No Image

Гбо на ниву 2121

СОДЕРЖАНИЕ
1 556 просмотров
21 января 2020

У многих (судя по форумам и статьям) вопрос газификации Нивы начинается с вопроса: А оно мне надо или нет. Если надо – куда ставить баллон? Ну и прочие вытекающие вопросы.

Мой вариант был проще. Приобретая Ниву вместо имевшейся на тот момент ВАЗ-2101 1972 года выпуска (которая ранее была на газу, но потом он был убран в силу многих обстоятельств), я уже знал, что на Ниве будет газ, баллон будет находиться под днищем вместо глушителя. Оставались мелочи – купить Ниву и поставить газ.

Нива бралась исключительно для выездов на рыбалку и охоту (для других поездок имеется Ланос), так что терять место и в без того маленьком багажнике я просто не мог себе позволить.

Итак, сей девайс ВАЗ-2121 1989 года выпуска в конце концов был приобретен. Для установки ГБО, как оказалось необходимо всего пару вещей:
1. Желание
2. Деньги
3. Инструмент и материалы.

Как ни странно, на тот момент все оказалось в наличии: желания хоть отбавляй, деньги, необходимые на приобретение ГБО, нашлись, инструмент тоже вроде как есть, осталось сделать подвес баллона и кое-какие мелочи, причем желательно из того, что есть в гараже под рукой (к счастью, металла было предостаточно + остатки от изготовления металлической лестницы на 2-й этаж).

Итак, была приобретена ГБО Ловато (заказывал через инет, все про все порядка 1400 грн), газовый баллон 50 л оставался с бывшей копейки, так что оставалась на первый взгляд ерунда – подвесить все куда надо, и – вперед!

Но, как оказалось, делается не все быстро и самой большой проблемой было именно правильно и нормально закрепить баллон под днищем приобретенного вездехода (изначально все же была попытка установить ГБО на сервисе, но когда увидел их работу и качество крепления баллона – эта идея очень быстро ушла в небытие, такой хамской работы я еще не видел, хотя вроде и сам небольшой специалист по металлу).

Долго описывать полет мыслей при проектировании крепления не буду (хотя времени на размышления ушло очень много – и основная цель, побудившая меня все таки сесть и потратить время на написание этой статьи – потенциально избавить Вас от этого), скажу одно: основой идеи послужила статья от пользователя PovIpet и установленное ГБО у знакомого нивовода Annik64. Перенос глушителя сделан практически так, как описано в статьях от Жоры с применением резонатора от М-2141, только без сварочных работ все же не обошлось (необходимо было укоротить штаны и сделать крепления под резонатор). Идеи были адаптированы под то, что имелось под рукой, в результате имеем Нивку, работающую на двух видах топлива.

Как говорится, начнем с начала. Понадобилось из материалов – метр швеллера 50х50х50, металлическая полоса, кусок швеллера для изготовления крепежа, лист металла, болты крепления, кусок старого диэлектрического коврика, грунтовка (не помню – вроде пару баллонов) и краска черная (тоже 2-3 баллона).

Инструмент – дрель, сверлилка (под большое сверло), болгарка маленькая, болгарка большая (в принципе можно управиться любой одной – но две удобнее), сварочный аппарат (при отсутствии можно просто сходить с заготовками до ближайшего сварочного поста), соответственно, диски на болгарку (отрезные, шлифовальные), щетки на болгарку (для зачистки металла), плашка (удлинение резьбы на длинных болтах), тиски, нож, циркуль, ну и набор ключей.

В качестве лирического отступления – если руки растут нестандартно, или две левые/правые, или же сотрясение мозга не грозит по причине отсутствия такого – на этом месте статью читать перестаем.

Основой крепления баллона послужил швеллер 50х50х50 длиной примерно 50 см (после сборки рамы крепления длину необходимо будет подогнать на месте):

Отверстия я высверливал по предварительно прочерченной линии с помощью циркуля (как оказалось в дальнейшем – рассверливать было совершенно необязательно, с помощью маленькой болгарки без проблем можно сразу вырезать необходимый контур). Если все же решите предварительно рассверлить – не забывайте про машинное масло для сверла, дабы не спалить его.

