Газовое оборудование 1,2,3 поколения на инжекторных и карбюраторных автомобилях работает по принципу эжекции. Подача газа для образования топливовоздушной смеси в такой системе происходит через смеситель ГБО или ставится врезка.
В этой статье поговорим о способах подвода газового топлива в двигатель, какой лучше выбрать и как установить.
Типы смесителей
По устройству смесители ГБО 2 поколения для инжектора делятся два вида:
- потоковые
- кольцевые с отверстиями или щелевые (внешние/внутренние)
Так как инжекторные моторы оснащены дополнительными датчиками на впуске, а второе поколение газовой системы имеет склонность к обратным хлопкам, для защиты впускного тракта смесители бывают со встроенным антихлопком.
Основные схемы для карбюратора:
- миксер на крышку корпуса
- проставка перед дроссельным блоком
- врезки в область больших диффузоров
Принцип работы для всех способов поступления газа един. За счет работы двигателя, в системе впуска происходит понижение давления (разрежение), при этом массы воздуха увлекают за собой газовое топливо. Чем сильнее ДВС засасывает воздух, тем больше газа поступает в камеры сгорания.
Конструкция миксера выполнена в виде диффузора, что способствует смешиванию топлива с воздухом.
Какой подобрать на инжектор
Основной недостаток монтажа внешнего щелевого миксера на инжекторную машину – часто приходится укорачивать патрубок всасывающего коллектора. Также если установлен смеситель «хлопушка», из-за взрывов, загибает клапан в обратную сторону, что затрудняет прохождение воздуха.
Бывают случаи отрыва клапана (распространённая проблема хлопушек с креплением шторки на клёпки). После чего остатки заклёпок и шторка залетают под впускной клапан, нанося повреждения ЦПГ.
Решение проблемы – установка потокового смесителя и отдельный монтаж антихлопкового клапана в пластиковый корпус воздушного фильтра. Такая конструкция менее полезна для защиты электроники, т.к. взрывная волна пройдёт через датчики ДМРВ/МАП. Врезка предохранительного клапана в коллектор (из пластика) будет работать эффективнее.
Для монтажа поточного смесителя также потребует нарушение целостности патрубка. Такой миксер ставиться внутрь гофры с прорезом отверстия под штуцер.
С точки зрения работоспособности, все устройства рассчитаны под определённую марку авто.
Какой лучше для карбюратора
Ввиду отсутствия электроники, карбюраторная схема не требует подобной защиты.
Для подачи газа в карбюратор, с минимальной доработкой, на крышку его корпуса ставят универсальный смеситель «черепашку» он же конфорка (подходит к Солексу).
Плюс «черепахи» — быстрая установка. Нужно только сделать отверстие в корпусе воздушного фильтра под штуцер подвода газа. Минус конфорки – значительно перекрывает поток воздуха, и душит двигатель.
Для доработки смесителя в его крышке сверлят отверстия напротив воздушного жиклера главной дозирующей системы или подкладывают шайбы, чтобы приподнять крышку.
Миксер диффузионного типа при установке на корпус карбюратора вообще не требует переделок. Его недостаток в том, что он перекрывает каналы для уравнивания атмосферного давления поплавковой камеры (не на всех моделях).
При правильном монтаже, проставка под карбюратором может неплохо работать, но возможен ряд значительных минусов:
- проблемы с холостым ходом
- отсутствие подсоса
- не будет возможности пуска на холодную (в летнее время)
- при чрезмерной затяжке деформируется корпус карбюратора
- увеличивается расстояние между осями пускового устройства и заслонки, что влечёт их несогласованную работу
- несущественно, но нарушает теплообмен
- требуется снятие и разборка карбюратора
- не обеспечивается нужного разряжения
- усложняется регулировка. При открытой только первой камеры происходит перетекание воздуха из второй камеры (обедняет смесь)
Ко всему прочему качество изделий сильно страдает. Парой приходится проклеивать половинки смесителя. Спиливать торчащие саморезы и вырезать новые прокладки, которые частично перекрывают окна.
