Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о том, как должен вести себя водитель при возникновении аварийной ситуации на дороге. Правила дорожного движения дают однозначный ответ на этот вопрос.
Однако на практике многие водители поступают по-другому и своими действиями только усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия. А в некоторых случаях неправильное поведение даже приводит к тому, что виновником становится не водитель, создавший аварийную ситуацию, а водитель, неправильно на нее отреагировавший.
Как действовать при возникновении опасности?
Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 ПДД:
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза. Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен.
Неправильные действия водителей при опасности
На практике нередко можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е. поворачивает руль и пытается уйти от столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, однако гораздо чаще это приводит к более серьезным последствиям ДТП.
Посмотрите на приведенный рисунок. Водитель оранжевого автомобиля выполняет перестроение и не уступает дорогу зеленому.
Зеленый, в свою очередь, пытается избежать столкновения, поворачивает руль налево и оказывается на встречной полосе. Там происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого становится водитель зеленого автомобиля.
Напомню, что за причинение вреда жизни и здоровью водитель может получить до 7 лет тюрьмы (если он не находится в состоянии опьянения).
Предлагаю Вам посмотреть видео, в котором рассматривается похожая ситуация при перестроении (без ДТП):
Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля поравнялась с задней частью автобуса, они оба были уже у правой стороны проезжей части. Т.е. если бы водитель автомобиля просто тормозил, то он смог бы проехать слева от автобуса.
Тем не менее в данном случае могут быть 2 причины повернуть руль:
1. Тяжело заставить себя вести автомобиль в сторону неожиданно появившегося многотонного препятствия.
2. Водителю заранее неизвестно, что будет делать автобус. Если бы он перестроился только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.
В рассматриваемом примере перестроение не привело к негативным последствиям. Однако на практике может сложиться и по-другому.
ДТП при попытке избежать столкновения
Рассмотрим следующий пример:
Перед нами перекресток. В левой полосе движения стоит автобус, который готовится повернуть налево. Он частично загораживает обзор водителям других автомобилей. Водитель белого автомобиля едет через перекресток прямо. Водитель зеленого выполняет поворот налево. Друг друга они не видят, поэтому продолжают движение. Похожие ситуации очень часто попадают в поле зрения камер наружного наблюдения на перекрестках.
Как только водитель белого автомобиля видит капот зеленого, он поворачивает руль в правую сторону и пытается объехать машину справа. При этом он не тормозит.
Однако водитель зеленой машины все еще не видит опасность и продолжает движение:
В итоге происходит столкновение транспортных средств. После него белый автомобиль продолжает движение и улетает за пределы проезжей части:
Последствия при этом могут быть разнообразными. Белая машина может наехать на светофор, столб, припаркованные машины, врезаться в высокий бордюр или просто улететь в кювет и перевернуться.
Если бы в аналогичной ситуации водитель тормозил, то ДТП все равно бы произошло. Однако последствия для белого автомобиля были бы менее плачевными, т.к. он никуда бы не "улетел" по инерции, а просто остался бы на перекрестке:
В завершение хочу дать один небольшой совет. Если Вы все же хотите попытаться объехать препятствие, то никогда не объезжайте его спереди. Если машина не притормозит, то проскочить перед ее "носом" Вы просто не успеете. Если уж и объезжать машину, то лучше сделать это со стороны багажника.
Каждый водитель должен быть готов к возникновению опасной ситуации на дороге. В любом случае нужно сохранять самообладание и не бросать управление автомобилем, пока есть такая возможность.
Полезные рекомендации
Будьте активны и не ждите пассивно своей участи! Не пытайтесь покинуть автомобиль – находясь в салоне, у вас будет намного больше шансов выжить.
При опасности встречного лобового столкновения, постарайтесь сделать удар скользящим, но не уходите от удара, направляя машину на встречную полосу, лучше направить её в кювет, забор и т.д.
При неизбежности удара, напрягите мышцы для сопротивления перемещения тела вперед, упритесь ногами в пол возле педалей, а руками крепко держитесь за рулевое колесо, голову наклоните вперед. Пассажирам желательно закрыть голову руками, а при возможности завалиться на сиденье на бок.
После удара определите положение машины в пространстве и попытайтесь из неё выбраться. Если не удается выбраться через дверь, попробуйте вылезти через окно, в случае надобности разбейте стекло.
Если автомобиль упал в водоем и тонет, то не пытайтесь сразу же открывать дверь. Если это сделать до погружения машины, то поток воды, хлынувший в салон, отбросит вас внутрь, а если автомобиль уже погрузился под воду, то открыть дверь у вас не получится, так как снаружи на неё будет давить вода.
Нужно подождать пока салон наполнится водой, давление снаружи и внутри автомобиля выровняется, и тогда открывать дверь и выныривать. Если дверь заклинило, попытайтесь открыть окно и выбраться через него.
Что делать в первые минуты после аварии?
1. Первое, что нужно сделать, попытаться успокоится. Сосредоточьтесь, оцените обстановку и действуйте продумано.
2. В первую очередь выключите зажигание и включите аварийную сигнализацию. Если авария произошла вне населенного пункта, то на расстоянии не менее 30 метров от места аварии установите знак аварийной остановки.
3. Определите, есть ли пострадавшие в аварии и каково их состояние, окажите первую помощь, и вызовите «скорую».
4. Если есть возможность, привлеките для оказания помощи пострадавшим и других людей. В первую очередь окажите помощь пострадавшим, находящимся в наиболее тяжелом состоянии, например, с артериальными кровотечениями, остановкой дыхания и кровообращения.
