Всем привет! Думаю, этот материал будет полезен и интересен всем тем, кто задумывается над вопросом установки ТСУ на собственный автомобиль. Ведь нашей темой станет штраф за фаркоп, смонтированный на легковом автомобиле.
В частности люди часто спрашивают, какое наказание может повлечь за собой ТСУ, в каких случаях и конкретно за что. О процедуре регистрации фаркопа в ГИБДД мы уже говорили, потому просто советую пройти по ссылке и почитать соответствующую статью, а также принять участие в обсуждении актуальной темы.
Фаркопы встречаются на многих машинах. И порой именно они становятся главной причиной остановки и выписки штрафов. Это привело к тому, что водители начали опасаться монтажа тягово-сцепного устройства, поскольку над ними якобы нависла угроза постоянно платить штрафы. Но давайте разберемся в ситуации более подробно и решим, стоит ли отказаться от ТСУ, либо все это выдумки, и при грамотном подходе ничего и никому платить не придется.
Когда допускается установка
Сразу скажу, что я буду говорить конкретно по ситуации в России. Как с этим делом обстоит в Украине или в Казахстане, я достоверно сказать не могу. Если вы владеете соответствующей информацией, обязательно оставьте отзывы и напишите подробно об этом в комментариях.
Для начала скажу о новых правилах регистрации изменений на авто, которые действуют с 1 июня. Это частично коснулось и фаркопов, поскольку в некоторых случаях их установка позиционируется как изменение конструкции транспортного средства. На эту тему также есть материал, где рассказывается о сертификатах на ТСУ , о ситуациях, когда они необходимы и нюансах получения разрешительного документа. По сути без одобрения на машины не всегда можно установить фаркоп. Но это распространяется только на самодельные тягово-сцепные устройства, а также на конструкции, установка которых не предусмотрена на конкретные ТС. Подробнее вы узнаете и материала по ссылке, которую я оставил.
В итоге сейчас дается до 3 дней на оказание услуги в ГИБДД по проверке документации и оформлению разрешительных документов, касающихся внесенных изменений.
Хотя эти сроки называют недостаточно большими, из-за чего могут возникать задержки, ожидается их увеличение до 3-5 дней.
Ситуация в 2019 году несколько поменялась. Не могу сказать, что внести изменение в конструкции автомобиля стало проще, но определенные шаги навстречу автомобилистам точно сделали. Да и далеко не всегда это касается тех, кто хочет поставить фаркоп. Если заводом-производителем машины предусмотрено использование ТСУ, никаких проблем у вас в дальнейшем возникнуть не должно.
Фактически есть 2 ситуации, когда ТСУ монтируется без опасений.
- Предусмотренная автопроизводителем установка. В конструкции большинства машин с завода заложена возможность монтажа тягово-сцепного устройства. Потому никаких дополнительных изменений вносить не придется. Под изменениями подразумевается сварка, сверление и пр. Это позволяет вам даже самостоятельно установить конструкцию;
- Установка фаркопа осуществлялась через лицензированный и сертифицированный сервис. Тут выдается соответствующее постановление о внесении изменений, и конструкция одобряется со стороны ГИБДД. Вопрос более сложный и длительный, но без него порой другим способом законно поставить фаркоп не получится.
Чего делать настоятельно не советую, так это пытаться собрать ТСУ своими руками и установить его на машину без предварительной проверки на соответствие.
Эксплуатация машины с самодельным ТСУ увеличивает риск создания аварийных ситуаций и ДТП с печальным исходом.
Теперь поговорим непосредственно о штрафах и обсудим сопутствующие темы.
Когда можно получить штраф
Далеко не каждый автомобилист может схлопотать штраф за установку на свое транспортное средство тягово-сцепного устройства. Тут нужно рассмотреть конкретные ситуации. Именно при их возникновении вы будете подвергнуты наказанию со стороны сотрудников ГИБДД.
Здесь нам стоит обратиться к закону. А именно нас интересует статья 12.5 КоАП РФ. Именно она регламентирует наказания за целый ряд правонарушений, связанных с изменениями конструкции автотранспортного средства. Отдельного закона, регулирующего конкретно вопрос с использованием ТСУ, нет. Потому не ищите. Его не опубликовали в 2018 году, и ничего подобного в КоАП не появилось в текущем 2019 году. Зато есть четкий перечень ситуаций, в которых штраф наверняка будет выписан. Хотя иногда удается обойтись предупреждением. Зависит от вашего умения договариваться.
