Недавно узнал, что у вас в Казахстане ввели новые правила, согласно которым в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Более 1.5 лет назад у нас в Украине приняли похожее правило, правда ближний свет или ДХО надо включать только за городом и в определенные даты.
Но все же мне не понравилось переодически включать ближний свет вручную, так как всегда есть вероятность забыть выключить его при остановке и высадить аккумулятор. Еще один момент, который меня конкретно доставал — приглушенная подсветка экрана магнитолы и часов днем, что ухудшает их читаемость в солнечную погоду.
В общем, ездить с ближним светом днем одна проблема, надо использовать дневные ходовые огни(ДХО). Но что же делать, если не хочется колхозить китайские светодиоды и портить вид машины? Оказывается, все уже придумано до нас. Американцы еще в 80-х годах стали использовать в качестве ДХО фары дальнего света включенные на 30-35% яркости. Даже сейчас многие производители используют этот метод!
Плюсы использования ДХО дальним в полнакала вместо ближнего света:
— повышается срок службы ламп ближнего света.
— световой пучок светит выше, а значит машина становится более заметной.
— не горят задние габаритные огни и не "маскируют" огни стоп сигналов. Опять же, повышение живучести лампочек.
— не приглушается подсветка интерьера. При включенных габаритах на ярком солнце совершено невозможно разглядеть экран магнитофона.
— уменьшение расхода топлива на 0,15 л/час. Расчет здесь.
А теперь самое интересное. Если вы дружите с паяльником, то собрать устройство, которое будет управлять дальним светом в качестве ДХО не составит труда. Я поделюсь двумя своими схемками, которые отработали уже очень и очень немало.
Эта версия состоит из микросхемы логики и ШИМ, двух полевых транзисторов и прочей обвязки. Главным плюсом этого устройства можно назвать простоту сборки. Необходимо только сделать печатную плату и припаять все детали. Не надо ничего программировать или прошивать. Правда отсутствуют любые настройки, типа значения яркости или задержки на включение.
Все необходимые файлы для сборки здесь
В этой версии применяется контроллер AVR attiny 13, а значит у нас появляется гибкость в настройках. Кнопкой на плате можно изменять яркость в пределе 10 шагов от 5 до 50%. Но главным минусом можно назвать необходимость наличия программатора для сборки устройства.
Все необходимые файлы для сборки здесь
Ну и напоследок пару красивых фотографий, которые как бы намекают на то, что я могу помочь со сборкой таких устройств 🙂 Все вопросы по этому поводу в личные сообщения, пожалуйста.
Recommendations
FakeHeader
Comments 65
Привет, в сложной версии есть плавное включение и затухание света или моментальное ? И как с этим же делом в простой версии ?
Добрый день, а если свет управляется минусом как обычно на многих япошках?
Без проблем, есть аналогичные контроллеры с управлением минусом
Решил собрать вторую версию, подскажите пожалуйста по поводу диода VD1 на схеме, какой используется? И размер SMD хотел бы уточнить, я так понимаю что 0402?
Диод вообщем-то любой, у меня 1N4148
Нет, смд 0805
BL+ отключение от габаритов?
BL- отключение от ручника?
Да, это блокировка по плюсу и по минусу соответственно
Добрый день. Какие фьюзы вы выставляете? И еще где в Украине заказуете платы для своих устройств?
Фьюзы все дефолтные, только частоту поменяйте на 4.8 МГц, вместо 9.6
Платы в Украине заказываю здесь www.etal.ua/
Спасибо огромное за помощь в сборке данного УСТРОЙСТВА !
Спасибо огромное за Ваш девайс! Вот почитайте =)) www.drive2.ru/l/5517755/
Какова сумма данного устройства ?!
Мне кажется проще поставить обычные ДХО, и без всяких плат. вот например tepnino.ru/video/remont-s…ih-ognej-audi-80-avi.html
Да нужно что что делать с этим светом…
можно еще проще сделать, соединить лампы дальнего света последовательно, и через реле подключить к зажиганию, вот вам в пол накала, работает отлично.
Был такой вариант, но на разных машинах схема подключения самих фар может отличаться
Года два назад делал такую версию
Только у нас пока отсутствует техрегламент на ДХО. А дальний в пол-накала может стать дополнительным вопросом у сотрудников дор. полиции. В ПДД четко прописано:
19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
…
2. Дальний свет переключается на ближний:
1) в населенных пунктах, если дорога освещена;
2) при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за сто пятьдесят метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
3) в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель включает аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, останавливается.
5. Противотуманные фары могут использоваться:
1) в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;
2) в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
3) вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 7 настоящего раздела.
