Полазив в интернете прочла статью, решила с вами поделиться!)
Особенности езды зимой на полном приводе
Полный привод делает вождение зимой безопаснее. Однако нужно понимать, что попасть в ДТП можно на любом автомобиле. Давайте рассмотрим особенности управления машинами с разным типом привода, и в чем плюсы полного привода на скользкой дороге.
Машины с передним приводом, если переборщить с газом, предрасположены к сносу передней оси и проявляют недостаточную поворачиваемость. Новичок автолюбитель инстинктивно попробует затормозить, но это только усугубит ситуацию. При сбрасывании газа скольжение усиливается во много раз.
Здесь все с точностью на оборот. С недостаточной поворачиваемостью здесь все впорядке, но заднеприводные машины страдают от ее избытка. Автомобили с задним приводом на скользкой дороге заносит. При сносе задней оси водитель от страха отпускает педаль газа, а автомобиль благодаря этому стабилизируется. В этом случае инстинкты работают на пользу.
Остановимся на этих самих инстинктах по подробнее. Дело в том, что внутренне заложенная моторика велит нам часто совсем не то, что следует делать рулем. Например, в случае с тем же сносом необходимо слегка добавить газ и поймать момент, когда колеса снова найдут сцепление с покрытием. Одновременно с этим нужно аккуратно выровнять рулевое колесо, которое, судя по всему, было повернуто слишком резко и на слишком большой угол, что и привело к скольжению и недостаточной поворачиваемости.
Это все довольно трудно обрисовать на словах, нужно учиться и тренироваться. Однако теория также играет большую роль.
Есть мнение, что при сильном сносе задней оси, когда заднеприводный автомобиль уже не успокоить простым сбросом газа, необходимо повернуть руль в сторону заноса. Но многие забывают, что выкручивать руль нужно в сторону заноса только на короткий промежуток времени, а затем быстро, но плавно выпрямлять колеса. При стрессовой ситуации, водитель выкручивает рулевое колесо слишком резко и сильно, авто начинает выходить из заноса, на какое — то время кажется, что опасная ситуация позади, но если колеса в нужный момент не выровнять, машину начнет нести в противоположную сторону. Такую ситуацию называют «ритмический занос». Приблизительно на третьем «качке» автомобиль начинает уже совсем неуправляемо крутить или просто выбрасывает с дороги. Это в равной степени относится как к переднеприводным, так и к заднеприводным машинам.
Подключаемый полный привод (Part Time)
Теперь о полном приводе. Для начала нужно определить какой именно у вас тип полного привода.
Если ваш автомобиль оснащен part-time с жестко подключаемым передним мостом, то в инструкции к машине вы, скорее всего, найдете информацию о том, что ездить с задействованной передней осью можно только на малой скорости и по грязи. Некоторые владельцы техники с подключаемым полным приводом считают, что по прямой на снежной каше вполне можно использовать part-time даже при довольно быстрой езде. Однако отсутствие свободного межосевого дифференциала ограничивает поворачиваемость машины.
При попытке на скорости войти в резкий поворот, можно вылететь в кювет, скользя обоими мостами.
Также можно улететь туда же и на популярных сейчас кроссоверах. А в особенности тех, которые оснащены «староформатной» вискомуфтой. Более современный Haldex с помощью электронных систем довольно хорошо «играет» приводным элементов.
Небольшое и управляемое проскальзывание колес может привести к повышению температуры внутренней жидкости, соединению фрикционов и дальнейшему перераспределению нагрузки по осям. Подобное изменение поведения автомобиля прямо посреди какого-нибудь поворота для водителя станет очень неприятным сюрпризом. Как с этим бороться?
Нужно найти большую и ровную площадку. Опустевшая ночью парковка возле ближайшего супермаркета подойдет отлично. Попробуйте специально войти в занос, резко поворачивайте руль, совершая намеренные ошибки, обратите внимание, как ведет себя автомобиль, как меняется ее поведение в той или иной ситуации. В некоторых моментах на кроссовере можно немного перегазовать, чтобы заставить вискомуфту работать должным образом.
