В крупнейший город Заполярья можно съездить даже зимой, всей семьей, на обычной легковушке, без особенной подготовки…
Путешествие по Заполярью
Чем интересен Мурманск? Это крупнейший в мире город за Полярным кругом, возникший вокруг незамерзающего морского порта всего 100 лет назад. Последний из основанных в Российской империи и один из первых переименованных после Октябрьской революции (до того — Романов-на-Мурмане, по императорской фамилии). В 1917 году в нем жило всего 1300 человек. Теперь — около 300 тысяч. Больше всего мурманчан было в 1991 году, 473 тысячи человек. Потом случился отток населения и только в 2011-м и 2015-м — прирост.
Путешествие по Заполярью
Отсюда началась интервенция Антанты в марте 1918 года: военные суда интервентов встали на якорь в Кольском заливе еще до февральской революции.
Во время Второй мировой войны через Мурманск шли грузы по ленд-лизу, и германские войска штурмовали и бомбили город. Он был полностью разрушен, но не взят, и порт продолжал работать.
Путешествие по Заполярью
После войны началось быстрое восстановление, практически весь центр в «сталинской» застройке. Еще разросся город в конце 70-х — начале 80-х годов. Тогда же в Мурманске построили самое высокое здание Заполярья, гостиницу «Арктика». В 2014 году ее реконструировала российская гостиничная сеть Azimut Hotels, теперь она носит соответствующее название и имеет 4 звезды. А мурманчане по привычке именуют здание «Арктикой».
Так что любителям архитектуры здесь, пожалуй, скучновато. Однако по пути (а он длинный, ехать от Москвы больше двух тысяч км, от Питера — тысячу триста) можно насмотреться и рукотворных, и природных красот. Их набор зависит от того, как поедете. Предлагаем по два варианта из обеих столиц.
По два маршрута из двух столиц
Из Санкт-Петербурга — севернее или южнее Ладожского озера, по А-121 или Р-21 «Кола», примерно 20 часов пути. Через Лахденпохью и Сортавалу или Кировск, Новую Ладогу и Лодейное поле соответственно. Дороги, в принципе, приличные: трястись почти не придется. До границы Мурманской области АЗС (в том числе фирменных, с кафе), немало: есть где заправиться, перекусить, просто передохнуть. Кстати, настоятельно рекомендуем покупать топливо именно на фирменных, сетевых заправках — благо, такая возможность сейчас есть.
Наверное, единственное, что помимо чемодана требуется взять с собой в дорогу — это деньги. Цены на бензин и питание в дороге кусаются. А перед выездом проверить, в каком состоянии запаска. После Карелии шиномонтажных мастерских на дороге маловато.
Путешествие по Заполярью
Еще интереснее ехать из Москвы. И здесь как минимум два варианта, по М-10, то есть федеральной автодороге «Россия», до поворота на ту же Р-21 «Кола», и далее через Кириши и Петрозаводск, где можно остановиться на ночлег. Расчетное время в пути — 29 часов. Либо через Вологду и Вытегру, это 1866 км и чуть больше 27 часов. В этом случае вы объезжаете Онежское озеро по правому берегу и оказываетесь уже в Медвежьегорске, где также можно остановиться на ночлег примерно на полпути. И этот маршрут кажется нам лучше.
Путешествие по Заполярью
Через Вологду не придется ехать по перегруженной, надоевшей Ленинградке. От нее сильно устаешь. В первую очередь — из-за неравномерности темпа движения. Скоростные и полупустые платные участки (до Солнечногорска и в обход Волочка) чередуются с медленными деревенскими, когда приходится ползти в вереницах фур. Да и что там смотреть? Разве что Петрозаводск с его дорогами, реконструированными на деньги, полученные от «Платона». Хорошо, еще ГЭС в Волхове, один из первых объектов ГОЭЛРО и старейшую действующую гидроэлектростанцию в стране, а также Староладожскую крепость.
