На автомоблиле КамАЗ-5320 установлена двойная центральная главная передача . Ведущее коническое зубчатое колесо 21 ( рис. 96 ) главной передачи заднего моста установлено на шлицах ведущего вала 22, который вращается в двух конических 18 и 20 и одном цилиндрическом роликовых подшипниках, расположенных в расточках картера 1. Ведущий вал 22 приводится во вращение от межосевого дифференциала посредством карданной передачи, соединенной с валом фланцем 25.
Ведомое коническое зубчатое колесо 2 напрессовано на вал ведущего цилиндрического зубчатого колеса 3 и удерживается от проворачивания призматической шпонкой. Колесо 3, выполненное как единое целое с валом, вращается в двух конических 4 и одном цилиндрическом 15 роликовых подшипниках. Конические роликовые подшипники установлены в стакане 5, а цилиндрический — в расточке перегородки картера главной передачи. Чтобы отрегулировать затяжку конических подшипников, следует подобрать регулировочные шайбы 7 и 19 необходимой толщины.
Ведущее и ведомое конические зубчатые колеса подбирают на заводе в комплекты, притирают их и клеймят, указывая порядковый номер комплекта. Зацепление конических зубчатых колес регулируют только при замене зубчатых колес, подбирая регулировочные прокладки 8 и 17 требуемой толщины.
Ведушее цилиндрическое колесо 3 с 12 ..15 косыми зубьями находится в зацеплении с ведомым цилиндрическим колесом 14, имеющим 50..47 зубьев.
Ступицей последнего служит разъемный корпус 11 дифференциала, который установлен в двух конических роликовых подшипниках 10, регулируемых гайками 9.
Для смазывания подшипников в картере главной передачи имеются маслосборники, из которых масло по сверлениям в стенках картера поступает к подшипникам.
Главная передача среднего ведущего моста отличается от главной передачи заднего ведущего моста тем, что через полый ведущий вал конической пары и картер проходит вал привода заднего моста.
Дифференциал заднего моста автомобиля КамАЗ-5320 собран в корпусе 11 ( см. рис. 96 ), состоящем из двух чашек, соединенных болтами с зубчатым венцом 14. Корпус дифференциала вращается в двух конических роликовых подшипниках 10. Между двумя чашками корпуса зажата крестовина 12, на цапфах которой расположены сателлиты с бронзовой втулкой. Внутри корпуса установлены два конических зубчатых колеса 13, которые находятся в зацеплении с сателлитами Ступицы колес 13 внутренними шлицами соединены с шлицевыми концами валов ведущих колес автомобиля. Для уменьшения трения под торцовые поверхности сателлитов и зубчатых колес 13 подложены шайбы.
Рис. 96. Главная передача и дифференциал заднего моста автомобиля КамАЗ-5320: 1 — картер главной передачи; 2— ведомое коническое зубчатое колесо; 3 — ведущее цилиндрическое зубчатое колесо; 4, 6, 10, 18 и 20 — конические роликовые подшипники; 5 — стакан подшипников; 7 и 19 — регулировочные шайбы; 8 и 17 — регулировочные прокладки; 9 — регулировочная гайка; 11 — корпус дифференциала; 12 — крестовина; 13 —коническое зубчатое колесо; 14 — ведомое цилиндрическое зубчатое колесо;15—цилиндрический роликовый подшипник; 16 — прокладка; 21 —ведущее коническое зубчатое колесо; 22 — ведущий вал главной передачи; 23—крышка подшипника; 24 — стопор; 25— фланец.
Главная передача КАМАЗ является частью трансмиссии, устанавливается на каждом из ведущих мостов, предназначается для усиления вращающего момента и его перенаправления от карданного вала к колесам. На грузовики и тягачи КАМАЗ ставится двойная передача. Её особенностью в том, что она состоит из 2 пар шестерен – цилиндрической и конической.
Передаточные числа главной передачи КАМАЗ могут быть четырех видов: 7.22 подходит для тягачей и составов автопоездов, 5.43 используется для одиночных грузовиков, 6.53 и 5.94 обладают универсальным свойством и подходят в обоих случаях. Формально это число означает соотношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни. Соответственно, чем это значение больше, тем мощнее тяговое усилие колес грузовика.