Постоянный полный привод (Full Time)
Автомобили с постоянным полным приводом дарят пилоту опасное чувство вседозволенности. Так как там где пердне- или заднеприводный автомобиль давно уже ушел бы в снос или занос, полноприводник держится довольно уверенно.
У автомобилей с постоянным полным приводом момент наступления экстремальной ситуации по сравнению с моноприводными машинами по времени немного сдвинут, однако он тут очень «подлый», ведь наступает очень резко.
Вроде бы, буквально секунду назад все было под контролем, как вдруг, водитель чувствует, что началось неуправляемое боковое скольжение, когда оси не пытаются обогнать друг друга, как такового заноса или сноса нет, но машина «летит» в сторону от дороги с неизменным положением кузова. Из такой ситуации можно выйти, плавно добавив газу, при условии, что ширины дороги хватит, ведь автомобиль стабилизируется не сразу.
Еще автомобили с полным приводом склонны к сносу передней оси при избыточном газе и очень резком повороте руля – постоянно задействованный «зад» толкает проскользнувший «перед». Но даже если вы не попытались тормознуть, попробовали немного выровнять руль и приоткрыть газ, чтобы передние колеса снова нашли сцепление с дорогой, внештатная ситуация на этом может не закончиться. Если шины на передней оси войдут в контакт с покрытием слишком резко, недостаточная поворачиваемость может молниеносно смениться на избыточную, а машину бросит в занос.
Каким бы типом привода ни был оснащен ваш автомобиль, не стоит с ее приобретением считать себя богом дороги и ездить на пределе возможностей, не разбирая пути. В условиях наших зим система привода 4х4 несомненно лучше, но только если уметь ей правильно пользоваться.
Резкое понижение температуры воздуха, снегопад и особенно гололёд – все эти зимние «прелести» не могут не сказываться на особенностях вождения автомобилей. Иногда бывает, что дорога выглядит просто как обыкновенный голый асфальт, однако практически незаметная предательская корка льда исключает контакт колёс с дорожным покрытием, чем делает езду небезопасной. При торможении машина просто скользит вперёд, практически не снижая скорости. Особенно это опасно на больших скоростях, при резком торможении или резких манёврах. Всё это вносит существенные коррективы в управление автомобилем зимой. Многие автомобилисты решают эту проблему для себя очень просто. Они оставляют своё авто на приколе до весны. А если ехать надо? Если жизнь уже невозможно представить без автомобиля или работа требует его наличие?
Вот почему вопрос, как управлять автомобилем зимой, чтобы избежать неприятностей, связанных с ездой по скользким дорогам, является актуальным, особенно для тех, кто недавно за рулём. Следует отметить, что особенности управления автомобиля зимой отличаются от типа привода: задний, передний, полный. Однако общие правила вождения в гололёд – это небольшие скорости, минимум резких манёвров и перестроений, отсутствие резких торможений.
Заднеприводный автомобиль зимой
Автомобили, имеющие задний привод наиболее уязвимы на заснеженных дорогах. Они больше других подвержены заносам. Причина в том, что задняя часть авто значительно легче, чем передняя, потому и страдает от недостаточного сцепления с дорожным покрытием.
Основные правила вождения заднеприводных авто, когда под колёсами лёд, сводятся к тому, что следует соблюдать скоростной режим, избегать резких торможений, повороты стараться проходить на сниженной скорости, очень осторожно и без резких ускорений. Чтобы избежать несанкционированных разворотов руль надо выкручивать в сторону заноса при небольшом сбросе педали газа. Кроме того, выходить из заносов помогает переход на пониженную передачу вместе с резким сбросом педали сцепления.
Особенности вождения переднеприводного автомобиля зимой
Владельцы передпеприводных авто чувствуют себя на заснеженных дорогах увереннее, однако управление тоже имеет особенности. Надо понимать, что если авто начало носить, то колёса следует вывернуть в сторону движения авто, а не в сторону заноса как в случае с передеприводными авто. Кроме того, поможет избежать занос сброс педали газа и сразу же прибавка оборотов с выравниванием автомобиля. Если же выйти от заноса оказалось невозможным, то следует одновременно нажать на педали акселератора и сцепления. В этом случае вращение стабилизируется и авто будет остановлено.
