Сжиженный газ стали использовать в качестве горючего в 1930 г. Первые баллоны с LP-газом появились только через 20 лет после этого. Изобретение дало толчок развитию производства походных газовых горелок, которые сегодня являются наиболее популярным видом туристических примусов.
Каждый уважающий себя производитель горелок предлагает под своей торговой маркой и газовые баллоны для горелок, рекомендуя использовать со своими изделиями только их.
Конечно, это исключительно рекламная уловка. Все баллоны, за исключением одного производителя АDG (торговые марки Campingaz и Coleman), являются универсальными и подходят к горелкам разных моделей и брендов.
Кроме производителей горелок, газ для туристических горелок выпускают различные другие компании, в том числе, отечественные и китайские.
Самые известные ТМ газовых баллонов для горелок – это Primus (подороже) и Kovea (подешевле).
Газовые баллоны для горелок. Виды и особенности крепления
Каким бывает баллон газовый туристический:
- резьбовым (epi-gaz)
- цанговым
- прокалываемым
- клапанного типа (easy click)
Слева направо: клапанный, резьбовой, цанговый
Резьбовой газовый баллон для туристической горелки. Это сменный картридж, который присоединяется к горелке с помощью накручивания самой горелки или ее шланга на резьбу. Объемом 110, 230, 450, 500 гр. Стоимость от 100 до 300 руб. за баллон в зависимости от веса и производителя.
Цанговый (штоковый, штуцерный) баллон. В народе их называют дихлофосными. Они предназначены для использования в специальных мобильных кухнях (плитках) и чтобы использовать их в горелках, нужен специальный переходник, который иногда идет в комплекте с горелкой, либо покупается отдельно. Цанговый баллон с более тонкими стенками, чем резьбовой и иногда мнется в месте соединения с горелкой, что создает проблемы при установке. Считается, что в дихлофосных баллонах топливо для горелки худшего качества. Емкость 220 гр. Стоимость 40-70 руб. в зависимости от производителя.
Клапанного типа газовый туристский баллон. Только Campingaz и Coleman и только для горелок этих же торговых марок с системами соединения Easy Clic® PLUS или Easy Clic®. По отзывам, этот тип крепления исключает даже малейшую утечку газа. В отличие от переходников резьбовой-цанговый баллон, переходника резьбовой-клапанный баллон в отечественных магазинах найти не удалось. Может если с пристрастьем порыться в забугорных лабазах, то он там обнаружится? С другой стороны – а стоит ли оно того? Объем 190, 230, 450, 500 гр. Стоимость 90-300 руб.
Прокалываемый баллон газовый туристический, Campingaz и Coleman (а также их более дешевые клоны, например Kemper). Считаются пикниковым и дачным вариантом, т.к. предполагается, что баллон нельзя отсоединять от горелки до того, как газ будет полностью израсходован. Широко распространены в Европе, где их можно приобрести на любой бензоколонке.
В первую очередь, подходят для газовых горелок Campingaz и Coleman и другого оборудования этих марок, например газовых паяльных ламп. В продаже есть переходники на резьбовые горелки, но, честно говоря, мне не известны туристы и альпинисты, которые бы с этим заморачивались. Так что, это вариант скорее бытовой, чем походный. Вес 190 гр., 320 гр. Цена 80-120 руб.
Торговые марки Campingaz и Coleman тяготеют к «уникальным» видам крепления, даже с их цанговыми и резьбовыми газовыми баллонами для горелок надо быть начеку. На туристических форумах встречается информация о том, что диаметр цанговых и резьбовых Coleman предполагает их использование только «с родным» оборудованием. Вообще, эти торговые марки не очень распространены в России, в отличие от европейских стран.
Полезные статьи:
Баллон газовый туристический. А что внутри?
В стандартных газовых баллонах для горелок используется смесь из бутана, пропана, изобутана. От того, в каких пропорциях они «намешаны», зависит, насколько хорошо будет работать горелка и, в первую очередь, на морозе.
Подавляющее большинство баллонов содержат смесь пропан/бутан(изобутан) (либо 30:70, либо 20:80). Гораздо стабильнее горит, в т.ч. и при минусовых температурах, коктейль, в котором вместо бутана – изобутан (либо бутан+изобутан), т.к. по своим химическим свойствам он более однороден и имеет более высокое октановое число. Проблемы при использовании такого баллона газового туристического начинаются при минус15 градусах.
Пропановый баллон Coleman Propane Fuel
Топливо для горелки тем дороже, чем выше содержание пропана. В специальных газовых смесях, которые предназначены для использования при низких температурах воздуха, так называемом «зимнем газе» (обозначение на баллонах – слово «зима», либо снежинка), содержание пропана от 50% и выше. Производители заявляют, что они пригодны для использования при температуре воздуха до минус 25-30 градусов.
