No Image

Газель 322132 технические характеристики

СОДЕРЖАНИЕ
899 просмотров
21 января 2020

«Маршрутки», в роли которых чаще всего выступают «ГАЗели», на сегодняшний день считаются признаком стран «третьего мира» (Центральной и Западной Африки, Южной Америки), и в целом активно исчезают как явление. Вот и на родине на смену маленьким «маршруткам» приходят автобусы с большой вместимостью, принадлежащие не частным лицам, а крупным компаниям и автопаркам. Однако ГАЗ-322132 продолжает оставаться одним из самых продаваемых и узнаваемых авто, произведенных на Горьковском автозаводе. В чем секрет такой популярности?

История ГАЗ-322132

Автомобиль ГАЗ-322132 сошел с конвейера в массы в августе 1996 года. Базой для конструирования 322132-й модели стал 13-местный ГАЗ-32213. Изменен был тип двери багажника (на распашной), увеличена высота, в салоне появился потолочный люк. Автобус ГАЗ-322132 быстро обрел признание из-за хорошего соотношения «экономность – вместительность» и тысячи экземпляров поехали по отечественным дорогам.

В 2003 году модель была подвержена рестайлингу в соответствии с новыми тенденциями а автомобилестроении: квадратные фары заменили на каплевидные, обновили приборную панель, интерьер салона и кабины, а также экстерьер (другая решетка), но, главное, установили ГУР. Отличия видны на фото. В 2004 году автомобиль оснастили ABS. С 2005 года по инициативе властей выделить на дороге такси, микроавтобус стали красить исключительно в оранжевый цвет («золотой апельсин»), который пришел на смену традиционному белому. Считается, что в произведенных с 2006 года моделях имеется нарушение технологии при установке балки заднего моста, поэтому ГАЗ-322132 2007 и 2008 годов производства имели свойство часто ломаться, провоцируя ДТП.

В 2010 году производство было прекращено в связи с переходом к выпуску более современных моделей (в их числе похожая внешне «ГАЗель-Бизнес», а также модели 3221-774 и 3221-443 на инжекторе и дизеле).

Сфера применения автомобиля

«ГАЗель» чаще всего используется в качестве:

  • общественного пассажирского транспорта, рассчитанного на поездки по городу и в пригород;
  • грузовые модификации для перевозки грузов до 1-1,5 т (в зависимости от типа кузова и количества мест);
  • некоторые модификации также используют в качестве карет скорой помощи.

Совершать дальние пассажироперевозки не позволяет жесткость салона и отсутствие необходимых защитных средств. Однако некоторые умельцы самостоятельно переоборудуют салон, но в таком случае речь идет, скорее всего, о нелегальных маршрутах.

Технические характеристики

Технические характеристики и габаритные данные ГАЗ-322132 за период производства существенно не трансформировались. Для микроавтобуса этой модели необходимо открывать категорию «D». Грузовая модель в базовой комплектации подпадает под категорию «В».

Микроавтобус

Габаритные размеры, салон:

  • длина – 5,5 м;
  • ширина 2,075 м;
  • высота – 2,2 м;
  • клиренс – 0,17 м;
  • полная масса – 3,5 т, снаряженная – 2,5 т;
  • количество посадочных мест – 13 (увеличивать это количество запрещено).

В салоне имеется две двери: основная раздвижная и багажная распашная, которая также используется в качестве аварийного выхода. Вентиляция совершается естественным путем через окна. Салон оснащен дополнительным источником отопления.

Силовой агрегат. В основной комплектации установлен 4-цилиндровый мотор отечественного производства ЗМЗ-40524 (либо сходный с ним по параметрам УМЗ-4216), в котором впрыск бензина регулируется электронным управлением. Он имеет следующие характеристики:

  • объем в 2,46 л;
  • мощность – 133 «лошадки»;
  • предельный крутящий момент – 214 Нм.

Также на «ГАЗель» устанавливался иностранный двигатель Chryslen 2.4L-DOHC, мощность которого немного больше (150 л/с). В последние годы производства «ГАЗель» комплектовали мотором ГАЗ-5602 (2,13 л, 95 л.с). Микроавтобус на газу не производился, однако конструкция установку ГБО не исключает.

Расход топлива ГАЗ-322132 на 100 км очень мал: 11-13 л в зависимости от типа дорожного покрытия. Предел по скорости – 115 км.

Заправочные объемы:

  • объем топливного бака – 70 л;
  • масло: для КПП – 6 л, для рулевого механизма – 0,18 л, для рулевого механизма – 0,45 л, для ведущего (заднего) моста – 2,9 л;
  • система охлаждения – 8,9 л;
  • вместимость тормозной жидкости – 2 л.

Для заправки используется Аи-92.

Трансмиссия:

  • КПП 5-ступенчатая;
  • передаточное число – 5,125.

С силовым агрегатом КПП сообщается посредством фрикционной однодисковой сцепки с гидроприводом.

Подвеска. «ГАЗель» укомплектована зависимой подвеской (по отзывам владельцев, неплохого качества) с амортизаторами (телескопические) и продольными рессорами. Колесная формула – 2 на 4. Стабилизатор поперечной устойчивости установлен на задней подвеске.

Схема электрооборудования:

  • тип электрооборудования – однопроводной;
  • «–» потребителей соединен с корпусом;
  • напряжение – 12 В.