Следует отметить, что при всех преимуществах перед задним приводом ложка дёгтя всё же имеется – это езда в горку. Согласитесь, въехать на горку, когда центр тяжести авто смещён назад, а передние колёса без нагрузки и сцепления с дорогой просто прокручиваются – задача не из лёгких.
Особенности управления полноприводным автомобилем в зимние месяцы
Что же касается авто с полным приводом, то среди многих автовладельцев есть устойчивое мнение, что этот вид привода является панацеей от всех проблем. Что ему нестрашны скользкие дороги, снежные заносы, гололёд. Да, действительно, авто с полным приводом более устойчиво, лучше держит дорогу, проходимо, но это отнюдь не означает, что вождение полноприводного автомобиля зимой не имеет своих специфических особенностей.
По мотивам своего поведения зимой полноприводный автомобиль во многом напоминает заднеприводный. Если на повороте педаль акселератора отпущена не будет, то заднюю часть авто может сильно занести. Если же передняя часть резко уводит в сторону, то надо полностью отпустить газ. Эти манипуляции с полноприводным автомобилем позволяют машине стабильно входить в повороты и обеспечивать устойчивость на дороге.
Основные правила вождения полноприводного авто зимой:
- никаких резких манипуляций: ускорение, торможение, перестроение, другие манёвры;
- выезд с обочины надо осуществлять на малой скорости – до 25-30 км/ч;
- перед опасными участками следует снизить скоростной режим и отрывисто выжимать педаль тормоза;
- перед тем как войти в поворот всегда снижать скорость (помнить, что искусство управляемых заносов лучше демонстрировать не на дорогах общего пользования, а на автодромах или специальных площадках).
В качестве основных итогов можно привести следующие. Уповать на полный привод авто как панацею от неприятностей на зимних дорогах как минимум безответственно. Главное для благополучной езды зимой – это не тип привода, а характер сцепления. Никакая самая «умная» система не сможет перехитрить физические законы при скоростном входе в поворот на скользкой дороге. Поэтому знания как поведёт себя автомобиль в той или иной ситуации, а также элементарная контраварийная подготовка, позволят всегда ездить зимой безопасно вне зависимости от типа привода.
Основу тактики управления определенным автомобилем предопределяет именно тип привода. Полная, только передняя или задняя тяга – это лишь инструмент для грамотной реализации безопасных принципов движения. Идеального варианта, прощающего ошибки водителя в деле управления авто, особенно в повороте, не существует.
Чем будет полезна эта статья:
Прелести передне- и заднеприводных автомобилей
Широко распространенные суждения о том, что полный привод зимой является идеальным выбором, – ошибочны. Ложность утверждения наглядно демонстрирует неправильная тактика прохождения поворота, приводящая к сносу или заносу автомобиля.
Важно! Стабилизация направления движения машины – задача, решаемая посредством перераспределения веса «железного коня» вперед/назад и изменения вектора главного движения (положения руля).
Заднеприводная машина обладает избыточной поварачиваемостью, склоняя автомобиль к заносу. Предотвратить такого рода скольжение можно после ювелирного исполнения отработанных действий:
- повернуть руль в сторону заноса и плавно уменьшить подачу топлива;
- после прекращения явного проявления избыточной поворачиваемости повернуть «баранку» в направлении поворота и плавно увеличить газ.
Переднеприводная компоновка более склонна к сносу передней оси. Выход из заноса на такой машине обрисован иными действиями:
- нажать на газ, увеличив массовым переносом сцепление задних колес;
- повернуть колеса в сторону поворота.
Впрочем, на небольших скоростях (до 40-50 км/ч) для «переднеприводников» актуально такое решение: кратковременно повернуть «баранку» в сторону заноса, снизив подачу топлива, после – возвратить в сторону направления движения и вытягивать автомобиль «газом».
Борьба со сносом передней оси, когда автомобиль стремится к внешней части поворота, ведется иными средствами. Водителю авто с передним моноприводом необходимо:
- аккуратно выкрутить руль на больший угол (маленькая скорость);
- плавно уменьшить газ или притормозить и повернуть рулевое колесо на меньший угол (высокая скорость).
