Сигналы светофора
6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и X-образные.
Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
- ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ разрешает движение;
- ЗЕЛЕНЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зеленого сигнала, могут применяться цифровые табло);
- ЖЕЛТЫЙ СИГНАЛ запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
- ЖЕЛТЫЙ МИГАЮЩИЙ СИГНАЛ разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
- КРАСНЫЙ СИГНАЛ, в том числе мигающий, запрещает движение.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 x 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9 , въезд на эту полосу запрещен.
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы “Т”. Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний – прямо, правый – направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения:
Сигналы регулировщика
РУКИ ВЫТЯНУТЫ В СТОРОНЫ ИЛИ ОПУЩЕНЫ:
- со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
ПРАВАЯ РУКА ВЫТЯНУТА ВПЕРЕД:
- со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
- со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
- со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
- пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
РУКА ПОДНЯТА ВВЕРХ:
- движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
- на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
- перед железнодорожным переездом – в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
- в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
В случае если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения о запрещении движения через переезд.
Занятие с использованием учебно-методического комплекса, дидактического материала, наглядных пособий, методических материалов, учебного оборудования кабинета.
Образовательная программа «Школьник – дорога – автомобиль». 1 год обучения, раздел II «Правила дорожного движения для пешеходов», тема 2.6 «Способы регулирования дорожного движения».
Тема занятия: Сигналы регулировщика.
Цель: Создать условия для получения и практического применения теоретических знаний по теме «Способы регулирования дорожного движения».
Задачи:
1. Выявление знаний о способах регулирования дорожного движения.
2. Знакомство с историей появления регулировщиков, значениями сигналов регулировщика
3. Отработка у обучающихся навыков безопасного движения по сигналам регулировщика.
4.Воспитание культуры взаимоотношений участников дорожного движения. 5.Развитие когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
6.Развитие внимания, памяти, логического мышления и умения анализировать.
Материалы и оборудование:
1.Учебное пособие по Правилам дорожного движения . М.Л.Форштат.
2. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. М.Л.Форштат.
3. Дидактический материал: «Методические рекомендации к обучающему минимуму «Пешеход на дороге».
4. Комплект плакатов «Сигналы регулировщика».
5. Учебное пособие «Альма»
6. Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0, модуль «Плакаты и стенды», блок «Сигналы регулировщика».
7. Мультимедийные презентация «Сигналы регулировщика», учебный видеофильм «Уроки тетушки совы».
Форма проведения: Теоретическое занятие с элементами практического.
Методы и формы:
Планируемый результат: получение теоретических знаний по теме «Способы регулирования дорожного движения» для последующего применения их на практике.
Занятие рассчитано на 2 академических часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспеут занятия "Сигналы регулировщика" | 874.09 КБ |
Презентация "Сигналы регулировщика" | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВРЧЕСТВА
к образовательной программе
1 год обучения, раздел II «Правила дорожного движения для пешеходов » ,
Занятие 9 «Способы регулирования дорожного движения».
Возрастной состав обучающихся: 7-10 лет
Педагог дополнительного образования:
Славная Алина Яковлевна
Занятие с использованием учебно-методического комплекса, дидактического материала, наглядных пособий, методических материалов, учебного оборудования кабинета.
Образовательная программа «Школьник – дорога – автомобиль». 1 год обучения, раздел II «Правила дорожного движения для пешеходов», тема 2.6 «Способы регулирования дорожного движения».
Тема занятия: Сигналы регулировщика .
Цель: Создать условия для получения и практического применения теоретических знаний по теме «Способы регулирования дорожного движения».
1. Выявление знаний о способах регулирования дорожного движения.
2. Знакомство с историей появления регулировщиков, значениями сигналов регулировщика
3. Отработка у обучающихся навыков безопасного движения по сигналам регулировщика.
4.Воспитание культуры взаимоотношений участников дорожного движения. 5.Развитие когниктивных способностей через моделирование систем: конструирование дорожных ситуаций и решение ситуационных задач.
6.Развитие внимания, памяти, логического мышления и умения анализировать.
Материалы и оборудование:
1.Учебное пособие по Правилам дорожного движения . М.Л.Форштат.
2. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. М.Л.Форштат.
3. Дидактический материал: «Методические рекомендации к обучающему минимуму «Пешеход на дороге».
4. Комплект плакатов «Сигналы регулировщика».
5. Учебное пособие «Альма»
6. Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0, модуль «Плакаты и стенды», блок «Сигналы регулировщика».
7. Мультимедийные презентация «Сигналы регулировщика», учебный видеофильм «Уроки тетушки совы».
Форма проведения: Теоретическое занятие с элементами практического.
Планируемый результат: получение теоретических знаний по теме «Способы регулирования дорожного движения» для последующего применения их на практике.
