Определение ПДД РФ:
«Главная дорога» — дорога, обозначаемая знаками2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобные) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Признаки определения движения по главной дороге
Дорога обозначена одним из знаков приоритета 2.1, 2.3.1 — 2.3.7:
Дорога имеет твердое покрытие по отношению к грунтовой. Твердое покрытие на выезде с грунтовой дороги не делает грунтовую дорогу равнозначной:
Дорога по отношению к выезду с прилегающих территорий:
Похожие по теме записи
Добрый день, уважаемые автолюбители! Этот небольшой материал посвящен приятной новости для водителей. 16 ноября 2012…
Регулирование дорожного движения это вопрос, поставленный в далеком прошлом. Движение пешеходов и конных упряжек так…
Определение ПДД РФ: "Перекресток" – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное…
На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых…
Определение в ПДД РФ: "Уступить дорогу (не создавать помех)" – требование, означающее, что участник дорожного…
Начиная от первых правил, созданных для пионеров-автомобилистов и до сегодняшних дней, основным и наиболее используемым принципом построения взаимоотношений водителей на дороге есть принцип приоритета.
Именно этот принцип заложен в логику построения многих формальных правил регулирующих движение на перекрестках улиц, порядок и необходимость установки дорожных знаков и нанесения дорожной разметки, оттого кто из участников движения имеет приоритетное право на проезд перекрестка во многом и зависит безопасность всех участников движения. Именно поэтому понятие «главная дорога» в ПДД и все, что с ним связано было и есть основными принципами организации дорожного движения, касающиеся всех без исключения участников движения.
Что такое главная дорога – определение, термины и основные понятия
Так выглядит знак «Главная дорога»
Понятие «главная дорога» согласно Правилам дорожного движения трактует как дорогу, имеющую обозначение соответствующими знаками и имеющую твердое покрытие, если это относится к ситуации, когда одна из дорог на перекрестке асфальтированная или имеет другое твердое покрытие, а другая грунтовая.
В данном определении объективно существуют несколько моментов, заслуживающих особое внимание:
- Определение говорит об обязательном пересечении дорог или перекрестке;
- Дорога должна иметь обозначение дорожными знаками, свидетельствующими что водитель, находящийся на этом участке дороги, имеет право приоритетного проезда перекрестки, в то же время, остальные водители и пешеходы, обязаны уступить очередь проезда перекрестка;
- Что под определение главной дороги подпадают участки, к которым примыкают выезды с паркингов, со стоянок и с технических территорий предприятий.
- При отсутствии знаков и указателей, в месте примыкания грунтовой дороги к дороге с твердым покрытием это месть является въездом на главную дорогу, а небольшой заасфальтированный участок перед выездом не может считаться участком дороги с твердым покрытием.
Дорожные знаки: как выглядят и что обозначают
Для обозначения главной дороги в большинстве стран применяется знак в виде правильного ромба с углами в 90 градусов белого цвета с желтой или иногда оранжевой каймой по периметру. В некоторых странах применяется дополнительное буквенное уточнение, соответствующее термину «Главная дорога». Установка этого знака обычно применяется непосредственно на дороге, которой присваивается положение приоритета.
Для обозначения примыкающих дорог применяются знаки в виде равносторонних треугольников белого цвета, с красной каймой по периметру, с изображением в центре дорожной обстановки. Они устанавливаются на главной дороге для информирования водителей о возможных ситуациях для совершения нужного маневра.
На примыкающих дорогах, в зависимости от местных условий устанавливаются знаки «STOP» или «Уступи дорогу». Они устанавливаются непосредственно перед перекрестком или перед выездом на дорогу.
Для обозначения на автомагистралях и дорогах государственного значения может быть использован и знак «Автомагистраль».
Установка знака и зона действия
Знак действует от места его установки до следующего знака, обозначающего прекращение зоны действия.
Практически всегда знак «главная дорога» устанавливается и регулирует приоритет движения для отдельного участка или всей дороги от места установки и до места, где устанавливается знак, прекращающий его действие, то есть до установленного знака «конец главной дороги».
Такой знак перед перекрестком четко прописывает преимущество в проезде перекрестка, но и в таком случае зона его действия распространяется на дорогу. Вне населенного пункта участки главной дороги обозначаются таким же образом.
Дорожный знак, обозначающий главную дорогу, должен быть установлен в начале участка, и распространяет свое действие на весь участок дороги, включая и перекрестки.
Знаки, информирующие о примыкании или пересечении второстепенных дорог, могут быть установлены перед перекрестками как со знаками «главная дорога», так и самостоятельно, в случае, когда примыкает грунтовая дорога. На международных трассах и государственных автомагистралях знаки устанавливаются в начале участка автомагистрали.
Обозначение на второстепенных дорогах
В ситуации, когда главная пересекает второстепенную дорогу или второстепенная примыкает к главной дороге, должны быть установлены знаки приоритета, требующие уступить дорогу автомобилям, движущимся по главной дороге. Знаки «STOP» или «Уступи дорогу» перед пересекаемым перекрестком дублируются соответствующей разметкой в виде «стоп-линии».