На 100% пропановый газ для туристических горелок Coleman Propane Fuel, который можно использовать при температуре воздуха до минус 42 градусов (температура кипения пропана). Баллон объемом 465 гр. стоит около 600 руб. Для этого газа используется специальный, толстостенный баллон, так как для сжатия пропана нужно большее давление. Такой баллон предназначен только для использования в пропановых горелках и лампах этой же торговой марки, вес его гораздо более ощутим, чем у картриджей этого же объема, наполненных бутаном или газовыми смесями.
На 100% изобутановый/бутановый наполнитель встречается в баллонах газовых туристических, в частности отечественного производства, типа «Еврогаз» и «Тierra» (их еще называют казанскими баллонами) и корейских «Следопыт» и «Неогаз». Их, не сомневаясь, можно использовать в летних походах, когда столбик термометра не опускается ниже плюс 5-10 градусов, хотя производители заявляют и минусовые температуры.
У опытных туристов есть целый арсенал маленьких хитростей, которые помогают газу гореть на холоде. Но, на наш взгляд, проще не извращаться, а взять в зимний поход либо жидкотопливную горелку, либо мультитопливную горелку. Бензин бодро горит даже при лютом арктическом морозе.
Нюансы использования газа для туристических горелок
Резьбовые газовые баллоны 450 гр.
Если вы собрались в длительный горный поход или восхождение, имейте в виду, что там, где важен каждый грамм веса, рациональнее брать газ в больших упаковках 450-500 гр. В данном случае, удельный вес железа будет меньше. К тому же, проверено – чем больше емкость баллона, тем он лучше работает при минусовой температуре, т.к. он меньше охлаждается от расширения газа.
Если на улице похолодало, для лучшей работы горелки, баллон газовый туристический лучше предварительно прогреть за пазухой, некоторые даже берут его к себе в спальник.
При расчете необходимого на поход количества газовых баллонов для туристической горелки, надо исходить из того, что стандартной пропаново-бутановой(изобутановой) смеси в 450 гр. картридже хватает 3-м человекам на 2 дня, т.е. на 6 готовок и заливку термоса (2 раза по 1 л).
Самый распространенный вид баллонов – цанговый. Их можно купить даже в самых отдаленных населенных пунктах. И это придется делать, если до точки начала маршрута надо будет лететь. Ведь газ нельзя провозить в самолете. Официально, перевозка газа запрещена и в поезде, но, к счастью, там багаж не проверяют. Поэтому не забудьте переходник на цанговый баллон, если ваша горелка предполагает использование резьбового баллона.
Не стоит брать с собой в сложные походы повторно заправленные баллоны. Несмотря на то, что отечественные мастера на все руки научились их заправлять из бытовых баллонов большой емкости с помощью самодельных адаптеров, не забывайте, что они одноразовые и не предназначены для повторного использования.
Если хотите быть уверенными в качестве газовой смеси лучше приобретать газ известных производителей, таких как Primus и Kovea.
Дмитрий Рюмкин, Ирина Столярова специально для Заброска.рф
Некоторые технологии строительства, монтажа трубопроводов, ремонта автомобилей связаны с применением направленного открытого пламени. В быту популярны газовые горелки на баллончик – небольшие приборы, позволяющие регулировать направление, силу и температуру огня.
Модели отличаются по назначению, конструкции, виду топлива, поэтому перед покупкой необходимо учесть основные критерии и приобрести устройство не только удобное, но и экономичное.
Чтобы облегчить задачу выбора, мы подготовили подробную классификацию портативных горелок, привели практичные рекомендации по определению лучшей модели, а также обозначили правила безопасной эксплуатации газовых устройств.
Виды портативных горелок
Газовыми горелками называют устройства, различные по конструкции и назначению, но их объединяет общая черта – функционирование производится от газа.
Портативные устройства, предназначенные для работы от маленькой тубы, наполненной пропан-бутаном или другим газом, не нужно путать с духовками или мощными агрегатами для сварки, которые работают от природного газа или большого баллона.
Предлагаем краткий обзор основных элементов конструкции недорогой горелки для газового баллончика, которая служит прекрасным образцом домашнего устройства. Оно может пригодится для ремонта на даче или для барбекю.
С помощью компактного прибора можно быстро разжечь мангал, нагреть болты или гайки на морозе, расплавить пластиковые детали, обработать термоусадки. Температуры пламени (до +1300°С) хватает для пайки металлических труб.
