Без смазки мотор долго не проработает – ведь все узлы трения нуждаются в масляном слое, снижающем коэффициент трения и выполняющем функцию отвода тепла. Хранится масляная эмульсия в картере, откуда насосом раздается на все узлы силовой установки. Каждый агрегат рассчитан на работу с определенным объемом маслосостава, цифра которого указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. Превышать его не рекомендуется. Разберемся, почему.
Причины перелива смазки
Абсолютно все знают о критическом состоянии мотора при объеме смазки ниже отметки MIN. В этом случае часто приходится искать причины загоревшейся лампочки давления масла на панели приборов. Однако далеко не каждый по достоинству оценивает отметку MAX, будь она расположена на материальном щупе или на виртуальном табло «приборки».
Все ввиду того, что первых симптомов перелива заметить не удастся – силовая установка по-прежнему будет функционировать без лишних шумов и намеков на какие-либо неисправности. Впрочем, налить выше уровня можно лишь в двух случаях:
- Неосознанно. Не каждый новичок знает, что при смене масла имеет место быть несливаемый остаток. Его объем может варьироваться в пределах 200-500 мл. Стоит отметить, что при неполном прогреве двигателя перед заменой количество оставшейся смазки может вырасти. Отмерив описанную в руководстве по эксплуатации величину и влив ее через маслозаливную горловину автоматически получаем перелив.
- Осознанно. В среде обладателей авто, отличающихся масложором, распространено суждение о том, что дополнительное количество смазки не вредит – все равно мотор его «съест». Поступать подобным образом некорректно.
Признаки передозировки
Единственным способом индикации объема смеси в двигателе является длина следа на щупе. Что будет, если перелил масло в двигатель или последствия превышения предельной длины имеют не утешающие ответы. Однако не стоит делать заключение на основе любого измерения. Качественным считается замер, проведенный при следующих условиях:
- Автомобиль стоит на ровной поверхности.
- После остановки мотора прошло 20-30 минут.
Оптимально проводить процедуру после ночной стоянки. За время длительного простоя маслосотав успевает полностью «уйти» в картер. Критерием перелива является нахождение масляного следа выше верхнего предела щупа.
Каковы последствия перелива масла в любом двигателе при замене
Визит в масленку или на официальное СТО оказался неудачным: уровень смазки отклоняется от нормы в большую сторону. Хорошо, если факт обнаружится сразу. Принудительный слив поможет избежать ряда будущих неисправностей. А к чему может привести несвоевременная идентификация?
Научная точка зрения
Максимальный объем масляной эмульсии берется неспроста, а рассчитывается. Основное условие – коленвал, вращаясь, не должен окунаться в жидкость противовесами. Исходя из этого, подбирается вместимость картера. Что будет в ином случае, предположить не сложно.
Опасность превышения лимита в том, что масло будет вспениваться от ударов, поскольку рабочая частота вращения коленчатого вала весьма большая. Спрогнозировать поведение компонентов и присадок в газомасляной пене невозможно, ведь лабораторные испытания проводились вовсе при других условиях. Таким образом, рассчитывать на долгосрочную и безаварийную работу двигателя при переливе не приходится.
Практические доводы
Первоначально последствия существенного перелива масла в двигатель, допустим, на 1 см и более, проявляются в виде небольшой потери мощности и замасливания свечей. Последнее может случиться по двум причинам: маслоэмолусия попадает в цилиндры либо через вентиляцию картерных газов, либо через нерабочие маслосъемные кольца.
Чем еще грозит завышение объема? В первую очередь, неспособностью сальников и прочих уплотнений держать заданное давление. Через время они начинают протекать, загрязняя подкапотное пространство.
Заключение специалистов
Есть и полноценное обобщение факта, чем плох перелив масла на практике:
- Затрудненный запуск силовой установки в любую пору года.
- Ускоренное образование отложений.
- Чрезмерная нагрузка на маслонасос, что выражается в сокращении его ресурса.
- Нарушение нормального функционирования гидрокомпенсаторов вследствие попадания в рабочие камеры вспененной смеси.
- Дымление из-за попадания остатков в выхлопную систему.
- Засорение катализатора и лямбда-зонда.
Несомненно, последствия детонации более плачевные, нежели превышение максимального объема смазки. А что, если долив сверх нормы небольшой, опасен ли он? Эксперты не оценивают данный казус как критический, но все же не рекомендуют допускать и этого состояния.
Как привести уровень масла в норму
Факт перелива идентифицирован на СТО – сразу же требуйте нормализации обстановки в маслосистеме. Заправка мотора осуществлялась дома – выбирайте один из способов восстановления номинального объема:
- Дать остыть силовой установке и на эстакаде или яме немного открутить сливную пробку. После вытекания небольшого количества смазки закрутить заглушку и проверить уровень.
