На автомобиле ГАЗ 53 установлено электрооборудование напряжением 12 вольт, по цепи течет постоянный ток. Минусовым выводом питания является масса кузова и рамы. Генератор переменного тока грузовика представляется как синхронный трехфазный двигатель, вырабатывающий ток для питания электрической цепи автомобиля и подзарядки автомобильного аккумулятора.
Пассажирский автомобиль ГАЗ 53
Устройство
Самосвал ГАЗ 53 оснащен генератором модели Г-250 с максимально вырабатываемым током 40 Ампер и состоит из следующих элементов:
- Корпуса, состоящего из двух частей – передней и задней крышки. На задней крышке предусмотрены вентиляционные отверстия для охлаждения генератора;
- Обмотка статора, она проложена вдоль стенок внутри корпуса и стягивается крышками;
- Ротора (якоря). Якорь является вращающейся деталью и при вращении создает возбуждение на обмотках статора. Находится ротор внутри генератора по его центральной оси, вращается в подшипниках, находящихся в передней и задней крышке корпуса;
- Диодный мост. Предназначен для преобразования переменного тока в постоянный. Расположен в самой задней части корпуса;
- Щеточный узел. Щетки работают с контактными кольцами якоря и создают возбуждение в генераторе;
- Шкив генератора. Шкив крепится в передней части на роторе, фиксируется на шпонке и удерживается с помощью гайки. Через ремень и шкив приводится во вращение само устройство.
Схема подключения генератора очень проста – на задней крышке устройства находится клемма, на которое подается питание от аккумулятора (+12 Вольт). К корпусу подсоединяется минусовой провод, на щеточный узел подается напряжение для возбуждения ротора.
Технические данные
Генератор Г250 имеет следующие технические характеристики:
- Питающее напряжение – 12 Вольт;
- Направление движения ротора – правое;
- Максимально вырабатываемый ток – 40 Ампер;
- Диаметр обмотки статора – 1,32 мм;
- Фаз в статоре – 3;
- Количество витков в статорной обмотке – 54;
- Сопротивление обмотки возбуждения – 3,7 Ом (при температуре 25°C);
- Передний подшипник – шариковый марки 180603;
- Задний подшипник – шариковый 180502К;
- Диодов в диодном мосту – 6, по 3 разной направленности.
Типичные неисправности
Как и любое другой устройство, генератор имеет свойство рано или поздно ломаться. При его отказе пропадает зарядка, и двигатель продолжает работать только за счет аккумулятора.
Но через некоторое время аккумулятор «садится», и много проехать без исправного генератора не получится – автомобиль заглохнет и потом уже не заведется.
Для генератора ГАЗ 53 характерны следующие неисправности:
- Шум в подшипниках. При этом зарядка идет, но ездить долго с шумом не стоит. Рано или поздно подшипники могут заклинить или рассыпаться. В дороге неисправный генератор доставляет много хлопот хозяину транспортного средства;
- Пробой диодного моста. Пропадает зарядка, и диодный мост подлежит замене. Ремонтировать узел нет смысла – на машине ГАЗ 53 он стоит недорого, да и продается всегда в сборе;
Так выглядит диодный мост генератора для ГАЗ 53
Еще нередко щетки имеют плохой контакт с коллектором якоря. Контакт может замаслиться, щетки плохо прижимаются из-за ослабленных пружин щеточного узла, изнашивается сам коллектор.
Пружины можно попробовать подтянуть, замасленный контакт протирают чистой тряпкой, смоченной растворителем. Изношенный коллектор протачивают на токарном станке, если он еще подлежит ремонту.
Так выглядит генератор установленный на ГАЗ 53
Замена
Генератор ГАЗ 53 находится в передней верхней части двигателя, в районе впускного коллектора рядом с клапанной крышкой 4-8-ого цилиндра. Заменить деталь очень просто – до нее легко добраться, и при этом у нее минимум креплений. Для снятия нужно:
- Обесточить электрическую схему автомобиля (отсоединить клеммы с аккумулятора);
- Снять все провода с генератора;
- Открутить болт крепления натяжной планки и повернуть генератор для освобождения ремня;
- Снять ремень, раскрутить болты с гайками нижнего крепления (всего два болта с гайками) и демонтировать генератор;
- Установить новый генератор, выполнив все действия в обратном порядке.
Вернуться к оглавлению
Разборка генератора
Разборку устройства производим следующим образом:
- Откручиваем гайку крепления шкива и снимаем шкив. Следует обратить внимание на шпонку – ее лучше сразу снять и убрать в надежное место, чтобы не потерять;
- Отворачиваем два винта крепления щеточного узла, демонтируем узел;
- Скручиваем три винта задней заглушки;
- Отворачиваем длинные стяжные винты на задней крышке генератора, они стягивают обе части корпуса между собой. Снимаем заднюю крышку, на крышке у диодного моста отсоединяем провода.
