Важнейший параметр движения автомобиля это скорость. Некоторые водители любят лихачить. При этом ссылаются на всем известное выражение Н. В. Гоголя ” И какой же русский не любит быстрой езды?” Давайте не будем перекладывать ответственность на классика. Каждый в ответе за себя! Неумение правильно выбирать скорость ведёт прямёхонько к ДТП. В этой статье, которая посвящена безаварийному вождению автомобиля, Авто Советы дадут ясные указания по выбору безопасной скорости. Прежде всего надо чётко представлять себе, что нет конкретной цифры безопасной скорости. Нельзя сказать ”90 км в час – это безопасная скорость.” Или назвать какую-то иную цифру. Может быть опасной даже скорость в 10 км в час! И вполне безопасной 200 км в час.
Безопасная скорость зависит от многих факторов. Начнём с технического состояния автомобиля. В инструкции по эксплуатации всегда указывается максимально допустимая скорость данного транспортного средства. Превышать её нельзя. Есть любители выжать из своей машины всё до предела. Если такое случится на спуске (уклон может быть мало заметным, или ветер попутный), то здесь не составит труда превысить паспортные значения – вот это и чревато бедой. Шины автомобиля рассчитаны на определённую скорость, и, если допустимая скорость превышена, то они могут просто лопнуть, разрушиться, что чревато серьёзным дорожно-транспортным происшествием.
У большинства современных автомобилей максимально допустимая скорость 160-190 км в час, у дорогих моделей может превышать 3оо км в час. Сами понимаете ДТП на такой скорости – это практически сразу полёт на небеса. Надеюсь, Вы помните, что кинетическая энергия движения пропорционально квадрату скорости, то есть скорость увеличили в два раза энергия движения возрастает в четыре раза. Скорость увеличили в три раза – кинетическая энергия возросла в 9 раз! Если автомобиль не удержите на дороге, то он будет всё крушить на своём пути, естественно и сам разрушаясь до неузнаваемости. Как на фото слева.
Следующий фактор состояние водителя и его квалификация. Если нездоровиться, хуже реакция, то не стоит усиленно давить на газ. Ваше физическое состояние тоже важно. Или Вы гипертоник с излишним весом, или спортсмен излучающий здоровье. В первом случае нельзя ездить на высоких скоростях, так как организм может не справиться с высокой нагрузкой на нервную систему. Спортсмену такие нагрузки не опасны. Плохое зрение, езда в очках – это тоже веская причина не увлекаться высокой скоростью.
К движению на высокой скорости следует привыкать постепенно. Наблюдение за дорогой, торможение, руление требуют гораздо большей собранности. Учиться этому лучше всего на пустынной дороге. Необходимо знать психологическую особенность человека – чем выше скорость, тем меньше угол ясного зрения. То есть на высокой скорости угол обзора у водителя сужается и он становится неспособным реагировать на некоторые события, он их просто не видит.В данной статье речь идёт об обычных водителях, на дорогах общественного пользования. Выбор скорости на авторалли совсем другой вопрос. И техника вождения там иная. Не надо ездить так, как в следующем ролике:
Наша задача научиться ездить безопасно на обычных дорогах. Здесь уместно поговорить о состоянии этих дорог. Есть дороги без покрытия, местного значения, есть районного и государственного значения. Есть и автобаны. Каждая из этих дорог спроектирована (кроме грунтовок, конечно!) и рассчитана на определённую скорость. Обычно дорожные знаки указывают на допустимую скорость на соответствующей трассе. Если не соблюдать предписания этих знаков, то особенно на повороте можно вылететь с дорожного полотна и оказаться в кювете. Об этом я писал в статье “Впереди крутой поворот.”
Следующий важный фактор выбора скорости – это состояние дорожного покрытия. Когда дорога мокрая скорость должна быть меньше, чем на сухой дороге. Особенно опасна дорога в первые минуты дождя, когда влажная пыль на дорожном покрытии превращается в смазку. Кроме того в дождь возникает такое явление как аквапланирование. О нём я тоже рассказывал. При этом передние колёса всплывают на водяной плёнке и автомобиль теряет управление. Аквапланирование может возникнуть уже на скорости 85-90 км в час. Следовательно, в дождь движение на этой скорости опасно и требует пристального внимания.
В гололёд также необходимо существенно снижать скорость. На эту тему у меня есть статья. Водителю важно реагировать быстро и адекватно на изменение дорожного покрытия. Например, на мосту может быть гололёд, тогда как на прилегающей к нему дороге его нет. Скользко может оказаться на перекрёстке просёлочной дороги с асфальтом, если колёса трактора выезжающего с поля наносили на этот асфальт грязь. Блестящий на солнце, разогретый гудрон тоже представляет собой реальную опасность. Да мало ли что может оказаться разлитым или рассыпанным на дороге! Опытный водитель внимательно следит и за дорожным покрытием.
Переходим к очередному фактору влияющему на скорость – это состояние атмосферы, а проще говоря видимость на дороге. В дождь, снегопад и туман видимость намного хуже, чем в солнечный день, соответственно и скорость надо снижать. В сильный туман и 10 км в час может быть опасен. В условиях плохой видимости скорость необходимо выбирать такую, чтобы Вы смогли остановится на том участке дороги, который Вы видите. Например, видимость в тумане 30 метров, следовательно, остановочный путь автомобиля не должен превышать этого расстояния. Нарушение этого правила, которое надо всегда строго соблюдать, ведёт к цепным авариям, когда сталкиваются десятки автомобилей.
Допустим Вы едете зимой, видимость дороги хорошая, но вдруг подул ветер и образовалась снежная позёмка, видимость резко ухудшилась. Что надо делать? Правильно. Немедленно снижать скорость! В противном случае это будет езда в слепую. Вас остановит багажник впереди идущего автомобиля! Если Вы видите впереди по ходу движения пыльную бурю, дым от костров, животные на проезжей части, затор на дороге и тому подобное, то заранее снижайте скорость, чтобы это же успели сделать и те водители, которые едут за Вами. Вот видеоролик где скорость выбрана неправильно.
И ещё хочу сделать важный совет: не устраивайте гонки на дороге. Если Вас обогнали ( особенно женщина) относитесь к этому спокойно, не спешите – на кладбище подождут! Бывают такие провокационные дороги, что водитель буквально заводится и начинается соревнование то-кого. Будьте выше этого. Безопасность Вас и окружающих намного важнее “побед” на гонках. Психологическая устойчивость – это Ваш ключ к безаварийному вождению. Придерживайтесь той скорости, которая Вам удобна, а не той, которую Вам навязывают.
Особо следует сказать о движении в потоке. Здесь безопасная скорость – это скорость потока. Ваша попытка ехать быстрее или медленнее потока будет создавать аварийные ситуации и сильно утомит Вас за рулём. Если скорость потока слишком высока для Вас, а в городе в крайней левой полосе она может быть более 100 км в час, то уйдите из этой полосы в ту, где скорость приемлема для Вас.
При езде во дворах выбирайте такую скорость, чтобы Вы успели затормозить, если из подъезда Вам под колёса бросится ребёнок или собака. Не гоните и на стоянках у супермаркетов, Вы можете не успеть среагировать на выезжающий с парковки автомобиль. Также не спешите при езде по глубоким лужам, поднимаемая Вами волна может залить катушку зажигания встречных автомобилей и они заглохнут.
Многие водители, особенно мужчины, не представляют жизнь без скоростной езды на любимом автомобиле. Но такое удовольствие нередко требует жертв, ведь вместе со скоростью передвижения увеличивается и быстрота изнашивания большинства узлов и агрегатов.
При езде на высоких скоростях, основная угроза для деталей и автомобиля в целом – отечественные дороги. Никакие навыки вождения и прочие факторы так не влияют на снижение общего технического состояния машины, как плохое и неустойчивое дорожное покрытие. Под удар попадают, в первую очередь, шины и амортизаторы.
Быстрая езда повышает температуру шин, разогревая их, а это понижает прочность протектора и резина начинает стираться гораздо быстрее. При этом скорость износа задних шин всегда будет существенно выше скорости износа передних.
Амортизаторы, из-за неровности дорог, тоже изнашиваются необычайно быстро. Существует риск перегрева, вследствие которого жидкость из амортизатора может вспениться, что приведет его в полную негодность.
Особо внимательным водителю следует быть зимой, ведь быстрый разгон после холодных ночных стоянок наносит автомобилю сильный вред. Процедура прогревания перед скоростной ездой является не просто полезной, а обязательной.
Зачастую высокой скорости сопутствует резкое торможение, что тоже очень негативно сказывается на техническом состоянии машины. Владельцу стоит стараться нажимать на педаль тормоза как можно реже, иначе повысится общий износ деталей и расход топлива.
Не менее важными факторами, которые следует учитывать для «правильной» и безопасной скоростной езды являются погодные условия, ситуация на дороге, текущее техническое состояние автомобиля.