- На шприц одеть трубку (подойдет от капельницы) и через отверстие для щупа откачать излишек смазывающей жидкости.
- Заехать в ближайшую масленку и воспользоваться услугами мастера.
Вердикт
Уровень смазывающего состава должен быть между отметками MIN и MAX – так заверяет производитель. Говорят об этом и специалисты, доводящие до сведения владельцев авто о последствиях перелива масла при его замене в двигателе транспортного средства.
Превышение максимума приводит к вспениванию маслоэмульсии, что вызывает стук гидрокомпенсаторов в моторах с автоматическим регулированием зазоров между клапаном и кулачком. Потеря мощности, замасливание свечей, выдавливание сальников, дымление и чрезмерная нагрузка на масляный насос. Этих доводов достаточно, чтобы более ответственно относится к замене масляного состава.
Любой механик со стажем перечислит вам как минимум с десяток клиентов, которых волновал переизбыток смазки в картере двигателя. Рассказ обычно начинается с того, что кто-то залил масло по норме, а на щупе оказалось на 2-3 уровня выше. Чувствуя неладное, следует вопрос, а не страшно ли это? Но владельцы подношенных машин задают его редко, поскольку автомобиль внезапно начинает коптить. И тут уже следует ряд других утверждений с вопросительной интонацией: как отлить лишнее, и не пора ли раскоксовать маслосъемные кольца, не разбирая двигатель , или вовсе их поменять.
А действительно ли превышен максимум?
Приемлем только узкий ряд условий, при которых производится измерение:
- Под колесами – ровная площадка.
- Давление в шинах – одинаковое.
- Уровень загрузки машины – пустая.
Что особо важно, так это предписание инструкции насчет того, при какой температуре мотора делать замеры. Насколько весом данный факт, судите сами – смазочная жидкость при нагреве расширяется, а это уже другой объем и иная длина масляного следа на щупе.
Обычно руководство по эксплуатации дает зеленый сигнал через 5-10 минут после остановки полностью прогретого двигателя. Впрочем, некоторые автопроизводители позволяют доверять контрольным отметкам только на холодную. И в таких автомобилях уровень выше «FULL» на горячую – абсолютно нормальное явление.
Внимание! Если внезапно обнаружен перелив на дизельном двигателе + машина активно кушает топливо – в срочном порядке выезжайте на трассу и прожигайте сажевый фильтр естественным образом. Уровень повысился из-за попадания топлива в картер мотора через маслосъемные кольца. Это происходит в результате большого количества безуспешных попыток активной регенерации, которые ЭБУ запускал накануне.
Если же все требования соблюдены и масляный след выше максимума, то имеем превышение нормы. Хорошего в этом ничего нет.
Что будет, если перелить моторное масло в двигатель выше верхнего уровня
Насколько плохо обстоят дела, зависит от объемов перелива. Согласитесь, разница между 200 граммами и 1 литром существенная.
Немного лишней смазки в моторе: ощутимы ли последствия
Немного – это все, что выше отметки MAX в пределах 1 см. Особого вреда, скажем, те же лишние 5 мм не принесут. Субъективно, конечно же, можно жаловаться на ухудшение динамики, но подоплека у такой жалобы одна – самовнушение, не более того.
Что действительно будет заметно, так это повышенный аппетит к маслу. Лишний сантиметр уйдет в пределах первой 1 000 км. Негатив проявляется в том, что лишняя смазка осядет в виде кокса на маслосъемных кольцах, нагара на стенках камеры сгорания и сажи в катализаторе.
Если регулярно заливать много масла, то через время возникнет интерес к тому, чем промыть двигатель от нагара внутри , и как это сделать без разборки. Вскоре подоспеют и вопросы по выхлопу: чем заменить забитый каталитический нейтрализатор и каким образом сделать обманку лямбда-зонда.
Чем грозит внушительный перелив
Все, что выше отметки «FULL» + 1 см, считается критическим превышением нормы, и вот почему:
- При существенном избытке жидкости коленвал будет окунать свои противовесы в нее, отчего получится вспенивание, что очень нехорошо. Для маслонасоса – это кавитация с ее эрозионным воздействием на детали, для полуавтоматического механизма газораспределения – это то, из-за чего стучат гидрокомпенсаторы на холодную и на горячую, а для самого масла – непонятное поведение присадок.
- Лишнее обязательно выкинет на впуск через рециркуляцию картерных газов, что тоже не есть хорошо. Впускной патрубок изнутри будет окутываться масляными каплями, дроссельный узел – загрязняться, а шток и тарелка каждого клапана – покрываться злокачественными отложениями.
- Потекут сальники. Они не рассчитаны на то, чтобы купаться в маслосоставе. Их функция – отталкивать брызги.