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Четвертое поколение средне тоннажного грузовика ГАЗ 3307 появилось на свет в 1993 году и полностью заменило на сборочном конвейере предшественника – ГАЗ 52/53. Как было принято все эти годы, автомобиль во многом унифицирован со своей платформой, но имел и некоторые отличия, сделавшие его более современным.
Особенности ГАЗ 3307
Данная модель считалась переходной, поэтому автопроизводителем не рассматривалась как объект для серьезной модификации. От предшественника было унаследовано:
- Шасси;
- Силовой агрегат;
- Кузов, включая и его грузовые модификации;
- Основные элементы управления.
Новая кабина
Новым элементом автомобиля ГАЗ 3307 была современная кабина. Она отличалась:
- Угловатым оперением капота и крыльев;
- Новой светотехникой;
- Отделкой внутреннего убранства;
- Регулируемыми сиденьями с ремнями безопасности.
Кроме того, благодаря установке на шасси новой кабины повышенной функциональности, видоизменилась и электропроводка ГАЗ 3307. Этого требовало появление на автомобиле:
- Эффективной системы вентиляции и отопления;
- Гидроусилителя рулевого управления;
- Новой панели приборов.
Электрооборудование
Что касается электрооборудования, то в связи с экспериментами производителя, пытавшегося подобрать оптимальный силовой агрегат, подкапотная проводка ГАЗ 3307 также подверглась модернизации.
- Вместо ранее использовавшегося генератора постоянного тока автомобиль получил генератор переменного тока модели Г250-Г2;
- Для защиты электрооборудования в него был интегрирован регулятор напряжения модели 222.3702.
Предостережение: запрещается запускать двигатель при повреждениях кабеля от генератора к регулятору, а также проверки «на искру». Электросхема не рассчитана на подобные нагрузки, поэтому выйдет из строя при любой попытке запуска или проверки.
Система зажигания также подверглась небольшой модернизации:
- Вместо старой катушки зажигания Б114-Б устанавливалась более мощная Б116;
- Старый трамблер Р133-Б заменили на модернизированный 24.3706;
- Появился электронный коммутатор зажигания модели ТК102А. В дальнейшем вместо него автомобиль укомплектовывался универсальным коммутатором 13.3734, а также его модификацией – 13.3734-01;
- В схеме используется резистор СЭ107, а на ряд моделей устанавливался универсальный 14.3729 (см.также схему электропроводки Газель).
Способы проверки
При внешнем сходстве электрооборудования, автопроизводитель резонно предполагал возможность ошибок при самостоятельном обслуживании автомобиля, цена которых была высока. Поэтому предусмотрел автоматическую защиту элементов от случайных коротких замыканий:
- Цепь обмотки возбуждения генератора защищена с помощью реле защиты, а также с помощью разделительного диода;
- Во время работы двигателя и генератора контакты реле разомкнуты;
- При обрыве провода или коротком замыкании протекающий через обмотку реле ток увеличится;
- Встречная обмотка создаст магнитное поле, сердечник втянется и разомкнет контакты реле (см. также схему электропроводки ВАЗ 2101).
Для проверки исправности защиты необходимо:
- Отключить двигатель;
- Включить зажигание;
- Подсоединить вольтметр к клемме «Ш» реле-регулятора и на «массу»;
- Поочередно нажать на якорьки РН и Р3, замыкая их контакты.
Стрелка вольтметра при исправном реле переместится на деление «0». Если этого не произойдет, транзистор неисправен и реле-регулятор подлежит замене.
Выводы
Надеемся, что в данном материале смогли дать подробное объяснение особенностей автомобиля. А видео в этой статье и подробные электрические схемы позволят владельцам ГАЗ 3307 самостоятельно обнаружить неисправности в электроцепях, и восстановить их рабочие параметры (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).
Можно поставить другой генератор?
Да, можно поставить Г 273В1 Камазовский, но надо приспособить шкив.
На него подойдет шкив от "Валдайского" генерато ра
Генератор 5101.3701 выполнен по схеме с дополнительными диодами. Регулятор напряжения Я120М12. Диодный мост восьмерочный БПВ 56-65-02 старого образца с двумя проводками.
Генератор состоит из корпуса, обмотки статора, ротора, диодного моста и встроенного регулятора напряжения.
Корпус и основные детали схожи с генератором КЗАТЭ 372.3701 для восьмерки, однако:
Обмотка статора рассчитана на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.
Ротор генератора рассчитан на 28 Вольт и от восьмерочного генератора не подойдет.
Особенность устройства данного типа генератора в том, что в задней части генератора сделан колпак, у в котором, смонтирован регулятор напряжения. Такая конструкция повышает брызгозащищенность, необходимую для автомобилей внедорожников. При ремонте таких генераторов появляется сложность расстановки проводов соединяющих регулятор напряжения и генератор. Как правильно расставить провода?
