" и повторно
проверьте зазор.
л) Установите дроссельную заслон
ку в полностью открытое положение,
м) Зафиксируйте в этом положении
привод дроссельной заслонки с по
мощью проволоки,
н) Ослабьте гайку "В",
о) Поверните регулировочный винт
так, чтобы зазор стал равен 0 мм.
п) Заверните регулировочный винт
"В" на 1/2 – 1/3 оборота и заверните
гайку "В".
Номинальный зазор 0,15 – 0,25 мм
Всем доброго времени суток! Давненько ничего не писал. Но это не означает что с машинкой ничего не творится. То фотоаппарата под рукой нет, то писать лень. Ну да ладно. Начнемс…
В прошлую пятницу еду я с работы, и чувствую что машинка не хочет ехать. Словно за "жопу" кто держит. Понять не могу. Обороты высокие, гудит, ревет, а ехать наотрез отказывается… Холостые ниже 1200-1000 не опускаются даже после длительной поездки. Ну думаю, доездился! Приехал домой, перекусил и побежали мы с Каришкой в теплый бокс.
Начинаем дело с самодиагностики. Замыкаем в диагностическом разъёме контакты Te1 и E1, поворачиваем ключик и считаем как "джеки чан" начинает нам напевать 41 ошибку. Печаль беда. Ошибка ДПДЗ. Но как? Что с ним могло приключиться? На эти вопросы я сам себе так и не смог ответить.
Пообщавшись с умными людьми, я узнал, что датчик на наших моторах практически вечный и как правило проблема в проводке. Осмотрел все, но так и не нашел ничего из ряда вон выходящего. Почитал Drive2, покурил Drom. И пришел к выводу почитстить дроссельную заслонку, КХХ и поменять прокладку КХХ. Ну и конечно же проверить сопротивление ДПДЗ мультиметром.
На следующий день приобрел самый дешевый CarbClinner, прокладку КХХ и гоу в бокс. Подробно все действия по разбору и чистке описывать не буду, ибо инфы этой пруд пруди.
Коды ошибок на машинах высокого класса можно считать с дисплея на панели приборов, а на бюджетных автомобилях для этого имеется специальный диагностический разъем. Если высветится или «считается» ошибка 41, то это означает, что что-то не в порядке с TPS – датчиком положения дроссельной заслонки на двигателе (Throttle Position Sensor).
TPS – это потенциометр (переменный резистор), назначение которого «следить» за положением дроссельной заслонки и своевременно передавать ECM – электронному блоку управления двигателем (Electronic Control Module), меняющийся по напряжению сигнал, который снимается со скользящего контакта потенциометра. При открывании заслонки величина напряжения должна плавно нарастать, а при закрывании – уменьшаться. Кстати, если напряжение возрастает или снижается рывками (скачками), то это верный признак неисправности переменного резистора.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
ECM, сравнивая полученные от TPS данные, и имеющиеся, то есть «зашитые» в его памяти еще на заводе, управляет работой инжекторов (форсунок) и другого электронного оборудования, установленного на автомобиле. Если машина с АКПП, то она укомплектована своим электронным блоком управления, к которому так же поступает выходное напряжение TPS для управления коробкой-автоматом.
Проявление ошибки и «поведение» двигателя
Если что-то не в порядке с датчиком TPS, то в ECM будут поступать неверные данные о положении дроссельной заслонки или их вообще не будет. Электронный блок управления этим будет «введен в заблуждение» и в лучшем случае начнет управлять работой двигателя, «ориентируясь» на неправильные показания TPS, а в худшем – исключит показания TPS и зажжет лампочку «CHEK», т. е. код ошибки 41. Оба этих варианта работы неблагоприятно скажутся на динамике автомашины, что не может быть не замечено водителем.
Неисправности автомобиля из-за неверной регулировки или поломки TPS проявятся в «вялом» и ненадежном запуске двигателя, повышенном расходе горючего, увеличении оборотов холостого хода, «провалах» при наборе скорости. А на автомашине с АКПП начнутся «дергания» при переключении «скоростей», не будут включаться или будут затруднено включение повышенной передачи.
Поскольку на Тойотах в основном «стоят» АКПП, то при неисправности или нарушении регулировки TPS возникнет самый массовый и неприятный дефект. Он будет проявляться в отсутствии или задержке переключения передач, что станет особенно заметным при движении с места и наборе скорости: тахометр «зашкаливает» за три тысячи оборотов, а машина все еще двигается на первой передаче.
К неисправностям, связанным с TPS (ошибка 41 Тойота), можно отнести:
- заметный рост оборотов холостого хода;
- ухудшение топливной экономичности;
- замедленное переключение передач АКПП;
- включение передач АКПП со стуками и дерганьями
- неадекватный ответ на резкое нажатие на педаль газа и т. д.
Регулировка, ремонт или замена датчика
При ремонте или установке нового TPS необходимо его настроить, чтобы ECM правильно распознавал признаки холостого хода, то есть когда педаль газа полностью отпущена, а положение дроссельной заслонки полностью закрыто.
При отсутствии признаков холостого хода не будет адекватного регулирования и режима принудительного холостого хода при торможении двигателем, что приведет к перерасходу топлива.
Главным здесь является правильная регулировка начального положения контакта IDL (контакт холостого хода). На большинстве моделей Toyota регулировку этого положения контакта IDL производят выставлением зазора «дроссельная заслонка – упорный винт». На двигателях 3S-FE Toyota он равен, например, 0,51 миллиметра.
Так же надо убедиться, осуществляется ли разрыв контакта холостого хода. Тем самым, мы узнаем, что на «дорожке» датчика отсутствуют обрывы, потертости и т. д.
Датчик положения дроссельной заслонки может не работать из-за отсутствия на нем «минуса». Если это обнаружилось, то он должен быть восстановлен. Также необходимо проверить поступление к датчику питания («плюса»), которое в зависимости от типа двигателя может быть равно 5 или 12 вольт.
Каталожные номера датчика дроссельной заслонки TPS Toyota
В качестве заменителей можно использовать подобные изделия других изготовителей, подходящие по величине напряжения питания (5 или 12 вольт) и другим параметрам.