Врезка ГБО в карбюратор является наиболее сбалансированным решением между экономией и мощностью мотора. Ввертыши зарекомендовали себя как на старых иномарках, так и во всей линейке семейства ВАЗ. При правильном монтаже идеально работают с карбюраторами Солекс, Вебер, ОЗОН, К-151 и др.
Преимущества врезок:
- стабильное поведение машины на бензине/газе
- ровный ХХ
- поддается настройке
- беспроблемный запуск на газу с подсосом
- нет потери динамики
- возможно снижение расхода газа (10-15%)по сравнению с проставкой
Недостаток один, чтобы подключить ГБО через штуцера, как и предыдущий вариант, потребуется демонтаж карбюратора и его доработка сверловкой двух отверстий.
При желании вставки можно снять, заглушив отверстия.
Как установить ГБО на карбюратор Солекс через врезки своими руками
При подключении газа к карбюратору типа Solex ДААЗ понадобиться:
- дрель со сверлом по металлу Ø 9мм
- метчик М10*1
- сопла (2шт)
Главное при сверловке выдержать расстояния, так чтобы не задеть важные каналы, тяги, регулировочные винты, учесть близость к установочным отверстиям. При этом нужно ставить ввертыши туда, где максимально быстрый поток воздуха и наиболее толстые стенки для нарезки резьбы (большой диффузор).
Намечать места сверления необходимо на одном уровне — 35,5 мм от подошвы (чтобы не было разницы давлений). Сверлить отверстия, а затем нарезать резьбу надо по направлению к потоку.
Для установки врезок нужно их сначала укоротить и обрезать под углом 45° (до резьбовой части). Вкручивать штуцера следует с минимальным выступом, срезом вниз. Они не должны перекрывать малый диффузор. При этом усилие затяжки должно быть достаточным для выдерживания вибрации.
Желательно при установке применить неразъёмный фиксатор резьбы, но это не обязательно, так как резьба ввертыша коническая.
Таким же способом возможна установка врезок на карбюратор Озон.
Возможно, Вам будет интересна статья про регулировку ГБО 2 поколения.
Видео как правильно сделать врезки в Солекс:
Слишком часто в последнее время встречаю мягко говоря "сомнительную" информацию по данной теме. Очевидно, пришло время внести ЯСНОСТЬ. Представленная ниже информация не рекомендуется к прочтению людьми с неустойчивой психикой. Будем исходить из того, что читатель адекватен и отдаёт себе отчёт в том что газобалонное оборудование для автомобиля является дополнительным и внештатным по своей природе. Ниже я сформулирую несколько мифов, которые тут (на ДРАЙВе) в том или ином виде существуют (и опровергну их же).
МИФ 1. "Установка ГБО под ключ"
Электронная система управления двигателем изначально не запрограммирована на подачу некоего топлива в обход форсунок. Так называемый "модулятор" лишь сохраняет сопротивление в электрической цепи форсунок при их фактическом отключении, предотвращая детектирование соответствующих ошибок. Запомните, а лучше запишите: через форсунку топливо (не суть важно, какое именно) ВПРЫСКИВАЕТСЯ, а через жиклёр ВСАСЫВАЕТСЯ. Принципиальным отличием двух этих процессов является наличие фактора управления у первого и его отсутствие у второго. Как только Вы выключили зажигание — все форсунки закрылись, и никакое количество топлива с этого момента в камеру сгорания больше не попадёт. При остановке же двигателя с подачей топлива под низким давлением через жиклёр (в нашем случае это "смеситель") на момент остановки двигателя весь впускной тракт ещё наполнен топливо-воздушной смесью. Именно она и затрудняет последующий пуск двигателя на бензине и провоцирует "хлопок" при его запуске на газу.
