Датчик скорости, что это и для чего он нужен!
Датчик скорости автомобиля (сокращённо ДСА) предназначен для передачи импульсов текущей скорости автомобиля на контроллёр. Контроллёр в свою очередь с помощью импульсов датчика скорости контролирует работу двигателя на холостом ходу, и с помощью РХХ регулирует подачу воздуха в обход дроссельной заслонке. Частота сигнала датчика скорости прямо пропорциональна текущей скорости автомобиля.
Так же стоит отметить, что рабочий датчик экономит наше топливо следующим образом:
1)Контроллёр получает следующие данные от датчика скорости: текущая скорость 100км/ч.
2)Контроллёр получает данные от ДПДЗ: датчик положения закрыт (не жмём на педаль газа)
На основании полученных данных, контроллёр воспринимает данную ситуацию как «торможение двигателем», и отключает систему подачи топлива. Иными словами, при закрытом дросселе, контроллёр не даёт подачу топлива до 20км/ч. И это далеко не единственная функция датчика скорости.
Как датчик скорости определяет текущую скорость автомобиля?
Как упоминалось ранее, датчик скорости передаёт импульсы (6004 импульса на 1 км). Исходя из этого соотношения, можно вычислить скорость по временному интервалу между импульсами датчика.
По мимо контроллёра, импульсами датчика пользуется спидометр автомобиля, где и отображается скорость.
Вчера возвращаясь с рыбалки этот самый датчик и накрылся, стрелка то падала на ноль, то немного поднималась, то совсем зашкаливала и все это сопровождалось дерганьем моей нивы, от незнания я уже подумал, что у меня клинит передний редуктор 00))) машина то ускорялась то ее как будто держали за зад! И опять же от не знания не скинул фишку с датчика, а мог бы спокойно продолжить путь. Сегодня скинул фишку и спокойно поехал за датчиком, спидометр конечно не работал но и дерганья пропали и загорелся чек! Сняв старый датчик обнаружил, что внутри все сырое и болтается, шайба втулка выкручена ! каким образом не пойму и резьбы для закрутки на крышку РК пару витков, вот и попала туда влага. Короче все раскрутил, просушил, протер и смазал, установил на место и все заработало. Новый датчик в ЗИП…
Добрый день! Все ниваводы, наверняка, знают где находится датчик скорости на их автомобиле и каким образом он установлен. Лично меня радует одно, хорошо что он не установлен перпендикулярно кузову, вертикально вниз, и на этом спасибо. Конечно длинна датчика и место его установки поражают воображение, еще больше удивляет то, что его не отрывает при каждом съезде с асфальта. Ну да ладно, замысел инженеров не понять, возможно по их мнению все даже очень гармонично. Так вот, отгнил и отвалился один из трех проводов идущих к разъему датчика. Стал периодически пропадать контакт. Скоростьметр стал показывать ерунду, то стрелка не поднималась выше 40 км/ч, то вдруг резко уходила в максимум до 200 км/ч и снова падала в 0. Кстати сказать, после того как стрелка уходит в максимум и потом резка падает, ЭБУ воспринимает это как резкую остановку и сброс газа, перекрывая подачу топлива, соответственно машина резко клюет (тормозит двигателем). Особенно это приятно на обгонах. Так что, если происходит такая ситуация, думаю правильным решением будет совсем отключить датчик, по соображениям безопасности.
Добравшись до работы сходил в ближайший магазин и купил разъем датчика скорости и немного термоусадки. Артикул разъема АХ-312.
Разъем конечно плоховат по качеству, при его производстве было сэкономлено на всем. Значит надо немного доработать. Поставил на провода разъема термоусадку, обмазал колодку и жгут проводов герметиком и сверху добавил еще термоусадки.
Идем на яму и припаиваем разъем к жгуту проводов датчика, тут главное не перепутать провода.
Место спайки и сам жгут проводов прячем в термоусадку, в несколько слоев.
В итоге получилось три слоя термоусадки на жгуте идущего к датчику. Все достаточно прочно и надежно, в местах прилегания термоусадки к проводам, дополнительно прошелся герметиком. Теперь все герметично и прочно, наступило душевное спокойствие.
Скорость движения автомобиля уже давно измеряется немеханическим способом, а электронным. Это измерение основывается на принципе эффекта Холла, посредством специального устройства. Шевроле Нива укомплектовывается таким же электронным приспособлением, который с большой точностью считывает скорость, развиваемую автомобилем. Это устройство необходимо для того, чтобы водитель мог контролировать скорость движения. Проанализируем более детально устройство этого датчика, его принцип действия, возможные неисправности. Также рассмотрим, как проводится его замена на авто.
Назначение устройства
Каждый автомобиль имеет в конструкции спидометр, который отображает скорость перемещения транспортного средства. Но спидометр – это только дисплей вывода полезной информации, основную функцию указания скорости движения выполняет датчик. В случае его неисправности, дальнейшая поездка становится мучением, особенно по городским магистралям, где необходимо соблюдать скорость перемещения.
Поэтому основной функцией устройства является считывание информации о перемещении автомобиля. К косвенным функциям устройства относятся:
- возможность рационального расхода топлива;
- регулирование движение по дорожным разметкам и знакам;
- дает возможность регулирования скорости с целью избегания штрафов.
