Руководство ГАИ призывает водителей при плохих погодных условиях без крайней потребности не выезжать на дороги общего пользования, однако многим последовать такому совету сложно: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и вовсе связана с поездками на автомобиле.
Опрошенные эксперты из числа сотрудников автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, однако для этого водителю нужно придерживаться элементарных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.
Но даже самые опытные водители время от времени допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, а также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубокие ямы.
Для профилактики аварийности водителю нужно изучать спецприемы вождения, которые помогут выйти из критической ситуации и, вполне возможно, спасут жизнь и здоровье.
Особенности вождения авто зимой
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Прежде всего сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отказаться от разговоров по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели двигатель, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями максимально плавно, а если под колесами чистый лед, слегка прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со второй передачи. Стандартная зимняя авария — автомобиль «повело» при трогании с места, в результате чего пострадала машина соседа.
СКОРОСТЬ. В плохих дорожных условиях скорость автомобиля должна быть, в первую очередь, безопасной — согласно ПДД, это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Причем не стоит путать ее с разрешенной — далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно вовремя остановиться перед внезапно выскочившем на дорогу пешеходом. Определить безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего пользования попробуйте экстренное торможение и оцените, насколько увеличился тормозной путь по сравнению с привычной реакцией автомобиля, а также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.
ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое надо помнить на скользкой дороге, — необходимо всегда оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, увеличивается тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора-два раза большую привычной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может внезапно развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают именно вас — за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки).
ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой дороге – одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не оснащен АБС, колеса блокируются и потерявшее управляемость авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100—150 метров, в худшем — остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180—360 градусов. Тормозить нужно короткими качками — сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.
Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, водитель должен грамотно воздействовать на рулевое колесо. Как ни странно это звучит, для этого он прежде всего должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль — запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате рулевого колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный водитель держит рулевое колесо, совсем от него не отталкиваясь, при этом плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный — «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно сложно, так как баранка используется им в качестве точки опоры.
Получить необходимые навыки правильной рулежки можно на тренажере в любой автошколе, либо самостоятельно, при помощи нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и вращать руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам свыше 30 тыс. км пять циклов «от упора до упора» выполняют за 15—16 секунд, а «спортсмены» — за 8—9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая затем в аварийной ситуации.
Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом
Самая главная задача водителя при езде по скользкому покрытию — не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно выравнивать траекторию. Для того чтобы автомобиль не потерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — потерю траектории может спровоцировать любая из перечисленных ошибок водителя.
Различают два основных вида заносов. Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если повернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.
ЗАДНИЙ ПРИВОД. Например, при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить влево, и он как бы пытается развернуться поперек дороги. В этом случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а надо не резко несколько уменьшить подачу топлива, снизить скорость и мягко и четко поворачивать рулевое колесо влево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к первоначальному направлению движения.
При этом необходимо рулевым колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот рулевого колеса окажется чрезмерным. Если рулевое колесо повернуто слишком резко и чрезмерно, то автомобиль может занести в противоположную сторону. В этом случае занос предотвращается аналогичным приемом поворота рулевого колеса вправо и последующим выходом на прямолинейное движение.
ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшая подачу топлива. Более того, необходимо поднажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.
Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос и увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого немного поднажать.
Отметим, что мы лишь описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические навыки, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят на закрытых площадках и под руководством профессиональных инструкторов.
Если буксуют колеса
Одна из самых распространенных сезонных неприятностей, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), — снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути двигатель — «ни туда и ни сюда». В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.
ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. Причем смотрите — не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Затем для обоих ведущих колес прокапываете колейки — впереди автомобиля и позади него — сантиметров по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И затем, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на твердое место.
МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину — должен быть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Иногда есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху — запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до твердой почвы.
Движение по трассе
Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40—45 м, то на скользкой он возрастает до 90—140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец, собственного самочувствия. Учтите, что после длительного движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со скоростью 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает впечатление чуть ли не остановки автомобиля. Однако субъективное впечатление обманчиво — ориентируйтесь по приборам.
Будьте осторожны при встречном разъезде: часто водители испытывают ощущение недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может привести к аварии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека выглядят, как крутые изломы.