В зависимости от условий эксплуатации подбирается соответствующая конструкция цилиндрического колеса:
• Главная передача КАМАЗ бывает на 50 зубьев, она используется в гористой местности, для повышенной тяги;
• Главная передача КАМАЗ бывает на 48, 49 зубьев, она достаточно универсальна в применении, подходит для пересеченной местности с препятствиями;
• Главная передача КАМАЗ бывает на 46, 47 зубьев, используется на равнинных территориях и считается скоростной;
• Главная передача на 31 и 35 зубьев применяется на тяжеловесах КАМАЗ 6520 и 6522 для транспортировки сыпучих грузов массой более 20 тонн.
Устройство мостов главной передачи
В автомобилях Камского автозавода устанавливаются различные виды мостов, различающихся по своей конструкции. На полноприводных грузовиках 6×6 ставится три независимых ведущих моста. Схему переднего моста на таких машинах отличает устройство главной передачи, поворотного механизма и картера.
На неполноприводных автомобилях 6×4 отличия сводятся к типу крепления колес (ступичный, дисковый), наличию межколесной блокировки, тормозным механизмом. Они имеют 2 ведущих моста – средний (промежуточный) и задний. Их строение почти идентично, основное различие состоит в том, что главная передача среднего моста КАМАЗ снабжена блокируемым межосевым дифференциалом. Соответственно, главная передача заднего моста КАМАЗ такого дифференциала не имеет. Благодаря этому удается обеспечить вращение ведущих валов среднего и заднего моста с различной частотностью, минимизировать проскальзывание и пробуксовку колес. Точно так же межколесный дифференциал раздает вращающий момент левому и правому колесу в необходимой пропорции, так чтобы предотвратить скольжение на резких поворотах и дорогах с неровным покрытием.
Картер является сварным устройством, к нему прикрепляются фланцы для присоединения опорных рессор, тормозных механизмов и кронштейнов штанг. Внутрь картера монтируются шестерни. Регулировка главной передачи КАМАЗ производится на специальном оборудовании. Как правило, регулируется степень затяжки подшипников и их сцепление на конических шестернях. При проведении сервисных и ремонтных работ главная передача снимается, а на подшипники подбираются регулировочные шайбы подходящего размера.
Главная передача Камского автомобильного завода является надежной деталью. Однако при превышении уровня нагрузки и ошибке в эксплуатации возможен ряд неисправностей. Основные неполадки, которые подвергается главная передача КАМАЗ – это высокий уровень шума ведущего моста, продолжительное постукивание главной передачи, повреждения сальников и течь смазки.
Применяемость главной передачи на автомобили КАМАЗ
Если главная передача автомобиля КАМАЗ не подлежит восстановлению и ремонту, необходимо приобрести новое устройство. Стоит сразу оговориться, что они не производятся под конкретные модели автомобилей, а делятся на несколько типов в зависимости от своей применяемости:
• главная передача старого образца устанавливается на автомобили КАМАЗ 5320, 5511, 5410;
• главной передачей евро-образца укомплектовываются новые машины КАМАЗ 55111, 65115, 53205, 53215;
• главная передача евро-образца с дополнительной блокировкой предназначена для вездеходов повышенной проходимости КАМАЗ 43114, 43118 и других.
Если вы сомневаетесь в своем выборе, лучше получить консультацию мастера или сотрудника специализированного магазина. Наши специалисты будут рады оказать помощь с подбором редуктора.
Предлагаем купить главную передачу КАМАЗ от производителя
Наша компания занимается продажей комплектующих и деталей для грузовых автомобилей КАМАЗ. Нашим клиентам мы предлагаем купить главную передачу КАМАЗ оригинального качества от производителя (г. Набережные Челны). Прямое сотрудничество с заводом исключает возможность приобретения подделки и изделий низкого качества, а значит позволяет обеспечить надежную и бережную эксплуатацию вашего транспортного средства. Цена на главную передачу КАМАЗ в нашем магазине является конкурентоспособной и выгодной. Для торговых компаний и оптовых покупателей действуют особые условия покупки. Все детали всегда имеются в наличии, а отлаженная служба доставки готова привезти товар в любой населенный пункт России. В ряде случаев доставка предоставляется бесплатно. На все детали действует гарантия производителя.