Без этой детали управлять автомобилем возможно, но делать это довольно непросто.
Существуют два вида датчиков скорости:
- Механический или оптоэлектронный. Работает по способу передачи количества оборотов вала коробки с помощью троса.
- Электронный или безтросовый. Собственно о нем и пойдет речь.
Обязательно необходимо приобретать изделие только для своей модели автомобиля.
Принцип работы датчика
На внедорожник Нива Шевроле устанавливается электронное устройство считывания скорости перемещения транспортного средства. Работает датчик по принципу, который был основан американским физиком Эдвином Холлом.
Суть эффекта (и принципа работы) заключается в считывании электромагнитных импульсов датчиком, которые посылаются в контроллер для последующей их обработки. Один километр пройденного пути автомобиля равняется 6004 электронным импульсам датчика. Когда авто движется быстрее, то частота передачи импульсов возрастает. Контроллер, в свою очередь, измеряет интервалы между каждым импульсом, и выводит их на спидометр в понятном для человека виде.
Размещение и конструкция устройства
На автомобиле Нива Шевроле датчик устанавливается на коробке переключения скоростей. Благодаря вращению вала коробки происходит наведение электромагнитных импульсов внутри устройства.
Фото по размещению изделия
Конструктивно датчик состоит из стального или пластмассового корпуса, внутренних элементов и проводников. Крепится он на коробку передач непосредственно к валу. Внутри имеется ферромагнитный сердечник, который вращается при движении автомобиля и создает электрические импульсы. Импульсы посылаются по проводнику к контроллеру, который расположен на спидометре. Фото датчика скорости представлено ниже.
Изделие относится к хрупким материалам, поэтому при проведении ремонтных работ следует быть осторожным.
Неисправности устройства
В ходе эксплуатации автомобиля Нива Шевроле нередко возникают перебои или поломки датчика скорости. Нет необходимости спешить приобрести новый датчик и провести его замену. Прежде всего, необходимо найти причину неисправности, а затем принимать решение. Итак, причинами неисправностей могут быть:
- Обрыв электрической цепи;
- Окисление контактов;
- Нарушение целостности изоляции проводников;
- Повреждение целостности устройства или износ внутренних механизмов.
Для определения неисправности необходимо провести проверочные действия!
Проверка датчика скорости на наличие неисправностей
Существует два способа проверки датчика на наличие неисправностей, которые рассмотрим по отдельности.
Первый способ. Для проведения проверки потребуется мультиметр.
- Извлекается датчик (процесс снятия и замена будет описана ниже).
- К импульсному контакту датчика подсоединяется положительный щуп прибора.
- Минусовой щуп прибора подключается к «массе» автомобиля.
- На вал датчика надевается трубка, для возможности вращения.
- Мультиметр устанавливается в положение на измерение постоянного напряжения малой величины.
- Приступаем к вращению вала механизма. При вращении на приборе будет отображаться значение наводимого напряжения, а при увеличении оборотов показатель будет возрастать.
Если такой процесс наблюдается, то датчик скорости является исправным, а причину стоит искать в другом месте.
Второй способ. Не требует демонтажа.
- Домкратом поднимается передняя часть авто, так чтобы одно колесо было в подвешенном состоянии.
- К выводам датчика подключается мультиметр.
- Вращается колесо и засекается появление импульсов. Если напряжение наводится, то устройство в рабочем состоянии.
Замена датчика скорости на Ниве Шевроле
Замена устройства осуществляется только в случае определения точной причины выхода его из строя. Итак, прежде всего, необходимо найти, где крепится изделие, и извлечь его. Для этого выполняется следующая последовательность действий:
- Шевик загоняется на смотровую яму и обесточивается от питания аккумулятора.
- Опускаемся в смотровую яму для проведения работ, захватив с собой стандартный набор инструментов.
- Находим датчик на задней крышке раздаточной коробки и при необходимости очищаем его от загрязнений.
- Отсоединяется клеммная колодка с питающими проводами. Для этого необходимо отжать пластиковый фиксатор, как показано на фото.
- Гаечным ключом проводится вывинчивание устройства и его извлечение. На фото ниже изображен процесс его извлечения.
Если изделие не откручивается, то категорически запрещено его дергать. Необходимо смазать жидкостью WD-40 резьбовое соединение и дождаться разъедания коррозии.
Осуществляется замена датчика на новый. Его установка производится в последовательности обратной снятию.
После сборки проверяется его работоспособность.
После того как была произведена замена, необходимо провести процесс обнуления ошибки ЭБУ. Иначе «Check Engine» будет продолжать светиться на панели приборов.
К сведению! При покупке устройства обратите внимание на производителя, ведь большинство из них выпускается в КНР. Качество таких материалов находится на низком уровне, а срок службы прямо пропорционален времени эксплуатации автомобиля. На фото изображен отечественный датчик с залитыми лаком контактами. Китайское производство считает данное действие лишним, что и обусловлено низким сроком службы изделия.
Рассмотренная деталь на автомобиле выполняет функцию, без которой невозможно контролировать скорость перемещения транспортного механизма. Первым признаком выхода из строя изделия является недвижимость стрелки спидометра или ее колебательные движения. Это свидетельство того, что вскоре потребуется замена датчика скорости. Удачи в поисках неисправностей и их устранении!