Столь длительное теоретическое отступление необходимо для понимания того, что никакая установка ГБО в комплектации с редуктором низкого давления (ГБО-1ГБО-2ГБО-3) на впрысковой мотор не может именоваться установкой "под ключ" как минимум если в эту самую "установку" не входит внесение изменений в программу электронного блока управления двигателем. Кроме нюансов с пуском двигателя при подаче топлива в обход форсунок электронный блок управления двигателем лишается возможности корректировать состав смеси и блокировать топливоподачу (ни ЭПХХ, ни "отсечка" в случае с ГБО-2 работать не будут, о чём, разумеется, ни один установщик Вам никогда не скажет). Поэтому будьте готовы к тому, что автомобиль после установки на него ГБО придётся и "шить", и дорабатывать (самостоятельно).
МИФ 2. "Хлопает у всех, хлопает всегда, и никому ещё избежать этого не удавалось"
В действительности, настроить мотор так, чтобы при его запуске не происходило воспламенения во впускном тракте можно. Но прежде всего, я хотел бы обратить внимание на вредоносность такой детали как "смеситель" со вcтроенной в него "шторкой".
Назначение смесителя — смешивать газ с воздухом, а так же обогащать смесь под нагрузкой за счёт сужения воздушного канала в дроссельном патрубке. Назначение шторки — защищать ДМРВДАД от губительного воздействия взрывной волны. Мало кто задумывался (а из числа тех кто задумывался — мало кто знает), что ДАД впрысковых двигателей МеМЗ хлопков не боится; между тем "анти-хлопушка" несёт в себе двойное зло:
1. Легко разрушается, после чего детали разрушенной конструкции через впускной тракт попадают прямиком в двигатель.
2. Провоцирует распад РХХ. Закон сохранения энергии все помнят? Вот, взорвалась порция газа у Вас в ресивере, КУДА девается ударная волна при закрытии "шторки"? Не питайте иллюзий: никакая чёрная дыра, через которую избыточное давление телепортируется в некую параллельную вселенную под капотом не появляется. И не питайте надежд на штатную резинку, особенно если она заботливо замотана Вами изолентой. Ударная волна непременно будет искать простейшие пути вырваться в атмосферу, и зачастую вырывается через… распавшийся регулятор!
РХХ от распада можно защитить, "чёрную дыру" можно создать… но это же очень сложно, так как подразумевает сразу несколько телодвижений! Куда проще запостить очередную запись в БЖ об очередном "развалившемся регуляторе" и сидеть-собирать сочувствующие "лайки"! Если Вам это действительно проще — срочно закройте активную вкладку в своём браузере и впредь старайтесь избегать моего блога! Для всех остальных рассказываю и показываю, как защитить РХХ от распада на автомобилях с ГБО-2 на борту…
ШАГ 1. Фиксируем заклёпки на РХХ. Редкий хлопок разрушит РХХ, у которого все заклёпки на месте. Чаще всего, хлопки происходят относительно регулярно, из РХХ одна за другой выпадают заклёпки, после чего уже следующий хлопок разрывает РХХ на составные части. Для фиксации заклёпок подойдёт как хомут, так и обычная изолента в несколько витков.
ШАГ 2. Внедряем в систему дополнительный клапан для сброса избыточного давления (ту самую "чёрную дыру"). Для этого приобретаем в ближайшем магазине автозапчастей обратный клапан ВАЗ-2110 (карбюратор) и кусок шланга с хомутами к нему. Аналогичный клапан чуть большего размера можно найти в отделе запчастей для УАЗ.
Подключаем клапан параллельно клапану продувки адсорбера: если последний у Вас всё ещё используется в системе — потребуется докупить карбюраторный тройник для врезки… В ресивер через обратный клапан воздух не попадёт (в одном направлении клапан всегда закрыт), а вот при возникновении избыточного давления клапан откроется, и через него всё благополучно будет стравлено в подкапотное пространтство. Устанавливаем клапан (естественно) стрелкой наружу. Клапан можно спрятать (скрыть) под пыльником двигателя, как в моём случае.
С последствиями хлопков, полагаю, разобрались. Переходим к их профилактике…
МИФ 3: "Никаких специальных свечей для газа не нужно".
