ЛиАЗ-5256. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОЛЁС АВТОБУСА
ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕО)
Ежедневное обслуживание колес автобуса проводится каждую смену.
Перед выездом на линию необходимо убедиться, что за время стоянки не было утечки воздуха из шин. При подозрении на снижение давления в шине необходимо проверить давление манометром (см. ниже) и при необходимости устранить причину утечки. При длительных остановках или пересменке водителей необходимо осматривать шины с целью обнаружения повреждения и явной утечки воздуха. Ежедневно после возвращения автобуса с линии необходимо осматривать шины, ободья и внешним осмотром проверять состояние деталей крепления колес. Посторонние предметы, застрявшие в протекторе, в боковинах или между сдвоенными шинами, должны быть удалены. Все детали крепления колес должны быть в исправном состоянии, без следов взаимного смещения. При интенсивном или неравномерном износе рисунка протектора шин следует независимо от сроков проведения технического обслуживания (ТО-1 или ТО-2) принять меры для устранения причин такого износа.
ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-1)
При ТО-1 необходимо контролировать давление в шинах с помощью манометра и доводить до заданного уровня. Давление в шинах всех колес автобуса (независимо от места установки колеса) должно быть в пределах 860—880 кПа (8,6—8,8 кгс/см2). При накачке шин давление доводится до верхнего предела. При движении автобуса, особенно в жаркое время, давление в шинах повышается, но снижать его в нагретых шинах не следует. Давление воздуха проверяется в остывших шинах при плюсовой температуре окружающего воздуха.
Снижение давления в шинах по сравнению с нормой приводит не только к ускоренному и неравномерному износу протектора, но и к ускоренному разрушению каркаса боковин, ухудшает устойчивость и управляемость автобуса.
Недопустима разность давления в шинах сдвоенных колес более 30 кПа (0,3 кгс/см2), так как это вызывает неравномерное распределение нагрузки между колесами и приводит к неравномерному износу протектора шин. Для замера давления во внутренних шинах сдвоенных колес установлены удлинители вентилей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Приемы определения давления воздуха в шинах на инп, на звук при ударе по шине являются совершенно недопустимыми, так ми к возможная ошибка при этом достигает 150—200 кПа (1,5—2 кгс/см2).
При выполнении ТО-1 контролируется остаточная глубина рисунка протектора, оценивается возможность дальнейшей эксплуатации шин.
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2)
При выполнении ТО-2 выполняется тщательный осмотр шин и оценка их состояния на снятых с автобуса колесах. При необходимости производится перестановка колес.
Основанием для перестановки колес могут служить неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора шин, необходимость правильного подбора шин для распределения по осям или сдвоенным колесам, необходимость установки более надежных шин на передней оси автобуса, а также другие причины.
Долговременная безопасная эксплуатация автомобиля, снижение расхода топливного ресурса, сохранность резины, подвесок грузового автомобиля во многом зависит от показателя плотности воздуха внутри покрышки колеса. Нужно смотреть рекомендованное давление в шинах грузового автомобиля в таблице. Закачивать воздух с помощью компрессора внутрь покрышек следует, используя данные таблицы в руководстве, приложенном к документам транспортного средства.
Важность отслеживания
Контроль давления в шинах необходим, так как этот показатель жёстко связан со многими параметрами эффективной и безопасной эксплуатации автомобиля, колёса которого:
- Предназначены для приёма крутящего момента от двигателя и сцепления их с полотном дороги. Слабые покрышки могут вызвать проворачивание колёс на ободе, что всегда грозит серьёзными последствиями.
- Шины — это элемент транспорта, в том числе и грузового. Они воспринимают и смягчают удары от неровностей дороги. Недостаток воздуха в процессе движения вызовет потерю эластичности покрышек и, как следствие, повысит риск быстрого изнашивания протектора.
- Обеспечивают качество разгона и торможения автомобиля, избыток и недостаток воздуха в шинах оказывает прямое влияние на скорость расхода топлива.
- От них зависит устойчивость и плавность движения транспорта.
- Колёса определяют безопасное управление автомобиля, повышается вероятность самопроизвольного ухода автомобиля в сторону.
- Снижение давления в шинах может привести к поломке каркаса колеса.
Техническое состояние машины обеспечивает безопасное состояние движения на трассе. Любое аварийное состояние автомобиля на дороге может привести к тяжёлым последствиям.
Чтобы избежать проблем во время движения по трассе, нужно поддерживать этот критерий на уровне, рекомендуемом производителем.
Параметр плотности воздуха в колёсах для каждого вида автомобильного транспорта установлен индивидуально автозаводом-производителем.
Посмотрите на видео, как правильно подбирается давление в шинах.
Водителю необходимо знать состояние шин на данный момент. В холодное время измерение давления воздуха в шинах производится с меньшим интервалом, чем летом.
Проверку этого показателя рекомендуется проводить один-два раза в неделю, применяя устройства, разработанные для этой цели. Манометр – основная приемлемая и эффективная конструкция для контроля давления.
Основные приёмы
Для определения уровня давления воздуха в шинах грузовика используют стрелочные манометры, в которых действует правило уравновешивания давления, силой упругой деформации пружины, выполненной в виде полой витой трубки.
Величина давления воздуха в шинах грузового автомобиля имеет огромное значение, так как он определяет соразмерность нагрузки на шины грузовика. Плотность воздуха в колёсах транспорта для перевозки грузов необходимо измерять не менее двух раз в неделю. Наиболее надёжным устройством для этой процедуры служит манометр с двумя головками с градацией не менее 8 Бар и шкалой с интервалом по 0,1 бар.