Для разметки швеллера использовал вот такое приспособление (деревянный брусок служит основой для циркуля, не забываем, что диаметр на заготовке должен немного превышать диаметр баллона для установки резиновых прокладок):

В итоге имеем вот такое страшноватое изделие:

Не пугаемся, с помощью шлифовального круга убираем все неровности, периодически примеряя заготовку на баллон:

Когда заготовки подогнаны, имеем:

Далее пошел процесс творческий мучений – как же сделать само крепление. К счастью, на глаза попался кусок швеллера, оставшийся от основания лестницы:

Вот из него и было решено сделать основные крепления – нарезаем четыре части, свободно садящиеся в наше основание:

Примеряемся к баллону:

Зачищаем образцы с помощью болгарки с насаженной щеткой по металлу, просверливаем отверстие под имеющиеся болты. Лично я просверливал отверстия в два этапа – небольшим сверлом, затем сверлилкой выходил на нужный диаметр:

Читайте также:  Ix35 большой расход топлива

Теперь прикидываем это все на основу вместе с баллоном:

Прокладки изготовлены из б/у диэлектрического коврика. Как видно на последней картинке, на большом болту явно не хватает резьбы. Недостаток был устранен с помощью тисков и плашки в течении 15 минут (хоть и всего два болта, но времени пришлось потратить на прогон плашки туда-обратно).

Из листа металла вырезаем две полосы для усиления всей конструкции в багажнике и с помощью болгарки с насаженной щеткой зачищаем все изделия.

Хомуты изготовлены из металлической полосы. К сожалению, во время изготовления хомутов фотоаппарат забыл дома, но с картинок все должно быть понятно и так. К полосе металла привариваем заготовленный заранее уголок, прикручиваем уголок с полосой к одной стороне, выгибаем полосу по контуру баллона. Далее отмечаем необходимую длину (обязательно оставлять просвет для подтяжки баллона), откручиваем полосу, обрезаем и привариваем второй уголок на другой стороне полосы. И так два раза:

На этой фотографии видно, что швеллер к основанию не только прикручен, но и проварен. Сварка в данном случае большой необходимости не имеет и необязательна, крепление и так довольно надежное, но – мне так захотелось:

Может, конечно, количество фотографий излишнее, но иногда (знаю по себе) не хватает ракурсов, что полностью понять картинку, ну и самое главное – из большего всегда можно сделать меньшее, так что кому не так – лишние картинки удаляем.

Далее приступаем к облагораживанию данного проекта – изначально грунтуем все металлические изделия, затем покрываем в два слоя черной краской (баллон после подгонки был пройден третьим слоем). Баллон в красном цвете оставлять не захотел – не очень эстетично смотрится. Листы в багажник только погрунтованы – в покраске смысла не увидел, их и так не видно. Да, еще одно – из-за обильного наличия металла листы сделаны довольно большие, на самом деле их можно было делать намного уже:

Теперь крепим заготовку под днище авто (глушитель перенесен ранее – фотки в конце):

Как писалось ранее, заготовки необходимо подгонять по месту (обрезать лишнее). Да, совсем забыл – листы усиления в багажнике:

Баллон ставил сам, но использовал не веревки, а УАЗовский домкрат:

Немного фоток по теме переноса глушителя:

Справа – резонатор М-2141 – слева труба штатного глушителя (сам конец глушителя обрезан – при установке Вы увидите, где лишнее):

Слева – резонатор М-2141, надетый на укороченные родные штаны:

Это место укорочения штанов (вырезан прямой кусок и на место вварена часть с изгибом):

Новые крепления для резонатора:

Теперь поговорим об установке самой ГБО. Фотографий очень мало, да и вряд ли их много надо.

ВЗУ было решено установить в бампере авто, хотя если бы знал сразу, что будет столько мороки, наверное просто прикрутил бы к бамперу, и все (хотя вопрос очень даже спорный).

Расходная магистраль саморезами не крепилась – была протянута и закреплена в штатные крепления тормозных трубок и бензопровода, так как места там вполне предостаточно.

