Вписывая в техпаспорт своей машины газобаллонное оборудование, познакомился с владельцем Lada 2107, который установил ГБО самостоятельно, после чего без проблем внес его в техпаспорт в МРЭО. Неужели такое возможно? Мы решили провести эксперимент.
Для начала изучили схему, как можно самостоятельно установить ГБО, не выходя за рамки правового поля. Все оказалось просто. На авторынке или у установщиков ГБО вы покупаете комплект газобаллонного оборудования со всеми комплектующими, а затем ищете инструкцию по установке в Интернете или у самих газовщиков. После монтажа оборудования едете к тем же установщикам ГБО, и они за гонорар в 250–350 грн. проверяют правильность монтажа, при необходимости помогают настроить и выдают документы, требуемые для внесения в техпаспорт машины информации о наличии газобаллонного оборудования. Экономия на переоборудовании карбюраторного автомобиля составляет 500–800 грн. Для владельцев старой техники это довольно большая сумма!
2200 за комплект
Хороша теория, но как все-таки на практике самостоятельно установить оборудование на карбюраторный автомобиль? Имея два диплома по автотехническим инженерным специальностям и опыт эксплуатации авто с ГБО, я решил сам проверить, насколько это реально и есть ли какие-то сложности. Знакомые в качестве подопытного предложили взять их ВАЗ-21011 с 1,3-литровым мотором. Автомобиль есть, теперь нужно оборудование. Его я нашел на одном из столичных авторынков. В комплект стоимостью 2200 грн. вошли вакуумный редуктор Lovato Aspirato (по отзывам специалистов, ходит 150–180 тыс. км, а ремкомплект стоит 120–200 грн.), 50-литровый цилиндрический баллон с мультиклапаном Tomasetto, хомуты крепления баллона, смеситель (в народе – миксер), заправочный вентиль, тройник подачи газа в карбюратор, газовый клапан, бензиновый клапан, трубопроводы для сжиженного газа, для газа в паровой фракции (диаметр 19 мм), для бензина, для воды-антифриза (диаметр 19 мм), два тройника для подключения к системе охлаждения, хомуты для зажима трубопроводов, гофрированный рукав и пластиковые фланцы для трубопроводов, идущих от мультиклапана под днище автомобиля, а также пульт управления ГБО. Следует устанавливать только специальные трубопроводы, иначе можно получить утечки газа и тосола. Так как на рынке гарантий не дают, лучше брать узлы Lovato или Tomasetto – они очень надежны.
Редуктор (1) должен стоять вертикально и продольно по отношению к продольной оси автомобиля. Иначе при торможениях, разгонах и на ухабах он будет работать некорректно из-за прогибаний диафрагмы. Газовый клапан (2) должен иметь хороший доступ для замены его фильтра.
Трубопровод не должен контактировать с подвижными деталями и быть на открытой плоскости. Также он не должен быть натянутым – для компенсации температурных удлинений и укорачиваний.
Дозатор подачи газа к двум камерам карбюратора имеет регулировочный винт, который позволяет настроить оптимальный расход газа.
Бензиновый электроклапан устанавливается в цепь после бензонасоса перед карбюратором.
Тонкости монтажа
Чтобы газобаллонное оборудование нормально работало и не создавало проблем при обслуживании автомобиля, к процессу его установки следует подойти серьезно. Так, редуктор желательно размещать в моторном отсеке максимально близко от карбюратора и рубашки охлаждения двигателя. Чтобы исключить влияние ускорений и замедлений на диафрагму редуктора, он должен стоять продольно (см. фото). В случае с ВАЗ-классикой его удобнее всего подключить к патрубкам «печки». Для этого их придется разрезать и вставить тройники. Также желательно, чтобы редуктор стоял ниже верхнего патрубка печки для обеспечения эффективной циркуляции жидкости в редукторе.
Бензиновый электроклапан удобно становится с левой стороны моторного отсека недалеко от главного тормозного цилиндра. Врезается он в шланг от бензонасоса к карбюратору. Газовый электроклапан располагается на моторном щите с другой стороны отсека. Такое размещение клапанов оптимально и с точки зрения безопасности, так как в случае лобового столкновения низка вероятность удара об клапан.
Миксер, т. е. смеситель, устанавливается под карбюратор. Для обеспечения герметичности при его монтаже нужно использовать прокладки и желательно герметик, так как в старых автомобилях стыковочные плоскости коллектора и карбюратора могут быть деформированы или иметь очаги коррозии. Также желательна притирка контактных плоскостей карбюратора и миксера, иначе прогорит прокладка миксера.
