УПРАВЛЕНИЕ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Управление демультипликатором осуществляется за счет работы воздухораспределителя, внешний вид которого в сборе и его составных частей показаны на рисунках 21 и 22, а конструкция – на рисунке 23. Схема управления демультипликатором приведена на рисунке 24. На всех рисунках приведено одинаковое обозначение деталей.
Управление демультипликатором состоит из воздушного силового цилиндра, поршень 42 которого воздействует через шток 43 на вилку 41 и коронную шестерню 40, а так же системы подачи воздуха в разные полости цилиндра (см. рисунок 24).
Шток 43 имеет паз, торцевые поверхности которого соприкасаются с вилкой 41, установленной на оси, вокруг которой вилка 41 поворачивается и перемещает коронную шестерню 40 по направлению А (низший диапазон) или Б (прямая передача).
В момент перемещения штока 43 электрический датчик 44 замыкается и загорается лампа 53, установленная в кабине транспортного средства.
Система подачи воздуха в цилиндр управления демультипликатором состоит из крана переключения демультипликатора 33 (установленного на рычаге переключения передач или на панели кабины), воздухораспределителя (ВР), подсоединенного к крышке (корпусу) механизма
Рисунок 22 – Внешний вид деталей разобранного воздухораспределителя КП ЯМЗ-239
Рисунок 23 – Устройство воздухораспределителя в сборе, 238Н-1723010-01
Рисунок 24 – Схема управления демультипликатором
Обозначения на рисунках 22, 23 и 24 – Внешний вид и устройство воздухораспределителя, схема управления демультипликатором
№ Обозначение Наименование (кол.)
1 – 238Н-1723018-Б корпус воздухораспределителя
2 – 238Н-1723024 золотник
3 – 238Н-1723032 клапан впускной в сборе
4 – 238Н-1723100 сапун в сборе
5 – 238Н-1723154 шайба упорная
6 – 238-1723280 ввертыш (4 шт.)
7 – 238-1723026 кольцо уплотнительное
8 – 238Н-1723028 цилиндр(2 шт.)
9 – 238-1723029-Б прокладка цилиндра (2 шт.)
10 – 238Н-1723030 поршень (2 шт.)
11 – 238Н-1723031 кольцо уплотнительное (2 шт.)
12 – 238Н-1723036 пружина толкателя
13 – 238М-1723037 пружина клапана впускного
14 – 238Н-1723038 толкатель
15 – 238Н-1723041 крышка клапана
16 – 238Н-1723043 втулка толкателя центрирующая
17 – 238Н-1723049 прокладка крышки клапана
18 – 238Н-1723290 диафрагма толкателя в сборе
19 – 238Н-1723170 шайба упорная (2 шт)
20 – 312326-П шайба (4 шт.)
21 – 201420-П29 болт М6х1х20 (11 шт.)
22 – 252004-П2 шайба 6 (8 шт.)
23 – 252134-П2 шайба 6Т (11 шт.)
24 – 238-1723019 гнездо золотника
25 – 25 3111 2062 кольцо уплотнительное 014-018-25-2-1
26 – 238Н-1723092 корпус впускного клапана
27 – 240-1005586 кольцо уплотнительное
28 – 238-1723026 кольцо уплотнительное золотника (2 шт.)
29 – 239.1702015 крышка верхняя МПКП
30 – 239.1702060 шток вилки переключения 1-ой передачи и з/х
31 – 239.1702064 шток вилки переключения 2-ой и 3-ей передачи
32 – 239.1702074 шток вилки переключения 4-ой и 5-ей передачи
33 – кран переключения демультипликатора (автомобиля)
34 – воздухопровод от крана к ВР (автомобиля)
35 – 239.1708200 клапан блокировки с электромагнитом и болтом
36 – 238М-1723162-40 воздухопровод от ВР к клапану блокировки
37 – электронное реле (автомобиля)
38 – датчик скорости (автомобиля)
39 – 239М.1721240-30 фланец крепления карданного вала
40 – 202.1721350-40 шестерня коронная в сборе
41 -201.1722050-41 вилка
42 – 239.1722035-12 поршень цилиндра
43 – 238М.1722038-50 шток поршня
44 – датчик переключения демультипликатора (автомобиля)
45 – 239.1723082-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру
46 – 239.1723081-10 воздухопровод от ВР к пневмоцилиндру
47 – батарея аккумуляторная (автомобиля)
48 – воздухопровод (автомобиля) от воздушного ресивера к
крышке клапана воздухораспределителя
49 – ресивер воздушный (автомобиля)
50 – воздухопровод от крана переключения диапазонов де-
мультипликатора автомобиля к крышке клапана ВР
51 – 238-1723044 сухарь блокирующего устройства (2 шт.)