Путешествие по Заполярью
А по Ярославке, М-8?! Чуть ли не половина Золотого кольца! Переславль-Залесский, Ростов Великий, сам Ярославль, те же Вологда с Вытегрой (предваряя посещение военно-морского Мурманска, можно сходить в музей «Подводная лодка Б-440»). Двигаясь от Медвежьегорска к Мурманску, хорошо отклониться от маршрута в Кемь и Рабочеостровск, посетить место, где Лунгин снимал свой «Остров» и откуда ходят суда на Соловецкие острова. Кстати, вся эта местность облюбована кинематографистами, и об этом — чуть ниже.
Если вы не в командировке и также считаете, что путешествия — это инвестиции в счастье, постарайтесь сделать побольше остановок. С помощью интернета можно распланировать маршрут. И это по-своему захватывает…
Путешествие по Заполярью
В Кандалакше есть каменный лабиринт «Вавилон», датируемый вторым веком до нашей эры.
Не забудьте о Беломорских петроглифах, наскальных рисунках древних людей. Их можно посмотреть у Выгострова, недалеко от Беломорско-Балтийского канала. Если поедете с детьми школьного возраста, будут поводы рассказать о стоянках древних людей и строительстве Беломорканала, Соловках, притягательных и отталкивающих одновременно.
Очень красив, даже зимой, мраморный карьер Рускеала. Недалеко от деревни Кителя есть месторождение ювелирных альмандинов, гранатов.
Недалеко от Кондопоги, на реке Суна — водопад Кивач, о котором сочинил оду Гавриил Державин. «Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами…»
Путешествие по Заполярью
Дороги в Карелии комфортные. Качество покрытия хорошее, разметка четкая, знаки — все на своих местах. Постарайтесь не торопиться: на пути множество камер фотовидеофиксации. Да и не спеша вы больше увидите. И перед тем как въехать в Мурманскую область, заправьте бак под пробку: дальше с заправками хуже.
Но сама «Кола» радует. Постарайтесь ехать в светлое время — встретите красивые сопки и особенно красочное северное небо. Однако если повезет с погодой, ночью небо вызвездит так, что в реальность картинки трудно будет поверить. А еще в тех краях можно наблюдать северное сияние. Опять же — если повезет.
Путешествие по Заполярью
Приятное удивление вызывает и новая подъездная к столице Заполярья, построенная и запущенная в 2016 году, к столетию города. Полностью освещенная четырехполоска с разделительными барьерами и многочисленными удобными «карманами», проходящая по живописным местам. Ее даже называют «новой визитной карточкой города». Уверены, что поток автомобильных туристов с ее открытием увеличился. И будет расти дальше.
Открывая серию отчётов о путешествии #НашМурТур из Москвы до Мурманска и обратно, первым делом напишу о самой дороге: трасса E-105
На самом деле, целиком панъевропейский маршрут E105 , конечно, намного длиннее (3775 км!). Он простирается от самого Крыма (Ялта) и аж до Киркенеса, что в северо-восточной части Норвегии, проходя через Мурманск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москву и множество других крупных городов. Но нас интересуют лишь отдельные его участки: М-10 «Россия» (плюс куски платной М-11) от Москвы до Чудово, Р-21 «Кола» (она же, по старинке, «М-18») от впадения Волхва в Ладогу до Мурманска, и соединяющая их дорога Зуево – Новая Ладога .
Пути от Москвы до Мурманска почти ровно 2 тысячи километров.Яндекс-карты пессимистично (но правдиво) расчитывают 1 день 4 часа (т.е. 28 часов) чистого путевого времени. Гугловские карты оптимистичнее, и обещают доезд тем же маршрутом всего за 23,5 часа.
На мой взгляд, есть три варианта поездки: 1) с одной ночёвкой, 2) с двумя, и 3) без ночёвок вовсе. С одной всё понятно: нужно найти точку посередине маршрута, и ей окажется Петрозаводск. Он идеален для остановки ровно посередине пути: крупный, развитый и интересный город, много гостиниц, есть где поесть даже среди ночи.
