Выезд на встречную полосу в запрещенном месте считается грубым нарушением. Оно создает опасность для других участников движения, которые не всегда способны своевременно среагировать на угрозу. В результате может возникнуть ДТП. В отношении нарушителя будет применено суровое наказание. Однако во внимание принимаются сопутствующие обстоятельства сложившейся ситуации в результате ДТП на встречной полосе.
Ситуации, которые могут привести к аварии на встречной полосе
ДТП с выездом на встречную полосу может возникнуть в результате целого перечня ситуаций:
- Водитель не успел закончить маневр обгона, в результате чего произошло ДТП на встречной полосе.
- Выполнялся обгон поворачивающего автомобиля. Обычно происшествие возникает, если нужно выполнить поворот налево, но его по какой-либо причине издалека не видно. Чтобы не проскочить нужное место, водитель замедляется. При этом за ним движется второе транспортное средство, которое планирует обгон. Водитель первой машины может не посмотреть в зеркало заднего вида или полагает, что транспортное средство не успеет его догнать. При этом водитель движущегося позади автомобиля не знает планов впереди едущего. Он предпринимает попытку обгона. В результате возникает ДТП на встречной полосе.
- Сразу два транспортных средства предприняли попытку обогнать медленно движущийся автомобиль и столкнулись между собой. Подобное возможно, если первый водитель, движущийся непосредственно за тихоходной машиной, не смотрит в зеркало заднего вида. Он начинает обгон в тот момент, когда его самого уже обгоняет транспортное средство. В результате происходит столкновение машин на встречной полосе.
- Гражданин, пытаясь уйти от столкновения с автомобилем, движущимся по его полосе, оказался участником аварии, столкнувшись с машиной, которая ехала по встречке.
- Лицо не справилось с управлением, его вынесло на встречную полосу, где и произошло столкновение.
Кто виноват в ДТП на встречной полосе?
Вина лица в ДТП на встречной полосе определяется в зависимости от сложившейся ситуации:
- Когда авария возникла из-за того, что водитель не успел закончить обгон, виновным признают лицо, начавшее выполнение маневра.
- Если ДТП возникло во время обгона поворачивающего автомобиля, признать виновным могут любого водителя по отдельности или сразу обоих из них. В действиях лица, управляющего поворачивающимся транспортным средством, может быть нарушение пункта 8.1 ПДД РФ. Он обязывает граждан перед поворотом, перестроением или остановкой подавать световые сигналы. Если они неисправны, указание движения производится рукой. Маневры не должны повлечь за собой возникновение опасности для других участников дорожного движения. Водителю транспортного средства, которое производило обгон, может быть вменено нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещён, если автомобиль, едущий впереди, производит объезд препятствия, подал сигнал поворота налево, объезжает медленно едущие транспортное средство. На практике ситуация сводится к выявлению лица, которое раньше подало сигнал поворота. Оно признается невиновным в ДТП на встречной полосе.
- Если обгон попытались выполнить сразу два автомобиля, в учёт также принимается, кто первый включил сигнал поворота. Если первым обгон начала третья машина, виновником признают водителя, который начал выполнять аналогичный маневр позднее. Возможна прямо противоположная ситуация.
- Если гражданин выехал на встречку, пытаясь избежать столкновения с вылетевшим на его полосу автомобилем, но врезался в другое транспортное средство, виновным признают нарушителя, чьи действия повлекли за собой необходимость избегать опасности. Однако могут вменить и лицу, которое выехало на встречную полосу. Дело в том, что в пункте 10.1 ПДД РФ говорится, что при возникновении опасной ситуации, которую водитель в состоянии обнаружить, важно принять меры по снижению скорости вплоть до остановки автомобиля. Это значит, что необходимо выполнить торможение, не меняя движения. Всё зависит от сопутствующих обстоятельств. Если человек затормозил, но его вынесло на встречку, вину могут снять.
- Если гражданин не справился с управлением, его признают виновным в случившемся. Вмененные нарушения зависят от конкретной ситуации повлекшей ДТП на встречной полосе.
Что грозит виновнику в аварии на встречной полосе движения?
Если доказано, что действия гражданина повлекли за собой возникновение ДТП на встречной полосе, его признают виновным и обяжут возместить нанесенный вред. Процедуру регулирует глава 59 ГК РФ. Дополнительно лицо могут привлечь к административной ответственности. Первый вариант санкций регламентирует статья 12.15 КоАП РФ. Если гражданин объезжал препятствие, ему дополнительно вменяют штраф в размере 1.000-1.500 руб. Во всех остальных случаях он повышается до 5.000 руб. Допустима замена наказания лишением водительских прав на управление транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев. Когда нарушение допущено повторно, срок лишения прав на управление транспортным средством продлевается на один год.