Для установки ГБО своими силами удобнее всего применять не медный трубопровод, а специальный пластиковый, поскольку он легко гнется и не требует развальцовки концов. А для герметичного соединения используются специальные переходники с зажимами наподобие тех, что применяются в сантехнике с металлопластиковыми трубами. Пластиковый трубопровод немного дороже, но значительно удобнее в использовании и, кроме того, он не окисляется под воздействием кислот, содержащихся в сжиженном газе (пропан-бутане). Кстати, продукты окисления быстрее засоряют газовый фильтр.
Для крепления баллона в полке багажника над задним мостом ближе к сиденьям сверлятся два отверстия диаметром 10 мм. Другие концы крепежного хомута (лучше брать прорезиненный) можно прикрепить без сверления кузова. Для этого нужны два отрезка стальной полоски длиной 8–10 см. В них по центру сверлится отверстие, в которое вставляется крепежный болт. Его желательно прихватить сваркой или клеем. Далее этот тройник «заводится» в технологическое окно со стороны упомянутой полки (см. фото), и к нему прикручиваются вторые концы хомута, зажимающие баллон. Крепеж баллона должен исключать контакт металла на полосе с металлом на баллоне, поэтому лента ламинированная. Если самоделка из листа металла, нужно подложить картон или резину.
Закрепляя баллон, следует помнить, что он должен стоять в определенном положении. Так, ось посадочного окна мультиклапана баллона должна быть под углом 30° к горизонту. В этом случае будет корректно работать поплавок и оптимально стоять «забор» газа из баллона.
Отверстия для монтажа патрубков вентиляционной «гофры» следует делать максимально близко к багажной полке, на которой стоит баллон, и под мультиклапаном. Так меньше пострадает полезный объем багажника. Патрубки в нижней части имеют косые срезы. Их нужно направить в разные стороны по ходу движения авто. Этим обеспечивается эффективная вентиляция короба мультиклапана.
Заправочный вентиль можно прикрепить в любом удобном месте под задним бампером. Трубопровод к нему лучше тянуть вдоль лонжерона с другой стороны от глушителя.
Трубопровод от баллона к газовому клапану лучше прокладывать вместе с бензиновыми трубками (параллельно), а если это невозможно – подальше от подвижных деталей ходовой (рулевого, подвески, трансмиссии) и в то же время исключая его размещение на открытой плоскости днища. Несмотря на его высокую прочность (нельзя перебить даже молотком), если вы зацепитесь за пень, трубу можно вырвать из патрубка-зажима. Блок управления ГБО можно разместить в салоне в любом удобном месте. Далее найти «канал» доступа в моторный отсек для подключения к клапанам – бензиновому, газовому и принудительной подачи газа на редукторе (провод starter). Все провода подписаны, поэтому проблем с подключением нет: плюсовые подключаются к промаркированным клеммам, а «минус» – к кузову.
Ось мультиклапана должна располагаться под углом 30° к горизонтали. Места, где делались отверстия в кузове, нужно обработать антикором.
Пульт управления ГБО имет два переключателя и индикатор полноты бака. Один переключатель – «газ–нейтраль–бензин», другой – «подсос» газа.
Патрубки вентиляции имеют срезы, которые необходимо направить в разные стороны – для лучшей вентиляции короба мультиклапана.
Заправочный вентиль можно расположить в любом удобном месте под задним бампером. В багажнике его лучше не размещать, так как при потере герметичности газ попадет в салон.
Финишная прямая
После сборки и контрольной обтяжки всех трубопроводов желательно подъехать к газовщикам, чтобы проверить правильность монтажа, а затем можно отправиться на газовую заправку. При этом в баллон желательно залить не больше 10 литров газа – это позволит избежать больших его потерь в случае негерметичности какого-либо соединения. Перед заправкой следует убедиться, что вентиль подачи газа к редуктору на мультиклапане закрыт, а вентиль подачи газа в баллон открыт. После заправки требуется сделать концентрированный мыльный раствор, который позволит проверить все соединения газовых шлангов на герметичность. Для этого открываем второй вентиль мультиклапана и смазываем раствором абсолютно все соединения от заправочного вентиля до карбюратора. В случае обнаружения утечки в каком-либо соединении его следует еще раз подтянуть. Если это не помогает, нужно повторно разобрать соединение и «перепаковать».