Главная передача служит для увеличения крутящего момента на ведущих колесах и передачи его от карданного вала к полуосям под прямым углом.
Постоянное увеличение крутящего момента характеризуется передаточным числом главной передачи
Общее передаточное число всей трансмиссии равно произведению передаточных чисел коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи и может быть изменено при включении различных передач.
Общее передаточное число показывает, во сколько раз сокращается частота вращения ведущих колес по сравнению с частотой вращения коленчатого вала двигателя. Чем больше передаточное число, тем больше тяговое усилие, развиваемое на ведущих колесах автомобиля.
В зависимости от назначения автомобилей КамАЗ в конструкции мостов предусмотрены четыре варианта передаточных чисел главной передачи. Передаточные числа 7,22; 6,53; 5,94 предназначены для автомобилей, работающих в составе автопоездов, а передаточные числа 6,53; 5,94 и 5,43 — для одиночных автомобилей.
На автомобилях КамАЗ применены двухступенчатые главные передачи, состоящие из двух зубчатых пар, пары конических шестерен с косыми зубьями и пары цилиндрических косозубых шестерен.
Изменение передаточного числа главной передачи достигается установкой шестерен цилиндрической пары с различным числом зубьев.
При движении по неровной дороге и при повороте ведущие колеса автомобиля в одинаковые отрезки времени проходят различные по величине пути.
Если бы ведущие колеса соединялись между собой общим валом, то они во всех случаях движения вращались бы с одинаковой частотой, что неизбежно приводило бы к проскальзыванию и пробуксовке колес относительно дороги. Проскальзывание вызывает повышенное изнашивание шин, увеличивает затрату мощности, приводит к увеличению расхода топлива и затрудняет поворот.
Чтобы избежать указанных недостатков, ведущие мосты снабжают дифференциалом, который дает возможность ведущим колесам вращаться с различной частотой друг относительно друга. Однако следует учитывать, что при езде по скользкой дороге наличие дифференциала способствует заносу автомобиля.
На автомобилях КамАЗ в каждом ведущем мосту применен конический симметричный межколесный дифференциал. Это означает, что в дифференциале применены конические шестерни и на правое и левое колеса от него передаются одинаковые крутящие моменты.
На промежуточном ведущем мосту автомобилей КамАЗ с колесной формулой : 6X4 установлен еще и межосевой дифференциал. Он позволяет ведущим валам главных передач промежуточного и заднего мостов вращаться с разными частотами, а следовательно и колеса этих мостов также могут вращаться с разными частотами. Межосевой дифференциал автомобиля конический, симметричный, блокируемый.
Когда дифференциал не сблокирован, он распределяет крутящий момент между главными передачами промежуточного и заднего ведущих мостов практически поровну.
Дифференциальная связь обеспечивает более равномерное нагружение деталей привода к ведущим колесам, уменьшает изнашивание шин, улучшает управляемость автомобиля.
В тяжелых условиях и на скользких дорогах наличие дифференциала отрицательно сказывается на проходимости автомобиля. В этих условиях его блокируют, ведущие валы главных передач ведущих мостов жестко соединяются и вращаются с одинаковыми частотами. При этом буксование ведущих колес уменьшается, а проходимость автомобиля увеличивается.
Главная передача промежуточного ведущего моста автомобилей с колесной Формулой 6X4 выполняется с проходным залом для привода главной передачи заднего моста.
Ведущая коническая шестерня 20 (рис. 1) установлена в горловине картера главной передачи на двух роликовых конических подшипниках 24, 26, между внутренними обоймами которых имеются распорная втулка и регулировочные шайбы 25.
Шлицованный конец ступицы этой шестерни соединен с конической шестерней межосевого дифференциала, а внутри ступицы проходит вал 21 привода, одним концом соединенный с конической шестерней межосевого дифференциала, а другим с помощью карданной передачи — с ведущим валом главной передачи заднего моста.