Выбор наказания зависит от репутации водителя. Если ДТП на встречной полосе не имело тяжких последствий, гражданин зарекомендовал себя, как аккуратный водитель, или имели место быть сопутствующие обстоятельства, которые привели к необходимости выезда на встречку, можно рассчитывать на более мягкое наказание. Скорее всего, представитель уполномоченного органа ограничится штрафом. Однако если лицо грубо нарушило правила или выезд был выполнен повторно, происходит изъятие прав.
Установить виновность с последующим лишением прав может только суд. Подобные полномочия у представителей автоинспекции отсутствуют.
ДТП на встречной полосе при обгоне
Ситуация возникает, если гражданин не успевает выполнить обгон и сталкивается с едущей навстречу машиной. Обычно к подобному приводит невнимательность и неспособность здраво оценивать ситуацию на дороге. Обычный гражданин надеется на авось и начинает движение на небольшом расстоянии от встречного автомобиля. В этой ситуации виновник аварии на встречной полосе очевиден. Им признают лицо, выполнявшее обгон. Ему вменяют нарушение пункта 11.2 ПДД РФ. В нём говорится, что обгон запрещен в следующих ситуациях:
- лицо не сможет вернуться на свою полосу, не создавая опасности для других автомобилей;
- машина, едущая впереди, объезжает препятствие или обгоняет другое транспортное средство;
- впереди едущий автомобиль подал сигнал о повороте налево.
ДТП на встречной полосе с машиной попутного направления
Ситуация возникает, если один из водителей решил совершить обгон, а другой исполняет поворот налево. Виновным в аварии на встречной полосе могут признать обоих автолюбителей. Учитывается момент включения сигнала поворотника. Если движущийся впереди водитель не включил его или не подал соответствующий знак рукой в случае неисправности, вменяется нарушение пункта 8.1 ПДД РФ. Водителя позади едущего транспортного средства могут признать виновным, если он нарушил пункт 11.2 ПДД РФ. Если же никто не подал сигнал поворота, обоюдная вина в ДТП вменяется каждому из участников происшествия. Затраты на ремонт машины делятся между ними. При наличии полиса ОСАГО затраты выплачивает страховая компания каждого из участников аварии.
Авария на встречной полосе при развороте
Во время движения гражданин может столкнуться с необходимостью изменить траекторию автомобиля. Он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и только затем выполнять манёвр разворота. Подобная норма отражена в пункте 8.8 ПДД РФ. Если лицо не рассчитает время разворота, преградив дорогу движущимся транспортным средствам, в результате чего произойдет ДТП на встречной полосе, водитель разворачивающегося автомобиля будет признан виновным.
ДТП на встречной полосе выделенной знаком 5.11.1 для маршрутного транспорта
Если на дороге присутствует отдельная полоса для движения школьных автобусов, велосипедов, маршрутных транспортных средств, такси, она обозначается специальным знаком 5.11.1 . От остальной проезжей части полоса отделяется разметкой.
Если выполняется движение во встречном направлении, в действие вступает статья 12.17 КоАП РФ. Нарушение карается административным штрафом в размере 1500 руб. Когда произошло ДТП на встречной полосе выделенной знаком 5.11.1 , виновным признают лицо, выехавшее на выделенную линию в нарушение установленных норм.
ДТП на встречной полосе во дворе
Движение в жилых зонах регламентирует пункт 17 ПДД РФ. В подобном случае термин выезд на встречку не применяется. Двор не считается дорогой. Здесь отсутствуют полосы. Пункт 1.4 ПДД РФ не применяется. Дело в том, что в нём говорится про дороги. Во дворе предстоит разъезжаться по взаимной договоренности. Основным правилом выступает следующая норма – уступить дорогу приближающемуся справа транспортному средству.
Большинство пунктов ПДД во дворе не применяется. Дело в том, что в них фигурируют понятия дорога, полоса и проезжая часть. На прилегающей к дому территории всё это отсутствует. Определить вину и невиновность сложно. Учитываются индивидуальные обстоятельства каждой ситуации.
Эксперты советуют проявлять при движении во дворе максимальную внимательность. Скорость перемещения не должна превышать 20 кмч. Такая норма отражена в пункте 10.2 ПДД РФ. Дополнительно действует приоритет пешеходов.
Судебная практика
Судебная практика сводится к признанию факта присутствия выезда на чужую полосу с нарушением норм законодательства. Если действие подтверждается, это повлечет за собой лишение водительских прав. Наказание за ДТП на встречной полосе несет виновник происшествия. Суд определяет, какую меру наказания назначить. Санкции зависят не от обстоятельств происшествия, а от его последствий. Исключение составляют ситуации, в которых фигурирует алкогольное опьянение водителя.
Так, произошло столкновение автомобилей в результате нарушения пункта 10.1 ПДД РФ. Пытаясь уйти от аварии на собственной полосе, водитель одного из транспортных средств выехал на встречку. Это привело к столкновению с движущимся по ней автомобилем. Вина была вменена водителю, выехавшему на встречку.
Нюансы
Не всегда в отношении нарушителя применяется только административное наказание. Оно может быть заменено на уголовное, если в аварии на встречной полосе существенно пострадали люди. Наказание накладывается в соответствии со статьей 264Дорожно УК РФ. Когда причинен вред здоровью человека, нарушителя могут лишить свободы на срок до трех лет. Альтернативой выступает привлечение к принудительным работам с правом занимать определенные должности или арест на срок до шести месяцев. Когда виновником ДТП на встречной полосе выступает лицо, находившееся в состоянии алкогольного опьянения, лишение свободы может доходить до 4 лет.
Самым тяжким происшествием считается авария, в которой погибли два или более лица. Водителя, чьи действия повлекли возникновение ситуации, могут лишить свободы на срок до семи лет. Когда гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения, период продлевается до 9 лет.
К административной ответственности могут привлечь не только виновника случившегося дорожно-транспортного происшествия на встречной полосе, но и потерпевшего. Наказания устанавливаются за каждое нарушение ПДД, если они стали причиной аварии. Иногда представители уполномоченного органа усматривают одинаковую вину в действиях каждого из участников происшествия.
Если человек двигается по своей части дороги и не совершает маневров, он обладает преимуществом. Поэтому в большинстве случаев виновным признается лицо, которое выехало на встречку, даже если оно не нарушало правила.
Содержание страницы
(кликните, чтобы переместиться на нужный раздел страницы)
Как вернуть права
Съездить по делам минуя пробки, отвезти ребенка в садик или школу, закупить продуктов на неделю – в современном мире успеть все непросто и без автомобиля никак не обойтись. Для многих езда за рулем не просто способ передвижения, а возможность зарабатывать и содержать семью.
На дороге может произойти всякое. Иногда, сам того не желая, человек может остаться без водительского удостоверения. Попав в такую ситуацию, он, в первую очередь, задумывается о том, как вернуть права.
Причины лишения могут быть разные. Будь то случайный выезд на встречную полосу с пересечением сплошной линии или обвинение в оставление места ДТП, в котором вы даже не участвовали, законный способ вернуть права один – оспорить протокол, составленный сотрудниками ГИБДД в суде.
Вернуть права возможно, даже если речь идет о лишении за вождение в нетрезвом виде. Так как судья рассматривает не только аргументы инспекторов ГАИ, но и доводы свидетелей со стороны водителя, а также внимательно проверяет документы по делу.
Опытный автоюрист поможет вам разобраться в протоколах, найдет нужные зацепки в деле и грамотно выстроит линию защиты в суде.
Скрытие с места ДТП
Участники дорожно-транспортного происшествия могут среагировать на произошедшую ситуацию по-разному. Нередко случается, что под влиянием эмоций водитель просто уехал с места ДТП. Водитель, который покинул ДТП, может быть арестован на 15 суток или лишен водительских прав. Минимизировать наказание в столь щепетильной ситуации, когда виновник скрылся, поможет грамотный правозащитник. Однако, все же не рекомендуется уезжать с места ДТП и оставлять все как есть до приезда сотрудников ДПС. Таким образом, можно минимизировать наказание за оставление места ДТП, а если вовремя пригласить автоюриста, то возможно и вовсе избежать его.
Выезд на встречную полосу
Выезд на встречку является запрещающим маневром. Допускается он лишь в некоторых случаях. Например, встречное движение может быть на узкой или трехополосной дороге с разметкой, не имеющей знаков, запрещающих выезд на встречную полосу. Но многие инспекторы ДПС пренебрегают теми обстоятельствами, которые позволяют водителю выезжать на встречку. Как итог – водителя ждет за выезд на встречку штраф или лишение прав на 4-6 месяцев. Выезд на встречные трамвайные пути также грозит лишением прав или наложением штрафа. Повторная встречка наказывается лишением прав уже на больший срок – 12 месяцев. Крайне важно детально изучить, имел ли право водитель делать такой маневр, те обстоятельства, которые имели место быть. Вполне возможно, что удастся доказать невиновность водителя.