«Установить самостоятельно ГБО можно, но для этого необходимы хотя бы минимальные знания конструкции и принципа работы системы питания автомобиля. Если этого нет, лучше не экономить».
! Для правильной настройки ГБО необходимы новый воздушный фильтр, рабочие свечи зажигания и высоковольтные провода. Также нужно убедиться в хорошей компрессии в цилиндрах и отсутствии подсосов воздуха во впускном тракте. Иначе настроить ГБО не удастся!
Финиш
Удостоверившись в герметичности, можете запускать двигатель. В карбюраторных машинах запуск желательно осуществлять только на бензине (на газе происходит переохлаждение диафрагмы редуктора, что может сократить ее ресурс). После прогрева мотора до температуры 50–60°С переключаемся на газ. Изначально на редукторе установлены усредненные регулировки, поэтому его лучше отрегулировать под конкретный агрегат. Для этого на редукторе есть два регулировочных винта (холостого хода и количества газа) и еще один или два (в нашем случае один) на дозаторе-разветвителе к миксеру под карбюратором.
Регулировку мы доверили специалистам, которые после этого выдали нам документы на регистрацию ГБО в техпаспорте. На установку ГБО ушел целый день. Кстати, делать это желательно с помощником. Еще один день потратили на регулировки и получение нового техпаспорта в МРЭО.
Перед установкой ГБО на ВАЗ 2107 (карбюратор) следует купить комплект оборудования, куда входит:
- газовый баллон с лентами крепления;
- вентиляционная коробка;
- газовый редуктор;
- клапан электромагнитный;
- мультиклапан с заправочным устройством;
- регистр мощности;
- переключатель газ-бензин;
- электроклапан бензопровода;
- медная трубка диаметром 6 и 8 мм;
- газовый рукав;
- тосольный рукав;
- хомут и переходные тройники.
Установку оборудования можно начать с того, чтобы врезать ВЗУ (выносное зарядное устройство) в задний бампер машины. Это можно сделать при помощи дрели и резака.
Дальнейший монтаж оборудования и трубопроводов производится в несколько этапов.Прокладка трубопровода от ВЗУ к мультиклапану газового баллона через декоративную резиновую заглушку в кузове (для качественного выполнения операции желательно снятие декоративной накладки и бензобака).
Важно: будьте осторожны при сгибанье медных трубок газопровода. При резком изгибе трубка деформируется и снижается ее пропускная способность, чтоб может вызвать проблемы при заправке баллона или работе двигателя на повышенных оборотах.
Правильно настроенное ГБО ВАЗ 2107 практически полностью сохраняет динамические показатели двигателя. При переключении режимов «газ-бензин» во время движения не должно быть никаких «провалов» и рывков.
Расход пропана на 10-20% больше, чем расход бензина на тех же режимах работы. Следует помнить, что ГБО ВАЗ 2107 (карбюратор) намного требовательней к состоянию свечей зажигания и воздушного фильтра. Также следует немного изменить регулировки свечей, уменьшив зазор между электродами, так рабочая среда при работе на газово-воздушной смеси имеет несколько большее напряжения пробоя. Пропуски в работе свечей зажиганий вызывают «хлопки», которые при неблагоприятных условиях могут вызвать повреждение впускного коллектора или его прокладки.
Всем доброго времени суток.
Часть 1
Часть 2
Сегодня постараюсь, закончит отчёт об установке ГБО на машинку, а также подвести некоторые итоги.
Итак, после монтажа кронштейна под редуктор был установлен сам редуктор и подключены тосольные шланги, а также подведена газовая трубка, идущая от газового электроклапана, эти процедуры дядя делал без меня, так как я в это время был занят рабочими делами.
Тосолные шланги были подключены паралельно от патрубков печки через тройники (на мой вопрос, почему подключение было произведено не последовательно через печку? дядя ответил: что такое подключение не создаёт помпе дополнительной нагрузки, и это логично, хотя последовательное соединение казалось мне намного проще).
Далее были подключены контакты к катушке пускателя на редукторе (аналог бензинового подсоса). И теперь работа приблизилась к предфинальной части монтажа ГБО, а именно врезки штуцера в карбюратор, по совету дяди, я не стал покупать смеситель, а купил штуцер, при правильной врезки в карбюратор штуцер имеет наиболее удобное положение для распыления, вследствие чего педаль газа работает более отзывчиво, врезку решили делать в одну камеру (забегая на перёд скажу, что её более чем хватает!).