Это пример горелки популярного среди пользователей типа, но ассортимент приборов намного шире. Рассмотрим наиболее востребованные виды.
Различие по сфере использования
Открытое пламя может потребоваться и в быту, и на отдыхе, и во время выполнения монтажных работ. Одна из сфер применения – туристическая. В походных условиях с помощью простого прибора разжигают костер, разогревают консервы.
Горелки с направленным факелом «пистолетного» типа часто применяют в монтажных работах при пайке медных труб, для сгибания пластиковых элементов.
Высокотемпературными мощными лампами можно обрабатывать и стальные детали, но для этого требуется твердый припой и немного измененная техника пайки.
Также газовые портативные горелки применяются для следующих работ:
- обработка деревянных деталей;
- розжиг мангала, костра на даче без использования химических средств;
- прокаливание и резка металлических заготовок;
- опаливание туш животных при разделке;
- оттаивание замерзших трубопроводов.
Полезный прибор всегда под рукой у мастеров-умельцев, которые самостоятельно любят благоустраивать дом и облагораживать приусадебный участок. Горелка может пригодиться в автомастерской, при строительстве теплицы или других сооружений.
Деление по способу присоединения баллончика
Картридж с горючим является расходным материалом. Как только топливо заканчивается, он отсоединяется от горелки, а на его место устанавливается новый баллончик.
Существует несколько видов присоединения картриджа к устройству:
- резьбовые – фиксируются с помощью резьбы, проще говоря – накручиваются;
- цанговые – надеваются и слегка поворачиваются в одну из сторон;
- клапанные – закрепляются фиксатором;
- прокалываемые – соединяются с помощью легкого нажатия.
Резьбовые модели встречаются чаще остальных. Они образуют прочное соединение двух элементов, которые можно в любой момент разъединить. Прокалываемые, напротив, нельзя отключать, пока газ в баллончике не закончится.
Слабая сторона цанговых устройств – быстрое разбалтывание фиксатора, вследствие чего происходит потеря газа.
Более надежными считаются клапанные горелки, которые обычно предназначены для разогрева пищи.
Различие газовых горелок по типу топлива
Производители используют различное горючее для наполнения расходных картриджей. Выбор сжиженного газа основывается на назначении горелок, требуемой температуры пламени, мощности. Чтобы улучшить характеристики состава, иногда смешивают несколько различных видов топлива.
Чаще остальных применяются следующие комбинации веществ:
- смесь пропана и бутана (70:30) – в основном, для летнего применения, но с устройством нагрева используется и зимой;
- комбинация пропана, бутана и изобутана в различных пропорциях;
- смесь MAPP – метилацетилен-пропадиен-пропан, чаще используется для сварки при температуре 1600-2500°С.
Но бывают баллончики, заполненные каким-то одним газом, например, бутаном.
Выбор топлива важен, когда предстоят работы в жестких условиях – на морозе или на большой высоте. А летом для розжига мангала или костра подойдет любой универсальный газ.
Особенности конструкции и принцип работы
По конструкции горелки бывают различными – от элементарных приборов с соплом до более сложных механизмов, оснащенных устройством подачи воздуха и пьезорозжигом.
Рассмотрим конструкцию горелки, предназначенной для сварки металла.
Конструкция с инжектором и обратным клапаном повышает производительность работ и снижает потребление горючего.
Практически все портативные бытовые приборы относятся к так называемым инжекционным горелкам, когда для поддержки пламени воздух засасывается внутрь горелки естественным путем.
Внутри, в специальной камере, происходит смешивание топлива с воздухом, в результате чего горючее после подачи искры воспламеняется.
Из смесительной камеры смесь газов поступает в сопло-насадку, где распределяется по каналам. В конце конструкции, в месте образования факела, располагаются огневые отверстия – окончания каналов.
Варианты насадок по строению: кольцевые, щелевые, трубчатые.
Советы по выбору оптимальной горелки
Компактные ручные горелки покупают с удовольствием, так они имеют массу преимуществ перед жидкотопливными, более «серьезными» устройствами. Они быстро поджигаются, почти не пачкаются, требуют минимума ухода.
Критерий #1 – сфера использования прибора
В первую очередь следует точно определить, для чего будет применяться газовый прибор, так как горелки для пайки и для разогрева пищи кардинально отличаются и по конструкции, и по параметрам.
Строительные приборы чаще напоминают по форме пистолет. При работе их удобно держать одной рукой, а другой в это время можно поддерживать деталь или подносить припой.