С двумя ночёвками не всё однозначно: если с первой проблем не будет (Новгород, Чудово, вариантов масса), то после Петрозаводска аж до Кандалакши гостиниц нет. Соответственно, вторая ночёвка будет уже в Кандалакше — а там до Мурманска всего 3 часа езды остаётся. Другой вопрос, что в самой Кандалакше тоже есть чем заняться: можно там заночевать, а потом провести там день или два, и дальше уже двинуть в Мурманск, на Хибины, или уж куда вам нужно дальше на полуострове. Мы так и поступили 🙂
Ну и третий, самый жесткий вариант — путь вообще без ночёвок. Мы так ехали назад. Это вариант для тех экипажей, где есть 2-3 водителя, кто умеет спать в машине на ходу, и когда важна скорость. Не буду томить: в три водителя мы проделали 2 тысячи км всего за 23 часа! Это с учётом завтрака, обеда, кофе-брейков, заправок и туалетов. Как это удалось – ответы ниже.
Наш верный #Бубусик
Самое Главное: дорога на всём пути отличная! Не, я серьезно. Можно выезжать из Москвы на любой пузотёрке, без особой подготовки (но всё же напомню вам "как не пропасть в снегах") и просто ехать. За все две тысячи километров, плохой дороги всего пара небольших участков (в районе Киришей, и затем в районе съезда на Кемь), в сумме всего 20-30 км. И то – там просто некомфортно, но вряд ли погнётся колесо или пробъется днище. Просто трясёт на ямах. Остальное — отличные шоссе, ровные, без ям, можно ехать быстро! На 90% трассы покрытие лучше, чем на МКАДе. Ширина везде разная, но обгоны не представляют особенной проблемы. Ремонты встречаются, в количестве 3-4 штук на всём пути.
Рассмотрим по участкам:
Выезд из Москвы: тут всё понятно. Мы выезжали ночью, поэтому без особых обсуждений от МКАД до Солнечногорска поехали по платной М-11. Тариф в 150 р поделенный на шестерых — вообще ни о чём, а время экономится как минмум полчаса, а то и целый час. Всё зависит от времени суток, пробок, и откуда вообще ехать. В Солнечногорске есть "Макдоналдс", в Клину есть еще и KFC. Заправок на участке много, в т.ч. с кофе и удобствами.
Примерно на 110-115 км (почти сразу за Завидово, не доезжая Эммауса) дорога пересекает длинным мостом Иваньковское водохранилище. На рассвете и вечером там бывает очень красиво, особенно если дымка висит над водой.
Тверь ночью романтичнее проехать через город, но быстрее и проще ехать по объездной. С Вышним Волочком тоже два варианта. Есть платный объезд, стоит 200 рублей. На объезде разрешено ехать 110 км/ч, но нет ни одной камеры, и машин тоже нет вообще 🙂 Можно проехать и по-старинке, по М-10 через город, но там будут светофоры, плюс — населённый пункт, 60 км/ч.
д. Тютицы, Новгородская обл.
Дальше Яндекс-Навигатор предлагает идти аж до питерского КАДа. Я не вижу никакого смысла в этом, так что после Чудово сразу уходим на Кириши и пилим на север.
На въезде в Чудово прямо на трассе (н/п Успенское) справа есть неплохой мотельчик, в котором я имел счастье ночевать лет 10 назад. Был приятно удивлён, что он процветает и сегодня. Вдобавок, рядом с ним есть АЗС "ПТК" и открылся Бургер Кинг, рекомендую 🙂
После съезда направо, на дорогу Зуево – Новая Ладога, через 29км по правую руку будет аэродром Кусино . Это небольшой частный аэродром, на котором построена великолепная двухэтажная уютная гостиница , есть ресторанчик и сауна. Асфальтовая небольшая ВПП оборудована светосигнальным оборудованием и принимает круглосуточно. Заведение частное, но гостям рады. Если что, вышка работает на 120.15 МГц, позывной «Вектор». Полагаю, многим частным пилотам из подмосковья будет интересно туда слетать маршрутом.
Частный аэродром "Кусино", под Новгородом
Вообще эта дорога-срезка полна симпатичных пасторальных видов и достопримечательностей, и ради этого стоит срезать кружной путь. Часть дороги идёт вдоль реки Волхов, великой русской реки. В этих местах гремели важные исторические события времён Рюрика и Вещего Олега (в районе Старой Ладоги он и принял смерть от коня своего, кстати), тут много монастырей и старинных строений.