Езда в туман и снегопад
При движении в условиях ограниченной видимости водителю важно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-первых, включите заднюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также позволит вовремя увидеть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.
Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдателя заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить важный вопрос — движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно остановиться на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и желательно выставить за 50 м знак аварийной остановки.
Облегчают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет не более 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, конечно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.
Особую осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, но и искажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый — желтоватым). Также особое внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость — идущий справа или слева «шумахер» может не увидеть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.
Зима всегда приходит неожиданно. Городские службы рапортуют о полной готовности к холодам и снегопадам, но все равно однажды утром мы просыпаемся и понимаем, что дороги, как обычно, замело и добраться на работу на автомобиле будет сложно. Вот в такие моменты и приходится вспоминать обо всех навыках зимнего вождения.
Первое, о чем нужно позаботиться — это правильная посадка за рулем. Забудьте о летней расслабленности, сидеть за рулем нужно так, чтобы всегда быть готовыми к экстренным ситуациям. Руль — это не дополнительная опора, весь вес тела должен приходиться на сидение, руки расположите в верхнем секторе руля. Голову не нужно наклонять в бок, назад или вперед, держите шею ровно — именно в таком положении создаются идеальные условия для органов равновесия.
Отрегулируйте сидение и подголовники таким образом, чтобы они могли принять на себя вес вашего тела в случае удара сзади. Не забывайте о ремнях безопасности.
Важно также научиться правильно трогаться с места. Если на сухой трассе даже у новичков с этим проблем не возникает, то в те моменты, когда дорога больше похожа на каток для фигурного катания, даже опытные водители буксуют и долго «сушат лед», в такие моменты машина может двигаться куда угодно, но только не вперед.
Специалисты советуют во время старта применять технику постепенного увеличения тяги. Легкая пробуксовка пойдет на пользу — очистит протектор от снега. Плавно выжимая сцепление, переходите на первую передачу, автомобиль должен тронуться с места, резко давить на газ не нужно, это может привести к пробуксовкам. Если вы жмете на газ, а автомобиль буксует, то нужно сбросить обороты, колеса будут крутиться медленнее и возможно произойдет зацепление с дорожным покрытием.
На автомобилях с задним приводом непосредственно перед началом движения можно затянуть до половины стояночный тормоз и сразу же отпустить, как только автомобиль начнет движение.
Чего нельзя делать, так это жать на газ до упора и резко отпускать его, такие резкие рывки не пойдут на пользу, а прорези протектора только забьются снегом и грязью. Тягу увеличивайте постепенно. Если автомобиль все равно буксует, то не забывайте о песке — подсыпьте его под ведущие колеса. Используйте технику разгона на сброс газа.
Торможение на скользкой трассе всегда представляет сложности и часто становится причиной многочисленных аварий и наездов на пешеходов. В экстренных ситуациях мы давим на тормоз чисто автоматически, но на льду делать этого ни в коем случае нельзя, потому что колеса блокируются и автомобиль несет из-за силы инерции, а на скользкой дороге длина тормозного пути возрастает многократно.
Профи советуют тормозить двигателем, то есть при выжатом сцеплении убирать ногу с педали газа. Колеса не блокируются резко, а постепенно. Приблизительно по такому же принципу работает и антиблокировочная система ABS. Но начинать тормозить двигателем нужно заблаговременно, потому что резко остановиться на месте не получится.
Также применяется импульсное торможение, когда водитель не резко жмет на тормоз, а короткими импульсам — несколько нажатий в секунду, причем важен именно первый импульс, который поможет продиагностировать насколько покрытие скользкое. При импульсном торможении можно воспользоваться быстрым переходом на пониженные передачи. Опытные водители могут использовать способ одновременного нажатия на педаль газа и тормоза, то есть вам нужно, не отпуская педаль газа, перенести левую ногу на тормоз, нажатие должно быть плавным, но достаточно резким. При таком способе колеса не блокируются полностью.
При торможении двигателем эффективны перегазовки перед переходом на более низкие передачи: сбрасываем газ — выжимаем сцепление — перескакиваем на более низкую передачу — резко жмем на газ до максимальных оборотов и отпускаем.
Эффективность такого способа объясняется тем, что при замедлении автомобиль будет останавливаться плавно и уменьшится риск неконтролируемого заноса.