Допустимая величина постоянного тока – от 65 А до 135 А в зависимости от марки генератора и установленного мотора. Минимальной силы достаточно для запитывания стандартного набора потребителей.

Тормозная система состоит из:

  • гидропривода с вакуумным усилителем;
  • 2-х независимых контуров.

Тормоза на передних колесах дисковые, на задних – барабанные. В более поздних моделях используются тормоза марки Bosh, которые считаются более надежными. С 2005 года устанавливается ABS.

Самой приятной технической характеристикой «ГАЗели» является радиус поворота, который по оси переднего внешнего колеса составляет всего 5,5 м. Поэтому микроавтобус может аккуратно развернуться даже на маленьком «пятачке».

Грузовая модификация

Грузовой модификацией ГАЗ-322132 является бортовой ГАЗ-3302 (если не считать самостоятельные попытки переделывать «ГАЗель» в грузовик), а также более поздний вариант «ГАЗель-Некст». Основные характеристики:

  • грузоподъемность 1,5 т;
  • снаряженная масса – 3,5 т;
  • двигатель – УМЗ-4216 или Cummins ISF 2.8;
  • тип двигателя – дизель, бензиновый, не исключена возможность комплектации ГБО;
  • КПП – «механика», 5 ступеней;
  • тормоза – диски/барабаны.

Грузовик можно оснастить тентом. Управляемость автомобиля обеспечивается рамной подвеской.

Отзывы владельцев

«ГАЗель» получает как лестные, так и отрицательные отзывы. Среди первых – экономичность, маневренность и неплохая подвеска, а вот критикуют по многим причинам:

  • кузов быстро ржавеет;
  • КПП «слабая»;
  • отсутствие комфорта.

Во многом негативные отзывы предопределяет слишком интенсивное использование авто. Положительно, что каталог запчастей доступен и при поломке не составит труда найти нужную деталь.

Цены на новые и б/у

Стоимость зависит от года выпуска, следовательно – от комплектации. Продажа ГАЗ-322132 на Авито идет активная. По данным этой площадки, б/у «ГАЗель» до 2003 года можно взять по цене до 80 тыс. рублей, более новые экземпляры б/у – максимум 350-400 тыс. рублей. ГАЗ-322132 на газу варьирует от 80 до полумиллиона в зависимости от тех. состояния, «авторского» тюнинга и пробега. Цена ГАЗ-322132 нового – в среднем, колеблется вокруг миллиона рублей. Однако найти новую «ГАЗель» достаточно непросто.

ГАЗ-322132 – особый автомобиль, с которым связана целая эпоха «маршруток», поскольку никакой заграничный аналог не использовался в данном качестве столь массово. К сожалению (или к счастью), эта эпоха подходит к концу. Поэтому большей популярностью на сегодняшний день пользуются грузовые модификации «ГАЗели».

Модель «ГАЗ-322132» представляет собой специализированную модификацию микроавтобуса «Газель», ориентированную для применения в качестве городского и пригородного маршрутного такси. На протяжении нескольких лет именно такой вариант «маршрутки» доминировал практически во всех городах России и СНГ. Даже сейчас, будучи вытесненной более современными моделями, данная модель микроавтобуса повсеместно встречается на отечественных дорогах, особенно в провинции. Про этот суперпопулярный автомобиль с полным правом можно сказать: «В особом представлении не нуждается». Однако присмотримся к нему получше.

Ода модели

«ГАЗ-322132» в полной мере разделил успех самого продаваемого семейства отечественного автопрома. Микроавтобус данной марки растиражирован в сотнях тысячах экземпляров и активно используется не только как маршрутное такси, но и в качестве туристического, экскурсионного, вспомогательного транспорта, служебного или школьного автобуса. Секрет огромного успеха можно охарактеризовать известной народной пословицей «дёшево и сердито»: и по цене микроавтобус «Газель» – вне конкуренции, и нещадную круглогодичную эксплуатацию на маршруте он выдерживает в целом достойно.

Но с началом 2010-х годов прежние несметные «стада «Газелей» в крупных городах изрядно поредели, а во многих и вовсе сошли на нет. На смену мелким перевозчикам пришли крупные компании с серьёзными средствами, связями, и совершенно другим автопарком. А «заводчикам «Газелей» местные власти попросту отказались продлевать лицензии.

«Голь на выдумки хитра»: так волгоградские маршрутчики отсрочили изгнание своих «ГАЗ-322132» из транспортного бизнеса города.

Интересный выход из трудного положения нашли волгоградские маршрутчики. За некоторое время до истечения своих лицензий и отмены кормивших их маршрутов они наклеили на свои «ГАЗ-322132» яркие пиктограммы, как на шкафчики в детсаду: сердечки, звёздочки и т.п. После закрытия маршрута постоянные клиенты уже привыкли к новому его обозначению: не числовому, а символическому. Такая незатейливая хитрость позволила протянуть выброшенным из бизнеса перевозок людям «на своей привычной колее» ещё довольно долгое время.

Об истории

С конвейера Горьковского автомобильного завода модель «ГАЗ-322132» сходила с августа 1996-го по февраль 2010 года. В условиях тотальных экономических перемен и потрясений недорогая, неприхотливая, быстро окупающаяся и начинающая приносить прибыль «Газель» оказалась именно тем автомобилем, который был нужен отечественному перевозчику. Именно с этой моделью прочно ассоциируется и само понятие «маршрутка» в нашей стране. Да, маршрутные такси на базе «РАФ»иков были и в Советском Союзе, но их было ничтожно мало по сравнению с вездесущими «Газелями».