К сведению. От перелива резинки не выдавливает. Это случается из-за повышения давления картерных газов. А к этому приводит совершенно иные проблемы: забитая трубка вентиляции или проблемы с маслоотделителем.
Как убрать лишнее масло из двигателя, если уже перелили
Если меняете смазку на СТО и там же обнаруживаете перелив, не доказывайте масленщиками то, чем опасен уровень выше максимума. Сразу же требуйте отлить лишнее, вне зависимости от их точки зрения.
А что собственно делать, когда работа производилась своими руками? Уж точно не откручивать сливную пробку! По неопытности 90% выльете больше, чем нужно.
Собственно, рабочих технологий, как отлить масло, если перелил, всего две:
- Откачать жидкость через отверстие под масляный щуп. Для этого понадобятся медицинские принадлежности: шприц любой кубатуры (лучше брать на 20 мл) и трубочка от капельницы.
- Слить остаток с маслофильтра. Он вновь наполняется смазкой только при работе мотора, поэтому можно повторить в несколько этапов, не закручивая фильтр до упора в промежуточных операциях.
Как не перелить моторную масляную жидкость при очередной ее замене
Из-за чего получаем-то уровень масла выше максимума по щупу? Причин тому несколько:
- Невнимательность. Проморгали момент, когда необходимо убрать канистру от маслозаливной горловины – получайте избыток.
- Неопытность. Несливаемый остаток есть у любого автомобильного двигателя. Даже после прогрева его объем доходит до 0,5 литра. Если это не учесть и влить по инструкции, то получите много смазки.
- Намеренность. Когда мотор кушает масло, это не значит что нужно лить про запас. Во-первых, это деньги на ветер – расход смазки только повысится, во-вторых, силовая установка обретает весь букет последствий, сопряженных с повышенным уровнем смазочного состава.
Чтобы не перелить масло в двигатель, соблюдайте ряд простых правил:
- Будьте внимательны.
- Отделите так называемый основной объем, который можно смело лить (для малолитражек это 2 или 3 литра).
- Осторожно доведите уровень до середины между отметками MIN и MAX, дозируя жидкость маленькими частями и проверяя щуп.
- Запустите мотор и подождите, пока лампа давления масла потухнет.
- Остановите силовую установку и долейте маслосостав до нормы.
Перелив масла в двигателе. Последствия.
Как только мы становимся владельцем автомобиля, нас со всех сторон начинают пугать, что без плановой замены масла наш автомобиль прослужит не долго. Также нам говорят, чтобы мы проверяли постоянно уровень масла в двигателе. И не дай бог уровень будет на минимуме или ниже его. И это логично, ведь при низком уровне масла двигатель может испытывать масляное голодание.
Но в большинстве случаев действительно наше внимание заостряют именно на низком уровне, как-то забывая об отметке «MAX» на щупе. Ведь иногда масло в двигатель можно перелить. Но чем грозит подобная лишняя прибавка уровня масла? Давайте разбираться.
Итак, что же произойдет, если по какой-то причине в двигателе окажется больше масла? Во-первых, все зависит от того, какой объем масла попал в масляный поддон. Во-вторых, также не последнюю роль будет играть конструкция двигателя.
Большинство конструкций двигателей допускают небольшой перелив масла, который не вызовет никаких повреждений и последствий. Однако если вы зальете слишком много лишнего масла, то лучше в таком случае не запускать мотор, а устранить перелив.
Современные двигатели имеют принудительную смазку за счет моторного масла. Масло циркулирует в двигателе с помощью масляного насоса. Количество моторного масла оптимизировано после выполнения некоторых расчетов и анализа на этапе его проектирования, учитывая объем двигателя, количество подшипников, которые оно должно смазывать, и т. д.
В том числе в процессе проектирования силового агрегата инженеры решают, с какой скоростью и давлением масло должно циркулировать по двигателю, чтобы в рамках одного цикла успевать выполнять множество функций, таких как смазка, очистка поверхности и теплообмен от перегретых вращающихся и скользящих поверхностей.
Естественно, именно в момент проектирования сразу же решается вопрос о допуске моторных масел, наиболее подходящих для использования в разрабатываемом двигателе. Ведь масло не должно гореть, поглощая тепло от нагретых деталей мотора. В противном случае оно просто выгорит.
Моторное масло хранится под коленчатым валом в контейнере (кастрюле), который называется масляный поддон. Поддон сконструирован таким образом, чтобы хранить максимальное количество необходимого двигателю масла, при этом исключая попадание масла на вращающиеся части коленвала и давая возможность только малой части масла всасываться масляным насосом.
Причем сетчатый маслоприемник всегда должен быть погружен в масло, чтобы не привести к всасыванию воздуха.