6. Противотуманные фары включаются при включенных габаритных огнях независимо от включенных фар дальнего и (или) ближнего света.
7. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения включаются фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Это как бы не дальний свет, это ДХО. В чем основной плюс — на машинах с лампой H4, где спирали ближнего и дальнего находятся в одном корпусе, работу ДХО со стороны распознать невозможно. Выглядит абсолютно точно также как и ближний свет. Я еще не слышал ни об одном случае, что бы придирались к такому исполнению.
И потом в тех же правилах указано "41) дневные ходовые огни — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток;"
Где противоречие с включенными ДХО такого типа?
И мне с трудом верится, что такие платы инспектора отличат от заводских…
Отличить, не отличат, но это есть внесение изменений в конструкцию…
Только у нас пока отсутствует техрегламент на ДХО. А дальний в пол-накала может стать дополнительным вопросом у сотрудников дор. полиции. В ПДД четко прописано:
19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
…
2. Дальний свет переключается на ближний:
1) в населенных пунктах, если дорога освещена;
2) при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за сто пятьдесят метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
3) в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
При ослеплении водитель включает аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосу движения, останавливается.
5. Противотуманные фары могут использоваться:
1) в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар;
2) в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
3) вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 7 настоящего раздела.
6. Противотуманные фары включаются при включенных габаритных огнях независимо от включенных фар дальнего и (или) ближнего света.
7. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения включаются фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Ни каких проблем с жол полом нету на счет дальний в пол канала! Ездил и до этого закона. Все норм
Хорошо, если так. А если занозить, то можно и нарваться…
Схемка вроде не сложная .
Вопрос такой : эта схема работает только на разделённых фарах (типа бмв) или можно к Н4 лампочке применить ?
мне кажется и там и там, мы же подключаемся к контактам дальнего света.
Схемка вроде не сложная .
Вопрос такой : эта схема работает только на разделённых фарах (типа бмв) или можно к Н4 лампочке применить ?
Применимо на обычной лампе H4. На фотках в статье есть мой круз, там именно эта лампа
те на разделенной оптике работать не будет или что?
И на раздельной тоже применимо. Невозможно только подключение к ксенону. Если у вас обычная лампа накаливания — никаких проблем.
Не стал заморачиваться, купил ДХО обычные поставил и радуюсь.
Если с завода не стоят то прикручивать на бампер дополнительные лампы это "переоборудование". То есть лишний повод для гаишника.
Лично я хочу туманки переподключить. Чтоб горели при включенном зажигании.
ты не прав маньяк! сейчас вступает в силу единый регламент таможенного союза где четко прописано, как можно устанавливать ДХО если они не установлены с завода.
Ага. Ты гост российский читал? Поставить можно но без бумажной волокиты нельзя. Ну это как люстра на джип. Сперва в гаи разрешение надо. А сама лампрчка должна сертификат безопасности иметь.
Смотри маньяк, — открываем регламент единый №ТР ТС 018/2011, который начал действовать недавно
установка ДХО регламентируется документом Правила ЕЭК ООН № 87-00
где прописано
1.3.29.1. Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.
1.3.29.2. Требования к размещению:
1.3.29.2.1. По ширине: та точка видимой поверхности в направлении исходной оси, которая в наибольшей степени удалена от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
1.3.29.2.2. Расстояние между внутренними краями обеих видимых поверхностей в направлении исходной оси должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм в том случае, если общая габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
1.3.29.2.3. По высоте: от 250 мм до 1500 мм над опорной поверхностью
Что говорит википедия (ССЫЛКО)- Автомобили, на которых дневные ходовые огни не были установлены с завода, могут быть доукомплектованы ими, для чего в продаже существуют специальные наборы, включающие в себя специальные светодиодные фонари для установки на передний бампер автомобиля, а также управляющий модуль, обеспечивающий выключение дневных ходовых огней при включении ближнего света фар
т.е. я могу их ставить…и ничего не прописано о переоборудовании…
Не тот регламент смотришь)) www.drive2.ru/b/288230376152295857/ и кстати тема эта уе заезженна изжованна.