Одним из условий правильной эксплуатации шин является поддержание в них давления, предусмотренного технической характеристикой. Проверять давление в шинах следует ежедневно перед выездом на линию, в пути контроль за давлением производится внешним осмотром. Во время движения не рекомендуется без надобности производить резкое торможение, а также следует избегать задевания бордюров тротуаров боковыми поверхностями покрышек, так как при этом сильно изнашивается протектор покрышек. В течение всего периода эксплуатации автобуса необходимо обращать особое внимание на равномерность износа шин по ширине беговой дорожки протектора; неравномерный износ беговой дорожки свидетельствует о неправильно отрегулированном угле схождения передних колес. При ТО-2 рекомендуется для более равномерного износа шин производить перестановку шин в последовательности.
При замене шин не следует устанавливать шины с различным рисунком протектора. При необходимости такой установки шины должны быть поставлены в качестве внутренних или наружных шин заднего моста.
Монтаж шины на обод, имеющий повреждения или деформацию, запрещается.
Ежедневно после окончания работы необходимо производить внешний осмотр шин, поврежденные шины нужно заменить. При стоянке более 7—10 дней рекомендуется произвести разгрузку шин автобуса путем вывешивания переднего и заднего мостов. Эксплуатация шин с остаточной глубиной рисунка протектора по центру беговой дорожки менее 2 мм запрещается.
Уход за колесами заключается в проверке затяжки гаек колес и периодическом осмотре колес. Для более плотного прилегания диска колеса к фланцу ступицы гайки необходимо затягивать равномерно крест-накрест. Гайки крепления внутренних колес затягиваются при отвернутых на 2—3 оборта гайках наружного колеса. Применение дисков колес с разработанными крепежными отверстиями запрещается.
Ремонт шин и камер в пути. При выходе из строя одного из колес автобуса в пути необходимо произвести его замену на запасное. При отсутствии запасного колеса или при вторичной замене колеса ремонт камеры производится методом горячей вулканизации при помощи специальных брикетов со струбцинами или с помощью дорожного вулканизационного пресса. Перед вулканизацией повреждения необходимо тщательно зачистить металлической щеткой или рашпилем ремонтируемую поверхность. Заплата из сырой резины подбирается так, чтобы она перекрывала поврежденное место со всех сторон на 15—20 мм. Результат произведенного ремонта можно определить, накачав камеру воздухом и погрузив ее в воду.
Шины в пути ремонтируются холодным способом при помощи манжет, грибков и пластырей, приклеиваемых к зачищенному поврежденному месту резиновым клеем. Для временной заделки пробоя или прокола используются резиновые грибки или манжеты. Резиновый грибок вставляется в поврежденное место с помощью приспособления, указанного на рисунке 33. Манжеты вкладываются внутрь покрышки против поврежденного места; эксплуатация покрышки со вставленной манжетой допускается только в крайних случаях на колесах заднего моста в течение короткого периода до замены исправной покрышкой.
На автобусе ПАЭ -3205 диск колеса штампованный, соединен с ободом сваркой. На ободе монтируется покрышка с камерой и ободной лентой. Бортовое кольцо разрезное, одновременно выполняет функции замочного кольца. Передние колеса одинарные, задние — сдвоенные. На автобусах ЛиАЗ-677М установлены бездисковые колеса со съемными бортовым и замочным кольцами. На ободе находятся покрышка, камера и ободная лента. Между ободами двойных задних колес устанавливают проставочное кольцо. Бездисковые колеса (автобус ЛиАЗ-677М) устанавливают на конические посадочные поверхности ступицы передних колес с последующим креплением прижимами. Болты и гайки крепления колес имеют правую резьбу как для правой, так и левой стороны. Кольцо задних колес крепят к ступице гайками на двенадцати шпильках. Шпильки правой ступицы имеют правую, а шпильки левой ступицы — левую резьбу. На автобусах Икарус-260, -280 устанавливают бездисковые колеса с поперечно-разборным ободом. Обод колеса состоит из детали с двумя проушинами и двух деталей. На автобусе ЛиАЗ-5256 применяют дисковые колеса. Обод бескамерных шин не имеет съемных деталей — бортового и замочного колец. Посадочные места обода имеют наклон, что обеспечивает герметичность прилегания бортов шин.
Рис. 4. Колесо с шиной в сборе
Рис. 5. Бездисковые колеса
Для повышения устойчивости (стабилизации) передних колес в среднем положении и для облегчения управления автобусом передние колеса имеют развал в вертикальной плоскости и схождение в горизонтальной. Развал колес определяют в градусах, сходимость — в миллиметрах. Установка шкворня выполнена не строго вертикально, а с некоторыми продольным и поперечным наклонами. Углы развала и наклона шкворня автобусов с зависимой передней подвеской при эксплуатации не регулируют. Эти углы могут разрушиться при прогибе передней балки, при износе подшипников шкворня. Сходимость колес при эксплуатации автобуса регулируют изменение длины поперечной тяги. Срок службы шин зависит от правильной эксплуатации автобуса, правильного и внимательного ухода за шинами, поддержания нормального давления.
Перед выездом на линию водитель проверяет техническое состояние шин. Во время эксплуатации применяют правильные приемы управления автобусом: плавно трогается с места, не допускает резкого торможения. Избегает подъезда вплотную к тротуару.