Критерий #2 – технические характеристики модели
Такие характеристики, как вес и размеры важны, если горелку приходится брать в пешие походы или часто использовать в быту. Тяжелый инструмент вызывает быструю усталость, тогда как легким работать намного удобнее.
Обращаем внимание на такие характеристики, как:
- температура пламени – от 480 до 2500°С;
- температура нагрева – от 550 до 2500°С;
- мощность – 0,5-3 кВт;
- возможность подключения баллончиков с разным топливом;
- способ присоединения картриджа к горелке;
- тип пламени, форма факела;
- расход топлива – от 60 до 1000 гр/ч;
- вес – от 50 граммов до 1,7 кг.
Если вы приобретаете горелку специально для пайки медных труб, то подойдет низкотемпературная модель.
Для резки или сварки стальных деталей потребуется более мощный аппарат, который обычно называют резаком или сварочной лампой.
Множество друзей и знакомых имеют хобби связанное с пребыванием на природе. Охота, рыбалка, туризм, экспедиционные поездки разного формата. Технический прогресс уже очень плотно вошел в наш туристический быт и приготовление пищи и разогрев воды с использованием газовых горелок уже очень плотно вошел в наш обиход. В плюсах использования газа можно отметить доступность (большое количество производителей горелок, газовых ламп и баллонов к ним, наличие отечественных производителей), отсутствие копоти, маленький вес оборудования и разумная стоимость оборудования (по сравнению, например, с мультитопливными горелками). Минус, по сути, только один — использование газового оборудования в холодное время года — вот тут и начинаются сложности.
Эту заметку побудил написать опыт очередного выезда на природу с ночевкой, пришедшегося на 3 января 2017 года и январские морозы, которые только-только начинались (тем не менее температура при ночевке в неотапливаемом шатре составила (-)18). До этого я ночевал на открытом воздухе при температуре не превышающей (-) 7-8 градусов в пике и это, по видимому, некая переходная граница, за которой могут начаться реальные проблемы.
Для начала немножко теории (взятой с просторов интернета).
Почему моя газовая горелка не работает зимой?
Чтоб такой вопрос не возник в походе, лучше прочитайте эту заметку до выхода в горы:)
Итак, газовые горелки питаются смесью газов в газообразном состоянии (без тавтологии тут не обойтись). В баллоне эта смесь находится в жидком. Встряхните баллон. Чувствуете? Внутри плещется жидкость. Вспомним уроки физики: жидкость начинает испаряться, когда температура вещества превышает температуру его кипения.
Теперь давайте разберемся, что же происходит летом и зимой.
Лето. Воздух нагревает баллон до относительно высоких температур, выше температуры кипения газа – газ кипит – испарения создают в баллоне избыточное давление – из-за давления часть испарений вырывается из баллона в горелку, по пути смешиваясь с воздухом – на выходе из горелки происходит эффективное сгорание газа. А мы получаем горячий обед.
До какой температуры можно использовать газовую горелку?
Делая выводы из вышесказанного, нам нужно, чтоб газ в баллоне был нагрет выше температуры кипения. Но, на самом деле, этого мало. Если мы хотим полакомиться горячим обедом, то нам просто необходимо, чтоб давление внутри баллона было достаточное для выхода большого количества газа в горелку. Для этого нам нужен зазор в несколько градусов.
Газы из нашего баллона кипят при температурах:
бутан (нормальный бутан, н-бутан)…-0,5°С
изобутан …-11,73°С
пропан…-42,09°С
Значит, если в нашем баллоне преимущественно бутан, то его можно эффективно использовать при температуре выше 5°С. Если только пропан с изобутаном, то можем идти в -10°С. Одного пропана в баллоне быть не может, потому что летом давление газа внутри баллона просто разорвало бы его.
Очень кстати! Если вы решили перезаправить свой баллон, то ни в коем случае не просите и не соглашайтесь на заправку чистым пропаном. В лучшем случае, в походе с таким баллоном вы увидите красивый фейерверк, а в худшем – это будет последний ваш поход.
Значит только до -10°С? Неужели ничего нельзя предпринять?
Конечно можно! Во-первых, прочтите и запомните такие вот полезные маленькие хитрости. А во-вторых, в зимний поход берите горелку с предварительным подогревом топлива. Используя первое и второе опытные туристы пользуются газом при температурах -20°С и ниже.
Как сохранить работоспособность газового баллона при низких температурах?
Если для своей походной кухни вы выбрали газовую горелку, то эти советы специально для вас.
Немного физики.
Движение газовой смеси из баллона к горелке обусловлено избыточным давлением внутри баллона. Избыточное давление образуется из-за того, что температура газовой смеси в баллоне выше температуры ее кипения.