Пересечение сплошной и обгон в неположенном месте
Разметка на дороге является эффективным методом регулирования движения. Сплошная линия разделяет потоки дорожного движения транспорта противоположных направлений. Строго запрещено пересекать сплошную и двойную сплошную линию, так как это может привести к непредвиденным последствиям. В случае нарушения водителя ожидает лишение прав за сплошную или штраф.
На дороге запрещен обгон транспортных средств, кроме тихоходных, гужевых повозок, велосипедов, мопедов, двухколесных мотоциклов без коляски. Лишение прав или штраф за обгон в зоне действия знака «обгон запрещен» являются наказанием за данное нарушение.
На дорогах с односторонним движением также запрещено двигаться во встречном направлении.
За указанные виды нарушений водителя лишат прав на 4-6 месяцев или предстоит уплатить штраф.
Проезд на красный свет светофора
Красный свет светофора является запрещающим сигналом, при котором запрещено любое движение транспорта. Проезд на красный свет светофора в первый раз не наказывается лишением прав, здесь можно отделаться только штрафом. Лишение за красный свет применяется за повторное нарушение. Доказать, что водитель не осуществлял движение под красный свет можно, потребовав изучить записи видеокамер, которые установлены на дорогах.
Лишение прав за выезд на железнодорожный переезд
Запрещено пересекать ЖД – переезд при закрытии шлагбаума, при соответствующем сигнале светофора (красный свет на ЖД) или сигнале дежурного переезда. За проезд на красный при переезде предусмотрен штраф 1000 рублей или лишение водительских прав.
Лишение прав за ксенон
Транспортные средства должны быть оборудованы лампами, предусмотренными его конструкцией. Использование ксеноновых ламп может привести к ДТП, поскольку лампы освещают не только дорогу водителю, но и ослепляют автомобили, двигающиеся на встречу.
Многие автолюбители не задумываются, чем грозит им использование ксенона. В то же время сотрудники ДПС тщательно следят за этим и при любом удобном случае стараются наказать нарушителей. Лишение за ксенон водительских прав применяется на практике очень часто, хотя по факту ксенон не запрещен.
Чтобы оспорить действия сотрудников ГИБДД обратитесь к юристу.
Лишение прав за превышение скорости
Водитель авто должен соблюдать скорость движения, разрешенную для передвижения по городу (60 км/ч) и в жилых зонах (20 км/ч). Превышение установленных лимитов более, чем на 60 км/ч наказывается лишением водительских прав. Лишение за скорость зависит от того, насколько была превышена скорость:
- Более, чем на 60 км/ч от предельно допустимого значения – водителя лишают прав на срок от 4 до 6 месяцев или назначен штраф;
- Более, чем на 80 км/ч – на 6 месяцев или штраф.
За повторные нарушения водить транспортное средство запрещено будет на протяжении года.
Проезд под «кирпич»
Дорожный знак «Въезд запрещен» еще называют «кирпич». Знак может регулировать движение на дороге с односторонним движением, на парковке, АЗС. В зависимости от того, где был установлен знак «кирпич», предусмотрено разное наказание:
- Если при одностороннем движении водитель осуществил проезд под знак «кирпич», то наказание предусмотрено в виде штрафа за «кирпич» в сумме 5000 рублей или лишения прав на 4-6 месяцев;
- Если же нарушение произошло в районе парковки, заправки или торгового центра, то нарушитель может ограничиться лишь штрафом.
Если вы не согласны с наказанием обратитесь за помощью к автоюристу.
Нарушение с причинением вреда здоровью
(лёгкий, средний, тяжкий вред)
Виновник ДТП, в результате которого причинен вред здоровью или жизни человека, несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в зависимости от степени тяжести нанесенного вреда. Кроме того, что виновное лицо должно возместить материальный и моральный ущерб пострадавшему, он также несет наказание в виде лишения водительского удостоверения. Срок наказания при этом следующий:
- Если причинен легкий вред – лишают прав на 1-1,5 года или штраф;
- Если причинен средний вред – лишают прав на 1,5 – 2 года или штраф;
- Если причинен тяжкий вред – лишают прав до 3 лет, а если водитель был пьян – до 4 лет лишения свободы.
Действия нарушителя могут обернуться для него не очень благоприятно. В этом деле важно правильно квалифицировать степень вреда, найти смягчающие обстоятельства. Рассмотрение дела о причинении вреда здоровью проводится судом, поэтому важно, чтобы интересы водителя представил правозащитник.
Повторное лишение прав
Повторное лишение водительских прав применяется тогда, когда водитель, лишенный прав, попался второй раз в течение года с момента окончания предыдущего наказания. Но лишить второй раз могут не во всех случаях, а только в тех, которые являются наиболее опасными. Речь идет о следующих ситуациях:
- Разрешение другому водителю, находящемуся в нетрезвом состоянии, сесть за руль вашего авто;
- Превышение скорости (езда на скорости более 60 км/ч);
- Нарушение правил на железнодорожном переезде;
- Выезд на встречку;
- Проезд на запрещающий сигнал светофора.
Повторное лишение прав чревато тем, что срок наказания применяется более длительный. Кроме того, КоАП РФ содержит нормы, согласно которым за повторное нарушение (например, езда в нетрезвом виде) виновник может понести наказание в виде лишения свободы.
В любом случае, какое наказание будет применяться, будет определять суд. Любой человек имеет право обжаловать действия сотрудников ДПС, подав исковое заявление. Но в таком тонком деле без помощи грамотного правозащитника не обойтись.
Уголовная ответственность наступает для водителя за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения; повторный отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Консультация автоюриста
Помощь правозащитника будет актуальной, если человек хочет сохранить свое водительское удостоверение. Важно вовремя обратиться за консультацией к автоюристу в Екатеринбурге. Он поможет разобраться в документах, понять перспективы дела и определить, какие действия необходимо предпринять дальше.
Изучив протоколы, автомобильный юрист может помочь избежать лишения прав, защитит в суде, опротестует действия сотрудников ДПС.
Обратитесь за бесплатной консультацией в компанию «Ваша защита». Опытные автоюристы определят реальный шанс удачного развития событий, подскажут порядок действий по возврату прав, подготовят необходимые документы, помогут обжаловать судебное решение, защитят интересы в судах.
+7 (343) 269-09-03, +7 (902) 879-90-55
При этом серьезную озабоченность у дорожных полицейских вызывает один вид правонарушения. Дело в том, что практически каждая девятая (10,8 процента) авария связана с выездом на полосу встречного движения. Более того, именно в таких ДТП гибнет очень много водителей, пассажиров и пешеходов. По статистике, почти каждый третий смертельный случай на дороге (29,1 процента) связан с выездом на встречку.
В ГИБДД отмечают, что по встречной полосе зачастую гоняют нетрезвые водители. По данным Госавтоинспекции, 18,5 процента водителей, которые совершили выезд на полосу встречного движения и попали в ДТП, находились в состоянии опьянения либо имели его признаки, но отказались от прохождения медосвидетельствования. Ловят на встречке и "бесправных" водителей. "Лицами, не имеющими права управления либо лишенными такого права, совершено почти 8 процентов таких происшествий", – уточнили в ГИБДД.
Госавтоинспекция также фиксирует значительный рост показателей аварийности из-за выезда на встречную полосу в местах, где это запрещено. Их количество увеличилось на 28,1 процента (748), в них погибло на 39,6 процента больше людей (296), на 29,4 процента увеличилось число раненых (1404).
В ГИБДД рассказали и о причинах таких ДТП. В частности, 17,7 процента таких аварий совершаются при обгоне. В местах, где выезд на полосу встречного движения запрещен, совершаются только чуть более 9 процентов ДТП, еще 4,6 процента – при развороте, повороте налево и объезде препятствия. По расчетам аналитиков, в период с июля по сентябрь с максимумом в августе прогнозируется совершение наибольшего количества ДТП, связанных как в целом с выездом на полосу встречного движения, так и с выездом в местах, где это запрещено правилами.
"Как показывает анализ происшествий, выезду на полосу встречного движения предшествует ряд других нарушений: управление в состоянии опьянения, превышение скорости и, соответственно, потеря управления", – отметили в ГИБДД.
"Опасные участки дорог с разделенными одной лишь линией разметки известны по печальной статистике, и в ГИБДД она имеется, – прокомментировал данные "Российской газете" главный редактор сайта журнала "За рулем" Артур Саруханов. – Поэтому пора взяться за разделительные барьеры между потоками. Решений масса – от натянутых тросов до металлических или бетонных конструкций и газонов. Увы, одними лишь информационными табличками и снижением максимально допустимой скорости на опасном участке проблему аварийности и смертности не решить: если контакт физически возможен, он рано или поздно произойдет".