Без бумажной волокиты
Автомобильная граница России и Белоруссии кардинально изменилась в начале 2017 года: теперь на всех пунктах пропуска стоят российские пограничники, которые тщательно проверяют паспорта и другие документы. В начале года белорусские власти упростили правила въезда в страну для граждан 80 государств, поэтому российская сторона была вынуждена пойти на такие меры.
Однако россиянам и белорусам волноваться не стоит: достаточно показать свои национальные паспорта и спокойно пересечь границу без лишних досмотров и проволочек. Медицинская страховка гражданам России не требуется, единственным дополнительным документом на машину будет международный полис страхования гражданской ответственности "Зеленая карта". Его можно приобрести заранее или купить прямо на границе. Если путешествие планируется только по территории Белоруссии, то европейское ОСАГО обойдется примерно в 750 рублей (на границе — до тысячи рублей). Покупкой полиса лучше не пренебрегать, штраф за его отсутствие составит 3,5 тысячи рублей.
Бесплатно по платным
В Белоруссии более 1,5 тысячи километров платных дорог, однако российские легковые автомобили массой до 3,5 тонны, как и машины других стран — участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), от платы освобождены.
Скоростной режим в Белоруссии такой же, как у нас: 60 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч за городом и 110 км/ч на автострадах, отмеченных знаком с зеленым фоном. На шести трассах, в том числе и главной M1/E30 (Москва — Минск — Брест), по которой большинство россиян попадают в Белоруссию, скорость движения увеличена до 120 км/ч, о чем сообщают соответствующие знаки.
Бензин стоит чуть меньше, чем в России: АИ-95 — в среднем около 38 рублей (у нас — около 40 рублей). Еще несколько лет назад на белорусских заправках можно было расплатиться российскими рублями, но с 2015 года страна перешла на наличные расчеты исключительно в национальной валюте. Как вариант всегда остаются банковские карты.
Преступления и наказания
Белорусские правила дорожного движения схожи с нашими, за исключением некоторых деталей. Там, например, можно передвигаться в светлое время суток без включенных фар ближнего света, а за работающие днем противотуманные фары никто наказывать не будет. Зато к молодым водителям относятся строже: если ваш водительский стаж менее двух лет, в Белоруссии вы можете ездить со скоростью максимум 70 км/ч, более того — должны приклеить на машину соответствующий знак в виде цифры 70 в красном круге. Штрафы для таких водителей рассчитываются соответственно: если неопытный шофер едет с разрешенной скоростью 120 км/ч, то считается, что он превышает скорость на 50 км/ч со всеми вытекающими.
Размеры штрафов измеряются в базовых величинах (БВ). С 1 января 2017 года одна БВ равняется 23 деноминированным белорусским рублям — это около 700 наших рублей. В Белоруссии легко можно лишиться примерно семи тысяч за обычный плевок через открытую дверь во время движения. Непристегнутый ремень не так "опасен" — предупреждение или 700 рублей штрафа.
За езду на 10 км/ч быстрее дозволенного штрафа не будет, но дальше все очень строго. Превышение всего на 30 км/ч по строгости наказания ничем не отличается от езды со скоростью 250 км/ч: от двух до семи тысяч рублей. За повторное нарушение лишают прав. Но это только в том случае, если вас поймали гаишники. Камеры в Белоруссии гораздо лояльнее стражей порядка: максимальный штраф за движение с превышением допустимой скорости на 40 км/ч и более составит около четырех тысяч рублей.
За выезд на встречную полосу оштрафуют на семь тысяч рублей или отберут права на год, за разговор по телефону во время движения вынесут предупреждение или потребуют 1,4 тысячи рублей штрафа, за нарушение правил парковки — 700 рублей или предупреждение. В связи с последними изменениями в ПДД России, позволившими перевозить ребенка в возрасте от семи до 12 лет на заднем сиденье без использования кресел, следует учесть, что в Белоруссии действуют иные правила. Ребенок в возрасте от пяти до 12 лет должен сидеть либо в кресле, либо на бустере или специальной подушке, позволяющей безопасно пристегнуть его с помощью ремней безопасности.
Пьяных и наркоманов в Белоруссии не любят: наказание для них составит от 35 до 70 тысяч рублей плюс лишение прав на три года. То же самое грозит за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Кстати, допустимый уровень содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе составляет 0,3 промилле (раньше было 0,5).
Оплатить штрафы наверняка придется, ведь местным гаишникам разрешено забирать у иностранных граждан права до погашения задолженности. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях позволяет делать это в случаях превышения скорости и нарушения правил парковки. Оба "преступления" должны в обязательном порядке быть зафиксированы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, читай — камерами в машине ГАИ или мобильными радарами. Нет денег? Тогда взамен прав вам выдадут временное разрешение.
Помимо полиции за порядком на дорогах Белоруссии следят сотни камер. Попадетесь на превышении скорости, и перед границей ваш автомобиль может "поймать" камера, проверяющая иностранные автомобили по базе нарушений. Придется оплачивать в ближайшем пункте контроля и оплаты (ПКО). Например, по трассе M1/E30 он находится в 20 км от границы с Россией.
Предельная скорость
Существует распространенный миф о том, что по белорусским дорогам можно передвигаться со скоростью 120 км/ч. На самом деле, на большинстве дорог действует ограничение 90. И только на международных и республиканских трассах (и то не на всем их протяжении) установлена предельная скорость 120, 110 или 100 км/ч – как, к примеру, на дороге Минск – Москва или Минск – Гродно – Белосток.
При этом может быть установлена разная скорость для легковых и грузовых машин – 100 км/ч для легковых и 80 км/ч для грузовых и т.д. Знаков достаточно, за ними нужно просто внимательно следить, чтобы не пропустить момент, когда нужно ехать уже не «соточку», а 90 или вовсе 70 км/ч. Тем более, что российской практики «плюс двадцать» в Беларуси нет. Считается, что иногда можно превысить не более, чем на 10 км/ч, однако в ряде случаев могут привлечь к ответственности и за «плюс пять», так что лучше не рисковать без нужды.
Уменьшать скорость согласно дорожному знаку нужно практически перед всеми крупными перекрестками или развязками с круговым движением. Находясь в населенных пунктах, тоже следует быть внимательным: ограничение скорости может быть перед школами, больницами, просто пешеходными переходами, многочисленными «лежачими полицейскими» и т.д.
Ехать придется и 50, и 40, и даже 30 км/ч, при этом нарушать это правило не рекомендуется. Не стоит искушать судьбу, беря пример с некоторых отчаянных белорусов. Во-первых, вы не можете знать, какие административные последствия ждут того или иного конкретного нарушителя – очень может быть, что он уже нарвался на неприятности. Во-вторых, за нарушение ПДД гражданина РБ все-таки не выгонят из его страны. А вот в отношении россиян такая практика есть.
Цепкие лапы гаишников
Особо злостных нарушителей могут подвергнуть одновременно штрафу, аресту на пару месяцев и депортации с запретом несколько лет въезжать в Беларусь. Показательная история была в 2014 году, когда накопивший 69 нарушений гражданин РФ, живший в Минске больше 10 лет с семьей, за выезд на дорогу в нетрезвом состоянии был выдворен в Россию после трехмесячного ареста и выплаты штрафа.
Если ваше превышение скорости где-то фиксировали камеры – будьте уверены: стоит вам хоть раз попасться «в лапы» белорусским гаишникам, они «пробьют по базе» все ваши неоплаченные нарушения, и размер вашего штрафа будет исчисляться по самой высокой шкале. Не рекомендуется при этом пытаться «решить проблему на месте». Взятки у вас не возьмут, а могут еще и пригрозить судом.
Разумеется, и здесь случается коррупция среди дорожных стражей – на уровне родственных и прочих связей в неординарной ситуации, но у вас таких нужных связей, скорее всего, нет. А если некий ушлый житель РБ пообещает вам «решить проблему», поскольку у него свояки в прокуратуре, МВД и чуть ли не у самого Лукашенко – знайте, что перед вами просто мошенник. Проще и дешевле заплатить штраф. Во всех отделениях Беларусбанка это можно сделать обычной рублевой пластиковой картой.
Платные дороги
Есть еще один, на сей раз пугающий, миф для новичков – белорусские платные дороги. Многие, невнимательно прочтя информацию на эту тему, перед поездкой составляют альтернативные маршруты. Действительно, плата на том или ином участке большой трассы по закону может взиматься лишь там, где есть возможность альтернативного бесплатного проезда, который бывает к тому же очень интересен: второстепенные дороги по качеству асфальта, разметки и т.д. ненамного хуже ключевых транспортных артерий, а по километражу бывают даже короче – идут через населенные пункты, повторяя древние тракты. Кто не торопится и любит новые впечатления – лучшего не пожелать. Бывает даже по две-три альтернативы скоростной трассе, выбирай на вкус. Новые города и села, исключительной красоты пейзажи…
На фото: музей Дудутки под Минском
Но когда вы торопитесь, помните: платить вам ничего не нужно, если вы владелец транспортного средства меньше 3,5 тонн весом, и это транспортное средство зарегистрировано на территории Таможенного Союза. А вот водитель грузовика, белорус он, россиянин или житель Евросоюза, платить должен. Тут и правда есть подвох.
Нигде нет никаких шлагбаумов с кассами и терминалами. К пунктам обслуживания платной дороги ведут указатели на погранпереходах, на некоторых заправках, в областных центрах. О платности того или иного участка и об окончании этого участка сообщает дорожный знак. Никто и нигде не стоит у тебя над душой. Но в один прекрасный день тебя останавливает ГАИ или ты пересекаешь границу, возвращаясь домой или направляясь в другую страну. И тебе сообщают, что, не удосужившись узнать, как все-таки заплатить 10 или 100 евро за пройденную дистанцию, ты «влетел» на тысячу этих самых евро. А если не заплатил штраф, все-таки выехав за пределы РБ – придется платить при следующем въезде. Бывают и более серьезные санкции.
Дело в том, что с 2013 года в РБ существует электронная система BelToll. Въезжая в Беларусь, водитель ТС, проезд на котором подлежит оплате, должен в ней зарегистрироваться и получить специальное бортовое устройство, вроде нашего транспондера (оно выдается под денежный залог), а также внести деньги на специальный счет (его можно пополнять). Кстати, бортовое устройство можно сдать в любом пункте оплаты перед выездом из Беларуси – и залог вернут.
При прохождении платного участка нужная сумма списывается (в белорусских рублях, из расчета 9 и более евроцентов за километр). Если же бортового устройства нет, или при его получении было заявлено меньшее число осей, или оно оказалось переставлено на другой автомобиль с другим номером – будет штраф. Сейчас, правда, стало полегче хотя бы с тем, что штрафы можно платить прямо в пунктах обслуживания.
Что делать и чего не делать
В целом ПДД действительно мало отличаются от российских, разве что соблюдают их в РБ «более неукоснительно». Следует запомнить несколько особенностей. Останавливаться (а не просто снижать скорость) нужно перед любым железнодорожным переездом и на знаке «Стоп».
Выезд с прилегающей территории считается перекрестком неравнозначных дорог. Опасно «бегать за сигаретами», оставив машину в неположенном месте «на аварийке». Как и не стоит парковаться ближе 15 метров до и после (!) пешеходного перехода. У нас, как вы знаете, «запретная зона» за «зеброй»заканчивается.
Зато в РБ пока еще не обязательно днем включать фары ближнего света. Это непривычно, особенно в пасмурную погоду или в сумерках, когда на трассе из туманного марева очень близко выныривает серая машина без ходовых огней на фоне серого асфальта. Впрочем, все больше водителей все-таки ездит с включенными фарами.
Лучше всего с этим обстоит в окрестностях приграничного Гродно, подтягиваются минчане. Очевидно, сказывается опыт частых поездок в Евросоюз. А вот в Витебской области любителей ближнего света днем – единицы. Хотя здешние жители живут недалеко от России, где включать фары нужно согласно ПДД.
Лошади и тракторы
На дорогах РБ часто явление, именуемое «гужевой повозкой». Лошадей здесь много, и они востребованы. Но если такое явление обнаруживается иногда на российских дорогах (точно так же, как трактор или комбайн) – оно становится воплощенным ужасом водителя. Здесь же возчик или тракторист при первой же возможности уйдут на обочину и пропустят автомобилистов. Впрочем, они редко выезжают на самые большие магистрали – сказывается то самое наличие альтернативных проездов.
Немного хуже, если вы на двухполосной дороге нагнали комбайн – обгон вам будет совершить трудно, потому что чудо сельхозтехники «растопырится» на полторы полосы и закроет вам обзор. Впрочем, нервничать не стоит – комбайн скоро съедет, ему есть куда – на грунтовку среди полей, на местный колхозный асфальт и т.д. Совсем непроезжие дороги в Республике Беларусь найти очень трудно, а где они есть, там нет и комбайнов – пущи, болота…
В городе телега с лошадью не создает особенных проблем – и так серьезное ограничение скорости. Но в некоторых городах (например, в Новогрудке) можно увидеть любопытный дорожный знак: запрет въезда в центр не только грузовиков, но и конных повозок.
Уступят вам дорогу не только лошади и тракторы. В особенности на западе страны часто можно видеть картину: фура или автобус при вашем приближении уходят почти целиком на обочину, пропуская более быструю машину. Да и легковушка, которая едет не сильно торопясь, тоже посторонится. Это считается вежливым, в свою очередь, за это принято благодарить «аварийкой». Более того, на двухполоске часто уйдет на обочину и встречная машина, сделав более удобным ваш обгон. Соответственно, если вы едете не торопясь, то помните: того же все ждут и от вас.
Не теряйте бдительности!
В целом нельзя сказать, что белорусские водители так уж идеальны. Сколько угодно, например, можно встретить тех, кто пренебрегает двойной сплошной (когда им «так удобнее и они никому не мешают»). Случаются и «быкующие летуны», и пьяные, и просто неадекваты. Тем не менее при сравнении статистики ДТП, например, сопоставимого по населению с Беларусью Петербурга и Ленобласти со статистикой по РБ (при значительно большем числе транспортных средств в Беларуси) мы видим, что и число ДТП, и пропорция происшествий с человеческими жертвами в Республике Беларусь значительно ниже – в отдельные годы ниже в 10 раз.
Поэтому, приезжая в Беларусь, легко поддаться умиротворяющему чувству безопасности, которое возрастает при виде ровного асфальта и выкошенных обочин. Но расслабляться все-таки не рекомендуется. В конце концов, на идеальную трассу может выскочить лось, весеннее половодье может снести старинный мостик, а недисциплинированный грибник (еще и игнорирующий обязательное ношение пешеходами светоотражателей), может появиться перед вами в самом неожиданном месте. Не стоит забывать и о том, что вы здесь будете не единственным водителем из России, который поддался умиротворяющему чувству безопасности и решил «втопить по полной».
На фото: памятник "Чемоданное настроение" (памятник путешественнику), Гомель
Дубликаты не найдены
я бы сказал: эх, охуели вы ребята, со своими 12км/час. Они сказали бы: да,это так. И я бы пошел платить))
но норм,что сказали про знаки. Значит. водила даалбаеб, не более.
ЗП среднестатистического белоруса 353 евро против российских 336, украинских 164, болгарских 333, румынских 395, молдавских 181.
Мало конечно, но не мы единственные, чтобы сарказмировать про "Гейропу".
Сайт интересный, полезен тем что статьи об актуальном в стране своевременно появляются. Но вот комментарии – это полный пи3дец. Общество морально обиженных: все козлы, все пида*асы, а я молодец. И законы тупые у них, и власть из баранов, и на улицах одни долба*бы; таксисты – уксусы, пешеходы – смертники, бээмвисты, хранцузоводы (владельцы французских авто) и этот список очень длинен.
Редакция поняла свою публику, и подает в том виде, каком будут наиболее "выпирать" недостатки, да бы вызвать "отклики в головах читателей" и тем самым внимания побольше привлечь. Ох как мне не хватает там плюсиковминусиков как на пикабу – глядишь немного фильтровался бы народ со своим недовольством.
Но, к сожалению, новостных аналогов просто нет. Поэтому приходится вчитываться между строк.