Тут следует понять, что авторы подобных высказываний подразумевают под "не нужно": если речь идёт о том, что доукомплектованный газобалонным оборудованием автомобиль на стандартных свечах зажигания поедет — то с ними трудно поспорить… поедет. Но если применять к автомобилю критерий "едет — не едет", то Porsche 911 ничем не будет отличаться от ВАЗ-2101 🙂
Если не вдаваться в технические подробности искрообразования, то можно упростить и сформулировать "по рабоче-крестьянски" примерно следующую рекомендацию: для автомобилей с ГБО целесообразно использовать свечи зажигания с меньшим искровым зазором. В режиме пуска они предотвратят пропуски воспламенения, в следствии которых (в том числе) и появляются "хлопки". Так как на впрысковом автомобиле время накопления для катушек зажигания и напряжение пробоя изменяются во времени, целесообразно использовать свечи с инвариантным фактическим зазором: NGK V-line (кроме свечей с литерой "S" в маркировке), DENSO U-Grave… либо специализированные "газовые" свечи (BRISK Silver LPG и.т.д).
БЫЛИНА № 4: "Микас 7.6 и хлопок при включении зажигания".
Аппаратно (конструктивно) блоки управления М7.6 так устроены, что при включении зажигания посылается одиночный импульс на форсунки и на модуль зажигания. Хлопки зачастую слышат даже владельцы автомобилей, не укомплектованных газобалонным оборудованием (особенно часто зимой). Для автомобилей же (под управлением Микас-7.6), оснащённых ГБО хлопки при включении зажигания становятся повседневной нормой, и это не миф.
Но как и в остальных случаях, решение данной проблемы существует: достаточно в цепь +12 Вольт модуля зажигания врезать реле с задержкой (0.5 секунды будет достаточно).
Если приведённая информация оказалась Вам полезной, Вы можете отблагодарить автора (то есть меня) зачислением на счёт мобильного телефона +792OO341ЗЗЗ (МегаФон Центр). Всем добра!
1 Баллон
В наборе с лентами крепежа или болтами в зависимости какой баллон вы выбрали
2 Мультиклапан для баллона
3 Редуктор
4 Заправочный клапан ( он часто продается в комплекте с мультиклапаном)
(идет в наборе с мультиклапаном)
5 Клапан перекрытия топлива (бензина если машина карбюраторная)
Если машина не карбюраторная, а инжекторная нужно будет купить в место клапана запора бензина, эмулятор форсунок ( эмуляторы бывают разными к примеру если 4 цилиндра, то соответственно эмулятор должен быть для 4х цилиндровой машины и так далее.)
Чаще всего машины с газом 2 го поколения четырех цилиндровые.
6 Кнопка переключения ГАЗ-БЕНЗИН
Кнопки бывают 2х вариантов для карбюраторных и инжекторных машин.
Нужно при покупке кнопки уточнить продавцу что машина у вас или карбюраторная или инжекторная.
Нужно это для того, что бы в последующем правильно собрать электрическую схему.
7 Миксер под ваш карбюратор или если машинка инжекторная миксер для вашего типа инжектора.
Он нужен для того что бы мы правильно подали смесь газа в ваш впускной коллектор.
8 Регистр мощности подаваемого газа в коллектор
Опять же регистры мощности бывают нескольких типов с одной рукояткой и двумя
При подборе миксера к вашему типу впрыска то ли это карбюратор то ли инжектор продавец вам продаст именно тот что вам нужен.
Просто не забудьте уточнить что вам нужен регистр мощности под ваш миксер.
Именно миксер диктует какой должен быть регистр мощности.
