Здравствуйте!
Единственный плюс, и то может быть, не считает километраж 😀
Меняю уже второй раз этот датчик. Началось всё как обычно… Ехал себе спокойно по дороге, и стрелка скорости начала плясать, то вниз, то наверх, и гидравлика начала пропадать. Позже заметил, что и стрелка топлива гуляет.
До самого датчика добраться не просто, по плечо уходишь в моторный отсек.
Кстати, покупал датчик в "Лада Деталь". Брать желательно такой же, как и стоял изначально в машине.
Есть три вида датчиков на Лада Калина — 1118-3843010, 1118-3843010-04, 1118-3843010-02. По форме они немного отличаются, но посадочные места у них одинаковы.
У меня был маркировкой 1118-3843010-02, черного цвета. Такой и взял.
На утро выезжаю… скорость на нуле, уровень топлива плавает. Ну что за.
Нужно было и провод новый ставить. После работы поехал на базар за штекером.
Датчик скорости — 500р.
Провод к нему — 100р.
Добавлю… После, меня еще раза три, так как думал что попадается брак… В итоге решил поэксперементировать и поставил датчик с маркировкой 1118-3843010 ! Итог-езжу до сих пор уже третий год… не беспокоит!)) Может кому-то поможет данный пост))) Всем добра!)
Все контрольные приборы автомобиля "Лада-Калина" являются электронными, в том числе и спидометр. Конструкторам удалось избавиться от вращающихся колес и шестеренок, которые часто являлись причиной неисправности. Упразднили они и тросик, а значит, и связанные с его обслуживанием и заменой проблемы. Теперь стрелкой спидометра управляет электронный блок управления (ЭБУ), который основывает свои показания на данных, получаемых с датчика скорости. Это существенно повысило надежность прибора и его точность. Мы рассмотрим, как устроен датчик скорости "Калины", его местонахождение и порядок замены.
Предназначение ДС
Измерение скорости движения является основной, но не единственной функцией датчика в автомобиле. На основании его данных в "Калине" работает электроусилитель руля. Это позволяет сделать управление более информативным при увеличении скорости и обеспечивает легкое вращение на парковке. Датчик отвечает за стабильную работу двигателя на холостом ходу. Делает он это совместно с ДХХ. Блок управления получает данные о том, что скорость равна нулю и дроссельная заслонка закрыта, и поддерживает минимально необходимые обороты двигателя.
Еще одно предназначение датчика скорости "Лады-Калины" – обеспечение режима отсечки топлива. Под этим понимается ограничение поступления бензина при движении накатом без выключения передачи. Режим позволяет сэкономить до 5 % топлива.
Устройство и принцип работы
Действие датчика основано на эффекте Холла, т. е. возникновении электрического тока в проводнике в постоянном магнитном поле. Для этого в автомобиле имеется задающее кольцо датчика скорости. Оно изготовлено из диэлектрического материала с вмонтированными в него магнитами. Установлено кольцо на дифференциале, от которого напрямую зависит частота вращения колес. Расстояние от него до торца ДС составляет всего несколько миллиметров.
При вращении кольца в датчике скорости "Калины" происходят периодические изменения магнитного поля, которые встроенной схемой преобразуются в последовательность импульсов. Конструктивно сделано так, что их количество на каждый километр пути одинаково и равно 6004. Это более чем достаточно для точного расчета скорости. Чем она выше, тем чаще импульсы поступают на вход блока управления, который меняет показания спидометра.
Признаки неисправности ДС
Менять датчик скорости владельцам "Калины" приходится довольно часто. Взаимосвязь со многими узлами автомобиля существенно затрудняет диагностику. Иногда по симптомам очень сложно понять, что поврежден именно ДС. Тем не менее задуматься о неисправности датчика скорости "Калины" следует в таких случаях:
- Не работает спидометр и одометр.
- Отключается ЭУР. При этом периодичность никак не зависит ни от времени, ни от пройденного расстояния. Спидометр может работать в штатном режиме.
- Загорается check engine.
- Включается сигнализация неисправности ЭУР.
- Некорректно работает указатель уровня топлива. Он начинает реагировать на любой наклон автомобиля.
- Повышается расход топлива.
- Наблюдается неустойчивая работа на холостом ходу.
Конечно, по одному симптому нельзя делать вывод, что неисправен именно ДС. Однако комбинация нескольких признаков может с высокой вероятностью на это указывать. К примеру, если отключается электроусилитель и одновременно двигатель «троит» на холостых, то датчик скорости нужно проверить в первую очередь.
Основные причины повреждений
Место, где находится датчик скорости "Калины", выбрано не очень удачно. Располагаясь на КПП, под патрубками системы охлаждения, ДС подвержен воздействию пыли и агрессивных жидкостей. Несмотря на пыльник на клеммной колодке, тосол и масло попадают на контакты датчика, вызывая их загрязнения и коррозию. Чаще всего это и является причиной повреждения ДС. Контакты сильно окисляются, а иногда даже отламываются. В результате ДС работает некорректно.
Гораздо чаще, чем контакты датчика, окисляется клеммная колодка. Она откровенно ржавеет изнутри, и устранить это практически невозможно. Более того, нередки случаи, когда автовладелец меняет ДС, а спидометр все равно не работает. Приходится менять колодку. Сделать это несложно. Колодка продается с проводами разных цветов. Достаточно отрезать старую и соединить с соответствующими проводами новой. Здесь есть еще один нюанс. Если при диагностике снять колодку, а затем поставить обратно и работоспособность спидометра временно восстановится, то дело почти точно в клемме. Правда, нередки случаи, когда контакты окисляются и на ней, и на самом датчике.
Еще одной причиной того, что контроллер перестает работать, являются провода. Они довольно длинные и никак не закреплены. В результате изоляция перетирается и один из проводников замыкает на массу, что, естественно, нарушает работу ДС.
Если проанализировать основные причины повреждений, становится понятно, что не всегда требуется замена датчика скорости "Калины". Иногда достаточно визуальным осмотром проверить все проводники, а также почистить контакты. В крайнем случае сначала поменять колодку, что в три раза дешевле. Правда, если точно установлено, что виноват датчик, то, конечно, без его снятия не обойтись.
Замена ДС
Для работы потребуется самый минимум инструментов:
- фигурная отвертка;
- накидной ключ на 10.
Для большего удобства желательно демонтировать аккумулятор. Замена датчика скорости "Калины" (8 клапанов) производится в следующей последовательности:
- отверткой ослабить хомуты гофрированного воздуховода между ДМРВ и дроссельным узлом и снять его;
- ДС расположен на КПП, рядом с перегородкой моторного отсека;
- снять клеммную колодку, для этого большим пальцем нужно отжимать фиксатор и одновременно тянуть вверх;
- ключом на 10 открутить единственную гайку крепления контроллера;
- извлечь старый датчик;
- перед установкой новый ДС необходимо смазать литолом от резинового кольца до крепления;
- сборка производится в обратном порядке.
Разновидности контроллеров
Изначально автомобиль комплектовался тремя видами ДС. После 2011 года на заводе стали устанавливать "приоровские" датчики. Все они очень похожи внешне, подходят по посадочному месту, но не взаимозаменяемы. Ни один специалист не сможет заведомо правильно сказать, какой именно ДС установлен на данном автомобиле. Поэтому покупать новый датчик скорости "Калины" следует только после того, как будет снят старый.
Любой современный автомобиль оборудуется множеством датчиков, позволяющих обеспечить комфортное и удобное использование машины. Датчики определяют различные параметры работы авто, к примеру, температуру двигателя, объем оставшегося топлива в баке и т.д. В этой статье мы разберем, что представляет собой датчик скорости Калина, где он находится, какие неисправности для него характерны и как поменять устройство.
Описание датчика скорости
Некоторые автолюбители путают датчик спидометра с датчиком задней скорости, но это неверно. Где стоит датчик скорости на Лада Калина 8 или 16 клапанов, какова распиновка разъема, как проверить устройство? Для начала рассмотрим основные теоретические моменты.
Место расположения, назначение и устройство
Скоростной контроллер в автомобиле Лада Калина представляет собой устройство, выполненное в пластмассовом корпусе в виде цилиндра. Внутри корпуса расположенный чувствительный компонент, определяющий скорость передвижения. Как можно понять, основное назначение устройства заключается в точном определении скоростного режима.
Что касается того, где находится датчик, то он располагается на коробке передач автомобиля, сверху. Чтобы получить к нему доступ, необходимо открыть капот — в моторном отсеке воздушный шланг соединяется дроссель с воздушным фильтром. Если вы демонтируете этот патрубок, то прямо под ним, на верхней части трансмиссии, сможете увидеть контроллер.
Возможные неисправности: признаки и причины
Поломку контроллера можно определить по следующим симптомам:
- На спидометре, расположенном в приборной панели, демонстрируются неверные показания. Стрелка указателя может передвигаться хаотично, то резко подпрыгивая, то так же быстро опускаясь. В некоторых случаях спидометр может вовсе не работать, то есть стрелка не поднимается.
- Увеличился расход потребляемого горючего.
- Если автомобиль оборудован электроусилителем, то он может отказаться работать. Дело в том, что по принципу работы ЭУР должен автоматически отключаться при превышении скорости движения 60 км/ч. Если же датчик не работает, то блок управления электроусилителем не сможет рассчитать скорость, соответственно, ЭУР просто перестанет работать.
- На приборной панели появился индикатор Чек Энджин, свидетельствующий о необходимости диагностики двигателя.
- Еще один признак — одометр (счетчик) пробега — не показывает пройденный километраж.
- Косвенный признак неисправности также может коснуться и датчика уровня горючего. Стрелка датчика может колебаться, что не позволит точно выявить объем оставшегося горючего в баке.
- Также о неисправности датчика может свидетельствовать снижение мощности силового агрегата. Двигатель может потерять приемистость.
- Иногда силовой агрегат может глохнуть при движении на холостых оборотах (нейтральной передачи).
Эти симптомы также могут свидетельствовать и о других неисправностях. Предлагаем также ознакомиться с основными причинами поломки.
- Отсутствует контакт устройства с электросетью автомобиля. Контакт может быть нарушен в самом разъеме девайса, нужно проверить качество подключения штекера и при необходимости зачистить контакты от окисления. Иногда контакты оказываются поврежденными, тогда их надо менять.
- Причина может заключаться в нарушении целостности электрической цепи. Поврежденные провода более подвержены окислению и воздействию коррозии, поэтому при пробое изоляции их желательно сразу менять, поскольку это в любом случае придется сделать в будущем.
- При регулярной работе в жестких условиях на чувствительных компонентах устройства может собираться грязь. Это будет способствовать ухудшению передачи сигнала на спидометр и блок управления. Проблему позволит решить очистка устройства.
- Вышел из строя сам датчик, речь идет именно о его чувствительном элементе. Выхода, кроме как замена устройства, нет (видео обнародовано каналом VooDoo).
Диагностика
Проверка контроллера может быть произведена несколькими способами, рекомендуем ознакомиться с каждым из них более подробно. Для первых двух методов понадобится вольтметр.
- Сначала датчик необходимо демонтировать. Найдите его место установки, отключите подсоединенный разъем, выкрутите фиксирующую гайку и извлеките устройство из посадочного места.
- Затем возьмите вольтметр и разберитесь с распиновкой разъема. В разъеме расположено три контакта, первый из них обычно — это положительный контакт, второй — выходной сигнал, третий — отрицательный. Один из щупов тестера следует подключить к контакту под номером 2, а второй щуп надо заземлить — подключить к корпусу двигателя или кузову автомобиля.
- После надо вращать контроллер, чтобы определить, имеются ли импульсы в рабочем цикле и произвести замер выходного напряжения. Чтобы сделать это, надо установить кусок патрубка на ось датчика и прокручивать устройство со скоростью примерно 3-5 км/ч. От скорости вращения контроллера зависит напряжение, а также частота в тестере (автор видео — Артем Кульжанов).
Второй вариант диагностики выполняется без демонтажа датчика:
- Надо поставить автомобиль на домкрат. Поддомкратить нужно переднюю часть авто, чтобы одно из колес было вывешено и не соприкасалось с землей.
- После этого щупы тестера опять нужно подключить к контактам на разъеме устройства.
- Вывешенное колесо нужно вращать и одновременно следить за показаниями на дисплее тестера. Если в результате вращения появляется напряжение и частота, измеряемая в герцах, то это говорит о работоспособности устройства.
Есть еще один вариант проверки, для его выполнения понадобится лампочка или контролька.
Диагностика выполняется так:
- В первую очередь от датчика следует отсоединить штекер с проводкой.
- При помощи контрольки вам надо будет найти плюс и минус, перед этим нужно включить зажигание.
- Далее, как и в предыдущем методе, нужно поставить на домкрат передок кузова машины и вывесить одно колесо.
- Теперь следует соединить вывод контрольки с импульсным контактом датчика (обычно он средний) и повращать колесо рукой. Если при этом на контрольке загорелся минус, это свидетельствует о работоспособности девайса. Как вариант, вместо контрольки можно использовать лампочку с подключенным проводом, один из которых соединяется с аккумуляторной батареей, а второй — с сигнальным разъемом. Если при вращении колеса лампочка стала мигать, то контроллер исправен (видео снял Алекс Ков).
Инструкция по снятию и замене
Чтобы произвести замену устройства, вам потребуются:
- две отвертки — с крестовым и плоским наконечником;
- гаечный ключ либо ключ-головка на 10;
- тряпка.
Также понадобится и новый датчик — на Калинах могут использовать разные контроллеры, поэтому перед покупкой точно узнайте, какой вам нужен.
Итак, как заменить датчик самостоятельно:
- Для начала необходимо отключить питание от устройства и поставить автомобиль на стояночный тормоз, подняв рычаг в салоне.
- Откройте капот. На данном этапе вам надо получить доступ к датчику, для этого, как мы уже сообщили, придется снимать воздуховод, идущий к воздушному фильтру. Как вариант, его можно попытаться сдвинуть в сторону. Для демонтажа отверткой с плоским лезвием открутите хомуты.
- Увидев контроллер в месте монтажа, надо будет отключить разъем с проводкой, подключенный к нему.
- Теперь возьмите гаечный ключ или головку и выкрутите гайку, с помощью которой фиксируется датчик в месте монтажа. Сама гайка расположена в неудобном месте, поэтому для ее откручивания может потребоваться время. Может быть такое, что гайка прикипела к установочному месту, хотя такое бывает редко. Для ее выкручивания обработайте место посадки жидкостью WD-40.
- Затем возьмите отвертку с плоским наконечником и отсоедините девайс от коробки передач, после чего демонтируйте его. Используя тряпку, произведите очистку места установки, это можно сделать и перед снятием датчика. Тщательно очистите поверхность, чтобы не допустить попадания грязи в саму коробку.
- Теперь можно приступить к установке нового контроллера. Установите девайс и подключите к нему разъем с проводом. Не забудьте установить обратно воздушный патрубок.
Фотогалерея «Меняем датчик своими руками»
Видео «Наглядное пособие по замене контроллера»
Для недопущения ошибок при замене датчика рекомендуем дополнительно ознакомиться с подробной инструкцией по самостоятельной замене (ролик опубликован каналом Alexandr V).