52 – 238Н-1723045 шток блокирующего устройства
53 – лампа сигнальная (автомобиля) переключения демуль-типликатора
54 – воздухопровод (автомобиля) от крана переключения
диапазонов к клапану блокировки
переключения передач 29, электромагнитного клапана блокировки 35, электронного реле 37, электронного датчика 38 частоты вращения вала демультипликатора коробки передач и, соответственно, фланца 39, который соединяется с карданным валом транспортного средства, воздухопроводов 34, 36, 45, 46, 48, 50 и 54, электропроводов. Работоспособность системы обеспечения воздухом обеспечивается за счет соединения с воздушным ресивером 49 транспортного средства.
Воздухораспределитель состоит собственно из корпуса воздухораспределителя 1 с золотником 2, с воздушными цилиндрами 8, поршнями 10 и пневмомеханического устройства блокировки включения диапазонов демультипликатора. Устройство блокировки состоит из впускного клапана 3, толкателя 14, диафрагмы 18, корпуса впускного клапана 26, центрирующей втулки толкателя 16, а также толкателя блокировки 52 и двух сухарей блокировки 51, которые установлены в отверстие крышки 29.
Управление демультипликатором функционирует следующим образом (см. рисунок 24), на котором показано нейтральное положение основной коробки передач и включенный низший диапазон):
– для включения низшего диапазона водитель транспортного средства устанавливает кран управления в положение низшего диапазона, при этом воздух из воздушного ресивера 49 по воздухопроводу 50 и 54 через кран 33 и электромагнитный клапан блокировки 35 и далее по воздухопроводу 36 поступает в полость К воздушного цилиндра воздухораспределителя, поршень 10 которого перемещает золотник 2 вниз. При этом одновременно воздух через впускной клапан 3 поступает в полость Н и далее по каналу В через золотниковое устройство по воздухопроводу 45 поступает в левую полость воздушного цилиндра, поршень 42 которого перемещается в правую сторону.
– включение низшего диапазона возможно только при условии, когда электромагнитный клапан 35 не перекрыл поток воздуха, что может быть при частоте вращения фланца 39 не более 1000 мин-1, а так же при нейтральном положении штоков 30, 31, 32, т. е. в основной коробке передач все передачи выключены.
– для включения высшего диапазона кран управления 33 устанавливают в положение высшего диапазона (золотник перемещают в правую сторону Б ’), при этом воздух из ресивера 49 по воздухопроводу 48 и 50, через кран 33 по воздухопроводу 34 поступает в полость Л воздухораспределителя, перемещая поршень и золотник 2 вверх в положение, при котором канал В сообщается с воздухопроводом 46. При этом воздух может поступить в правую полость воздушного цилиндра, а поршень может перемещаться в левую сторону, что обеспечит поворот вилки 41 вокруг оси, осуществив перемещение коронной шестерни 40 по направлению Б для включения низшего диапазона, при этом воздух из левой полости цилиндра по воздухопроводу 45 через золотниковое устройство по каналам Г и Д, через сапун 4 выходит в атмосферу;
– при включении 1-й передачи или заднего хода шток 30 перемещается в осевом направлении, взаимодействуя с конической поверхностью штока блокировки 52, приводит к его перемещению совместно с толкателем клапана 14 и перекрытию подвода воздуха через клапан 3 в полость Н (см. вид Е рисунке 24) Подача воздуха в воздухораспределитель так же блокируется при включении одной из остальных передач за счет перемещения одного из сухарей.
Система подвода воздуха к силовому цилиндру снабжена электронной блокировкой, которая не позволяет включить низший диапазон при частоте вращения фланца 39 более 1000 мин.-1, т. к. электронный датчик 38 подает сигнал в электронное реле 37, установленного в кабине транспортного средства и его изготовителем, через которое в катушку электромагнитного клапана поступает электрический ток, создается магнитное поле, которое выталкивает сердечник катушки и в конечном итоге клапан перекрывает доступ воздуха из воздухопровода 54 в воздухопровод 36.
Окончательный монтаж системы подачи воздуха к силовому цилиндру и электронной блокировки производят изготовители транспортных средств с установкой кроме 33, электронного блока 37, датчика 38, трубопроводов 34, 48, 50, 54, электропроводов и лампы 53.
КПП 239 ЯМЗ – универсальная. Она является основой при создании новых разновидностей коробок переключения для всех видов грузового автотранспорта.
Общие параметры КПП 239
В состав КПП входят демультипликатор (двухдиапазонный) с синхронизаторами (нет их только на первой передаче и заднем ходу), механический привод спидометра, электромагнитная система блокировки. Также возможна ее докомплектация системой теплообмена, которая будет следить за температурой жидкостей, охлаждая ее в жару или подогревая на холоде.