Одной из проблем было вывести проводку под капот. Если выводить в штатное отверстие под капотом со стороны руля – длины кабеля не хватало, поэтому кабель был выведен через бардачок (там имелось отверстие, диаметр которого было необходимо немного увеличить, и во избежание протирания кабеля вставил пластмассовую втулку). При таком подходе длины штатного жгута хватило на УРА.

Далее, над чем много потерял времени – установка редуктора. Уж очень хотелось установить его вертикально, но как бы негде. В некоторых Нивах на правом брызговике есть "Домик" для бачка омывателя фар – вот там бы и в самый раз. Но за отсутствием такового пришлось "сваять" подобие этого домика, где расположился редуктор и, кстати, сам не ожидал – вполне удачно сел газовый клапан:

Переключатель газ/бензин – на любое свободное место стандартного переключателя.

Запитываем ГБО (красный провод с предохранителем) от 15-го контакта регулятора напряжения (находится на правом брызговике, там появляется "+" только при включенном зажигании, что нам и нужно). Остальное все согласно схемы включения. Если сам не в курсе – лучше пригласи электрика или электронщика, работы с обжимом и пропайкой контактов максимум на полчаса. Не ленимся – покупаем клеммы в любом радиомагазине и оконечиваем все концы жгута ГБО (минимум – хороший обжим, максимум – предварительно залудить и пропаять), будет надежней и проще в обслуживании.

Настройка ГБО не описываю – сам спец невеликий и все приемы брал с инета, хотя на первый раз можно заехать на станцию (у нас цена вопроса 10 грн).

Читайте также:  Акпп aisin 55 51

Ну вот вроде бы и все, если кому что-то непонятно – ivolkov@ukrpost.ua.

P. S. После установки и начала эксплуатации ГБО обнаружил еще очень приятную мелочь – в сильные морозы пуск двигателя теперь без проблем.
Пуск двигателя зимой с помощью ГБО.

Как известно, при минусовой температуре эксплуатация ГБО имеет свои проблемы: на холодную работа редуктора крайне нежелательна, так как это может привести к выходу мембраны из строя.

Но. Я заметил одну интересную вещь – на газу завести холодную машину намного проще, чем на бензине (на бензине если что пошло не так – залил свечи, газ свечи не зальет, и в отличие от холодного бензина газ попадает в цилиндры имея не жидкую, а газообразную форму). Поэтому в сильные морозы пуск двигателя проводится в следующей последовательности:

1. Включаем массу, прогреваем АКБ (включив на 20-30 сек ближний/дальний свет фар).
2. Переключатель ГБО находится в положении "бензин" – так мы его оставили с вечера.
3. Включаем зажигание, полностью вытягиваем подсос (положение подсоса у каждой машины свое), при необходимости подкачиваем вручную бензонасосом бензин до уровня – обязательно при включенном зажигании и кнопка переключателя вида топлива в положении "бензин", дабы был открыт бензиновый клапан.
4. Вместо того, чтобы качнуть 4-5 раз педалью газа – переключаем переключатель ГБО в положение "газ", после блокировки клапанов переводим обратно в положение "бензин". Небольшая порция газа попадает в редуктор и карбюратор соответственно.
5. Включаем стартер – машина с полоборота хватает на газу и дальше работает на бензине.
6. Радуемся беспроблемному пуску.
7. После прогрева двигателя до 40-50 градусов переходим на газ.

Это не панацея – может я и не прав, но реально эта процедура работает!

Владельцы отечественного автомобиля Нива всё чаще идут на такой шаг, как переоборудование машины на газ. Работоспособность внедорожника, который в своё время преодолел Северный полюс, не только не пострадает, а наоборот, улучшится. Установка ГБО на ниву сбережёт ресурсы автомашины. Двигатель будет работать более мягко, снизится концентрация вредных выхлопов.

Чтобы добиться такого результата, нужно правильно подобрать оборудование и знать особенности его монтажа.

Выбор ГБО на Ниву

Модельный ряд внедорожника позволяет ставить ГБО на ниву с учётом особенностей топливной системы.

Разница между пройдёнными генерациями газового оборудования следующая:

  1. 1-е поколение морально устарело уже много лет назад, это простейший вариант, где подача газа в смеситель происходит с помощью открытия вакуумом впускного коллектора.
  2. Во 2-м поколении ГБО уже стоит электронный редуктор, подача газового горючего регулируется электромагнитным клапаном.
  3. 3-е поколение практически как 4-е, но имеет массу недостатков, что сказывается повышенном риске поломки газобаллонного оборудования.
  4. В 4-м поколении ГБО недостатки устранены, ГБО оснащено контролируемой системой подачи горючего с помощью электромагнитных форсунок. Установка газ на ниву с инжектором предполагает 4-генерацию ГБО.
  5. Пятое и шестое генерации со сложной системой ЭБУ оптимизируют расход топлива, но пока не нашли большого распространения на российских дорогах, дорогие в монтаже и обслуживании, обученных мастеров катастрофически мало. Монтаж такого ГБО на ниву 21214 возможен, но будет очень долго окупаться.

В новые модели с инжектором целесообразнее выбрать 4-е поколение. В этом Нива не отличается от других моделей ваза.

На модификации с карбюратором и металлическим впускным коллектором ставят второе поколение.

Если двигатель карбюраторный, установка ГБО на ниву 2121 недорогого оборудования 2-го поколения быстро окупится. Устанавливать желательно ГБО итальянского или южнокорейского производства, которые, по отзывам, лучше всего себя ведут на таких машинах, как niva 2121.

Монтаж ГБО на карбюраторную Ниву

Начинать монтаж ГБО на ниву 2121 и 21213 следует с газового резервуара. Багажники у них одинаковые, вместимость не очень большая. Чтобы не уменьшать их объём, ёмкость для газового топлива крепят на днище.

Чтобы реализовать такую возможность, нужно перенести глушитель. Используют резонатор от М-2141. Если расположение глушителя не поменять, газовый бак под днище установить не получится.

Алгоритм установки ГБО:

  1. Горячей сваркой укорачивают «штаны» и делают крепежи для резонатора. Баллон крепят с помощью швеллера. Делают специальные отверстия для крепёжных болтов. Понадобится болгарка и дрель. При выполнении работ нужно внимательно следить за тем, чтобы труба глушителя не цепляла крепёжную конструкцию.
  2. Для этого устраивают амортизационный слой из резины либо другого диэлектрика. В целях защиты от атмосферного влияния все металлические соединения нужно промаслить, баллон покрасить.
  3. Когда подключают газовое оборудование на ниву, трубопровод прикручивают в имеющиеся крепежи тормозной системы, бензинового трубопровода, глушителя. Конструкция Нивы 4х4 позволяет это сделать без особых проблем.
  4. В салонное пространство газовую систему выводят сквозь готовое отверстие под рулем. Иногда делают выход через бардачок.
  5. Чтобы не было перегибов кабеля, используют дополнительную муфту.
  6. На панели выводится кнопка переключателя топлива. Индикатор-лампочка будет сигнализировать об уровне топлива.
  7. Редуктор нужно поставить вертикально.
Читайте также:  Рулевые наконечники газель 3302

Если нет знаний и опыта, своими руками настройку и подключение электронной части ГБО нива лучше не выполнять.

На заметку! У внедорожника имеется тягово-сцепное устройство — фаркоп. Для перехода на газ его придётся переделать или вообще убрать. Но тогда не будет смысла иметь такую машину, как Нива. Поэтому нужно рассмотреть варианты видоизменения фаркопа.

Особенности переоборудования Нивы с инжектором

При установке ГБО на ниву 21214 можно обратить внимание на Газовый Инжектор Громыко(GIG) от российского производителя для автомобилей с моновпрыском.

Оборудование от итальянских или польских производителей более дорогое.

Для инжекторной автомашины лучший выбор 4 поколение. Здесь имеются такие нюансы:

  1. Место для баллона в виде бублика можно определить в багажнике, убрав запаску. Цилиндровый ставят под днище. Плюс — не нужно трогать колесо запаски. Заправочный клапан газового резервуара должен располагаться около заливной горловины. В Ниву 4х4 пикап 2329 газовый резервуар поместится в грузовой отсек. На эту модель можно ставить и тяжёлое метановое оборудование.
  2. Обязательно переделывают глушитель и фаркоп. При переносе глушитель переваривается таким образом, чтобы он огибал газовый баллон. Части можно соединить муфтами. Фаркоп можно видоизменить старый или купить подходящую модификацию с завода.
  3. Рампу с газом устанавливают над коллектором.
  4. Необходима прокладка магистрали для подачи газовой смеси с редуктора и установка фильтра.
  5. Газовые магистрали привязывают к бензиновой.
  6. После установки редуктора делают подсоединения в штатную систему охлаждения авто.

На заметку! При переделке заводского глушителя нужно учитывать, что кустарная установка системы выхлопа является незаконной. Поэтому лучше приобрести готовый подходящий по форме вариант.

Газовое оборудование для автомашин, более современного исполнения, уже оснащено электронным блоком управления, которая оснащена программой, учитывающей даже дорожные условия и тип впрыска.

При настройке системы соотносят показатели работы ДВС на газовом горючем к показателям эксплуатации силовой установки на бензине. Настройка для ВАЗ 21310, 21213 и 21214 различаются. Отладку газовой системы делают только в условиях сервиса.

Преимущества и недостатки перевода Нивы на газ

Есть две стороны перевода авто на битопливную систему: положительная и отрицательная.

Главная причина, которая движет автовладельцами — это экономия на горючем.

Расход газа на ниве 21214 инжектор в два раза меньше в количественном выражении, чем бензин. Газ по стоимости значительно дешевле, почти в два раза. Поэтому зная ежемесячный пробег внедорожника, несложно вычислить экономию. К расходам следует приплюсовать стоимость ГБО, монтажа, переделки глушителя и фаркопа, расходы на регистрацию газовой системы, оплату проверок и обслуживания.

Получится, что переходить на газобаллонное оборудование NIVA-URBAN 1.7 выгодно, когда автомобиль почти не стоит в гараже (не менее 15 тыс. км в год). Если двигатель ест более 6,5 литров на 100 км, то стоит переводить. Во всех остальных случаях выгоду ГБО покажет не сразу.

  • экономия на расходах на горюче;
  • уменьшается износ ДВС, меньше затрат на ремонт (у газа октановое число выигрывает);
  • большой плюс — машина соответствует экологическим евростандартам (не метане ещё экологический, чем на пропан-бутановой смеси);
  • автомобиль будет идти по трассе мягче;
  • мотор работать станет значительно тише;
  • увеличивается межзаправочный пробег Нивы при полной заправке бензином и газом;
  • свечи зажигания служат дольше.

Скорость развивать машина будет не так быстро. По трассе при активной езде, можно продолжать ездить на бензине, а по городу переходить на газовое топливо. Не будет ощущаться снижение мощности.

Кроме того, минусы ГБО на Ниву следующие:

  • более сложно прогнозировать остаток топлива в баллоне;
  • в летний период возможен засор карбюратора;
  • нужна переделка глушителя и фаркопа.

На заметку! Повышенная нагрузка на ГБЦ приводит к прогару клапанов. Недостаток устраняется установкой вариатора уоз. Октан-корректор способен изменить угол на величины, соответствующие разным оборотам ДВС. Таким образом можно устранить провалы при нажатии на педаль акселератора.

Гидравлические компенсаторы снижают токсичность выхлопа и расход топлива.

Прежде чем принять решение о переоборудовании, нужно просчитать экономическую составляющую, учесть технические сложности, последствия для двигателя. Универсальное решение — поставить на Ниву качественное газовое оборудование, которое сэкономит топливо и улучшит работу ДВС.

Доброго времени суток!

• Наконец-то появилась возможность установить ГБО! Конечно всегда есть сторонники за и против ГБО, но по опыту отца, а теперь и моему, сомнений в необходимости установки ГБО нет и собственно не было 🙂

• Система простая, практичная и качественная. Производитель LOVATO. Нареканий нет никаких, могу смело рекомендовать!
• Основные компоненты:
1 — Баллон 50 литров
2 — Мультиклапан(в баллоне)
3 — Газовый электромагнитный клапан
4 — Бензиновый электромагнитный клапан
5 — Редуктор
6 — Миксер (смеситель) — простым языком проставка, устанавливаемая в карбюратор. К слову, у меня стоит ОЗОН.

Комментировать
1 556 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock
detector