а где тот? он один кажись… пол РФ да КЗ так ездит.и тишина во вован НПС все машины ими снарядил, и ничего
Млин Тема не ленись! В тырнете полно статей как узаконить дХО. Это же как ГБО одни гайцы закрывают глаза другие нет. но если мент захочет он имеет полное право просто отказать например в тех осмотре. Если появился гост для ДХО это еще не значит что регламент по внесению изменений в конструкцию авто тоже редактировали. Ту ссылку что я ниже написал там написанна даже процедура чего делать. правда это рФ но у нас схема схожая. Разве что пакет бумаг может быть иным
Смотри маньяк, — открываем регламент единый №ТР ТС 018/2011, который начал действовать недавно
установка ДХО регламентируется документом Правила ЕЭК ООН № 87-00
где прописано
1.3.29.1. Дневные ходовые огни, если таковые установлены, должны включаться автоматически, когда выключатель зажигания находится в таком положении, которое не исключает возможность работы двигателя. Дневные ходовые огни должны выключаться автоматически при включении фар, за исключением тех случаев, когда мигание фар применяется для подачи кратковременных предупреждающих световых сигналов.
1.3.29.2. Требования к размещению:
1.3.29.2.1. По ширине: та точка видимой поверхности в направлении исходной оси, которая в наибольшей степени удалена от средней продольной плоскости транспортного средства, должна находиться на расстоянии не более 400 мм от края габаритной ширины транспортного средства.
1.3.29.2.2. Расстояние между внутренними краями обеих видимых поверхностей в направлении исходной оси должно быть не менее 600 мм. Это расстояние может быть уменьшено до 400 мм в том случае, если общая габаритная ширина транспортного средства составляет менее 1300 мм.
1.3.29.2.3. По высоте: от 250 мм до 1500 мм над опорной поверхностью
Что говорит википедия (ССЫЛКО)- Автомобили, на которых дневные ходовые огни не были установлены с завода, могут быть доукомплектованы ими, для чего в продаже существуют специальные наборы, включающие в себя специальные светодиодные фонари для установки на передний бампер автомобиля, а также управляющий модуль, обеспечивающий выключение дневных ходовых огней при включении ближнего света фар
т.е. я могу их ставить…и ничего не прописано о переоборудовании…
В данной статье рассказано о том, как сделать своими руками автоматические дневные ходовые огни, в дальнейшем просто ДХО. Создание ходовых огней рассмотрено на примере автомобиля, созданного на базе ШИМ регулятора на таймере 555. При установке данного изобретения изменения в проводке автомобиля минимальны.
Проблема в том, что далеко не во всех автомобилях предусмотрено автоматическое отключение фар, если заглушили двигатель. А если оставить машину и не выключить ближний свет фар, запросто может разрядиться аккумулятор. К тому же вместе с фарами останутся включенными и приборная панель, и габаритные задние огни и много других световых приборов.
Все это может привести к серьезным поломкам. Негативно скажется на расходе топлива, энергопотреблении. Лампы, особенно галогенные лампы ближнего света, после такого «стресса» уже не прослужат так долговечно. Возможно, даже придется ремонтировать панель приборов, чтобы заменить различные лампочки.
Выход в такой ситуации один – установка дневных ходовых огней. Так должен выглядеть свет ламп, используемых в качестве ДХО:
Есть несколько вариантов, чтобы обеспечить своему автомобилю именно такой свет, соответствующий ПДД:
-во-первых, можно использовать ближний свет. Этот вариант самый легкий, однако, чрезвычайно невыгодный;
-во-вторых, можно установить в бампер светодиодные дневные ходовые огни. Но данный вариант не из дешевых, поэтому не каждому доступен;
-в-третьих, можно использовать дальний свет фар как своеобразные ходовые огни, только в полнакала.
Дальний свет лучше подходит для использования в качестве ДХО, так как он максимально освещает дорогу. Различие в ближнем и дальнем свете фар показано на следующих картинках:
Схема ходовых огней.
В принципе, схема не отличается чем-то особенным, но все же несколько деталей, на которые следует обратить внимание, есть:
во-первых, в схеме применяется полевой транзистор (р-канальный);
-во-вторых, в схеме используется диод, который включен в цепь питания микросхемы последовательно.
Если этот диод будет отсутствовать, микросхема сгорит.
Печатная плата.
Здесь нужно установить пару транзисторов, обязательно в параллель. Можно использовать транзисторы IRF5305 или IRF4905, и тот и другой вариант подойдет. Все будет зависеть от сопротивления открытого перехода. Ведь чем меньше сопротивление, тем лучше результат.
На плате имеются перемычки, одна из них соединяет затворы транзисторов. Другая перемычка находится под микросхемой. Диоды можно использовать любые, например КД522. Они маломощные, а значит отлично подойдут.
Сборка ДХО.
Этот прибор собирается в корпусе сетевого блока питания, у которого отрезана вилка. Соединения необходимо сделать разъемными, чтобы в дальнейшем можно было легко производить монтаж. Также это нужно для внешней красоты.
Фотографии в процессе работы:
Налаживание.