До-комплектация КПП 239 демультипликатором будет иметь две скорости: стандартную и повышенную.
Схема КПП 239 с демультипликатором почти не меняется, возможна лишь более точная регулировка скорости.
В целом, схема работы КПП будет зависеть от марки авто.
Устранение неполадок КПП 239
Время работы КПП 239 определяется тем, насколько точно выполняются все условия руководства по ее использованию. В случае поломки или неисправности актуально воспользоваться услугами СТО или же постараться устранить возникшую проблему самостоятельно. Инструкция по эксплуатации и обслуживанию есть на нашем сайте в соответствующем разделе.
Назначение КПП 239
Предназначена коробка передач ЯМЗ 239 для двигателей ЯМЗ-7511 автомобилей марки МЗКТ, КрАЗ, МАЗ, «Урал».
1. Исправная работа коробки передач и срок её службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому нужно внимательно отнестись к проведению всех регламентных работ, предусмотренных настоящим руководством.
2. Применение смазочных материалов, не рекомендованных настоящим руководством, не разрешается.
3. Во избежание повреждения синхронизатора демультипликатора и синхронизаторов основной коробки передач включение передач в основной коробке при включенной лампе сигнализатора переключения демультипликатора не допускается.
4. Во избежание чрезмерного возрастания частоты вращения коленчатого вала двигателя и повышенного износа синхронизаторов коробки передач не допускать включения низшего диапазона в демультипликаторе при скорости движения автомобиля выше 45 км/час.
5. Во избежание поломки коробки передач при движении автомобиля, категорически запрещается включать первую передачу при включенном высшем диапазоне демультипликатора.
Характеристики коробок передач ЯМЗ-239
Коробка передач ЯМЗ-239 производства ОАО «Автодизель» (базовая модель, рис. 1) – механическая, девятиступенчатая, состоит из основной пятиступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МОДИФИКАЦИЙ И КОМПЛЕКТАЦИЙ КП ОТ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ
Реле АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 1000 мин -1 , что в зависимости от передаточных чисел ведущего моста, раздаточной коробки, радиуса качения колёс соответствует скорости движения автомобиля 25 – 45 км/час.
Заправочная ёмкость системы смазки коробки передач 9,5…11,5 литров в зависимости от угла наклона продольной оси силового агрегата (коробки передач) на конкретном транспортном средстве.
Маслозаливное отверстие расположено на правой стороне проставки, установленной между картерами основной коробки и демультипликатора.
Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Переключение передач с первой по пятую и с шестой по девятую производить, как и на любой коробке передач, перемещением рычага переключения в соответствующее положение.
Для включения шестой передачи оставить включенной пятую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона в демультипликаторе.
(Расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации на автомобиль).
Шестая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение 2 передачи.
В момент перехода рычага через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе, при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа сигнализатора переключения демультипликатора (т.е. до включения высшего диапазона).
Для перехода с шестой на пятую передачу переместить кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной шестой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 45 км/час.
Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать, пока не погаснет лампа сигнализатора, и включить пятую передачу в основной коробке.
При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме (рис. 2) и указываются в руководстве по эксплуатации автомобиля.
При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода должно ощущаться сопротивление пружинного предохранителя.
Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.
Движение задним ходом следует осуществлять при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.
Трогание груженого автомобиля с места производится на первой передаче. Трогание на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.
ПРАВИЛА БУКСИРОВКИ АВТОМОБИЛЯ
Буксировку автомобиля с неработающим двигателем можно производить только при отсоединенном карданном вале.
Для смазки коробки передач следует применять рекомендованные трансмиссионные масла.
Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается.
Для смазки деталей механизма выключения сцепления следует применять смазки ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95 или ШРУС-4 ТУ 0254-001-05766076-98.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ МОДИФИКАЦИЙ И КОМПЛЕКТАЦИЙ КП ОТ БАЗОВОЙ МОДЕЛИ
Модель КП
Основные отличия от базовой модели КП
Укомплектована деталями под установку безконтактного датчика спидометра
Укомплектована непосредственным рычагом переключения передач
взамен механизма под дистанционный привод
Укомплектована механизмом под дистанционный привод
с увеличенным вылетом валика механизма
Имеет измененные передаточные числа 5 и 9 передач,
укомплектована шестерней для отбора мощности от
правого бокового люка картера основной коробки
Укомплектована механизмом под дистанционный
привод с увеличенным вылетом валика механизма
Имеет передаточные числа и отбор мощности как у КП
ЯМЗ-2391 и рычаг переключения передач как у КП ЯМЗ-239-03
Не имеет узла привода спидометра
Не имеет узла привода спидометра, демультипликатор
укомплектован специальным фланцем крепления