Когда температура баллона опуститься ниже температуры кипения (или даже будет примерно такой-же), то испарение газа прекратиться и ваша любимая горелка перестанет работать.
Чтоб избежать этого в холодную погоду следуйте простым и надежным советам.
Совет 1.
При покупке газового баллона обратите внимание на состав смеси. Для зимнего похода нам нужна смесь пропана с изобутаном. Обычный бутан (нормальный бутан, н-бутан) перестает кипеть уже при температуре ниже -0,5°C, поэтому для холодной погоды он совсем не пригоден. Ищите газовую смесь без него.
Этим требованиям соответствуют, к примеру, газовые баллоны MSR IsoPro. Состав смеси в них: изобутан 80%, пропан 20%.
Если смесь без бутана не удалось найти, берите баллон с минимальным его содержанием.
Совет 2.
Чтоб быстрее запустить горелку, держите баллон в теплом месте. Днем, за час до трапезы, положите во внутренний карман куртки. На ночь заберите баллон к себе в спальник. Да, звучит очень странно – спать с баллоном, но этим вы обеспечите себе горячий завтрак.
Совет 3.
Используйте ветрозащитный экран. Даже если ветра нет. Окружите горелку с трех сторон на расстоянии 10-15 см, четвертую оставьте для притока кислорода. Снизу под баллон положите изоляцию, например, кусочек коврика. Ветроэкран удержит тепло и баллон будет лучше прогреваться. Не придвигайте экран ближе к горелке и контролируйте нагрев баллона рукой. Если руке становиться очень тепло или горячо – выключите горелку, дайте баллону остыть. А перед следующим запуском отодвиньте экран дальше.
Перегревать баллон опасно – БА-БАХ!
Для облегчения рюкзака, в качестве ветроэкрана используйте подручные средства, например, ваш не надувной коврик.
Совет 4.
Чтобы поддерживать баллон нагретым, его можно опустить в воду. Температура воды в жидком состоянии всегда выше 0°C. А температуры кипения пропана и изобутана -42,09°C и -11,73°C. Таким образом вы получите запас минимум в 12°, которого будет достаточно для испарения газа. Если вы решили поставить баллон в подогретую воду (нагретую в первые минуты работы горелки), то следите, чтоб она не была горячей. Слегка теплая – максимум! БА-БАХ!, помните? Подложите под емкость, в которой стоит баллон, изолирующий материал. Кусочек коврика – отличный вариант.
Не окунайте баллон “с головой”. Но если так получилось, то перед использованием хорошо продуйте клапан.
Оговорка
Эта информация полезна для горелок без системы подогрева топлива. Для горелок, оборудованных системой подогрева топлива (на фото ниже), состав смеси и температура баллона играют меньшую роль. Об этом я расскажу в другой заметке.
Итак, возвращаемся к моему личному опыту. Года с 2003 мы уже использовали в поездках газовые горелки и лампы:
Ночевка на открытом воздухе в январские морозы 2017 года принесла мне важное открытие — при температуре ниже 5 градусов мороза с Campingaz вы останетесь без горячей еды и питья по двум причинам:
1. Ни одна из моделей газовых горелок компании Campingaz не оборудована системой предварительного подогрева топлива, холода французским конструкторам неведомы и в горы они тоже не ходят.
2. Состав газа в баллонах компании Campingaz затруднительно использовать при температуре ниже (+) 5 градусов Цельсия:
Баллон газовый Campingaz CV470, розничная стоимость 470 руб.
***
Кто виноват — понятно, что делать?
1. Замена горелки на модель, предназначенную для эксплуатации в холодное время года, оборудованную системой подогрева топлива. Об это напишу в отдельной заметке 😉
2. Подбор газового баллона, оптимального для использования в холодное время года.
Не берем в расчет всякую экзотику и посмотрим на модели двух производителей, широко представленных в продаже: MSR и Kovea:
Баллон газовый MSR ISO PRO, розничная стоимость 725 руб.
Баллон газовый Kovea 450, розничная стоимость 360 руб.
Ну как бы вывод напрашивается следующий:
— баллоны Kovea имеют оптимальное соотношение цены-качества. Можно использовать всепогодно, весна-лето-осень с горелками обычного типа, зимой с горелками со встроенной системой подогрева топлива (до (-)23 градусов Цельсия);
— "брендовый" баллон американской компании MSR, по внешнему виду и стране-производителю, делается так же на заводе Kovea. Нет никакого смысла платить дороже за содержание пропана больше на 5%, чем у Kovea, с учетом 2-х кратной разницы в цене. Актуален только для плановых поездок в запредельные холода (более 23 градусов мороза).