Задача полного прекращения заноса на заднем приводе преследует следующие цели:
- на большой скорости необходимо повернуть в колеса в сторону поворота и резко сбросить газ, перераспределив массу на переднюю ось для восстановления сцепления и сорвав в контролируемый занос задние колеса;
- на маленькой скорости, повернув руль в направлении движения, следует кратковременно зажать ручник или поддать газу, вызвав пробуксовку сзади.
К сведению. Контролируемый занос на заднеприводных машинах достигается плавной работой акселератором: больше «газа» – авто развернет вокруг своей оси, меньше «газа» – машина выравнивается.
Особенности полноприводных автомобилей
Полный привод: схемы распределения тяги на все колеса
Полноприводный автомобиль щеголяет искусными характеристиками, притягивающими внимание потребителей:
- обладает наиболее эффективной разгонной динамикой;
- склонен преодолевать труднопроходимые участки на бездорожье;
- способен без труда взбираться на ледяные горки.
Однако далеко не каждая полноприводная трансмиссия способна качественно реализовать данные характеристики. Впрочем, даже полноценное исполнение непосредственных задач происходит далеко не в бескомпромиссном русле. Многое зависит от компоновки полного привода:
- постоянный;
- подключаемый средствами автоматики;
- подключаемый вручную.
Постоянный полный привод в движении зимой: особенности и сложности
Полноценная полноприводная компоновка обеспечивает постоянную циркуляцию мощности между двигателем, передними и задними осями. Основная конструктивная единица системы – раздаточная коробка, распределяющая тягу между двумя межколесными дифференциалами. Узел включает:
- межосевой дифференциал;
- блокировочное устройство, обеспечивающее жесткую связь передней и задней осей (вискомуфта, фрикционная муфта, самоблокирующийся дифференциал);
- цепную передачу, посредством которой крутящий момент поступает на вал передней оси.
Именно полноценный полный привод является незаменимым помощником зимой: мощность подводится ко всем 4 колесам непрерывно как на асфальте, так и на бездорожье, да и мгновенно срабатывающая блокировка позволяет с уверенностью штурмовать заснеженную «пересеченку».
Классический акцент на проходимости постоянного «полноприводника» сделан в ущерб другим качествам:
- большая масса;
- заведомо увеличенный расход топлива;
- сложность реализации конструкции, значительно повышающая себестоимость опции.
Универсальное технологичное решение: подключаемый полный привод
Гибридная альтернатива постоянной схеме распределения 4х4 – передний привод с подключаемой по требованию электроники задней осью. Компоновка трансмиссии представляет собой усложненный вариант «переднеприводника»:
- дифференциал передней оси традиционно связан с коробкой передач;
- примитивная раздаточная коробка: коническая передача, обеспечивающая передачу крутящего момента от передней оси на карданную передачу;
- агрегат, подключающий заднюю ось: вискомуфта или фрикционный узел.
Электронное бесступенчатое распределение мощности заманчиво:
- относительно низкая себестоимость изделия;
- небольшие габариты и масса узлов;
- незначительное увеличение показателей расхода горючего по сравнению с переднеприводной версией.
Вместе с тем решение весьма компромиссно:
- на бездорожье и заснеженных участках заблокированная муфта склонна к быстрому перегреву и выходу из строя;
- на обычной автостраде автомобиль практически находится в переднеприводном режиме (на заднюю ось передается незначительное количество мощности – до 10-20%);
- полноценное использование задней оси возможно только лишь при пробуксовке передних колес или старте.
Стоит отметить, что занос на полном приводе такой компоновки предотвратить весьма сложно. Внезапная трансляция момента на задние колеса, возникающая при пробуксовке передней оси, потребует ювелирных действий от шофера.
Консервативный подход: «ручной» полный привод
Исключив из полноценной полноприводной схемы дифференциал и заменив электронную блокировку на возможность ручного подключения через «раздатку» передней оси, можно получить примитивную малогабаритную механическую систему полного привода. Присущая сугубо внедорожным экземплярам схема обладает такими особенностями:
- устойчивость к большим механическим нагрузкам;
- в активированном состоянии обеспечивается соотношение 50/50;
- будучи включенной, надежная механика способна загубить трансмиссию на асфальте;
- переключение происходит на неподвижном автомобиле.