Езда по заснеженным трассам и городским магистралям тоже представляет трудности. Чтобы проблем возникало меньше, нужно двигаться по общей колее. Нужно следить за дорогой и избегать таких ситуаций, когда левые колеса едут, например, по наезженной колее, а правыми вы наехали на укатанный снег. В результате может произойти занос на 180 с въездом в сугроб или кювет.
Главное правило — соблюдение дистанции, нужно быть всегда готовыми к тому, что передние или задние водители не справятся с управлением. Очень осторожно ведем себя на перекрестках.
Если нужно проложить маршрут по свежему снегу, особенно если заезжаете в какой-нибудь двор или ищете место для разворота, то нужно сначала убедиться, что под снегом нет пеньков, ям и открытых канализационных люков.
Если видите препятствия в виде сугробов, заносов, хаотично проложенных колей, то проезжать их нужно плавно и на низкой скорости. Не забывайте зимой о лопате, потому что ею часто приходится работать, особенно с утра, откапывая машину.
Очень опасное явление на обледенелых дорогах — занос.
Чтобы выйти из него нужно повернуть руль в сторону заноса, центробежная сила по инерции вернет автомобиль в прежнее положение, а уже по мере выхода из заноса руль крутят в обратную сторону. На переднеприводных авто при заносе нужно газовать, а на заднеприводных, наоборот, отпускать педаль акселератора.
Как видим, зимой могут случиться самые разные ситуации, поэтому профессионалы советуют новичкам воздержаться от поездок в это время года.
Видео с советами о зимней езде.
На этом видео вы увидите как правильно нужно двигаться в зимнее время года по калее.
Правильно тормозим зимой.
Видео, о том что нужно иметь в автомобиле зимой.
Статья о том, как правильно управлять автомобилем зимой, на что обращать особое внимание. В конце статьи — интересное видео о контраварийном вождении машины зимой.
Содержание статьи:
- Влияние зимней погоды на автомобиль
- Покупаем зимнюю резину
- Советы по зимнему вождению
- Видео о контраварийном вождении машины зимой
Конец октября и начало ноября у всех автовладельцев ассоциируется с периодом, когда нужно начинать подготовку машины к зиме. Ожидаются трудности с замерзанием деталей и жидкостей, неустойчивая зимняя езда в условиях гололеда и больших высоких сугробов, и многое другое.
Перед наступлением холодов желательно проверить свою машину в СТО и обратиться к квалифицированным опытным автомеханикам. При необходимости проконсультируйтесь в выборе соответствующих вашей модели автомобиля средств по уходу при пониженной температуре.
Как зима действует на автомобиль
Что ожидает «железного коня» в период пониженных температур, периодического таяния снега и попадание грязи? Автомобиль состоит из множества деталей, выполненных из различных материалов, и не все они приспособлены к условиям морозной заснеженной зимы. Для автовладельцев это целая катастрофа, но если быть готовыми заранее ко всем трудностям, избежать проблем с машиной довольно просто. На что зимой обратить особое внимание:
-
Конечно же, аккумуляторная батарея, которая в зимний период находится в особо условиях усиленной работы.
СОВЕТ: Зарядите аккумулятор или позаботьтесь о наличии проводов для прикуривателя, что тоже не будет лишним.
Дворники и лобовое стекло. Пора покупать незамерзайку или специально созданные для этого жидкости с пометкой «антилёд», которые сохранят мотор стеклоочистителя. Перед тем, как очистить снег с лобового стекла, сметите его аккуратно щеткой, а потом уже включайте дворники. Замерзшее лобовое стекло можно отогреть — заведите машину и направьте поток горячего воздуха на стекло.
СОВЕТ: Купите зимние дворники, которые оснащены резиновыми вставками. На ночь не прислоняйте их к стеклу, так как они могут просто примерзнуть.
Машина не открывается – замерз замок. С этой проблемой сталкивается практически каждый владелец автомобиля. Что делать в таких ситуациях? Купить специальные жидкости с пометкой WD-40, которые способны разморозить не только замок, но и резиновый уплотнитель. Сочетайте их с литиевой смазкой. Не стоит в этом отношении забывать и о бензобаке.