Назначение регулятора напряжения. Регулятор напряжения на 28 Вольт Я120М12 и его аналоги
Работа схемы генератора 5101.3701
Первоначальное возбуждение генератора
При запуске, первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора. Потом, когда генератор заработает, он сам отдает часть своего тока на возбуждение.
При включении зажигания (ВПС) на клемму В генератора приходит плюс, который попадает на точку Б регулятора по желтому проводу, при этом выходной транзистор регулятора напряжения открывается. По цепи начинает протекать ток возбуждения – от точки 151, через 10-й предохранитель, через лампочку, на точку Д генератора, далее по зеленому проводу на щеточный узел генератора, через щетки в обмотку возбуждения, далее, через открытый транзистор регулятора на массу. Для питания регулятора, плюс должен быть на его точке В. Этот плюс попадает со щеточного узла по оранжевому проводу на дополнительный выпрямитель, и с него по красному проводу на точку В регулятора. Сам дополнительный выпрямитель пока не работает. Ток, протекающий в этой цепи, зажигает лампочку, которая подтверждает, что цепь возбуждения целая и генератор готов к работе. Небольшой ток этой цепи намагничивает ротор, когда ротор начинает вращаться, его магнитные полюса, сменяя друг друга, создают изменяющееся магнитное поле, которое возбуждает в обмотке генератора ЭДС. Так генератор возбуждается и начинает работать.
Лампочка своим сопротивлением ограничивает первоначальный ток возбуждения до 100 мА. Такого тока достаточно для возбуждения генератора. Лампочка горит, сообщая, что цепь возбуждения целая, ток возбуждения идет и генератор готов к работе.
Возбуждение генератора 5101 через дополнительный выпрямитель
В этом генераторе для питания обмотки возбуждения используется схема с дополнительными диодами. В диодном мосте генератора предусмотрен дополнительный выпрямитель, из трех маленьких диодов. Для этих генераторов применяется диодный мост восьмерочного генератора 372.3701, марка диодного моста БПВ 56-65-02 старого типа с двумя проводками.
Диодный мост восьмерочный
Схема генератора с дополнительными диодами позволяет получать ток возбуждения не от выхода генератора, а от выхода дополнительных диодов. Это точка не связана с плюсом аккумулятора и поэтому случайный разряд аккумулятора через обмотку возбуждения генератора исключается. Ток возбуждения в такой схеме протекает только внутри генератора, не использует внешние цепи и замок зажигания (кроме первоначального возбуждения). Надежность такой схемы значительно выше, чем схемы без доп. диодов.
Когда генератор заработал, ток возбуждения идет уже не от аккумулятора, а от генератора через дополнительный выпрямитель. Величина этого тока определяется сопротивлением обмотки возбуждения и составляет (3-5 А, сопротивление обмотки ротора примерно 6 Ом), такой ток необходим для получения полной мощности генератора. Выход с дополнительно выпрямителя по красному проводу обеспечивает питание схемы регулятора напряжения.
Лампочка – удобный индикатор, который позволяет следить за работой генератора.
Лампочка горит, значит аккумулятор разряжается.
Таким образом, если после запуска двигателя лампочка погасла, значит все нормально и генератор заработал.
Сборка генератора 5101.3701. Как правильно расставить провода?
как соединить провода генератор на ГАЗ 3309
Щеточный узел генератора похож на щеточный узел генератора от "Жигулей" Г221, но у него три точки подключения и обе щетки изолированы от массы, поэтому под винт крепления щеточного узла не забудьте поставить изолирующую шайбочку.
Возможен и более простой порядок подключения без нарушения схемы.
Что может быть с генератором 5101.3701 на ГАЗ 3309
Если при включении зажигания на панели приборов не загорелась лампочка разрядки аккумулятора, то генератор после запуска двигателя не заработает, смотрите по вольтметру, стрелка останется слева.
Если двигатель заработал, а лампочка не погасла, значит, генератор не заработал (проверьте ремень)
Если лампочка загорелась на ходу, то значит, генератор перестал работать
Если лапочка помаргивает, это значит, что пора заменить щетки
Если лампочка слабо подсвечивается – генератор неисправен
Если лампочки светятся слишком ярка, помаргивают, а аккумулятор становится мокрым, значит напряжение слишком высокое, надо срочно заменить регулятор напряжения.
Если лампочка гаснет только на высоких оборотах, то генератор неисправен
Если генератор громко шумит, надо менять подшипники. Если генератор очень старый, то лучше поменять целиком генератор.
При любой неисправности надо ехать туда, где сделаю ремонт генератора, иначе через два часа можно безнадежно встать