Читайте также:  Рено дастер полный привод механика

Кстати, автор этого ставшего сверхпопулярным, и даже именем нарицательным в русском языке, автоназвания известен. Это Владимир Никитович Носаков, в период создания «Газели» – заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ». По его словам, он предложил это название тогдашнему генеральному директору Горьковского автозавода Николаю Андреевичу Пугину, когда до запуска нового автомобиля в серийное производство оставалось всего две недели, и тот без раздумий согласился.

Автомобиль «ГАЗ-322132» выполнен в виде микроавтобуса с широкой сдвижной дверью-купе. Основной для создания данной модели послужила модификация микроавтобуса «ГАЗ-32213». От предшественника модель «ГАЗ-322132» отличается распашными дверями багажника, наличием удобной подножки, немного более высоким потолком, люком в крыше пассажирского салона и сдвижными окнами, позволяющими улучшить вентиляцию, там же.

Дорестайлинговая «ГАЗ-322132» 2002 года выпуска. Коррозия – бич кузова всех «Газелей».

В 2003-м году микроавтобус «ГАЗ-322132», как и всё семейство «Газель», пережил серьёзный рестайлинг. В соответствии с актуальной современными веяниями в автопроме, тогда был скорректирован дизайн оперения, а устаревшие прямоугольные фары заменены на современные блок-фары обтекаемой каплевидной формы. Интерьер кабины, и, прежде всего, приборная панель в кабине также были обновлены кардинально.

К 2005-му году относится известная инициатива властей сделать все маршрутные такси жёлтыми и выдать им автомобильные номера не белого, а жёлтого цвета (ранее, до 2002 года, жёлтые номера выдавались иностранцам и лицам без гражданства). И, хотя до закрепления данных норм в законодательном порядке дело не дошло (за исключением некоторых регионов), линейка микроавтобусов «ГАЗ-322132» пополнилась специальной версией с окраской «золотой апельсин».

Эта, несомненно, удачно смотрящаяся на «Газели» жёлтая расцветка, в итоге стала популярнее традиционной белой. В этом же году специалисты Горьковского автозавода внесли усовершенствования в отопительную антиблокировочную системы «ГАЗ-322132». Это было «золотое время» данной модели и «маршруток» вообще.

С февраля 2010-го года модель «ГАЗ-322132» снята с производства. Её сменила на конвейере ГАЗа внешне та же самая, но внутренне значительно усовершенствованная модель «ГАЗель-Бизнес». «Тот самый» вариант микроавтобуса со сдвижной дверью-купе носит сейчас заводские наименования «ГАЗ-3221-744» (с инжекторным двигателем «УМЗ-А274 Evotech») и «ГАЗ-3221-344» (с дизельным мотором «Камминз»).

Назначение и нюансы

«ГАЗ-322132» представляет на рынке класс «Н1» («М1») – относится к автомобилям с максимальной разрешенной массой не более 3500 килограммов. Поскольку модель предназначена для пассажирских перевозок, управлять «ГАЗ-322132» можно лишь при наличии прав с открытой категорией «D» (для обычных «Газелей» достаточно и легковой категории «В»).

Тем не менее, у микроавтобуса «Газель» – та же динамика и маневренность легкового автомобиля, что не раз убедительно доказывали ставшие асами за время своих многочасовых трудовых вахт за «баранкой» водители маршруток.

Без сомнения, микроавтобус «ГАЗ-322132» – это чисто городской и пригородный транспорт. Использовать его для междугородних перевозок довольно проблематично: недостаточно мягкости и комфорта. Хотя некоторые владельцы решались и на это, при соответствующей доработке пассажирского салона и установке в нём соответствующих междугороднему статусу кресел.

Кстати, во времена становления «Газелей»-маршруток как сверхпопулярного класса городского транспорта, многие их владельцы изощрялись в трансформации пассажирского салона, доходя порой до абсурда в стремлении «впихнуть» в него максимально возможное количество «пассажиромест». Со временем эту «игру в тетрис» сиденьями пресекли карательными мерами: «ГАЗ-322132» – максимум 13-ти местный микроавтобус, и ни в коем случае не более того!

Один из двух одобренных вариантов правильного расположения пассажирских мест в «ГАЗ-322132».

Конструкция микроавтобуса предполагала установку газобаллонного оборудования, и умеющие считать деньги и оптимизировать бизнес частные перевозчики довольно быстро практически все перешли с бензина на сжиженный газ.

Как и донорский автомобиль, маршрутка «ГАЗ-322132» получила правую сдвижную дверь с проёмом 1010х1220 мм, а также задние эвакуационные распашные двери с проемом 1560х1395 мм, открывающиеся на 180 градусов. На все «ГАЗ-322132» Горьковский автозавод предоставлял гарантию в сто тысяч километров или два года работы машины. Конечно, данная гарантия обладала целым рядом оговорок, но надо отдать должное «Газелям»: в условиях такой интенсивной эксплуатации, которую выдержит далеко не каждый автомобиль, они показали себя чрезвычайно «живучими».

Выпускалось несколько вариантов модификации микроавтобуса «ГАЗ-322132»:

  • «ГАЗ-322132-404» – с бензиновым инжекторным двигателем «ЗМЗ-40524» или «УМЗ-4216»;
  • «ГАЗ-322132-408» – с бензиновым инжекторным двигателем «ЗМЗ-40524» или «УМЗ-4216» и с гидроусилителем руля;
  • «ГАЗ-322132-531» – с дизельным мотором «ГАЗ-5902» (неудачный проект, вскоре закрытый. Таких машин было выпущено немного);
  • «ГАЗ-322132-718» – с бензиновым двигателем «Крайслер 2.4L-DOHC» (такие автомобили также не имели широкого распространения).

Маршрутки с высокой крышей, в пассажирском салоне которых можно стоять в полный рост, имеют уже другие заводские обозначения: «ГАЗ-322133-748» и «ГАЗ-322133-7408»

Технические характеристики

  • колёсная формула – 4х2;
  • минимальный радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса) – 5,5 м;
  • размер шин – 175 R16, 185/175 R16;
  • максимальная скорость модели – 115 км/час;
  • динамика разгона от 0 до 100 км/час – 35 секунд.
  • расход топлива (бензин) – 12…14 литров на 100 км в смешанном цикле.
  • объём топливного бака – 70 литров.
  • сдвижная дверь-купе шириной 670 мм и высотой 1670 мм.

Габаритные размеры модели:

  • длина – 5,500 м;
  • ширина – 2,075 м (по кабине); 2,380 (по боковым зеркалам).
  • высота – 2,200 м;
  • дорожный просвет – 170 мм;
  • колёсная база – 2,900 м;
  • передняя колея – 1,700 м;
  • задняя колея – 1560 м;
  • передний свес – 1,030 м;
  • задний свес – 1,540 м
  • снаряжённая масса – 2,260 тонны;
  • полная масса – 3,500 тонны;
  • грузоподъёмность – 1,5 тонны.

Двигатели микроавтобусов

Бензиновый мотор «ЗМЗ-40524» Заволжского моторного завода (г.Заволжье Нижегородской области). Это 4-х цилиндровый 8-ми клапанный силовой агрегат популярного семейства двигателей «ЗМЗ-405». Имеет систему распределенного впрыска с электронным управлением (инжектор). Некоторые характеристики двигателя «ЗМЗ-40524»: рабочий объём – 2,46 литра; номинальная мощность – 103 КВт (140 лошадиных сил); максимальный крутящий момент – 214 Нм (при 4000 об/мин); диаметр цилиндра – 95,5 мм; ход поршня – 86 мм.

Бензиновый мотор «УМЗ-4216» Ульяновского моторного завода (г.Ульяновск). Это 4-х цилиндровый 8-ми клапанный инжекторный силовой агрегат. Его некоторые технические характеристики: рабочий объём – 2,89 литра; номинальная мощность – 90 КВт (123 лошадиных силы); максимальный крутящий момент – 235 Нм (при 2500 об/мин); диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня – 92 мм.

Бензиновый 4-х цилиндровый 16-ти клапанный агрегат «Chrysler 2.4L-DOHC» (китайского производства). Популярный двигатель, которым много лет комплектовались все китайские внедорожники «Грейт Волл» («Великая стена»), а также такие известные машины, как «Хёндай Соната», «Мицубиси Оутландер» 1-го поколения, «Крайслер Себринг» (он же «Волга Сайбер»). Некоторые характеристики данного двигателя; рабочий объём – 2,43литра; номинальная мощность – 101 КВт (137 лошадиных сил); максимальный крутящий момент – 224 Нм (при 4000 об/мин); диаметр цилиндра – 87,5 мм; ход поршня – 101 мм.

Небольшое количество автомобилей «ГАЗ-322132» были укомплектованы турбированным дизельным двигателем «ГАЗ-5602», созданным на основе австрийского мотора «Штайр M14». Характеристики данной силового агрегата: рабочий объем – 2,13 л; номинальная мощность – 95 л.с.; максимальный крутящий момент – 204 Нм (при частоте вращения 3800 об/мин). В условиях реальной эксплуатации данный двигатель неожиданно показал себя отвратительно, и до наших дней «не доехал» ни один микроавтобус с лицензионным австрийским движком.

Расход Топлива

Микроавтобус отличается небольшим расходом топлива. За городом показатель составляет порядка 11 л/100 км, в городе – 12-13 л/100 км. Емкость топливного бака равняется 70 л.

Трансмиссия и подвеска

Любой из упомянутых двигателей работал в паре только с одним вариантом трансмиссии. Это пятиступенчатая механическая коробка переключения передач «ГАЗ-3302-1700010» (для дизельной версии – «ГАЗ-330242-1700010», с удлинёнными на 48 мм первичным валом и на 54 мм крышкой его подшипников). Коробка переключения передач имеет передаточное число главной передачи 5,125, а с двигателем взаимодействовует посредством сухого фрикционного однодискового сцепления, имеющего гидравлический привод. Главная передача – коническая, гипоидная.

Газобаллонное оборудование под днищем микроавтобуса.

Передняя подвеска – зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска – зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости либо без него.

Рулевое и тормозное управление, компоновка салона

Рулевой механизм – типа «винт-шариковая гайка», со встроенным гидроусилителем в одной из модификаций. Рулевая колонка – с двухшарнирным рулевым валом. Передние тормозные механизмы – дисковые, а задние – барабанные. Привод – гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем. С 2005 года все модификации микроавтобусов «ГАЗ-322132» уже в стандартной комплектации комплектовались ABS – антиблокировочной системой тормозов.