Сам процесс врезки делал дядя, потому как это была ещё одна проблема для меня, тут, нужен опыт, и знание оптимального месторасположения врезки.
Процесс финальной регулировки редуктора я не буду описывать, много информации в инете, да и для каждого двигателя он по концовке индивидуальный, вначале делается по инструкции, а потом уже донастраивается индивидуально.
Казалось бы что вроде всё готово, но нет, впереди ещё была одна проблемка, а именно отладить заправку баллона, так как я ранее писал что на АГЗС автоматика вырубалась, «думая» что баллон полный. В общем, я купил 2 метра новой медной трубки для магистрали (от выносного заправочного устройства ВЗУ до мультклапана) и перекинул магистраль, как писал ранее уже, одной из возможной причиной не заправки являлся залом трубки образовавшейся из-за резкого угла изгиба. После вышеописанного монтажа я снова отправился на заправку, и тут снова меня ожидала неудача, автоматика залив несколько сот грамм газа снова «отбилась». Немного растроевшись я снова поехал к дяде, следующим этапом мы решили проверить работоспособность мультикалпанна, для этого он был выкручен из балонна, разобран полностью, для проверки нахождения всех запорных элементов на своих местах, после проверки, начали устанавливать мультиклапан на штатное место, и обратили внимание, что уплотнительная резинка была повреждена. Установка отложилась до следующего дня, так как надо было найти нужную резинку и купить её.
Резинку я нашёл в одном из автомагазинов этим же вечером, и на следующий день мультиклапан был на месте, я снова поехал на АГЗС, и снова был огорчён результатом, та же беда, оставался только один элемент, это было выносное заправочное устройство (в самом начале всей этой истории, газовый оператор мне сказал что проблема может быть в шарике в ВЗУ), в общем, оно было раскручено, и причина была сразу выявлена, был залом в пружине стопорного шарика, и из-за этого шарик вроде бы как ходил внутри при нажатии на него, ну давлением газа шарик не продавливался, и поэтому автоматика вырубалась, в общем пружинка была укорочена на виток, и установлена на место. Поехавший сразу на АГЗС, я на конец-то спокойно вздохнул, газ начал литься в баллон. Заправив литров пять, я ещё раз пролил все соединительные узлы мыльным раствором, и после того как убедился в отсутствии утечек заправил бак ещё 20 литрами. Подведу итоги данной проблемки: В общем в принципе замена первоначальной магистрали от ВЗУ до мультиклапанна была необходимой в любом случае, а в остальном всё таки надо было действовать по принципу «начинать поиск и ремонт с наиболее простой проблемы».
Подведу общие итоги, а также ощущения после установки ГБО:
В общем, перед установкой ГБО я думал что машинка потеряет в динамике и.т.д, да немного приёмистость упала, но это когда машина была нагружена по максимуму при движении в горку, когда я сам катаюсь или с супругой то разницы я абсолютно не вижу.
Сказать про расход пока более точного ничего не могу, сразу после установки я катанул порядка 640 километров (залив 77 литров газа за 2 заправки), единственное что, пока нарисовалось из расхода так это около 12 литров на 100 км, ну эти данные немного не корректные, потому, как этот расход был высчитан на немного перегруженной машинке(500-540 килограмм где-то, при полезной нагрузке 400 килограмм). На данный момент, редуктор был немного ещё «прикручен» по расходу, была заправлена контрольная сумма литров и сейчас выкатываю километраж.
Теперь по финансам:
-Комплект ГБО, плюс пересылка вышел 2770 гривен.
-Покупка дополнительной медной трубки D8, 2 метра- 120 гривен.
— Покупка запасных ниппелей ( 4 D6 и 4D8) – 24 гривны.
-Штуцер в карбюратор- 15 гривен.
— Уплотнительная резинка на мультклапан- 5 гривен.
— Несколько попыток заправки газа для пуско-наладок около 50 гривен.
Итого было затрачено 2984 гривны, возможно, какие-то мелочи упустил. Ну, можно округлить эту сумму до 3000 тысяч гривен. Так как ставили своими силами, то больше затрат не было на установку. В целом очень доволен установкой. Пускай оно и не скоро окупиться, ну уже сейчас заправка не так бьёт по карману, а это уже результат. Возможно, что-то упустил из описания, если будут вопросы — задавайте.
Позже скажу более адекватные замеры по расходу.
Часть 1
Часть 2
Благодарю за внимание.