Очевидно, что слишком снежная и дождливая погода не являются благоприятными условиями для поездок на высокой скорости. Именно во время «переходных» и грязных сезонов машина получает наибольший урон, поэтому большой разгон и последующее торможение влекут за собой быстрый износ тормозной системы, шин и амортизаторов.
Зарубежные инженеры проектируют автомобили под чистые и ровные европейские дороги, поэтому отечественный автовладелец должен проявлять к своей машине повышенную заботу, руководствуясь не только стандартной информацией об эксплуатации, но и личными наблюдениями, советами экспертов.
Автомобиль создан для того, чтобы человек мог перемещаться быстро и удобно, но не рекомендуется пренебрегать его техническим состоянием, покоряя на высоких скоростях неровные дороги и плохие погодные условия.
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Любой водитель мечтает, чтобы его машина потребляла меньше, а ездила больше. Среди водителей ходят различные полезные советы по экономии топлива. Часть из них работает, часть просто мифы, не имеющие основания, часть наносит вред машине. Оказывается, чтобы машина меньше потребляла топлива, достаточно изменить манеру вождения. Экономный режим езды способен сократить расход топлива до 20% в городе и до 30% за городом.
Не все рекомендации подойдут для вашего автомобиля. Это зависит от того, какой у вас двигатель: бензиновый, дизельный или гибридный, МКПП или АКПП. Но некоторые из приведенный рекомендаций несомненно помогут вам меньше тратить денег на топливо.
Топ полезных советов
Мы опросили водителей со стажем вождения более 15 лет, проштудировали тематические автомобильные форумы и выделили самые действенные и проверенные способы с эффективностью которых соглашаются все:
- Начиная движение, не следует сильно давить на газ. Для того, чтобы машина тронулась достаточно гораздо меньше оборотов двигателя. Трогайтесь при меньших оборотах.
- Сразу после начала движения переключайтесь на 2 передачу. Достаточно достигнуть скорости 10км/ч. Первая передача нужна для того, чтобы только тронуться с места.
- Не ездите на высоких скоростях. Скорости выше 80 км/ч сильно возрастает лобовое сопротивление воздуха. Кроме того, езда на высокой скорости происходит на высоких оборотах двигателя. Наибольшая экономия топлива происходит при равномерном движении на скорости 50-70 км/ч.
- Старайтесь, чтобы двигатель меньше работал на холостых оборотах. Машина в это время не двигается, а топливо расходуется. На «длинных» светофорах, в длинных пробках, если вы стоите на месте 20-30 секунд, выключайте зажигание.
- Подъезжая к светофору или месту остановки, тормозите двигателем.
- Избегайте резких торможений. Много топлива тратится в момент разгона после резкого торможения.
- Контролируйте давление воздуха в колесах. Езда на спущенных колесах ведет к повышенному потреблению топлива. При езде на хороших дорогах, для экономии топлива, колеса можно даже слегка перекачать.
- Снимайте багажник или бокс с крыши, если вы не собираетесь путешествовать или перевозить груз.
- Не возите без надобности в автомобиле лишнюю тяжесть. Чем легче автомобиль, тем он экономней.
Советы при вождении в городе
Вождение машины в городе связано с частыми остановками на светофорах, у магазинов, при поездках по делам и стоянием в пробках. Это «съедает» большую часть топлива и подтачивает ресурсы автомобиля.
Применяя рациональные приемы вождения в городе, можно сократить расход топлива до 20%.
- Избегайте долгого прогрева двигателя. Даже в холодную погоду. Достаточно 2 минут работы на холостых оборотах. Затем можно медленно начать движение на невысокой скорости
- Смените дерганую манеру езды «газ-тормоз-газ-тормоз» на более плавную. Ловите «зеленую волну» между светофорами, чтобы не останавливаться лишний раз.
- Объединяйте серию коротких поездок в одну длинную.
- Избегайте пробок. Гораздо экономней сделать объездной крюк, чем стоять в пробке.
- Какие способы не ведут к экономии топлива:
- Езда на повышенных передачах и низких оборотах «в натяг» не ведет к экономии. Кроме того, это сильно сокращает ресурс двигателю.
- Езда на нейтральной передаче не ведет к экономии. Лучше убрать ногу с педали газа, но продолжать езду накатом на той же передаче.
Заведите журнал поездок. Замерьте затраты топлива при вашей обычной манере езды. Воспользуйтесь нашими советами. Отметьте разницу в результатах. А результаты непременно будут.