СОВЕТ: Зимняя езда очень изнашивает машину. После поездки обязательно откройте все двери, чтобы горячий воздух вышел из салона, а температура внешняя и внутренняя сравнялись. Уплотнители дверей, специальные резиновые части смазывайте силиконовыми средствами. Это поможет избежать их дальнейшего растрескивания.
Что надежнее при пониженных температурах — дизельное топливо или бензин? В бензобаке машины, использущей бензин, может скапливаться конденсат. Поэтому стоит решить эту проблему, добавляя в него средства для удаления влаги. Дизель потребует добавления антигеля. Как видим, и у дизеля, и у бензина возникают зимой неприятности.
Тормозные колодки тоже страдают от морозной свежести зимы. Если в автомобиле дисковые тормоза, необходимо обливать их жидкостями с содержанием спирта. В случае наличия барабанных – лучше обратиться к специалистам.
СОВЕТ: Не используйте ручной тормоз длительное время. Буксировка в таких случаях не поможет.
Реагенты. Специальные химические растворы, которыми покрыты дороги, помогают авто не застрять в сугробах и ездить без скольжения по магистрали, но они приводят к появлению ржавчины не только на поверхности, но и на деталях машины. Следите за этим и покрывайте машину антикоррозийными средствами перед наступлением зимы.
Как помогут цепи противоскольжения? Длительные поездки по трассе заставляют задуматься о возможных заносах на скользкой дороге. Здесь и пригодятся резиновые и металлические «помощники». Разница их в том, что резиновые более легкие, помогают достичь скорости 80 км/ч, сохраняют шины, а металлические используются в более сложных условиях, поэтому они более жесткие. Скорость при их использовании невелика — до 40 км/ч.
СОВЕТ: Не пытайтесь самостоятельно вымыть автомобиль в холодный период, доверьте это работникам СТО. Главное – не очистить, а хорошо высушить машину.
И самое важное: если Вы — новичок вождения, лучше обращайтесь к профессионалам или спросите совета бывалых водителей.
Покупка зимней резины
Насколько важна зимняя резина? Как правильно выбрать и купить надежную зимнюю резину? Рассмотрим отдельно, так как с этой проблемой сталкиваются все владельцы автомобилей.
Производят ее обычно из каучука с добавлением присадок из кремния. Она имеет более громоздкий профиль и меньшую ширину. Использовать зимнюю резину следует при температуре -5 градусов.
Различают климатические характеристики шин:
- Скандинавские. Применяются на территориях с обледенелыми дорогами, снежным настом. Имеют ромбовидную структуру рисунка;
- Европейские. Содержат специальные водоотталкивающие элементы. Созданы для зимней езды по небольшому количеству подтаявшего снега и в условиях мокрой дороги с небольшим количеством льда. Они содержит большое количество прорезей и имеют хорошее сцепление с дорогой.
Рисунок также имеет свои особенности:
- Симметричный. Более дешевый вид резины. Создает неудобство автовладельцам из-за небольшого гула в салоне. Приспособлены шины для городского вождения;
- Асимметричный. Предусматривает вождение автомобиля по городу, магистралям. Не создает дополнительный шум.
Отдельно каждая категория разделяется по характерным особенностям:
- направленные рисунки — прекрасно справляются с сугробами и настами снега;
- ненаправленные изображения помогут от воздействия снега с водой.
Важный показатель зимней резины — максимальное значение скорости, которую позволяют развивать колеса, «обутые» в зимнюю резину. Здесь необходимо знать буквы и их числовое значение:
- F – 80 км/ч;
- G – 90 км/ч;
- J – 100 км/ч;
- K – 110 км/ч;
- L – 120 км/ч;
- M – 130 км/ч;
- N – 140 км/ч;
- P – 150 км/ч;
- Q – 160 км/ч;
- R – 170 км/ч;
- S – 180 км/ч;
- T – 190 км/ч;
- H – 210 км/ч;
- V – 240 км/ч;
- W – 270 км/ч;
- Y – 300 км/ч.
Резина с шипами имеет свои особенности. Первый километр езды на такой резине держите максимальную скорость 80 км/ч, что позволит обкатать «обувь» авто. Этот комплект прекрасно справляется со льдом, заснеженной поверхностью дороги. Маленький тормозной путь на обледенелых участках. Но мокрый и сухой асфальт значительно снижают устойчивость машины. Шум создает неудобство.