Езда с фаркопом может спровоцировать остановку машины сотрудником ГИБДД и выписку штрафа, если он:
- незарегистрированный;
- авто едет без прицепа;
- конструкция закрывает обзор на номерной знак.
Теперь давайте подробнее посмотрим, о чем идет речь, и что за наказание предусматривается в таких ситуациях.
Незаконная установка
Чаще всего попадаются те, у кого установлен неоформленный элемент в виде тягово-сцепного устройства. То есть на узел нет документов.
Тут выделяют 2 основные ситуации, которые трактуются как незаконная установка.
- Самодельный узел. Народные умельцы у себя в гараже из подручных средств собирают тягово-сцепное устройство. Причем некоторые умудряются даже сделать неплохие съемные фаркопы . Но они все равно самодельные. Сертификатов нет, устройство без документов, а потому и монтировать подобные элементы запрещено;
- Изменение конструкции авто. Проводятся с целью установить сертифицированное тягово-сцепное устройство. Более сложная ситуация, поскольку сам фаркоп легальный, его конструкция соответствует требованиям. Но на машину с завода нельзя была устанавливать ТСУ. Водитель не зарегистрировал внесенные изменения.
Наказание в подобных ситуациях обусловлено тем, что при неправильном монтаже водитель машины с подобным ТСУ может спровоцировать опасную аварию.
Есть фаркоп, но не прицепа
Полезное нововведение, которое практически поставило крест на монолитных ТСУ. Им на смену пришли съемные модели, а также широкое распространение получили фаркопы под квадрат .
Если на авто установлено тягово-сцепное устройство по всем правилам и законам, но при этом к нему не прицеплен сам автоприцеп, это может спровоцировать определенные последствия.
- При столкновении сзади идущего авто с задней частью машины, где стоит фаркоп, вероятность получить серьезные травмы у водителя и пассажиров ТС позади значительно возрастает. Намного безопаснее даже врезаться в сам прицеп. Потому действующий закон предусматривает необходимость обязательно убирать съемную часть ТСУ, если не используется прицеп;
- Прочная металлическая конструкция способна буквально разрушить переднюю часть авто. Это уже вопрос к повреждению самого автотранспортного средства. Ущерб машине, которая врезалась в тягово-сцепное устройство, будет намного выше в сравнении со столкновением без наличия ТСУ.
Сцепной шар в принципе может находиться на машине при движении без прицепа. Но тогда элемент обязан скрываться, иметь специальную складную конструкцию. Сейчас подобные узлы набирают популярность.
При езде с прицепом никаких проблем и претензий к вам не будет.
Не видно номерной знак
Согласно действующим правилам и законам, оба номерных знака на авто должны хорошо просматриваться всеми участниками движения.
Если же по какой-то причине выступающие элементы будут его закрывать, это квалифицируется как нарушение. Потому важно выбирать правильное ТСУ и учитывать возможности при его эксплуатации, осуществляя перевозку груза, вещей, тех же велосипедов и пр.
Сколько придется заплатить
И теперь самый главный вопрос. Ведь большинство автомобилистов интересует именно сумма, которую придется отдать, нарушив правила, касающиеся фаркопов.
Какой штраф был в прошлом году, таким он остался и до сих пор. А потому до сих пор актуальна сумма в 500 рублей. Если уметь договариваться, можно обойтись обычным предупреждением.
Если установку ТСУ признают незаконной, что еще следует постараться сделать сотруднику ГИБДД, вам будет выписан штраф. Законотворцы пытаются изменить текущее положение дел, повысив штрафы и усилив ответственность. Пока в режиме ожидания.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
(7 оценок, среднее: 4,71 из 5)
Cуществует большое количество дополнительных приспособлений, расширяющих возможности автомобиля, один из которых является фаркоп. Это специальный инструмент для транспортировки прицепов или трейлеров. Для тех, кто много путешествует по стране, за границу или занимается перевозкой грузов, он является незаменимой вещью. Но прежде чем его приобретать каждый автовладелец должен разобраться, есть ли штраф за фаркоп на легковом автомобиле в 2018-2019 году, и сколько он составляет?