При установленном светофоре все участники движения должны руководствоваться сигналами светофора, а в случае его отключения или перевода в режим мигающего желтого света установленными дорожными знаками.
Как определить главную дорогу без знака
Основным правилом для водителя на участке без дорожных знаков и светофоров должно быть понимание того что безопасность и приоритет проезда в такой ситуации здесь может быть урегулирован при помощи других правила.
В таком случае любой водитель, должен считать себя находящимся на второстепенной дороге и таким образом принять все меры к тому чтобы пропустить автомобиль, проезжающий по пересекаемой дороге. В таком случае подъезжая к перекрестку, нужно заблаговременно снизить скорость, остановиться, оценить ситуацию, и только после этого продолжить движение.
Изменение направления на участке дороги с приоритетным движением
На участках дорог, где главная дорога меняет направление, обязательно должны быть установлены знаки, указывающие на порядок движения и изменение маршрута. В классической схеме такого участка со стороны проезжей части дороги, где имеется приоритет, устанавливается знак «главная дорога» дополнительный информационный знак «изменение направления движения».
С противоположной стороны, где нет приоритета, устанавливаются знаки, указывающие на то, что на данном участке действует приоритет встречного транспорта, знаки обязательно дублируются дорожной разметкой.
В городских условиях, на таких участках кроме знаков, устанавливаются еще и светофоры, для обеспечения безопасного движения.
Как правильно действовать в дорожных ситуациях водителю
Совершайте манёвры, согласно правилам дорожного движения!
Для водителя важно правильно сориентироваться на участке пересечения главной дороги и второстепенной и в строгом соблюдении правил дорожного движения совершить маневр, согласно условиям приоритета при этом чаще всего могут возникать следующие, во многом стандартные ситуации:
- Выезд со второстепенной дороги на главную. При подъезде к перекрестку второстепенной дороги и главной, водитель, находящийся на второстепенной дороге должен снизить скорость, а при наличии знака «STOP» или дорожной разметки «стоп-линия» полностью остановится, прекратив движение, для пропуска транспорта и пешеходов по главной дороге. Знак «уступи дорогу» перед перекрестком не требует, чтобы транспорт полностью остановился, но полная остановка при этом будет как раз способствовать улучшению безопасности дорожного движения.
- Разворот. Разворот на главной дороге допускается при отсутствии двойной сплошной разделительной линии и нескольких полос движения в пределах перекрестка, при условии, что маневр не будет создавать угрозу аварии или помех другим участникам дорожного движения. На магистралях и дорогах с несколькими полосами разворот обычно разрешается в разрывах разделительной линии на специально обозначенных участках дороги знаками и дорожной разметкой.
- Главная дорога и светофор. Установленный на перекрестке светофор требует неукоснительного выполнения его сигналов, поэтому при запрещающем и предупреждающих сигналах светофора даже по главной дороге движение запрещено. Такое правило касается и светофоров, установленных за пределами населенных пунктов перед пешеходными переходами. Здесь приоритет имеет светофор.
- Кольцо. На участке с круговым движением все зависит от того каким образом определен порядок прохождения участка, в случае когда круговое движение признано главным, то при подъезде к нему необходимо остановиться для пропуска транспорта по кругу. Такое правило является основным на участках с круговым движением во многих европейских странах. А в случае, когда на кольце не устанавливается режим главной дороги, проезд его осуществляется на общих основаниях по правилам проезда перекрестка равнозначных дорог.
- Обгон. При обгоне соблюдаются правила установленные для этого маневра. Нельзя обгонять автомобили с пересечением двойной сплошной, кроме этого нельзя проводить маневр на перекрестке.
Ответственность за нарушение правил
Спектр нарушений, связанных с нарушением правил проезда по главной дороге и порядка проезда перекрестков, караемых Административным кодексом довольно велик, здесь и нарушение правил маневрирования и нарушение правил разметки и несоблюдение правил проезда некоторых знаков.
В основном для случаев, рассматриваемых в нарушениях встречаются нарушения, связанные с проездом перекрестка без остановки и несоблюдение выполнения сигналов светофора.
Эти нарушения караются:
- штрафом 800 рублей ( в случае со «стоп-линией»);
- штрафом от 1000 рублей и до лишения прав на 6 месяцев в случае с нарушением проезда перекрестка оборудованным светофором.
Спорные ситуации и способы их разрешения
Основные спорные ситуации возникают во время проезда перекрестков необозначенных дорожными знаками. Предотвратить создание аварийной ситуации здесь можно применив к руководству правило проезда равнозначных перекрестков – остановиться перед дорогой, представив себя на второстепенной дороге и дать возможность проехать остальным автомобилям на пересекаемой дороге.
Смотрите видео по теме:
Главная дорога. Уступить дорогу (не создавать помех). Преимущество (приоритет).
На перекрёстке пересекаются не только дороги, на перекрёстке пересекаются конфликтующие потоки транспорта. Если это регулируемый перекрёсток, очерёдность движения устанавливается сигналами светофора или регулировщика. Если это нерегулируемый перекрёсток, очерёдность движения определяется статусом дороги.