Зимняя резина без шипов проезжает сухой и мокрый асфальт, не реагирует на высокую температуру, практически не издает шума. Но в условиях скользкой дороги такая резина бесполезна.
Советы по зимнему вождению
Чтобы зима не стала причиной повышенного уровня аварий на дорогах и возможного с этим травматизма, следует придерживаться и некоторых простых правил вождения:
-
Зимняя езда предполагает особо опасный вид передвижения. Забудьте о летних поездках, теперь Вам потребуется внимательность, сосредоточенность и максимально ответственное вождение. Старайтесь установить водительское сидение и подголовники так, чтобы в непредвиденных случаях или возможных ДТП вы были плотно были прижаты к креслу без вреда для здоровья.
Ремни безопасности. Особенно актуально их использование в зимний период. Не ленитесь их пристегивать — неожиданные ситуации при езде в гололед могут поджидать каждого.
Ближний свет должен быть всегда включенным. Так улучшится видимость машины для других участников движения и пешеходов в сильный снегопад и туман. При поломке или выхода из строя деталей автомобиля не забывайте прижиматься к обочине дороги и включать соответствующие сигналы аварийного состояния. Используйте специальные знаки со световыми отражателями, особенно в вечернее и ночное время, когда видимость ограничена.
Зеркала. Не забывайте регулярно их протирать, чтобы зона видимости всегда была хорошо различима — это очень важно. Заранее отрегулируйте положение зеркал.
В начале пути нужно правильно завести машину и тронуться с места. Не старайтесь играть в каскадера и избегайте буксования. Трогайтесь максимально плавно, немного раскачайте машину назад и вперед. Старайтесь выезжать на второй передаче.
Тормозить следует также очень осторожно. Если машина оснащена антиблокировочной системой ABS, лучше всего плавно нажимать на педаль. В противном случае блокировка колес вам гарантирована. Если таковая отсутствует, прерывистое торможение поможет в гололед. Передачу выключать не следует.
Заносы. Коварные и хитрые, подстерегают повсюду. Избегайте скоростной езды, не геройствуйте. Скорость лучше ограничить при движении до 30 км/ч. Машина с передним приводом при увеличении скорости может выехать из хитрого незапланированного заноса. Заднеприводная, наоборот, должна сбросить газ. Водителю придется вывернуть руль по направлению заноса машины. Благодаря центробежной силе и инерции автомобиль примет первоначальное положение. После выхода из заноса следите за движением и поведением машины. Руль постепенно поворачивайте в противоположную заносу сторону.
Соблюдайте максимальную дистанцию на дороге. Если летом можно было плотно прижиматься к рядом стоящей машине, то зимой лучше этого не делать. Любой, даже небольшой участок со льдом спровоцирует скольжение и, как итог, аварию или небольшое ДТП.
Следите за дорожными знаками, так как разметка зимой не видна. С осторожностью переезжайте дорожные и трамвайные пути. Избегайте буксования машины на таких участках.
При движении в горку помните, что необходимо увеличить скорость, а при спуске не надейтесь на нейтральное положение. Включите низкую передачу и осторожно съезжайте, внимательно следите за поведением машины.
Осторожно перестраивайтесь из ряда в ряд. Проскочить в свободное место в соседнем ряду, как летом, может не получиться. Если нужно, сделайте это медленно, плавно и заранее.
Входить в поворот не следует на большой скорости. Занос гарантирован.
Это основные зимние советы по вождению. Новичкам хочется пожелать избегать аварийных ситуаций и при необходимости лучше перестраховаться: сбросить скорость, пропустить другую машину вперед, не ездить по льду и сугробам. В холод и мороз всегда возите с собой:
- шанцевый инструмент (лопату, лом и пр.);
- буксирный трос;
- провода для «прикуривания»;
- автомобильное зарядное устройство;
- щетка для лобового стекла;
- фонарик.
Новичкам рекомендуется не только в зимние время, но и летом использовать соответствующие наклейки на стекло с изображением восклицательного знака. Они помогают опытным водителям объезжать такие машины или пропускать их, зная, что за рулем находится начинающий автолюбитель. Автоледи используют рисунки туфельки.
Видео о контраварийном вождении машины зимой: