Около полугода назад из-за огромного аппетита Sorento начал задумываться над установкой ГБО.
Поэтому тщательно были изучены все отзывы о станциях и исполнители где это самое ГБО ставят, опрошено куча знакомых кто ставил, или у кого — то знакомые ставили, где как и почем, гарантия, качество ну и все такое.
Оказалось, что найти специалистов для выполнения подобных работ — не проблема. Яркими заманчивыми объявлениями рябит в глазах в местных печатных изданиях, рекламных перетяжках и троллах, на транспорте, интернет форумах. Изучив та побывав у некоторых из них, я пришёл к следующим выводам:
Наиболее распространенным и с наилучшим соотношением цены и качества на сегодняшний день принято считать ГБО четвертого поколения, которое характеризуется распределенным синхронизированным впрыском газа.
Цена самой системы и работы по ее установке зависит от производителя ГБО и технических характеристик вашего авто (количества цилиндров). Наиболее экономный вариант — сочетание польских и итальянских комплектующих. ( почти везде мне на выбор предлагали два-три варианта: итальянское или голландское оборудование за 1000-1100 долярів, или "сборный комплект" — польский блок управления Stag и итальянская российская "механика" за 800-950 долярів .)
Согласно расчетам специальных калькуляторов, расходы по установке ГБО на мой автомобиль гипотетически должны окупиться примерно за 16 месяцев. Но цель не окупаемость.
Установка ГБО занимает несколько часов (как правило, не более одного рабочего дня), гарантия на оборудование обычно распространяется от 1года и до 3 лет. Исходя из дополнительных данных, все выглядело так очень привлекательно, настолько, что я был поражен умением наших фахівців. (перевод с укр.СПЕЦИАЛИСТОВ).
Как ни прискорбно, но порой отличить некачественное ГБО на авто непосвященному человеку действительно сложно. И речь не идет о каких-то тщательных подделках или откровенной халтуре, собранной непонятно кем и непонятно где, – хотя и такого ГБО на нашем рынке хватает. Если указанные примеры по умолчанию являются не просто неприемлемыми с точки зрения эффективности и качества работы, но даже опасными, то некоторые, вполне фирменные изделия пусть и без таких плачевных последствий могут надолго отбить желание от перевода своего автомобиля на газ.
Причина в том, что многие «брендовые» системы газобаллонного оборудования, произведенного в Турции, Польше, Голландии и даже Италии, не всегда способны гарантировать заявленные характеристики расхода топлива, сроков обслуживания и ремонта. Чаще всего объясняется это довольно просто – в попытке сэкономить ради более привлекательной цены для покупателя, производители устанавливают в систему ГБО не самые качественные компоненты. Для отвода глаз что-то «фирменное» остается – например, редуктор или мультиклапан, которые несут на себе, допустим, престижное клеймо «Зроблено in Italy». Остановить продавца перед заявкой об «итальянском» происхождении всей системы уже практически невозможно – ведь это отменная реклама…
Уважаемые автовладельцы. Не покупайтесь на заграничные вывески. Под ними сидят наши люди.
Любая заграница — куча металлолома в кривых руках. Смотрите, с кем имеете дело. Контролируйте всю работу с Вашим авто сами. Помогайте друг другу бесценным опытом через интернет.
Итак стал мучительный выбор подрядчика. Предварительно согласовав встречи я отправился на консультации. В первой беседе с одним из представителей ГБО была представлена красивая сказка с постановкой на машину самых крутых и навороченных прибамбасов разных легендарных брендов, по самым низким ценам, посмотрев их оборудование, творческий беспорядок в холодном захламленном боксе, место выполнение работ и внешний вид фахівців которые все время курили, и с кем-то разговаривали по телефону, вынося и примеряя баллон к колесу размышляя как его можно вварить, втулить, вставить в какие-то защитные дуги, этот вариант у меня вызвал большие сомнения.
В следующем случае, когда мне объясняли и хвалили большой опыт работы, и преимущества конторы и.т.д. в зал вошёл фахівець с элементом от какого-то агригата,
и у босса стал спрашивать есть ли у них сказав название (я не запомнил) эта деталь? Посмотрев ее босс взял авторучку раскрутил её достал пружинку и вручил её данному специалисту, на типа мол подходит, бери и вставляй тот примерил вроде подошла, пройдя минут пять опять пришёл тот фахівець и сказал что она слабая и травит, на что босс ответил, иди в коморку и поищи в ящике среди бэушных, прикинув что это может быть и со мной продолжил дальше поиск.
Французы говорят: «Где есть два, там будет три», отправился я на третье рекомендованное знакомым СТО, навстречу мне вышел паренёк лет так 25ти первое, что он спросил, а что за машина? Попросил открыть капот, стал что-то высматривать, затяжная пауза и тут он выдает Ага тут все ясно! Все понятно! Примерно восемь с половиной штук, утром привезли вечером забрали. Комплектующие Сборная Советского Союза ! (мне понравился краткий и ясный лаконичный ответ !) Продолжаем поиски дальше.
Для конечного потребителя подобный подход малоприятен. Пусть в сравнении с настоящим, оригинальным итальянским ГБО человек сэкономил, однако в дальнейшем придется еще не раз вспомнить поговорку, что скупой платит дважды. Прежде всего, придется потратиться на грамотного специалиста-установщика, который сможет настроить такое газобаллонное оборудование – ведь конструктор из компонентов самого разного уровня качества вряд ли способен сразу показать хотя бы просто нормальный результат. Но и это не гарантия того, что проблемы решены – быть уверенным, что впоследствии такое «польское» «итальянское» или «голландское» ГБО на авто будет работать по-польски итальянски или по-голландски качественно, никогда нельзя. В лучшем случае экономия на газовом топливе будет не столь большой, как того хотелось, а в худшем случае возможен выход из строя как самого ГБО, так и остальных частей авто! Таких проблем можно избежать – на рынке всегда есть компании-производители, способные отказаться от сиюминутной выгоды ради стабильно высоких результатов. Примером может послужить итальянский производитель BRC Gas Equipment, являющийся лидером отрасли ГБО на авто. На сегодняшний день доля BRC на мировом рынке составляет более 17%. Газобаллонное оборудование BRC устанавливается на
Выбор мой пал на официального представителя «BRC gas service Запорожье» — все это предопределило мой выбор в его пользу.
Мастера одеты в рабочие комбинезоны, хорошо подготовленный бокс, компьютерное оборудование, достаточное освещение чистота подъемник, все материалы находиться на полочках, размещена на стенах соответствующая реклама своего бренда сайт в интернете. Грамотно и доходчиво рассказали и показали, что где и как будет находиться, примерили баллон, и осталось ночь переспать с этой мыслью.
Время «Ч» настало, бюджет выделен, дата установки и комплектующие согласованы. По приезду на СТО авто помыл, осмотрели кузов и поставили в бокс. Оставив свое авто на сутки, я поехал общественным транспортом. На следующий день мне ближе к вечеру перезвонили с СТО и сообщили, что работа выполнена, авто можно забирать…
Терпенье распирало, хотелось все попробовать, мне показали, где что установили, проверили все компоненты оборудования и их наличие под капотом, под кузовом и во всех местах, где оно может располагаться. В салоне с правой стороны выведен индикатор, показывающий, на каком топливе сейчас работает машина, можно прямо на ходу переключаться между видами топлива. Все газовое хозяйство имеет свои собственные “мозги”, которые так же, как и штатное ЭБУ, собирают информацию от всех штатных датчиков авто, и регулируют состав газовой смеси на различных оборотах. Газовое ЭБУ имеет свой диагностический разъем, подключившись к которому через кабель, и используя специальную программку. С одним из мастеров подключив ноутбук мы поехали на заправку, постояв в очереди нам заправили в бак 60 литров, по цене 6 грн.70коп. да по сравнению с 95-м Мустангом который стоит на АЗС «WOG» 12.49 дешевле в два раза теперь посмотрим на сколько хватит газа проехать в городском режиме? На холостом ходу работы двигателя три раза резко газовал до оборотов красной зоны и дальше система сама подключает по очередно, форсунки газа настраивая подачу газа. После того как все произведено, записывается программа и она дальше живет своей жизнью. Где-то с полчаса мы поездили, по набережной в это время шла корректировка и дальнейшая настройка электроники.
В динамике (осенью делал чип-тюнинг) не потеряла ничуть, мало того, иногда создается впечатление, что даже приобрела! Холостые ровные, не падают и не скачут, включаю и климат и фары — разницы никакой. Обороты увеличиваются ровно, провалов нет. Очень уверенно набирает 120-140 и чувствуется, что запас есть. Очень чутко реагирует на педаль газа.