Занятие рассчитано на 2 академических часа.
Педагог приветствует обучающихся, объявляет тему занятия: «Способы регулирования дорожного движения» , знакомит с формой и этапами проведения занятия.
Занятие состоит из 5 этапов:
1 этап. Подтверждение знаний о способах регулирования дорожного движения.
Материалы и оборудование: Плакат «Сигналы светофора», «Сигналы регулировщика». Интерактивная доска, модуль «Плакаты и стенды», Блок «Сигналы регулировщика.
2 этап. История появления регулировщиков.
Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация «Уроки тетушки совы «История ПДД».
3 этап. Изучение сигналов регулировщика.
Материалы и оборудование: Плакат «Сигналы регулировщика»; Интерактивная доска, модуль «Плакаты и стенды», Блок «Сигналы регулировщика»; Мультимедийная презентация «Сигналы регулировщика».
4 этап. Закрепление теоретических знаний по теме «Сигналы регулировщика для пешеходов» и практическая отработка полученных знаний. Игра «Регулировщик» , Интерактивная доска с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0, модуль «Плакаты и стенды», блок «Сигналы регулировщика».
5 этап. Закрепление теоретических знаний путем решения дорожных ситуаций.
Материалы и оборудование: Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения. М.Л.Форштат, глава 5, тема «Регулирование дорожного движения» задание 3 стр.26.
II. Основная часть.
1 этап. Выявление знаний о способах регулирования дорожного движения.
Педагог предлагает вспомнить и обсудить :
Какие способы организации дорожного движения вы знаете?
(С помощью сигналов регулировщика, светофора, требования дорожных знаков, дорожной разметки, типа дорожного покрытия)
В процессе обсуждения направляет обучающихся, помогает им справиться с поставленной задачей.
А каковы способы регулирования дорожного движения? ( С помощью сигналов регулировщика и показаний светофора).
Педагог: Мы уже знаем, как регулируется движение с помощью сигналов светофора. А кто такой регулировщик? ( Лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами) .
Обучающиеся: отвечают и преподаватель выбирает наиболее точный ответ.
Преподаватель: А как мы узнаем, что на дороге регулировщик? Как мы отличим его от участников дорожного движения? (регулировщик должен быть в форменной одежде, иметь отличительный знак и экипировку).
2 этап. История появления регулировщиков.
Преподаватель: А знаете ли вы, как давно появились первые регулировщики?
Предлагает варианты ответов: 50, 80, 100 лет назад ( более 80лет тому назад).
Обучающиеся: пробуют ответить.
Преподаватель: выбирает наиболее точный ответ.
А теперь давайте посмотрим небольшой видеофильм из Уроков тетушки совы «История ПДД». Этот видеофильм закрепит полученную информацию из истории появления дорог, право-и-левостороннего движения, транспорта, светофоров. Здесь вы узнаете об истории появления первых регулировщиков. По завершении просмотра, я расскажу вам, как и когда появились первые регулировщики, как они выглядели.
Обучающиеся смотрят видеофильм, а затем, совместно с преподавателем обсуждают его.
Преподаватель: Когда появилась новая служба по охране общественного порядка и безопасности, то стало необходимым выделить постовых среди других вооруженных людей. Сначала первые милиционеры носили красные повязки, а затем у них появилась отличительная форма. У первых регулировщиков, регулирующих движение пешеходных и транспортных потоков появился жезл красного цвета. Затем, 10 лет спустя, форма милиционера изменилась до неузнаваемости и даже жезла у постового не стало, он подавал сигналы одними руками в красивы белоснежных перчатках. Спустя еще 10 лет обмундирование у милиционера снова изменилось: ему вручили жезл в черно-белую полоску. Еще 10 лет спустя у начальников ГАИ появились на погонах эмблемы «Ключ и молоток», а у рядовых- специальные нарукавные знаки. И вновь реформа обмундирования: постовые снова лишены жезла и им вручены белые нарукавные краги. А спустя 10 лет жезл снова становится обязательным. 20 лет спустя был введен нагрудный знак для всех сотрудников ГАИ.
Отличительные особенности современного регулировщика: нагрудный знак «Инспектор ДПС», шеврон на правом рукаве и светоотражающие полоски на рукава и брюках.
Педагог А теперь давайте немного по разгадываем загадки. Читает загадки, а обучающиеся дают разгадки.
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
На этой расскажу странице я,
Как помогает нам полиция.
Бывает, и совсем не редко,
Такой в движении затор,
Что не помогут ни разметка,
Ни знак, ни даже светофор.
Но лишь появится она –
В снег и дождь, в грозу и бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин
Пятитонки и трамваи.
Я проезд не разрешаю.
Если руку подниму –
Нет проезда никому.