Виды фаркопов
Среди автолюбителей много споров, выпишут штраф за фаркоп или нет. Их мнение разделилось на две стороны. И обе стороны по своему правы, но если соблюдать все правила при его установке и эксплуатации, штрафа не последует.
Фаркопов существует несколько видов:
1. Съёмный – обычно устанавливается при необходимости, а затем демонтируется. Он не несет никаких изменений в конструктив авто, но сотрудники ГИБДД не согласны с этим, и если съемный фаркоп будет незарегистрированным, без документов о совместимости с автомобилем владельцу выпишут штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
2. Встроенный заводом производителем – в этом случае водителю необходимо показать документы, подтверждающие данный момент, и штраф ему никто выписывать не будет. В последнее время многие стали замечать, что участилось внимание постов ГАИ именно к такому фаркопу, и это неспроста. Некоторые водители устанавливают его не по прямому назначению, а считают, что с его помощью можно уменьшить последствие при столкновении. Но это большое заблуждение. Фаркоп скорее усугубит ситуацию, и машина может пострадать еще сильнее
3. Приваренный. Устанавливать можно только в том случае, когда он не нарушает и не изменяет конструкцию автомобиля. А вот если пренебречь правилами и сделать это без регистрации, владелец понесет уже серьезное наказание в виде штрафа, размер которого составляет 5000 рублей. Если же транспортное средство предполагает наличие фаркопа, и владелец постоянно использует прицеп или трейлер, тогда оформляются все необходимые документы, и можно ездить не боясь штрафа. В другом случае лучше использовать съемный, и не будет никаких проблем.
Сколько стоит штраф?
Так сколько штраф за фаркоп будет стоить для автолюбителя? Если ставить приспособление по всем правилам и придерживаться требований, то нисколько. В остальных случаях существует несколько видов наказания:
- Штраф 500 рублей или предупреждение – когда конструкция автомобиля не подвержена изменению снимаемым или встроенным заводом фаркопом. Выписывается в том случае, если нет подтверждающих документов. Для получения просто предупреждения необходимо хорошо постараться и убедить сотрудников Госавтоинспекции в том, что нарушение в ближайшее время будет устранено.
- Штраф 5000 рублей назначается если фаркоп вварен и изменяет конструкцию транспортного средства.
Почему же сотрудников ГИБДД привлекает такой незначительный предмет? Если к фаркопу не прицеплен трейлер или прицеп, он сильно выступает от бампера и увеличивает риск ДТП с серьезными последствиями.
Во избежание штрафа при себе необходимо иметь:
- Копию действующего сертификата, заверенного компанией, которая его продала;
- Техпаспорт, где поставлены отметки о его установке;
- Квитанцию, подтверждающую покупку.
Фаркоп – действительно необходимая вещь для машины и стоит сделать все, чтобы не получить штраф за ее использование. Нужно всего лишь выполнить все требования, установив его по правилам, и можно спокойно ехать в путешествие за границу или рассекать просторы нашей страны, никто и слова не скажет. А вот в случае игнорирования правил каждый автовладелец должен быть готов оплатить штраф, и в некоторых случаях не маленький.
Добрый день, уважаемый читатель.
Фаркоп (или тягово-сцепное устройство) – специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп – это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.
За последние годы законодательство претерпело множество изменений, в том числе касающихся и использования дополнительного оборудования, и читатели pddmaster.ru все чаще присылают вопросы по поводу того, насколько законным является использование фаркопа.
Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2019 году можно получить не только штраф, но и аннулирование регистрации.
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2020 году?
В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:
- Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
- Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.
Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.
Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.
С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.
Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:
Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.
В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.
Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2019 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
- При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно. Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Что делать, если документов на ТСУ нет?
Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.
- в электронной форме – через сайт организации;
- лично – через официального представителя в Вашем городе;
- по почте – заказным письмом.
Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.
Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп. Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя. Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.
Что делать, если планируется покупка фаркопа?
Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.
Рекомендую еще до покупки фаркопа обратиться к производителю и запросить у него необходимые документы. Если документация не будет предоставлена, то имеет смысл выбрать устройство другого производителя.
Что делать, если фаркоп уже установлен?
В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.
Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.
Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.
Подведем итоги данной статьи:
- Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД.
- Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
- Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.