Двигатели комплектуются фрикционным приводом вентилятора, предназначенным для включения и выключения вентилятора в зависимости от условий эксплуатации.
Применение фрикционного привода позволяет:
Обеспечить оптимальный тепловой режим двигателя.
Снизить расход топлива за счет снижения потерь мощности на работу вентилятора.
Повысить надежность шестеренчатого привода двигателя за счет снижения динамических нагрузок на шестерни.
Обеспечить бродоходимость автомобиля без снятия вентилятора.
Сократить время прогрева двигателя.
Улучшить комфортабельность за счет поддержания надлежащего микроклимата в кабине и снижения шумности.
Устройство и работа привода вентилятора
Системы привода вентилятора могут быть выполнены с включателем механического типа (в запасные части для двигателей выпуска до 2003 г.) или с электромагнитным управлением (двигатели выпуска с 2003 г.) и поэтому имеют ряд конструктивных отличий.
Устройство и работа привода вентилятора с включателем механического типа
Фрикционный привод может работать в трех режимах: автоматическом, постоянно включенным и постоянно выключенном.
Управление вентилятора осуществляется с помощью выключателя.
Вентилятор при неработающем двигателе находится в отключенном состоянии.
После пуска двигателя крыльчатка
вентилятора может вращаться за счет трения в подшипниках и других сопрягаемых деталях дисковой муфты с частотой 200÷500 об /мин.
При достижении температурного состояния двигателя близкого к высшему оптимальному (+85˚ …+93˚ С) масло от включателя под давлением поступает в штуцер 13 (рис. 1) корпуса 14.
Далее через отверстие в корпусе, радиальные отверстия во втулках 10 и 22 попадает в осевое отверстие ведущего вала 18, а оттуда к поршню 30.
Поршень начинает перемещаться, передавая усилия через пружины 32 на обойму, которая давит на диски 4 и 5, выбирая зазоры между ними.
После сжатия ведущих и ведомых дисков ведомый вал 25 с крыльчаткой начинает вращаться с рабочей частотой.
После того как, температурное состояние двигателя достигнет значения близкого к низшему оптимальному, включатель прекращает подачу масла.
Масло, находящееся под поршнем 30, под действием центробежных сил, а также пружин 7, 32 через дренажные отверстия по специальным каналам перемещается во внутреннюю полость передней крышки 2 и шкива 24.
С помощью черпательной трубки 9 и далее по каналам в корпусе масло попадает в картер двигателя.
По мере освобождения полости под поршнем 30 от масла он перемещается под действием пружин 7 и 32.
Диски фрикционного привода расходятся и вентилятор отключается.
Включатель механического типа (рис. 2) совмещен с термодатчиком и ручным переключателем режимов и устанавливается на водяную трубу двигателя.
Включатель служит для управления муфтой фрикционного привода. Режим его работы устанавливается с помощью ручного переключателя 20, имеющего три положения:
– положение «А» – автоматическое;
– положение «В» – постоянно включено;
– положение «О» – постоянно выключено.
Масло из центрального масляного канала блока по подводящей трубке 29 поступает во включатель.
При положении рычага "В" масло беспрепятственно проходит через выключатель и по отводящей трубке 25 поступает в привод, включая его.
При положении рычага ″О″ масло в привод не поступает. Привод отключен.
При положении рычага ″А″ включение и выключение фрикционного привода происходит автоматически в зависимости от температуры охлаждающей жидкости двигателя.
При температуре охлаждающей жидкости свыше +70ºС поршень 8 датчика 12 выталкивается из корпуса в результате объемного расширения наполнителя датчика.
Поршень 8, упираясь в толкатель 7, поднимает его, одновременно сжимая пружину 6 золотника 5.
Золотник выключателя 5 остается неподвижным, т.к. удерживается шариком 18 фиксатора 14.
При температуре охлаждающей жидкости около +85ºС толкатель 7 касается золотника 5, шарик 18 выходит из фиксирующей канавки, золотник 5 резко передвигается в сторону движения толкателя 7.
Шарик 18 попадает в другую фиксирующую канавку, золотник 5 останавливается и занимает положение, при котором полость, в которую подводится масло, соединяется с полостью, отводящей масло.
По трубке масло поступает к фрикционному приводу вентилятора.