Попадание же воздуха в систему смазки будет отрицательно влиять на части двигателя – масляный радиатор, масляный фильтр, подшипники.
Таким образом, минимальный уровень масла всегда обеспечивается на масляном поддоне при всех процессах. Это достигается конструкцией поддона и, конечно же, необходимым количеством масла.
Если же перелить масло в двигатель (выше максимального уровня, отмеченного на щупе как «МАХ»), увеличивается тепловая нагрузка. Дело в том, что масляный поддон действует как приемник для поглощения тепловой энергии, полученной маслом от нагретых деталей двигателя. В итоге если на поверхности поддона масла становится больше, чем положено, ему приходится обрабатывать большее количество масла для рассеивания тепла.
Также чем больше часов работает двигатель, тем больше топлива сгорает. Соответственно, больше тепла передается на масло, которое должно охлаждаться в соответствии со спецификацией автопроизводителя.
Как мы уже сказали, в непосредственной близости от масляного поддона (над поверхностью масла) находится коленчатый вал, который не взаимодействует с маслом. Но в зависимости от излишков масла в поддоне есть риск, что на коленвал попадет смазка. Нет, если вы, конечно, перельете немного масла, ничего страшного не произойдет, поскольку зазор между коленвалом и уровнем масла в поддоне достаточен, чтобы коленвал не зачерпывал смазку. Обычно этот зазор составляет от 1,25 до 1,5 дюймов (3,17-3,81 см).
Если на коленвал начнет попадать масло в случае чрезмерного его стекания в поддон, то ему будет труднее осуществлять вращение, что приведет к паразитной нагрузке на двигатель и, соответственно, к потере мощности. Чтобы преодолеть потерю мощности, мы будем вынуждены нажимать сильнее педаль газа, что в конечном итоге вызовет увеличение расхода топлива. Таким образом, если сильно перелить масло, это как минимум аукнется лишним расходом топлива.
Кроме того масляный фильтр двигателя в системе смазки в случае перелива будет вынужден обрабатывать большее количество смазки, чем было предусмотрено автопроизводителем (или производителем фильтров). В результате масляный фильтр быстрее придет в негодность (сокращается интервал между ТО).
Также если масло начинает сильно попадать на коленвал, в картере будет накапливаться давление, что может отразиться на работе прокладок и сальников. В итоге сальники перестанут обеспечивать герметичность двигателя, что приведет к утечке смазки.
В том числе попадание масла на горячие поверхности может привести к образованию масляного тумана. Правда, стоит отметить, что образование масляного тумана – естественный процесс в двигателе. Но в случае переполнения двигателя маслом будет образовываться излишнее количество масляного тумана.
Напомним, что двигатели оснащены системой вентиляции картера, необходимой для отделения из масла газов, которые образуются в процессе сгорания топлива в камере сгорания и просачиваются вместе в картер, смешиваясь с моторным маслом.
Когда двигатель новый, система работает исправно. Но со временем эта система начинает работать менее эффективно. При переливе масла в новом двигателе система вентиляции катера также будет работать неэффективно (точно так же, как в моторе с большим пробегом). В итоге система вентиляции картера будет отделять масло от картерных газов не должным образом.
Если двигатель оснащен системой отвода картерных газов в атмосферу, то перелив масла вызовет большее загрязнение атмосферы.
Если в двигателе используется закрытая система вентиляции картера (возвращение картерных газов во впускной коллектор двигателя), в которой участвует масляный фильтр, то перелив масла и образование излишнего масляного тумана приведет к преждевременному загрязнению фильтра.
Но самое плохое, что процент содержания масляного тумана в двигателе существенно вырастет. В итоге капли масляного тумана могут попадать во впускную систему. Это повлияет на работу компонентов системы впуска, таких как трубы турбонагнетателя, итнеркулера и др.
Если речь идет о дизельном моторе, перелив масла приведет к накоплению сажи после смешивания масляного тумана с клапаном EGR в системе впуска и затем к образованию черного дыма в выхлопной системе, так как капли масла будут гореть.
Также лишнее масло окажет влияние на седла клапанов путем накопления на клапанах сажи.
В худшем случае масло может попасть в выхлопную систему, что чревато повреждением катализатора. Ну и, конечно, из-за перелива вы, по сути, потратите лишние деньги на масло.
В целом, учитывая вышеприведенные доводы, рекомендуется заливать масло в двигатель до максимального уровня (до отметки на щупе «МАХ»).
Но не стоит бояться небольшого перелива. При незначительном избытке масла в двигателе ничего не произойдет, поскольку автопроизводители при проектировании силового агрегата предусмотрели вероятность небольшого перелива, оставив достаточный зазор между маслом, налитым в двигатель до отметки «МАХ», и коленчатым валом.