Промежуточный вал опирается одним концом на два конических роликовых подшипника 7, между внутренними обоймами которых имеются регулировочные шайбы 4, а другим — на роликовый подшипник, установленный в расточке перегородки картера главной передачи.
Конические роликовые подшипники 7 фиксируют промежуточный вал от смещения в осевом направлении. Заодно с промежуточным валом выполнена ведущая цилиндрическая шестерня 3 с косыми зубьями.
Ведомая коническая шестерня 1 находится на конце промежуточного вала и удерживается от проворачивания шпонкой.
Ведущую и ведомую конические шестерни главной передачи подбирают на заводе в комплекты, притирают и клеймят, указывая порядковый номер комплекта.
Ведомая цилиндрическая шестерня 16, закрепленная в корпусе межколесного дифференциала, вращается на конических роликовых подшипниках 9. Эти подшипники регулируются гайками 8.
Между половинами (чашками 1 и 8) корпуса дифференциала (рис. 2.) в плоскости разъема зажата крестовина 5, на шипах которой свободно установлены четыре конических сателлита 7, каждый из которых находится в зацеплении с двумя полуосевыми шестернями 4, установленными в корпусе дифференциала.
Все шестерни дифференциала прямозубые.
Торцы сателлитов и их опорные поверхности в корпусе дифференциала сферические, что обеспечивает необходимое центрирование и правильное зацепление сателлитов с шестернями полуосей.
Для уменьшения трения и вероятности задиров между корпусом дифференциала и торцами шестерен 4 и сателлитов 7 поставлены плавающие опорные шайбы 3 и 2.
Шайбы подбираются определенной толщины при сборке дифференциала. Полуоси привода ведущих колес соединяются с соответствующими полуосевыми шестернями с помощью шлицев.
Передача крутящего момента от межосевого дифференциала осуществляется на ведущую коническую шестерню 20 (см. рис.), затем на ведомую коническую шестерню 1, ведущую цилиндрическую шестерню 3 и ведомую цилиндрическую шестерню 16. Крутящий момент от корпуса межколесного дифференциала, к которому прикреплена ведомая цилиндрическая шестерня 16 главной передачи, передается на крестовину 15, а от нее через сателлиты — на шестерни полуосей.
Сателлиты 7 (рис. 2), действуя с одинаковой силой на правую и левую шестерни полуосей, создают на них равные крутящие моменты. При этом благодаря незначительному внутреннему трению равенство моментов практически сохраняется как при неподвижных сателлитах, так и при их вращении. Поворачиваясь на шипах крестовины, сателлиты обеспечивают возможность вращения правой и левой полуосей, а следовательно, и колес с разными частотами.
Смазывание трущихся поверхностей деталей главной передачи и дифференциала осуществляется разбрызгиванием масла, находящегося в картере.
В дифференциал смазка поступает через окна в его корпусе, а для подвода масла к коническим подшипникам ведущей конической шестерни и промежуточного вала в стаканах, в которых установлены подшипники, предусмотрены продольные и радиальные каналы.
Полость картера главной передачи сообщается с атмосферой через вентиляционный колпачок (сапун). Уплотнение валов осуществляется самоподжимными манжетами, защищенными грязеотражательными кольцами.
В главной передаче заднего моста ведущая коническая шестерня 21 (рис. 3) отличается от аналогичной шестерни промежуточного моста тем, что ее ступица короче и имеет внутренние шлицы для соединения с ведущим валом 22 главной передачи заднего моста.
Опорные конические роликовые подшипники 18 и 20 взаимозаменяемы с соответствующими подшипниками промежуточного ведущего моста.
Ведущий вал главной передачи заднего моста задним концом опирается на один роликовый подшипник, установленный в расточке картера.
Для циркуляции смазки около подшипника в горловине картера выполнен канал. С торца подшипник закрыт крышкой. Остальные детали главной передачи и межколесного дифференциала промежуточного и заднего ведущих мостов аналогичны по устройству.