Читайте также:  Авто холодильники для автомобилей

Штатная компоновка салона маршрутного такси «ГАЗ-322132» – такая же, что и в предшествующей модели – микроавтобусе «ГАЗ-32213». Рядом с водителем в кабине располагается двухместный «диванчик» пассажиров, а в пассажирском отсеке в четыре ряда установлены одиннадцать кресел с высокой спинкой.

Во всех комплектациях «ГАЗ-322132» снабжается дополнительным отопителем пассажирского салона, а в после рестайлинга 2003 года микроавтобус также получил усовершенствованную принудительную систему вентиляции салона. Микроавтобус оборудован дополнительными поручнями для пассажиров. 2 поручня, по правилам, должны располагаться с правой и с левой стороны при выходе/входе в микроавтобус.

Устройство

ГАЗ 322132 – комфортный пассажирский микроавтобус с приличной высотой салона (1950 мм). Это позволяет внутри транспорта выпрямиться в полный рост даже весьма высоким людям. Для удобства передвижения стоя предусмотрены дополнительные поручни, за которые могут держаться пассажиры. Для посадки и высадки используется боковая распашная дверь с шириной в 670 мм и высотой 1670 мм. Благодаря низкой подножке осуществлять посадку и высадку людей довольно удобно.

Надежная звукоизоляция минимизирует уровень шума, делая проезд пассажиров более комфортным. Кресла в салоне оборудованы подлокотниками и подголовниками. Дополнительно в транспорте может уместиться до 300 кг багажа. Отопительная система позволяет поддерживать достаточную температуру внутри машины зимой.

Все двигатели ГАЗ 322132 функционируют исключительно с синхронизированной 5-скоростной механической трансмиссией. Коробка передач имеет передаточное число в 5,125 и с мотором взаимодействует через фрикционное однодисковое сцепление с гидравлическим приводом.

Микроавтобус комплектуется зависимой конструкцией подвески с задними и передними телескопическими амортизаторами и продольными рессорами. Дополнительно задняя подвеска оснащается стабилизатором поперечной устойчивости.

Тормозная система ГАЗ 322132 включает гидравлический привод с вакуумным усилителем и два независимых контура. Спереди устанавливаются дисковые тормоза, сзади – классические барабанные тормоза. Отдельные версии оснащаются иностранными тормозами Bosh и сцеплением бренда Sachs. Импортные комплектующие увеличивают стоимость микроавтобуса, но делают его более надежным.

Рулевой механизм модели разработан на основе принципа «винт – шариковая гайка». Некоторые модификации оснащаются гидроусилителем руля.

«Газель». Рабочая лошадь!

Модель «ГАЗ-322132» представляет собой специализированную модификацию микроавтобуса «Газель», ориентированную для применения в качестве городского и пригородного маршрутного такси. На протяжении нескольких лет именно такой вариант «маршрутки» доминировал практически во всех городах России и СНГ. Даже сейчас, будучи вытесненной более современными моделями, данная модель микроавтобуса повсеместно встречается на отечественных дорогах, особенно в провинции. Про этот суперпопулярный автомобиль с полным правом можно сказать: «В особом представлении не нуждается». Однако присмотримся к нему получше.

«ГАЗ-322132» в полной мере разделил успех самого продаваемого семейства отечественного автопрома. Микроавтобус данной марки растиражирован в сотнях тысячах экземпляров и активно используется не только как маршрутное такси, но и в качестве туристического, экскурсионного, вспомогательного транспорта, служебного или школьного автобуса. Секрет огромного успеха можно охарактеризовать известной народной пословицей «дёшево и сердито»: и по цене микроавтобус «Газель» – вне конкуренции, и нещадную круглогодичную эксплуатацию на маршруте он выдерживает в целом достойно.

Но с началом 2010-х годов прежние несметные «стада «Газелей» в крупных городах изрядно поредели, а во многих и вовсе сошли на нет. На смену мелким перевозчикам пришли крупные компании с серьёзными средствами, связями, и совершенно другим автопарком. А «заводчикам «Газелей» местные власти попросту отказались продлевать лицензии.

«Голь на выдумки хитра»: так волгоградские маршрутчики отсрочили изгнание своих «ГАЗ-322132» из транспортного бизнеса города.

Интересный выход из трудного положения нашли волгоградские маршрутчики. За некоторое время до истечения своих лицензий и отмены кормивших их маршрутов они наклеили на свои «ГАЗ-322132» яркие пиктограммы, как на шкафчики в детсаду: сердечки, звёздочки и т.п. После закрытия маршрута постоянные клиенты уже привыкли к новому его обозначению: не числовому, а символическому. Такая незатейливая хитрость позволила протянуть выброшенным из бизнеса перевозок людям «на своей привычной колее» ещё довольно долгое время.

Об истории модели «ГАЗ-322132»

С конвейера Горьковского автомобильного завода модель «ГАЗ-322132» сходила с августа 1996-го по февраль 2010 года. В условиях тотальных экономических перемен и потрясений недорогая, неприхотливая, быстро окупающаяся и начинающая приносить прибыль «Газель» оказалась именно тем автомобилем, который был нужен отечественному перевозчику. Именно с этой моделью прочно ассоциируется и само понятие «маршрутка» в нашей стране. Да, маршрутные такси на базе «РАФ»иков были и в Советском Союзе, но их было ничтожно мало по сравнению с вездесущими «Газелями».