По мере снижения температуры охлаждающей жидкости поршень датчика 8 начинает двигаться в датчик 12 под действием пружины 6.
При температуре охлаждающей жидкости +70ºС происходит обратное перемещение золотника 5, который перекрывает подводящую и отводящую полости, прекращая доступ масла к приводу. Привод при этом отключается.
Внимание! При подготовке к преодолению брода необходимо включатель привода вентилятора установить в положение «О» (постоянно выключено).
Устройство и работа привода вентилятора с электромагнитным включателем
Устройство и принцип работы фрикционной муфты привода вентилятора аналогичны предыдущему, но конструктивное исполнение ряда деталей имеет особенности.
Некорректная работа детали может привести к серьезным проблемам. Если оборудование неисправно, рано или поздно вы столкнетесь с перегревом мотора и прочими поломками. Поэтому советуем делать ремонт своевременно. Значительно проще купить привод вентилятора ЯМЗ 238, чем устранить неисправность силового агрегата.
Советы по разборке агрегата
Мы расскажем вам, как разобрать привод вентилятора ЯМЗ 238 самостоятельно. Для этого необходимо:
- Отсоединить болты, закрепляющие крыльчатку;
- Уменьшить натяжение ремней пневмокомпрессора и генератора;
- Снять ремень привода вентилятора ЯМЗ 238;
- Прекратить подачу напряжения на электромагнитный клапан и открепить трубку, подводящую масло;
- Снять клапан и прокладку, не допуская ее повреждений;
- Отсоединить от мотора привод вентилятора ЯМЗ.
После этого снимите крышку, она демонтируется с ведомым валом и со ступицей. Из ведущего вала достаньте диски, поршень с обоймой и небольшой упор. Обратите внимание на фиксацию шестеренки привода от поворота.
Далее выпрессовывают ведущий вал и вынимают распорную вилку. То же самое касается обоймы заднего подшипника ЯМЗ (достается в сборе с уплотнительными кольцами). Их выпрессовывают специальным приспособлением.
Следите за тем, чтобы шкив был закреплен, иначе вы рискуете сломать черпательную трубку. Оба эти устройства нужно будет демонтировать и достать из корпуса передний подшипник.
Собираем привод вентилятора ЯМЗ правильно
Работы по монтажу детали выполняем в обратном порядке. Рекомендуем вам соблюдать следующие условия:
- Смажьте дизельным маслом все кольца и манжеты;
- Используйте при запрессовке в корпус переднего подшипника оправку, которая не дает внутренней обойме перекашиваться по отношению к наружной;
- Совмещайте маслопроводящие отверстия при монтаже распорных втулок;
- Проконсультируйтесь у производителя, в каком порядке устанавливаются ведомые и ведущие фрикционные диски;
- Учитывайте различия в контролируемом моменте при затяжке резьбы;
- Нанесите герметик на гайку шестеренки.
В резьбовых соединениях недопустимы загрязнения или ржавчина. Шкив в приводе вентилятора должен свободно вращаться в отношении корпуса. Помните, что даже если вам придется купить привод вентилятора ЯМЗ 238 старого образца, цена будет ниже, чем стоимость ремонта мотора.
Необходимость проводить ремонт гидромуфты ЯМЗ-238 может быть вызвана несколькими причинами. Одной из них является протечка сальника.
Чтобы до него добраться, нужно:
- снять гидромуфту с машины;
- снять шестерню со шлицов;
- разобрать ступицу с противоположной стороны от шестерни;
- внутри есть масляная форсунка, ее нужно открутить.
После этого станет возможным поменять сальник.
Водители обращают внимание, что в гидромуфте ЯМЗ постоянно слышен стук. В этом механизме стоит 4 подшипника. Пока температура двигателя не дойдет до 90 градусов (когда включается вентилятор), механизм вращается «всухую».
Преимущества ремонта гидромуфты грузовиков ЯМЗ в САС №1
Демонтировать деталь и провести ее полный профессиональный ремонт могут только опытные мастера нашего автосервиса. Мы проводим сервисное обслуживание грузовых автомобилей разных марок (в том числе «Урал») в Москве. У нас есть для этого помещения с оборудованием, инструменты, собственный склад запчастей. Все работы выполняются быстро, качественно и недорого. Обратиться к нам могут и крупные компании, и частные водители. Оказываем помощь всем.