Если устройство собрано правильно, то схема не будет нуждаться в налаживании. А само устройство заработает сразу же после сборки. Такой прибор прослужит долгое время и принесет только удобство в процессе эксплуатации.
Подключение.
Для того чтобы дальний свет «моргал», у подрулевого переключателя есть специальные контакты. Транзистор должен быть подключен именно к этим контактам. К датчику давления масла должны быть подключены минусовые выводы управления. Также они должны быть подключены к концевику ручника. К свету фар, ближнему, следует подсоединить плюсовой вывод управления.
Для перестраховки можно сделать еще один плюсовой, он никуда не подключается. Если есть желание, можно увеличить число управляющих выводов и подключать их с помощью диода, при этом, не забывая о полярности.
Как работают дневные ходовые огни.
На следующих фотографиях показана работа дневных ходовых огней на конкретном автомобиле.
Дневные ходовые огни, работающие при помощи дальнего света.
Сразу заметно, что разница минимальна. Единственное в чем есть видимое отличие, это более желтый свет на втором снимке. Огромный плюс дневных ходовых огней в том, что энергопотребление во много раз меньше, чем при работе ближнего света фар.
Устройство начинает работать сразу же, как только запускается двигатель и погасает лампочка давления масла. Важный момент – ходовые огни начнут работать при условии, что ближний свет фар выключен, а ручник не натянут. Если не соблюсти одно из этих обязательных условий, дневные ходовые огни работать не станут! Если ходовые огни находятся в состоянии покоя, ток который они будут потреблять, составит не более 3 mA.
Чтобы быть уверенным, что ДХО исправно работают, достаточно взглянуть на приборную панель. Там будет гореть лампочка дальнего света фар, также в полнакала. Для того чтобы было хорошо видно – горит ли лампочка при дневном свете, можно установить вместо нее синий светодиод.
Вариант 1 — Коммутация по минусу. (с применением N-канальных транзисторов)
1) "коммутация по минусу", т.е такой вариант при котором один питающий провод лампы соединен с +12В аккумулятора (источника питания), а второй провод коммутирует ток через лампу тем самым включает ее. В данном варианте будет подаваться минус.
Для таких схем нужно применять N-канальные полевые транзисторы в качестве выходных ключей.
Транзистор T3 можно взять с материнской платы. Вот некоторые что мне удалось найти:
FDB6035AL (TO263, D2-PAK) параметры: >NEC K3467 (TO263, D2-PAK) параметры: >IRL3102S (TO263, D2-PAK) параметры: >CEB703AL (TO263, D2-PAK) параметры: >STB3020L (TO263, D2-PAK) параметры: >15N03L (TO263, D2-PAK) параметры: >07N03L (TO263, D2-PAK) параметры: >
2 — Печатная плата в программе Спринтлайоут5 [98,1 Kb] (cкачиваний: 311)
Назначение выводов (снизу-вверх):
— Out — выход на лампы дальнего света фар
— GND — минус питания
— Gab — габариты
— Ruch — ручник
— Taxo — давления масла
— +12V — питание устройства
3 — Добавлю ссылку на прошивку, фьюзы, чтоб материал был собирательным. Скачать [36,73 Kb] (cкачиваний: 839)
Вариант 2 — Коммутация по плюсу. P-канальная версия
2) "коммутация по плюсу", т.е такой вариант при котором один питающий провод лампы соединен с корпусом авто, (минусом аккумулятора), а второй провод подает ток в цепь лампы тем самым включая ее. В данном варианте будет подаваться +12В.
Актуально для всех отечественных авто и половины иностранных.
На этом варианте немного подробнее, т.к. для меня этот вариант более актуален.
Раньше делал такого плана устройства, только с прошивкой не от Степана Палыча, а от VladE с сайта: nsskn.narod.ru/pwmheadlamp/index.html
Первая версия была довольно топорной в плане внешнего вида. Нужно было сверлить кучу отверстий, и использовать двухсторонний текстолит.
Большая часть работы уже проделана. Прошивка остается как в версии N-канальной. Нужно только немного схему подредактировать.
Для повторения: Печатная плата [28,15 Kb] (cкачиваний: 497)
Прошивка все та же: Скачать [36,73 Kb] (cкачиваний: 839)
Сравнение схем N- и P-канальных вариантов
Привел обе схемы одну под другой, чтоб удобнее было сравнивать.
1- добавился резистор R5 на 10кОм и транзистор Т4 2N7002 (синий цвет). Итог: +два дополнительных компонента
2- естественно ключевые мощные транзисторы разной проводимости, перевернуты на схеме (P и N — элементы выделены красным)
3- изменился способ подключения светодиода HL2, т.к. выходной транзистор другого типа.