3 этап. Изучение сигналов регулировщика.
Педагог: Ребята, а знаете ли вы, движение каких участников дорожного движения регулирует регулировщик? ( водителей транспортных средств и пешеходов).
Обучающиеся: отвечают и выбирается правильный ответ.
Педагог: А что делать, если сигналы светофора и регулировщика противоречат друг другу? ( подчиняться сигналам регулировщика, даже если его сигналы противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков и разметки).
Педагог: выбирает верный ответ.
Педагог: Сейчас в регулировании дорожного движения регулировщику приходится вмешиваться редко, обычно в сложной дорожной ситуации, однако его сигналы необходимо знать и пешеходам и водителям.
А где стоит регулировщик на перекрестке?( в центре перекрестка).
Педагог: А знаете ли вы с помощью чего регулировщик подает свои сигналы? ( сигналами регулировщика являются положение его корпуса и рук.)
Свисток- для привлечения внимания. Жезл применяется для лучшей видимости сигналов. Жезл имеет светоотражающие белые и черные полосы. Иногда применяется диск с красным сигналом -световозвращателем.
Педагог: А какие вы знаете сигналы регулировщика?
Обучающиеся: обычно указываю любые сигналы, но не те, которые указаны в правилах.
Педагог: А как вы думаете, почему регулировщик подает другие сигналы? ( обычно ни водители, ни пешеходы не помнят значения сигналов регулировщика и он в соответствии с правилами может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам ).
Педагог: Каждый участник дорожного движения должен знать и выполнять требование сигналов регулировщика.
А теперь, давайте выучим с вами сигналы регулировщика, подаваемые пешеходам.
И поможет нам в этом презентация «Сигналы регулировщика».
Обучающиеся вместе с преподавателем просматривают презентацию.
Педагог комментирует изображения на экране.
Педагог обращает внимание ребят на плакат:
Рука регулировщика поднята вверх – движение запрещено, кроме п.6.14 пдд
Руки в стороны или опущены, регулировщик стоит боком – разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть.
Руки в стороны или опущены, регулировщик стоит к Вам лицом или спиной – движение всех транспортных средств запрещено. Пешеходам запрещено переходить дорогу.
Правая рука вытянута вперед, регулировщик стоит к Вам левым боком – разрешено движение трамваю только налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях. Пешеходам разрешено переходить дорогу только за спиной регулировщика.
Правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит к Вам правым боком – запрещено движение всех транспортных средств. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть только за спиной регулировщика.
Правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит к Вам лицом – всем транспортным средствам разрешено движение только направо. Пешеходам запрещено переходить проезжую часть.
Правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит к Вам спиной – движение всех транспортных средств запрещено. Пешеходам запрещено переходить дорогу.
Педагог: Итак, закрепим пройденный материал.
Запомним основное правило : запрещено движение в сторону груди, спины и вытянутой правой руки регулировщика.
1 сигнал регулировщика:
Рука регулировщика поднята вверх. Что обозначает этот сигнал? ( движение всех участников дорожного движения во все направлениях запрещено.)
Обучающиеся: с помощью преподавателя дают правильный ответ.
2 сигнал регулировщика:
Руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены вниз.
В каких направлениях разрешено движение? ( С о стороны левого и правого бока пешеходам разрешено переходить дорогу. Со стороны груди и спины движение запрещено).
Как вы думаете, почему 2 разных положения рук (в стороны и вниз) обозначают один и тот же сигнал? ( руки регулировщика устают)
Обучающиеся: обычно не могут ответить на этот вопрос .
Педагог: Тогда давайте поиграем в следующую
Игра: «Руки в стороны, руки вниз»
Цель: Развитие сенсорных способностей, в том числе способностей видеть, чувствовать и определять сигналы на дороге.
Обучающиеся встают у своих столов и вытягивают руки в стороны. Преподаватель считает до 60. Те игроки, у кого руки устанут, опускают руки и садятся. Обучающиеся, догадавшись, отвечают на вопрос преподавателя.
3 сигнал регулировщика:
Правая рука регулировщика вытянута вперед.
А как теперь двигаются пешеходы ?( Пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика).
Обучающиеся: отвечают на вопрос с помощью преподавателя.
4 этап. Закрепление теоретических знаний по теме «Сигналы регулировщика для пешеходов» и практическая отработка полученных знаний.
Педагог: А теперь давайте поиграем в Игру «Регулировщик».
Цель: Выучить и закрепить значение сигналов, подаваемых регулировщиком.
Правила игры и ход : Преподаватель раскладывает с помощью набора «Альма» перекресток, берет в руки жезл. Роль регулировщика играет преподаватель. Обучающиеся выходят по 4 человека. Регулировщик встает в середине перекрестка, а пешеходы с 4 сторон (справа). Регулировщик подает положением туловища и рук сигналы, пешеходы переходят проезжую часть в разрешенных направлениях. Преподаватель выбирает наиболее дисциплинированного пешехода и он уже становится регулировщиком.
Педагог: Включает Интерактивную доску с программой FORVARD V10-324A(P) 3D ИНСТРУКТОР 2.0, модуль «Плакаты и стенды», блок «Сигналы регулировщика».
А теперь ответьте: что должен сделать пешеход, если он не успел перейти проезжую часть и регулировщик поднял руку вверх?
( Пешеходы, которые при подаче сигнала рукой, поднятой вверх, находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на середине. При этом нельзя делать шагов ни вперед, ни назад и надо внимательно следить за транспортными средствами, движущимися слева и справа.)
Обучающиеся: с помощью преподавателя. отвечают на вопрос.
5 этап. Закрепление теоретических знаний путем решения дорожных ситуаций .
Педагог выводит на интерактивную доску задание из Рабочей тетради по Правилам дорожного движения. М.Л.Форштат, глава 5, тема «Регулирование дорожного движения» задание 3 стр.26.
Педагог : Выполните следующее задание: Закрасьте зеленым цветом регулировщиков, подающего пешеходам разрешающий сигнал, а красным – запрешающий.
Обучающиеся дают правильный ответ.
Педагог выводит на доску правильное решение и сверяет его с тем, что выбрали обучающиеся.
Педагог. А теперь подведем итоги нашего сегодняшнего занятия. Какие знания мы с вами закрепили, что узнали нового и чему научились?
Обучающиеся вспоминают пройденный материал.
Педагог: Сегодня вы
- Изучили еще один способ регулирования дорожного движения;
- Узнали историю появления регулировщиков;
- Узнали, какие он подает сигналы;
- Потренировались в решении ситуационных задач.
Подчинение сигналам регулировшика – обязанность каждого участника дорожного движения. Мы знаем, что от каждого из нас зависит безопасность на дороге. Если каждый участник дорожного движения будет знать и выполнять правила безопасного поведения на дороге, угроза возникновения дорожно-транспортны происшествий значительно уменьшится.
На этом наше занятие заканчивается. Удачи вам на дорогах!
1. Горизонтальная дорожная разметка
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10, 1.17 и 1.26 желтого цвета, временная – оранжевый цвет.
1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
* Нумерация разметки соответствует ГОСТу Р 51256-2011.
1.2 – обозначает край проезжей части;
1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами – при ширине полос более 3,75 м;
1.4 (цвет – желтый) – обозначает места, где запрещена остановка транспортных средств;
1.5 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
1.6 – предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
1.7 – обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
1.8 – обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части;
1.9 – обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;
1.10 (цвет – желтый) – обозначает места, где запрещена стоянка транспортных средств;
1.11 – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, где необходимо разрешить движение только со стороны прерывистой линии (в местах разворота, въезда и выезда с прилегающей территории);
1.12 – указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора(регулировщика);
1.13 – указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;
1.14.1 , 1.14.2 – обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
1.15 – обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;
1.16.1 – обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, места для стоянки транспортных средств (парковки) и велосипедные полосы;
1.16.2 – обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления;
1.16.3 – обозначает островки в местах слияния транспортных потоков;
1.17 (цвет – желтый) – обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси;
1.18 – указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;
1.19 – предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
1.20 – предупреждает о приближении к разметке 1.13;
1.21 – предупреждает о приближении к разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;
1.22 – обозначает номер дороги;
1.23.1 – обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;
1.23.2 – обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов;
1.23.3 – обозначение велосипедной дорожки (части дорожки) или полосы;
1.24.1 – дублирование предупреждающих дорожных знаков;
1.24.2 – дублирование запрещающих дорожных знаков;
1.24.3 – дублирование дорожного знака "Инвалиды";
1.24.4 – дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;
1.24.5 – дублирование таблички 8.4.3.1; разметка 1.24.5 может применяться самостоятельно;
1.24.6 – дублирование дорожного знака 5.33.1 "Велосипедная зона";
1.24.7 – дублирование дорожного знака 8.9.2 "Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса";
1.25 – обозначение искусственных неровностей по ГОСТу Р 52605-2006.
1.26 – (цвет – желтый) – обозначает участок перекрестка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.
Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
Линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.
Линии 1.5 – 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.
Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.
Линию 1.9 , разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.
Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии, а также и со стороны сплошной линии, но только при завершении обгона или объезда.
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.
2. Вертикальная дорожная разметка
Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.
2.1.1 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;
2.1.2 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;
2.1.3 – обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;
2.2 – обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;
2.3 – обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;
2.4 – обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;
2.5 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
2.6 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;
2.7 – обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.