Кстати, автор этого ставшего сверхпопулярным, и даже именем нарицательным в русском языке, автоназвания известен. Это Владимир Никитович Носаков, в период создания «Газели» – заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ». По его словам, он предложил это название тогдашнему генеральному директору Горьковского автозавода Николаю Андреевичу Пугину, когда до запуска нового автомобиля в серийное производство оставалось всего две недели, и тот без раздумий согласился.

Дорестайлинговая «ГАЗ-322132» 2002 года выпуска. Коррозия – бич кузова всех «Газелей».

В 2003-м году микроавтобус «ГАЗ-322132», как и всё семейство «Газель», пережил серьёзный рестайлинг. В соответствии с актуальной современными веяниями в автопроме, тогда был скорректирован дизайн оперения, а устаревшие прямоугольные фары заменены на современные блок-фары обтекаемой каплевидной формы. Интерьер кабины, и, прежде всего, приборная панель в кабине также были обновлены кардинально.

К 2005-му году относится известная инициатива властей сделать все маршрутные такси жёлтыми и выдать им автомобильные номера не белого, а жёлтого цвета (ранее, до 2002 года, жёлтые номера выдавались иностранцам и лицам без гражданства). И, хотя до закрепления данных норм в законодательном порядке дело не дошло (за исключением некоторых регионов), линейка микроавтобусов «ГАЗ-322132» пополнилась специальной версией с окраской «золотой апельсин».

Эта, несомненно, удачно смотрящаяся на «Газели» жёлтая расцветка, в итоге стала популярнее традиционной белой. В этом же году специалисты Горьковского автозавода внесли усовершенствования в отопительную антиблокировочную системы «ГАЗ-322132». Это было «золотое время» данной модели и «маршруток» вообще.

С февраля 2010-го года модель «ГАЗ-322132» снята с производства. Её сменила на конвейере ГАЗа внешне та же самая, но внутренне значительно усовершенствованная модель «ГАЗель-Бизнес». «Тот самый» вариант микроавтобуса со сдвижной дверью-купе носит сейчас заводские наименования «ГАЗ-3221-744» (с инжекторным двигателем «УМЗ-А274 Evotech») и «ГАЗ-3221-344» (с дизельным мотором «Камминз»).

«ГАЗ-322132»: особенности и сфера применения

«ГАЗ-322132» представляет на рынке класс «Н1» («М1») – относится к автомобилям с максимальной разрешенной массой не более 3500 килограммов. Поскольку модель предназначена для пассажирских перевозок, управлять «ГАЗ-322132» можно лишь при наличии прав с открытой категорией «D» (для обычных «Газелей» достаточно и легковой категории «В»).

Тем не менее, у микроавтобуса «Газель» – та же динамика и маневренность легкового автомобиля, что не раз убедительно доказывали ставшие асами за время своих многочасовых трудовых вахт за «баранкой» водители маршруток.

Без сомнения, микроавтобус «ГАЗ-322132» – это чисто городской и пригородный транспорт. Использовать его для междугородних перевозок довольно проблематично: недостаточно мягкости и комфорта. Хотя некоторые владельцы решались и на это, при соответствующей доработке пассажирского салона и установке в нём соответствующих междугороднему статусу кресел.

Кстати, во времена становления «Газелей»-маршруток как сверхпопулярного класса городского транспорта, многие их владельцы изощрялись в трансформации пассажирского салона, доходя порой до абсурда в стремлении «впихнуть» в него максимально возможное количество «пассажиромест». Со временем эту «игру в тетрис» сиденьями пресекли карательными мерами: «ГАЗ-322132» – максимум 13-ти местный микроавтобус, и ни в коем случае не более того!

Один из двух одобренных вариантов правильного расположения пассажирских мест в «ГАЗ-322132».

Конструкция микроавтобуса предполагала установку газобаллонного оборудования, и умеющие считать деньги и оптимизировать бизнес частные перевозчики довольно быстро практически все перешли с бензина на сжиженный газ.

Как и донорский автомобиль, маршрутка «ГАЗ-322132» получила правую сдвижную дверь с проёмом 1010х1220 мм, а также задние эвакуационные распашные двери с проемом 1560х1395 мм, открывающиеся на 180 градусов. На все «ГАЗ-322132» Горьковский автозавод предоставлял гарантию в сто тысяч километров или два года работы машины. Конечно, данная гарантия обладала целым рядом оговорок, но надо отдать должное «Газелям»: в условиях такой интенсивной эксплуатации, которую выдержит далеко не каждый автомобиль, они показали себя чрезвычайно «живучими».

Выпускалось несколько вариантов модификации микроавтобуса «ГАЗ-322132»:

  • «ГАЗ-322132-404» – с бензиновым инжекторным двигателем «ЗМЗ-40524» или «УМЗ-4216»;
  • «ГАЗ-322132-408» – с бензиновым инжекторным двигателем «ЗМЗ-40524» или «УМЗ-4216» и с гидроусилителем руля;
  • «ГАЗ-322132-531» – с дизельным мотором «ГАЗ-5902» (неудачный проект, вскоре закрытый. Таких машин было выпущено немного);
  • «ГАЗ-322132-718» – с бензиновым двигателем «Крайслер 2.4L-DOHC» (такие автомобили также не имели широкого распространения).

Маршрутки с высокой крышей, в пассажирском салоне которых можно стоять в полный рост, имеют уже другие заводские обозначения: «ГАЗ-322133-748» и «ГАЗ-322133-7408»

Читайте также:  Прокладка дроссельной заслонки z18xer

Технические характеристики «ГАЗ-322132» в цифрах

  • колёсная формула – 4х2;
  • минимальный радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса) – 5,5 м;
  • размер шин – 175 R16, 185/175 R16;
  • максимальная скорость модели – 115 км/час;
  • динамика разгона от 0 до 100 км/час – 35 секунд.
  • расход топлива (бензин) – 12…14 литров на 100 км в смешанном цикле.
  • объём топливного бака – 70 литров.
  • сдвижная дверь-купе шириной 670 мм и высотой 1670 мм.

Габаритные размеры модели:

  • длина – 5,500 м;
  • ширина – 2,075 м (по кабине); 2,380 (по боковым зеркалам).
  • высота – 2,200 м;
  • дорожный просвет – 170 мм;
  • колёсная база – 2,900 м;
  • передняя колея – 1,700 м;
  • задняя колея – 1560 м;
  • передний свес – 1,030 м;
  • задний свес – 1,540 м
  • снаряжённая масса – 2,260 тонны;
  • полная масса – 3,500 тонны;
  • грузоподъёмность – 1,5 тонны.

Двигатели микроавтобусов «ГАЗ-322132»

Бензиновый мотор «ЗМЗ-40524» Заволжского моторного завода (г.Заволжье Нижегородской области). Это 4-х цилиндровый 8-ми клапанный силовой агрегат популярного семейства двигателей «ЗМЗ-405». Имеет систему распределенного впрыска с электронным управлением (инжектор). Некоторые характеристики двигателя «ЗМЗ-40524»: рабочий объём – 2,46 литра; номинальная мощность – 103 КВт (140 лошадиных сил); максимальный крутящий момент – 214 Нм (при 4000 об/мин); диаметр цилиндра – 95,5 мм; ход поршня – 86 мм.

Бензиновый мотор «УМЗ-4216» Ульяновского моторного завода (г.Ульяновск). Это 4-х цилиндровый 8-ми клапанный инжекторный силовой агрегат. Его некоторые технические характеристики: рабочий объём – 2,89 литра; номинальная мощность – 90 КВт (123 лошадиных силы); максимальный крутящий момент – 235 Нм (при 2500 об/мин); диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня – 92 мм.

Бензиновый 4-х цилиндровый 16-ти клапанный агрегат «Chrysler 2.4L-DOHC» (китайского производства). Популярный двигатель, которым много лет комплектовались все китайские внедорожники «Грейт Волл» («Великая стена»), а также такие известные машины, как «Хёндай Соната», «Мицубиси Оутландер» 1-го поколения, «Крайслер Себринг» (он же «Волга Сайбер»). Некоторые характеристики данного двигателя; рабочий объём – 2,43литра; номинальная мощность – 101 КВт (137 лошадиных сил); максимальный крутящий момент – 224 Нм (при 4000 об/мин); диаметр цилиндра – 87,5 мм; ход поршня – 101 мм.

Небольшое количество автомобилей «ГАЗ-322132» были укомплектованы турбированным дизельным двигателем «ГАЗ-5602», созданным на основе австрийского мотора «Штайр M14». Характеристики данной силового агрегата: рабочий объем – 2,13 л; номинальная мощность – 95 л.с.; максимальный крутящий момент – 204 Нм (при частоте вращения 3800 об/мин). В условиях реальной эксплуатации данный двигатель неожиданно показал себя отвратительно, и до наших дней «не доехал» ни один микроавтобус с лицензионным австрийским движком.

Трансмиссия и подвеска микроавтобуса «ГАЗ-322132»

Любой из упомянутых двигателей работал в паре только с одним вариантом трансмиссии. Это пятиступенчатая механическая коробка переключения передач «ГАЗ-3302-1700010» (для дизельной версии – «ГАЗ-330242-1700010», с удлинёнными на 48 мм первичным валом и на 54 мм крышкой его подшипников). Коробка переключения передач имеет передаточное число главной передачи 5,125, а с двигателем взаимодействовует посредством сухого фрикционного однодискового сцепления, имеющего гидравлический привод. Главная передача – коническая, гипоидная.

Газобаллонное оборудование под днищем микроавтобуса.

Передняя подвеска – зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска – зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости либо без него.

Рулевое и тормозное управление, компоновка салона «ГАЗ-322132»

Рулевой механизм – типа «винт-шариковая гайка», со встроенным гидроусилителем в одной из модификаций. Рулевая колонка – с двухшарнирным рулевым валом. Передние тормозные механизмы – дисковые, а задние – барабанные. Привод – гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем. С 2005 года все модификации микроавтобусов «ГАЗ-322132» уже в стандартной комплектации комплектовались ABS – антиблокировочной системой тормозов.

Штатная компоновка салона маршрутного такси «ГАЗ-322132» – такая же, что и в предшествующей модели – микроавтобусе «ГАЗ-32213». Рядом с водителем в кабине располагается двухместный «диванчик» пассажиров, а в пассажирском отсеке в четыре ряда установлены одиннадцать кресел с высокой спинкой.

Во всех комплектациях «ГАЗ-322132» снабжается дополнительным отопителем пассажирского салона, а в после рестайлинга 2003 года микроавтобус также получил усовершенствованную принудительную систему вентиляции салона. Микроавтобус оборудован дополнительными поручнями для пассажиров. 2 поручня, по правилам, должны располагаться с правой и с левой стороны при выходе/входе в микроавтобус.

Отзывы владельцев «ГАЗ-322132»

Из положительных качеств самого популярного в Российской Федерации автобуса отмечают его великолепную управляемость и маневренность. Хотя и «ГАЗ-322132» обладает внушительными габаритами, во всём остальном проявляется динамика и маневренность обычного легкового автомобиля. Посадка – высокая, обзор – отличный. Небольшое исключение – маневры задним ходом при выезде из тесных или тёмных дворов – здесь помогают глазомер и практика. Отсутствие гидроусилителя руля на более старых микроавтобусах сильно не мешает, стоит только немного приноровиться.

По ремонту данных машин. Они, чаще всего, находятся в эксплуатации большую часть суток, а потому и требуют повышенного внимания и ухода. «По мелочи» у работающего в интенсивном ритме микроавтобуса «ГАЗ-322132» постоянно что-либо требует ремонта или обслуживания. Но радует то, что и запчасти с расходниками, и сам ремонт стоят копейки, по сравнению с западными «одноклассниками».

Подвеску «Газелей»-микроавтобусов и хвалят, и ругают. Хвалят – за исключительную прочность, энергоёмкость, внушительный запас хода. Она просто идеальна для «неидеальных» и просто разбитых дорог, а также для периодического перегруза автомобиля. Ругают – за жёсткость и гул в салоне микроавтобуса, когда он в ненагруженном состоянии.

Одна из многочисленных шуточных карикатур на маршрутки.

Качество металла, из которого изготовлен кузов «Газели» – отвратительное. «Цветёт», ржавеет, начиная снизу, быстро и прогрессируя. В том числе и насквозь. Хотя, конечно, любой, даже низкоквалифицированный, жестянщик способен срезать проржавевшее место и выгнуть из плоского листа железа для него замену. Вообще, по отзывам владельцев, срок интенсивной эксплуатации «ГАЗ-322132» на маршруте, за который она обычно превращается в хроническую развалину, составляет около 5-7 лет. Но за это время машина успевает многократно окупить и себя, и расходы на своё содержание.

Комфортом, естественно, «ГАЗ-322132» не балует, но в целом – весьма и весьма приемлемо для каждодневной транспортировки пассажиров по определённому маршруту. А это главное.

Стоимость «ГАЗ-322132»

В интернете просто огромное количество предложений продажи микроавтобусов «ГАЗ-322132». Это, несомненно, одна из самых обильно представленных на вторичном автомобильном рынке марок машин. В любом регионе России такие «Газели» найдутся в большом ассортименте – как по году выпуска, так и по техническому состоянию.

Практически не встретить объявлений о продаже дорестайлинговых пассажирских микроавтобусов «ГАЗ-322132». Оно и понятно: учитывая, сколько лет прошло со времени рестайлинга 2003 года, из них давно уже «выжаты все соки», и они отправились на металлолом. К тому же, притчей во языцех стало ужасающее качество «Газелей» (причём всего семейства), которое выдавал Горьковский автозавод в период с 1998 по 2001 годы. Отдельные «оставшиеся в строю» «ГАЗ-322132» выпуска начала 2000-х годов предлагаются к продаже практически по бросовым ценам – за них просят от 40 до 80 тысяч рублей.

Более свежие, послерестайлинговые , «ГАЗ-322132» 2003-2009 годов выпуска также стоят недорого – за них просят, в зависимости от года выпуска и технического состояния, от 120 до 350 тысяч рублей. Во-первых, все они уже значительно выработали свой ресурс. А во-вторых, где на них работать? Только в райцентрах, из крупных городов «полный и окончательный исход» «Газелей»-маршруток неизбежен.

Обновлённый аналог «ГАЗ-322132» – пассажирский автобус «Газель Бизнес» стоит, по данным официального сайта Горьковского автозавода, 981 000 рублей – с инжекторным двигателем «УМЗ-А274 Evotech» и 1 276 000 рублей с дизелем «Камминз».

Хотя «ГАЗ-322132» и именуется «Газелью», но, по сути, это скорее лошадь. Рабочая лошадь, которая вкалывает «от зари до зари». Выносливая машина, которая требует уйму внимания к себе, но и оправдывает себя полностью, являясь «кормилицей» своего владельца и его семьи. Везёт и груз, и людей везде и всегда. Одинаково уверенно себя чувствует и в тесном городском потоке, и на трассе, и на периферийных дорогах (но с твёрдым покрытием, естественно).

Нет сомнений в том, что уже через несколько лет «ГАЗ-322132», да и «Газель Бизнес» тоже, будут полностью вытеснены из коммерческих пассажироперевозок более современными и комфортабельными автомобилями. И станут достоянием истории, о котором с ностальгией будут вспоминать многие – и владельцы, и водители, и простые пассажиры. Шанс на «ответный» ход есть только у микроавтобусов «Газель Некст» (всё зависит от ценовой политики).

Комментировать
899 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector