С некоторых пор не верю переводной литературе по обслуживанию авто.
Предпочитаю работать с данными из оригинальных Service & Repair Manual, т.к. издатели переводных "Руководств по ремонту" могут легко "забыть" перевести пару-тройку абзацев, а то и пару разделов… Не говоря уже о том, что периодически терминология хромает… Например "speed sensors" системы ABS-VSC в их переводе может легко превратиться в "датчики спидометра"… Ну или могут допустить такую "мелкую" неточность, как указать финальное усилие затяжки на болтах ГБЦ 84Н*м, вместо положенных для Н20A 105Н*м (печально известная ошибка в "легионовском" переводном мануале для "квадратных" эскудиков) …
Но в данном случае пойдет речь о более простых вещах, хотя и на ту же тему — о "трудностях перевода"…
А конкретно — о том, какое именно масло нужно лить в мотор 3SZ-VE
Рассмотрим выдержки из трех документов:
1) Официальный Service Manual Daihatsu Terios J2 series (2006)
2) Руководство по эксплуатации Toyota Rush (для внутреннего рынка Японии)
3) Руководство по ремонту и эксплуатации TeriosBe-Go, Toyota Rush (изд."Монолит", Днепропетровск, 2011)
Посмотрим какие требования для моторного масла, используемого в двигателе 3SZ-VE, выдвигаются этими документами.
1) Официальный Service Manual на стр.2-76 не предоставляет выбора по вязкости применяемого масла, однозначно рекомендуя использовать в моторе 3SZ-VE масло 0W20 с классом по API не ниже SJ :
2) Руководство по эксплуатации Toyota Rush на стр.420 дает несколько более широкий выбор по вязкости применяемых в моторе 3SZ-VE масел, предлагая на выбор для всесезонного использования при температурах от "ниже -30С" до "выше +40С" : 0W20, 5W20, или 5W30, однако все-таки настойчиво рекомендует для обычных условий использовать именно 0W20 как оптимально экономичное, и для всех используемых масел жестко задает высокий современный класс API SL или SM
3) "Руководство по ремонту и эксплуатации TeriosBe-Go, Toyota Rush" издательства "Монолит"
А вот тут на странице 92 начинаются чудеса…
Вот уж воистину магия…
Каким образом рекомендуемые производителем действующие современные допуски SJ и SL, а так же, введенный еще в 2004 году, SM сменились устаревшим классом SH ?
Чтобы понять что такое допуск по классу API и насколько он важен для применяемых в современных моторах масел, приведу фрагмент таблички с расшифровкой этих самых классов:
Даже если закрыть глаза на совершенно кривой перевод и замену понятия "масло более высокого класса" на фразу "масло большей вязкости", то откуда у "монолитовской" версии взялись в таблице все эти масла с вязкостью от 10W30 до 20W50? И откуда там появилось масло SAE30 ?
Муфта VVTi на моторах с плавной регулировкой фаз (к которым и относится наш 3SZ-VE) — механизм довольно нежный и придирчивый по отношению к вязкости масла. И ничего доброго от масел с завышенной вязкостью ждать не следует…
И, наконец, куда делись температуры применения выше +16С у рекомендованных производителем масел с вязкостью 0W20 и 5W20 ?
А самое неприятное, что люди-то верят написанному…
____________________
Дальнейшие поиски истины привели сначала в Service Manual No. 9708 в раздел SERVICE SPECIFICATIONS, где на стр. SS-5 нарисована универсальная табличка подбора вязкости масел, действительная для 2000 года, с пометкой для рекомендованной вязкости и стандартным предупреждением о необходимости соблюдения соответствия вязкости температуре окружающей среды…
… а затем в K3 Engine Service Manual revision 2 (No. 9237), где в разделе LUBRICATION SYSTEM на стр. LU–2 указан допуск SH и выше.
Казалось бы вопрос снят, т.к. двигатели К3 и 3SZ-VE однотипные и часть териосов-2 ими оснащалась, однако, есть нюанс…
Мануалы начинаются с обязательного предупреждения о том, что все данные в нем действительны на момент его публикации и требуют сверяться с действующей современной спецификацией.
Это логично т.к. за период между публикацией мануала и его прочтением могут измениться как конструкция, так и требования к сервисному обслуживанию. А сервис мануал на двигатель К3 напечатан в сентябре 2000 года и, естественно, рекомендует действующие на тот период времени допуски и температурные диапазоны для используемых масел.
Соответственно, следует вывод, что в "монолитовское" руководство 2011 года издания перекочевали устаревшие требования 2000 года, когда классы масел API SL и SM (и, уж тем более — нынешний высший SN) еще не были приняты. Да и свойства масел, в соответствие с допусками, с тех времен сильно изменились…
Лейте в моторы масла в соответствии с действующими требованиями производителей моторов.
Для себя решил со следующей замены (поменяю с укороченым пробегом 3000км) лить в мотор только 0W20 SN
Мотор 3SZ-VE традиционно относится к категории короткоходных. Он отличается от многих других двигателей так называемой «третьей волны» в первую очередь наличием прессованных сёдел клапанов и особым чугунным блоком управления. Это даёт ему определённые преимущества: во-первых, не такое высокое выделение тепла и более простую эксплуатацию. Хотя есть и свои недостатки.
Модель 3 SZ-VE отличается следующими характеристиками:
Рабочий объём | 1.5 л. (1500 куб. см.) |
Мощность | 107 л.с. |
Крутящий момент | 141 Н*м при 4400 об/мин |
Степень сжатия | 10.0:1 |
Диаметр цилиндра | 72 мм |
Ход поршня | 91.8 мм |
Отсечка | 6500 об/мин |
Ход поршня составляет почти 92 мм, что заметно больше, чем в предыдущих версиях. Диаметр цилиндра составляет 72 мм. Для двигателей, поставляемых в Европу, рекомендуется 95-й бензин, а для всех остальных подойдёт и 92-й.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Во многом конструктивные и другие особенности связаны с конкретными типами автомобилей, на которые устанавливаются данные двигатели. Сюда относят недорогие модели, часто и много используемые в городских условиях. Как правило, этот мотор устанавливается поперечно, хотя есть некоторые исключения.
Привод ГРМ осуществляется цепью Морзе, что также редко встречается на тойотовских моторах. К недостаткам в данном случае следует отнести удлинение всей цепи и использование двух успокоителей. К тому же мотор достаточно чувствителен к качеству масла. В то же время, увеличивается долговечность, снижается уровень шума при работе, появляется возможность передавать большой крутящий момент.
Основные модели автомобилей с двигателем 3SZ-VE
Данные двигатели в основном устанавливаются на автомобили компаний Toyota и Daihatsu, так как они фактически и являются основными разработчиками. Он устанавливается в основном на «микроавтомобили» и малолитражные машины.
- Daihatsu Terios;
- Daihatsu Taruna;
- Daihatsu Gran-Max;
- Daihatsu Luxio;
- Daihatsu Materia, Daihatsu Coo;
- Toyota bB;
- Toyota Passo Sette;
- Toyota Avanza;
- Toyota Rush;
- Perodua Alza;
- Perodua Myvi SE.
Модель Daihatsu Terios продаётся Южной Америке, на Ближнем Востоке и некоторых странах Европы, и является точной копией Rush, соответственно, использует аналогичный движок. Сюда же можно отнести и семейство Daihatsu Boon.
Определённо двигатель 3SZ-VE является своего рода нишевым силовым агрегатом, но благодаря своим особенностям активно применяется производителями.
Действия в чрезвычайных ситуациях
Ежедневные проверки и определение неисправрностей
Инструкция по эксплуатации
Предостережения и правила техники безопасности при выполнении работ на автомобиле
Основные инструменты, измерительные приборы и методы работы с ними
Двигатель
Система питания
Система смазки
Система охлаждения
Система впуска и выпуска
Трансмиссия
Приводные валы
Ходовая часть
Тормозная система
Рулевое управление
Кузов
Система отопления, вентиляции и кондиционирования
Пассивная безопасность
Электрооборудование
Электросхемы
Коды неисправностей
Толковый словарь