9 Шланги и разная мелочь для подключения
шланг 16 мм тосольный около 2 метров
шланг 16 мм газовый около 1 метра
шланг 10 мм около 1 метра если машина карбюраторная
хомуты для шлангов я примерно беру всего по 20 штук на те и те шланги
изолента одна лучше "3М" фирмы она хорошего качества
тройники подключения тосола от печки к редуктору 2 штуки диаметром 16 мм
стяжки 20 см пластиковые 1 упаковка
10 Трубки подключения газа медные или пластиковые как вам будет угодно
6 мм 6 метров
8 мм 2 метра
Так вроде бы все перечислил прошу прощения если что то забыл, я всего лишь человек )))
Устанавливаем баллон
Устанавливаем редуктор под капотом на основании кузова
На картинке указан редуктор 4 поколения так как картинки установленного редуктора 2 го поколения я не нашел в хорошем качестве
Ставим мультиклапан в баллон следите что бы отметка "ТОР" на мультиклапане, что нарисована на шкале уровня количества газа смотрела строго в небо .
Далее подключаем трубки от баллона к заправочнику
Подключаем трубку от баллона к редуктору.
Следите за тем что бы все концы трубок были плотно обжаты так как плохо обжатые трубки в последствии будут травить газ.
Но и не перестарайтесь.
При подключении трубок когда будете прокладывать тянуть магистраль из трубок следите за тем что бы трубку не сломать и плотно прикрепляйте стяжками к кузову.
Лучше прокладывать трубки с трубками топливой системы бензина. Так как они проложены в самом безопасном месте от воздействия к примеру ударов и так далее.
Далее подключаем тосол к редуктору
Подключайте редуктор строго параллельным способом, через тройники,а не последовательным.
Летом вы не поймете в чем проблема, а вот зимой если не правильно подключите будете сразу это ощущать.
Электрика при внимательном осмотре коробки с кнопкой вы найдете инструкцию как правильно подключить провода.
К примеру такую, они все практически одинаковы
Надеюсь вы разбираетесь в таких схемах описывать не стану как делать это по шагам.
Устанавливаем бензиновый клапан разорвав цепь подачи по шлангу бензина в карбюратор после . бензонасоса .
Смотрите внимательно направление стрелки на клапане стрелка должна смотреть по направлению от бака к карбюратору.
Подключаем, устанавливаем миксер подачи газа в карбюратор или коллектор если машина инжекторная
Инжекторная система миксер устанавливается и выглядит примерно так
Устанавливается он перед дроссельной заслонкой.
В общем принцип понятен я так полагаю.
После подключаем шланг подачи газа от редуктора к миксеру.
Теперь нужно установить регистр мощности на этот шланг.
Его лучше всего ставить как можно ближе к миксеру подачи газа. !!
Небольшое дополнение если машина инжекторная то в место клапана бензина нам нужно подключить эмулятор форсунок.
Схема подключения есть так же в наборе к эмулятору и там написано как подключать его.
Со своей стороны скажу что провода от кнопки для инжекторной машины подключатся не к бензиновому клапану,
а к проводу питания эмулятора форсунок. Тут нет никаких сложностей на самом деле.
Ну все в принципе мы закончили все работы.
Теперь проверка все ли правильно сделано.
Первое заводим машину кнопка должна быть переключена в положение БЕНЗИН
Если все правильно то питание на клапан бензиновый идет и бензин подаётся в систему.
А на клапане редуктора питания соответственно нет .
Тестером можно проверить питание на катушке редуктора не должно быть при работе двигателя на бензине.
Переключаемся на нейтральное положение кнопки (кнопка по середине стоит ).
Машина работает но питание на клапане бензиновом нет и нет питания на катушке редуктора.
Это мы вырабатываем остатки бензина перед включением газа.
Касается эта процедура только машин на КАРБЮРАТОРНОЙ с стеме.
Как только машина стала глохнуть переводим кнопку в положение ГАЗ
В этот момент питание на бензиновом клапане отсутствует и клапан не работает
Тем самым не давая поступать бензину в систему.
А питание на катушке редуктора газа появляется.
Тем самым запуская газовый редуктор в действие.
Если все так как я написал едем на заправку и заправляем литров 5 ть газа в баллон.
Теперь самое главное, запустить машину на газу, тем самым правильно настроить еще требуется.
По этой ссылке я рассказываю и описываю как это сделать самим без помощи профессионалов, нажмите.