Управление полноприводными автомобилями
Особенности управления
Аргументируя превосходство системы 4х4 над моноприводными компоновками в зимних условиях, неопытные автомобилисты достаточно редко принимают во внимание особенности ее поведения на скользких участках.
Господство четырехканальной тяги – это:
- нейтральная поворачиваемость, позволяющая проходить повороты на высоких скоростях, прилагая максимум усилий и внимания;
- минимальное время (по сравнению с моноприводными авто) на совершение единственно верного действия в экстренных ситуациях (снос/занос);
- относительно позднее начало фазы скольжения, требующее максимальной концентрации внимания и соответствующей подготовки пилота.
Преодолевая поворот зимой на авто с полным приводом, легко заметить такие особенности:
- в процессе прохождения участка «точка-входа – апекс» поведение машины идентично авто с задней тягой;
- на выходе из поворота проявляется недостаточная поворачиваемость, присущая «полноприводникам».
Внезапный занос автомобиля с полным приводом: что делать?
Предотвратить внезапное скольжение моноприводного автомобиля доступно даже малоопытному водителю – он точно знает, что на передней тяге необходимо нажать на газ, а на задней – сбросить.
Важно! Главный инструмент в процессе скольжения «переднеприводника» – тяга. В случае проявления скольжения в повороте сбрасывать газ категорически запрещено.
Классика поведения «полноприводника» в скольжении такова:
- резкий сброс акселератора – снос всех четырех колес с последующим разворотом передней части в сторону выхода из виража;
- плавный сброс тяги – автомобиль уходит в сторону поворота;
- прибавка тяги – траектория движения выпрямляется.
Строго придерживаться теоретической схемы поведения системы 4х4 не стоит. Развесовка автомобиля, индивидуальная конструкция и отличительные настройки дифференциалов и блокирующей электроники способны привести к совершенно иным реакциям. Посему мастера автоспорта настоятельно рекомендуют оценить поведение автомобиля на закрытой площадке.
Залог сохранения контроля над автомобилем в скольжении – синхронная работа газом и небольшие покачивания рулевым колесом. Именно таким суждением руководствуются пилоты ралли и прочие мастера автоспорта.
Избежать критического заноса в скользком повороте на полном приводе нередко помогает элементарное выставление автомобиля на входе в поворот:
- положение педали газа не изменяется (остается нажатой);
- слегка притормозить левой ногой;
- повернуть руль на минимальный угол в сторону виража (никогда не поворачивать в сторону заноса).
Злоупотреблять углом поворота руля не стоит:
- слишком вывернутые колеса + хорошая загрузка передней оси (хорошее сцепление) приводят к заносу;
- большой угол «баранки» и плохое сцепление передних колес приводят к сносу.
К сведению:
- автомобили с автоматически подключаемым полным приводом весьма опасны при скольжении: трансмиссия способна перейти в полноприводную при пробуксовке передних колес и наоборот;
- на границе баланса дифференциал повышенного трения склонен к подтормаживанию колес, вызывая занос;
- современная электроника зачастую рассчитана на неверные действия новичков: например, при заносе на переднеприводном авто допускается не только сброс газа, а и торможение.
В итоге
Принято различать три схемы организации полного привода: постоянный, подключаемый автоматически и «ручной». С точки зрения эффективности распределения энергии, проходимости и управляемости в скользких виражах предпочтителен постоянный полный привод.
Наиболее простым и предсказуемым в управлении в заносе является заднеприводный авто – достаточно кратковременно сбросить газ и кратковременно повернуть руль в сторону заноса. На «переднеприводнике» необходимо прибавить газу и вывернуть колеса в сторону поворота. Наиболее сложен зимой в управлении автомобиль с полным приводом: выход из заноса производится аккуратной акселерацией и еле заметными движениями руля в сторону виража.
При потере контроля над автомобилем с любым приводом следует выжать сцепление и нажать до упора на тормоз: двигатель не заглохнет и сохранится возможность быстрого старта, что актуально при расположении на встречной полосе.