Правила. Раздел 1. “Главная дорога” — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Если уж дорогу назначили быть главной, то на всём её протяжении в населённом пункте знаки 2.1 будут стоять перед каждым перекрестком.
Что же касается перекрёстков вне населённого пункта, то здесь, помимо знака 2.1, для обозначения главной дороги Правила сочли необходимым ввести ещё и целую серию специальных знаков.
Эти знаки не только информируют водителя о том, что он двигается по главной дороге, но ещё и сообщают ему форму перекрёстка, который вскоре предстоит проезжать. Подробный разговор об этих знаках впереди, пока же только посмотрите на них и согласитесь, что они весьма выразительны и абсолютно понятны.
Наконец, есть ещё один знак, дающий дороге статус главной. Это знак 5.1 «Автомагистраль». Об этом знаке и вообще о порядке движения по автомагистралям мы тоже поговорим подробно в будущем, пока же только отметим:
Автомагистраль – всегда главная дорога!
Помимо этого Правила определили ещё две ситуации, когда дорога может быть главной и без всяких знаков.
а). Главная дорога – это дорога с любым твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге.
Любое твердое покрытие – это и асфальт, и бетон, и брусчатка, и даже гравий. Если дорогу «накатали» просто по земле – это грунтовая дорога.
Если пересекаются две дороги с разными твёрдыми покрытиями, и нет никаких знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.
Выезжая из двора, с территории стоянки, АЗС и т. п., мы всегда попадаем на главную дорогу.
Уступить дорогу. Не создавать помех.
В тексте Правил вы встретите и тот и другой термин. В одном месте Правил вы прочитаете: «Водители должны уступить дорогу и т.д.». В другом месте Правил вы прочитаете: «Водители не должны создавать помех и т.д.». Оба термина означают одно и то же. А вот, что именно они означают, к сожалению, далеко не каждый водитель понимает правильно. Попробуем разобраться с этими терминами на конкретных примерах.
Вполне возможно, у вас возник вопрос: «Почему уступать нужно тому, кто справа, а не слева»? Такое требование Правил не что иное, как следствие правостороннего движения, принятого в нашей стране. Согласитесь, что расстояние до точки столкновения у вас больше, чем у водителя серого автомобиля, то есть вам легче выполнить требование «Уступите дорогу».
Скажите, а сейчас вы будете уступать дорогу серому автомобилю? Он ведь по-прежнему справа от вас!
Скорее всего, сейчас вы проедете через перекрёсток первым. Но!
Прежде, чем проехать, вы оценивали расстояние до серого автомобиля?
Прежде, чем проехать, вы оценивали скорость серого автомобиля?
Прежде, чем проехать, вы учитывали состояние дорожного покрытия (если гололёд, то можно на перекрёстке и забуксовать).
Прежде, чем проехать, вы помнили об уровне своего водительского мастерства (при неумелом трогании с места двигатель может и заглохнуть).
Прежде, чем проехать, вы учитывали динамические возможности своего «железного коня» (на сколько чутко он реагирует на педаль акселератора).
Вы же понимали, что вся ответственность за безопасность разъезда, полностью лежит на вас! Вы могли бы принять и другое решение – остановиться и (от греха подальше) пропустить «серого». Но в обоих случаях (первым вы проехали или вторым) вы это делали, уступая дорогу водителю серого автомобиля!
Резюмируем:
«Уступить дорогу» – требование, не означающее обязательную остановку! Обязательным является – не создать никаких помех тем, кто имеет по отношению к Вам преимущество в движении.
«Создать помеху» означает вынудить другого водителя изменить скорость или направление движения.
Тот факт, что водитель проехал первым (не создавая помех) вовсе не означает, что он не уступил дорогу.
Правила дают такое определение термину «уступить дорогу»:
Правила. Раздел 1. “Уступить дорогу (не создавать помех)” — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
И опять-таки необходимо сказать, что в тексте Правил вы встретите оба термина. Где-то будет написано: «Водитель имеет преимущество и т.д.». Где-то будет написано: «Приоритет маршрутных транспортных средств». Оба эти термина означают одно и то же, а именно, право на первоочередное движение в намеченном направлении.
«Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)» — термины взаимосвязанные: если уж один имеет преимущество, значит, другой должен уступить дорогу. Важно только, чтобы в любой ситуации все участники дорожного движения безошибочно определяли свой статус: кто вы сейчас – «первый» или «второй».
Правила дают такое определение термину «преимущество»:
Правила. Раздел 1. “Преимущество (приоритет)” — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Обгон и опережение.
Обгон – самый сложный и самый опасный манёвр. Не зря Правила посвятили ему отдельный раздел и ввели целый перечень ограничений на выполнение этого манёвра. Тут только важно, чтобы водитель чётко понимал, что такое обгон и чем он отличается от опережения.
Обгон – это всегда выезд на «встречку»!
А значит обгон, как его трактуют Правила, возможен только в следующих трёх случаях.
1. Либо это двухполосная дорога с прерывистой осевой линий разметки.
“>