Волховская ГЭС
А еще по пути можно увидеть одну из старейших действующих ГЭС России, исторический памятник науки и техники, Волховскую ГЭС. Построена она была в 1927 году, а начата еще при Ленине. Она обеспечивала электричеством блокадный Ленинград, да и просто это – красивое сооружение.
После Киришей будет несколько км плохой дороги, но ничего ужасного там нет.
После выезда на трассу "Кола" неподалеку от города с забавным названием Сясьстрой и до самого Петрозаводска ничего особенно примечательного в дорожном плане не наблюдается. Качественное (хотя и узкое) шоссе полно прямиков, идёт с перепадами высоты, местами весьма живописно. Если вы пассажир, можно несколько часиков и вздремнуть.
Инфраструктура: есть придорожные кафешки (рекомендации лучше уточнять у дальнобоев), есть АЗСки.
Если вы едете без ночевок, то Петрозаводск останется справа. Но быть рядом и не заехать? В общем, город красивый и стоит посещения. С точки зрения автотуриста тоже: есть множество гостиниц, хостелов, кафе и ресторанов. Многие заведения работают допоздна. Можно купить сувениры и, конечно же, карельские настойки и бальзамы 🙂 Мы изначально бронировали какой-то мини-отель, название уже не помню. Короче, по приезду оказалась шляпа. Открыли интернет, решили просто проехать наудачу 2-3 гостиницы, первый же попавшийся отель с прозаическим названием "Гостеприимство" нас устроил. Номера по 2600 за двоих с весьма неплохим завтраком. Не сказать, что отель суперический, но на 1 ночь пойдёт.
Петрозаводск, вокзал
После Петрозаводска советую уже внимательно следить за топливом: хороших заправок на трассе практически не будет. Более-менее приличные только ТНК рядом с Медвежьегорском и далее в районе Сегежи, дальше сотни километров уже до подхода к Кандалакше нормальных АЗС — не будет. Поэтому заправляем по возможности до горловины, и дальше расчитываем.
И вообще, советую про запас еще в Москве (или откуда стартуете) бросить в багажник канистру нормального топлива. Может пригодиться!
Примерно через 50 км от Петрозаводска есть съезд налево, на природный заповедник Кивач. Крайне рекомендуется к посещению — займёт не больше часа, но там очень красивые водопады, река и родники. Стоит посмотреть. Вода настолько чистая, что мы даже набрали в бутылки, чтобы потом пить по дороге. Посещение парка стоит 150 рублей.
Заповедник Кивач
Ну а после нужно запастись терпением: дорога хорошая, но долгая и пустоватая. Смотреть нечего. Если с погодой повезет — справа и слева будут проплывать красивые леса и поля. Очень редко встречаются кафе и заправки. Более-менее приличная забегаловка "Дом Корчмаря" с неплохим обедом (и чистым туалетом) имеется в деревне с забавным названием Пушной, прямо на трассе слева. Не сказать чтобы haute cuisine, но борщ с домашней лепёшкой очень ничего, да и люля кебабы с шашлыком вполне аппетитны. Дальнобойщики аппрувят 🙂
Кафе-кебаб в Пушном
После Пушного ближе к съезду на Кемь будьте внимательны: километров 15 дорога сильно подпорчена ремонтом. Ехать нужно 50-60 км/ч, объезжая ямы. Но потом — всё ОК.
Примерно на 600-м км от Петрозаводска, после н/п Тэдино (там есть АЗС и кафе, но доверия их вид не внушает), стоит стелла "Полярный Круг" слева по ходу движения. Там принято останавливаться, фоткаться и вешать на ветки сувенирчики и записочки. Дальше — кому куда. Через 100 км на пути лежит Кандалакша (от Петрозаводска 700 км ровно), и еще через 77 км от неё — поворот на Хибины (Кировск/Апатиты). Сноубордерам и лыжникам сюда. Мне эти места ещё только предстоит разведать, но в общем доехать до Хибин на машине из Москвы — не очень-то и сложно.
Что касается Кандалакши, про неё будет отдельный пост. Но сразу хочется сказать – это классное местечко для промежуточной остановки как на ночлег, так и просто на 2-3 дня отдыха и развлечений. В городке есть где остановиться, покушать, и всё прочее.
У яхт-клуба
Во-первых, советую Яхт-клуб Кандалакши. Там отличный ресторан с панорамными окнами и видом на акваторию Белого Моря и заповедник. Во-вторых, можно заночевать. Там вообще много чего планируют, целый туристический комплекс. А летом будет большая парусная регата! В общем, именно это место мы выбрали для ночлега, и не пожалели!
Ну а за активный отдых в городе отвечает супер-клёвое агентство "Рокан-Тур". Они делают покатушки и туры на снегоходах, по таким местам, которые просто невозможно представить. В Кандалакше и на Хибинах. Ну а цены. Большой тур на весь день по горам на отличных новых Lynx’ах стоит 4-6 тысяч рублей. За эти деньги в Подмосковье можно покататься всего час-полтора по полянке. В общем, там много чего есть, и кстати, в самой Кандалакше есть несколько горнолыжных склонов длиной
1,5 км., по пути в Кировск можно начинать разминаться тут.
Берег залива в Кандалакше
От Кандалакши до Мурманска остаётся часа три расслабленной езды. Дорога там одна, все указатели ведут на Мурмансе, заблудиться негде. Ближе к Мурманску АЗС – в большом количестве. Ну а о самом Мурманске и его дорогах – напишу отдельно.
Вот и вся дорога 🙂
После долгого пути важно хорошо отдохнуть. Мы выбрали лучшее – мурманский "Азимут"
С машиной всё понятно: чем она больше и комфортнее, тем лучше. Более длинная база всегда делает езду по трассе комфортнее. Но в целом, эта дорога позволяет ехать на любой машине, бездорожья тут нет. Желательно, чтобы машина была полностью исправна и обслужена. Я выбрал для путешествия лучшее, на чём может ехать в путешествие команда из 6 человек — Volkswagen Caravelle T6 в комплектации Highline. Мы ласково прозвали его "Бубусик". Подробный тест-драйв будет и у меня и у m_maluev позднее.
Теперь немного о том, что полезно взять с собой в дорогу:
1) Антирадар + приложение на смартфон — камер очень много! И обычные "стрелки", и "автодории", и даже просто, по-старинке, сотрудники с "биноклем". Поэтому если хочется ехать побыстрее (а дорога позволяет), желательно иметь классический радар-детектор плюс отдельно поставить на смартфон программу, которая по координатам GPS и базе данных предупреждает о камерах. Я давно пользуюсь программой "Антирадар Стрелка", в AppStore ищется.
2) Навигатор (Яндекс) — удобно поставить на отдельном экране (у нас это был iPad). Заблудиться там особо негде, но удобно когда заранее знаешь куда будет изгиб дороги и какой крутизны, особенно ночью.
3) Рация CB — "прошлый век" скажете вы, и зря! Абсолютно все грузовики на трассе и многие фургончики, басики и т.д. всегда слушают 15-й канал. Просто слушая эфир множно узнать много о дорожной обстановке, придорожном сервисе и жизни в целом, а обгоны "караванов" становятся намного легче. Нужно просто вежливо попросить дать знать, когда можно будет обогнать, из кабины фуры дорога просматривается намного лучше, плюс они всегда прижмутся и сбросят скорость, если нужно. Там своеобразная фразеология и правила хорошего тона, но освоить это совсем несложно 🙂
Кроме того, можно узнать насчёт еды и заправок у людей, которые дорогу знают лучше всех. СиБи – вечная, незаменимая "соцсеть" профессионалов большой дороги. Нужно пользоваться! Приличный комплект можно купить на Авито тыщ за 5, или попросить у друзей погонять на время.
4) Электричество — Естественно, со всей этой фигнёй надо как-то взлететь, поэтому нужен разветвитель прикуривателя дырочек на 5, +USB порты. Нелишним будет и инвертер 12v>220v, ватт на 300 с обычным домашним удлиннителем. Розетки в машине – это очень удобно. А удлиннитель также пригодится и ночью в гостинице: нужно одновременно заряжать много чего, а розеток всегда мало (к "Азимуту" это не относится, там в номере сразу есть зарядки для всех гаджетов!)
5) Канистра — я уже упоминал. Даже 10-литровая канистрочка может очень пригодиться. По неопытности часто бывает трудно расчитать топливо на трассе. В Москве и подмосковье мы привыкли, что бензин есть вообще везде. Главное, чтобы она была металлической и абсолютно герметичной, тогда никакого запаха в салоне не будет.
6) Термосы и перекус — тоже самое, приятно притормозить и попить чаю в красивом месте. На таких больших расстояниях также очень рулят сухофрукты, батончики мюсли, яблочки, бананы, сушки. А наша fotografersha заготовила чищеных морковок большой пакет, они отлично пошли! Это всё здорово разбавляет скуку и оттягивает остановки, таким образом сокращая путь.
7) Набор автотуриста — про это я уже писал ранее, повторю кратко: хороший трос, хороший фонарь, лопатка, незамерзайка, большой огнетушитель (5, лучше 10л), пледики и подушечки.
Ночной Мурманск с 14 этажа отеля "Азимут"
Ну вот и всё, поднимайте задницу с дивана и вперёд!
Наши партнеры:
Так же смотрите и читайте об этом путешестии во всех соцсетях по тегам #нашмуртур и #карелиямурманск, а также у aviator_ru , fotografersha , m_maluev и disp_dme
Вот и настал день, когда мы должны были отправляться домой – последний рывок на север из отпуска 2013.
1400 км было решено ехать без отдыха, чтобы оказаться дома к моему Дню Рождения 1 августа. Стартовали мы 31 июля в 13 часов. Путь пролегал по привычной уже трассе, где всё знакомо.
Честно скажу, после скучной и однообразной трассы «Дон», после унылой М-10 с хаотичными полосами встречного направления, эта спокойная трасса с одной полосой в каждом направлении показалась мне настоящим отдыхом.
Окончательно освоившись с боксом на крыше, я спокойно уже ехала со скоростью 130-140 км/ч и наслаждалась этим.
Если кто-то хочет погонять по хорошей дороге, наслаждаясь красотой природы и не толкаясь в пробках, милости прошу на эту трассу.
Дорога практически вся отремонтирована, машин в начале августа возвращается ещё мало, да и фур совсем не много.
По Карелии ехали ближе к вечеру, поэтому доблестных блюстителей порядка на дороге не было, да и многие камеры не работали. Поэтому, в этот раз обошлось без общения с ДПС Пряжинского района, которые уже дважды меня ловили за небольшие превышения в этом году! Из неприятных моментов на дороге в этот раз была лишь перевернувшаяся на повороте двойная фура с арбузами! Зрелище от кроваво-красного арбузного месива вдоль дороги и запах впечатлили…:-) Но жертв нет и движение не перекрыто, хотя, конечно, жаль бедолагу-водилу!(((
Ехала всю ночь довольно легко, ведь большой плюс в том, что ещё не было тёмной ночи, а лишь сумерки, что не могло не радовать мои глаза, уставшие от ночных поездок. Лишь пару раз ближе к рассвету я останавливалась подремать, ведь спешить-то некуда…
И в 7 утра мы были уже возле своего дома. Как всегда в конце пути немного грустно…( Позади отпуск на автомобиле, а с ним 8500 км пути.
Истрачено 746 литров бензина.
А на спидометре Ружика более 52 тысяч километров.
ОТЗЫВ ОБ АВТОМОБИЛЕ.
Ну и о главном: машинка показала себя хорошо — везла, охлаждала, обгоняла, пропускала, тормозила и плавно трогалась в тяжёлых условиях пробок, несмотря на педаль сцепления, которая так не избавилась от скрипа! Всё же Мурманские сервис-мэны на крайнем ТО перед поездкой не смазали её, как обещали…( Правда скрипит она и теряет плавность хода лишь в сильную жару и при слишком частом её применении более 20-ти минут подряд.
Отмечу, плохая шумоизоляция Логана очень помогает в критических ситуациях! Когда от усталости руль выскальзывает из рук, а колесо цепляет гравий на обочине, это очень слышно и мгновенно пробуждает! 😉 Но такое было только раз, так что не ругайте…☺ и не пугайтесь.
А вообще машина была в поездке очень удобна и комфортна, в самых длительных переездах никто не устал от посадки, никто не жаловался на жару и не стремился открывать окна, так как кондиционирование и вентиляция у Логана отличные. Никаких поломок не случилось, никаких скрипов не появилось, а капот мне довелось открыть лишь один раз, чтобы долить омывайку. Даже после 25 часов непрерывной работы в пробках и стремительных прогонах температура двигателя была в норме.
А что ещё желать? Машиной я снова и снова очень довольна.
ОТЗЫВ О ПУТЕШЕСТВИЯХ.
Это было моё второе дальнее путешествие с крайнего севера на крайний юг страны и обратно, и оно было совершенно иным. Прошлогоднее путешествие с заездом в столицы Украины и Белоруссии, с проездом через весь полуостров Крым и паромной переправой оказалось более увлекательным и интересным, а главное менее утомительным. Трасса «Дон» совсем не интересная, а главное, её никак не объехать, разве что через Брянск, добавив ещё один день пути, и то полностью этим М-4 не избежишь! Но в другой раз я так и сделаю наверное. Движение по М-4 и М-10 – это даже не путешествие, а лишь работа от пункта А до пункта Б… Конечно, и отрезки пути были длинноваты в этот раз – минимум 1100 км. Больше всего нам понравились дороги, объезжающие федеральные трассы – красивые, чистые, ухоженные, к удивлению с хорошим покрытием.
Азовское море понравилось малолюдными пляжами, чистотой воды и мягкостью дна, а главное отсутствием медуз!
В итоге двух путешествий на Логане исследован Крым с Черноморским побережьем, Кубань с Азовским морем тоже, в Краснодарский край с перегруженными пляжами не тянет, так что хочется уже куда-то ещё…
Теперь я знаю, что поездка на автомобиле может так и остаться поездкой, пусть и на очень большое расстояние, а может стать настоящим путешествием увлекательным и познавательным. Но, однозначно, настоящее путешествие потребует гораздо больших финансовых затрат…, и поэтому оно не может быть регулярным.:-)
Мне же, в любом случае, нравится ездить по городам и весям, по дорогам и не совсем, по магистралям и просёлочным тропам и набираться опыта, которого, как и денег, много не бывает!;-)
В этот раз был большой плюс к моему провинциальному авто-опыту – это 1000 км, накатанные по улицам Северной столицы. Собственно, очень мало машин в Санкт-Петербурге встречается с иногородними номерами. А я влилась в этот поток и мне это очень понравилось. Без штурмана с планшетом, вычисляющего пробки и без навигатора, путь и часто не согласного с нашими маршрутами, было бы гораздо сложнее перемещаться по огромному незнакомому городу с сетью проспектов и улочек, с многочисленными мостами и эстакадами, и, конечно, отвлекающему своими красотами. Чудесный месяц за рулём на улицах Петербурга омрачило лишь мимолётное знакомство с эвакуатором, а так же большой город наложил «отпечаток» на правый передний колпак Ружика из-за непривычно частых парковок у высоких бордюров…;-) Позор мне — он поцарапан, а значит, срочно надо отрабатывать параллельную парковку и покупать новый колпак к новому сезону.
Так же это путешествие принесло мне первый в жизни штраф, присланный по почте с трассы «Дон» из Воронежской области на обратном пути на 300 р. за 115 км/ч вместо 90 разрешённых. Где-то я не успела качественно растормозиться по сигналу радар-детектора, что ж бывает!:-)
Всем спасибо за внимание к моему рассказу-исповеди! Приятных путешествий и поездок только с приятными приключениями желаю всем вам, как и самой себе!