5. Используя автомобильную аптечку, остановите кровотечение, наложите асептические повязки, в случае перелома конечностей наложите шину.
6. Не спешите отправлять пострадавших в больницу первым попавшимся транспортом, в некоторых случаях это может им навредить – дождитесь машину «скорой помощи». Если это невозможно, то организуйте транспортировку пострадавший в ближайшее лечебное учреждение, но, с максимальной осторожностью.
7. Сообщите о случившемся в ГАИ или полицию.
Посмотрите полезное видео, что делать, если попал в ДТП, правильные действия при аварии:
Заключение
Подобные вещи нужно знать, ведь никто не застрахован от подобного происшествия на дороге!
Мастерство водителя – это не только умение не допускать критических ситуаций, но и выходить из них с наименьшими потерями в случае их возникновения. Управлять автомобилем в критической ситуации много сложнее, чем в обычной. Здесь счет времени идет в десятых долях секунды, раздумывать некогда, надо действовать очень быстро, но в тоже время правильно. Чтобы достичь необходимой быстроты и точности действий, надо знать наиболее часто возникающие критические ситуации и наилучшие варианты выхода из них.
Действие водителя в аварийных ситуациях
Причин самопроизвольного увода автомобиля в ту или иную сторону может быть несколько:
влияние сильного бокового ветра, поперечный уклон дороги, подтормаживание одного борта автомобиля при неправильной регулировке тормозной системы, но может быть и прокол шины.
Поэтому водителю следует остановиться и выяснить причину увода.
Прокол шины водитель может определить по ее деформации. При уменьшении внутреннего давления шина деформируется и увеличивается сопротивление качению, поэтому автомобиль уводит в сторону того борта, на котором произошел прокол.
Если вовремя не остановиться, шина быстро нагреется, а знакопеременная нагрузка, действующая на шину, приведет к быстрому отслоению резины от корда.
В случае шины с металлокордом еще хуже — проволока корда не выдерживает знакопеременной нагрузки, лопается, концы протыкают внутренний слой и камеру. Поэтому, чтобы не выбросить хорошую покрышку, недопустимо даже кратковременное движение на приспущенной шине. В случае возникновения подозрения о проколе шины, не применяя торможения, необходимо плавно остановить транспортное средство.
Ошибки эксплуатации автомобиля могут вызвать разрушение шины, а именно:
продолжение эксплуатации негодной или поврежденной шины, имеющей глубокие порезы и проколы, при которых виден корд;
превышение допустимой нагрузки на шину;
продолжение движения на приспущенной шине;
использование на автомобиле шины, не предусмотренной инструкцией по эксплуатации.
При эксплуатации поврежденных шин в глубокие порезы и проколы попадает песок, который в процессе деформации шин во время движения вызывает перетирание нитей корда. Прочность шины уменьшается и, в конечном итоге, шина разрушается (взрывается).
При взрыве шины произойдет резкое торможение одного борта автомобиля, будет слышен хлопок, похожий на пистолетный выстрел, и машину начнет уводить в сторону. При взрыве шины переднего колеса передние колеса под действием сил трения могут развернуться до предела, что вызовет занос автомобиля. Поэтому следует крепко удерживать рулевое колесо и тормозить плавно, не выключая сцепления. Удержать автомобиль с поврежденным колесом можно только приложив максимальное усилие обеих рук к рулевому колесу, стараясь удержать автомобиль от вращения.
При отказе рулевого управления автомобиль лишается управления, рулевое колесо легко вращается, автомобиль не реагирует на его вращение. Поэтому следует немедленно применить экстренное торможение. Не идентифицировать легкость вращения руля, появляющуюся при движении по скользкой дороге или при возникновении явления аквапланирования, с отказом рулевого управления.
При отказе рулевого управления следует применить экстренное торможение.
Отказ тормозной системы может характеризоваться следующими признаками:
при нажатии на педаль тормоза она проваливается до пола;
величина тормозного пути транспортного средства значительно увеличивается и превышает норму;
при торможении происходит занос автомобиля, превышающий допустимую норму.
Если при нажатии на педаль тормоза она проваливается до пола, следует повторно нажать 1-2 раза. Если один контур тормозной системы вышел из строя, а другой исправный, автомобиль удастся остановить.
Если и при повторном нажатии тормозная система не будет функционировать, следует воспользоваться стояночным тормозом. Если и он оказался неэффективным, включить аварийную сигнализацию, последовательно перейти на низшую передачу, а затем выключить двигатель. Если это не удается выполнить, направить автомобиль на полосу для аварийной остановки, если таковая имеется на пути движения, или на любой подъем, на вскопанное поле, в крайнем случае, прижать автомобиль по касательной к препятствию. За счет деформации кузова автомобиля можно погасить его скорость и таким образом спасти собственную жизнь и жизнь пассажиров.
Если во время движения автомобиля возник пожар, его появление можно определить ПО запаху, дыму или языкам пламени, вырывающимся из-под капота. В этом случае следует немедленно остановить автомобиль, выключить зажигание. Если из подручных средств есть тент, то воспользоваться им, накрыв очаг пожара, чтобы прекратить доступ воздуха.
Капот автомобиля необходимо открывать осторожно, так как поступление свежего воздуха вызовет увеличение пламени. При тушении огнетушителем струю гасящего вещества следует направлять на источник пламени. При тушении пожара нельзя использовать воду. Плотность воды больше плотности топлива и масла (они будут гореть в первую очередь), поэтому они окажутся на поверхности воды; она будет растекаться, увеличивая очаг пожара.
Поделиться "Действие водителя в аварийных ситуациях"