В общем и целом я очень доволен, действительно практически на отличается от работы на бензине, запаха газа не ощущалось.
Вроде бы все качественно и очень аккуратно установлено, без особых ляпов. На местах все хомутики, места вклиниваний в электрику заизолированы и в гофре, трубки скреплены стяжками, хотя еще не знаю, как все это будет работать?
Но надеюсь без проблем.
Установили вместо запаски торроидальный баллон Atiker 72 л, отсекатель оставил на месте. (Сразу отмечу, что реально газа в баллон влезает около 80% от его общего объема! Требования безопасности!)
Заправочное устройство предложили сделать в бампере с крышечкой, но я отказался как-то не эстетично выглядит, поставили в лючке бензобака с переходником.
После установки на СТО получил протокол об установке ГБО на автомобиль.
С вышеуказанными документами, полученными на СТО, в течение десяти дней надо обратиться в МРЭО, пишете заявление с просьбой зарегистрировать установленное на машине ГБО и выдать вам новый техпаспорт, оплачиваете госпошлины и через несколько часов (дней) получаете техпаспорт обратно с пометкой об установленном ГБО.
Сервисную книжку, запасные клеммы на вариатор, рассказали маленькие секретные хитрости, порекомендовали, где лучше заправляться в городе.
Комплект установки ГБО 4 поколения BRC Plug&Drive SEQUENT 24 MY11.
-Заправочное устройство
-Мультиклапан
-Электроклапан
-Редуктор
-Газовые штуцеры
-Форсунки
-ЭБУ
-Переключатель "Газ / Бензин”
-Вариатор «Microluch» — (предназначен для опережения угла зажигания в автомобилях, оборудованных газовыми установками ).
Экономит топливо — 25% метана или — 10% пропана.
Значительно повышает крутящий момент двигателя на газу.
Предотвращает прогорание выпускных клапанов и катализатора.
Особенно эффективен благодаря точной настройки угла опережения с оборотами.
Не лишними будут некоторые советы тем, кто, взвесив все за и против, и все же решился на установку газобаллонного оборудования.
1.Самое главное — ни в коем случае не гонитесь за дешевизной установки оборудования, не доверяйтесь «гаражникам». Помните, скупой платит дважды.
2. Ставьте газ только у надёжных установщиков, которые профессионально подберут комплектацию редуктора и форсунок на Ваш автомобиль.
3. Не экономьте на баллоне и мультиклапане – это, прежде всего, Ваша безопасность.
4. При установке оборудования особое внимание обратите на качество расходных материалов – хомутов и шлангов если будут установлены некачественные расходники эксплуатация автомобиля на газу может превратиться в сплошной геморрой – то тосол уходить из системы будет, то под капотом начнёт вонять газом.
5. Обратите внимание на помещение, в котором находится фирма-инсталлятор.
Если это – арендованный гараж, лучше не рисковать: по прошествии некоторого времени может оказаться, что гарантийное обслуживание вашего ГБО делать некому;
6.Узнайте, сколько времени занимает установка (у квалифицированных работников установка систем І, ІІ поколения занимает 4-5 часов; систем IV поколения — 1-1,5 рабочих дня). Если мастер просит больше времени, это может говорить о низкой квалификации;
7. Убедитесь в наличии сайта, где можно посмотреть галерею переоборудованных автомобилей;
8. Обратите внимание на наличие оборудования для диагностики и настройки ГБО. Такое оборудование стоит не один десяток тысяч долларов и «однодневка» позволить его себе просто не в состоянии. К этому оборудованию относятся: 4-х или 5-ти компонентный газоанализатор, осциллограф, мотор-тестер, сканеры электронного блока управления двигателей (свой для каждого производителя), электронный уловитель газа.
9. Ставьте газ и не раздумывайте, стоимость установки с лихвой покрывается разницей цены бензина и газа.
10.И еще – настоящие профессионалы своих не бросают, обеспечивая регулярные ТО по собственной сервисной книжке.
Газобаллонное оборудование(ГБО) производится во многих странах мира. Можно перечислить без малого сотню имен разработчиков, которые выпускают ГБО того или иного качества. Но среди лучших производителей, чьей продукцией предпочитают пользоваться автомобилисты всего мира, насчитывается всего 10-15 имен. Оборудование именно этих фирм мы предлагаем вам установить в нашей мастерской. Все лучшие марки ГБО представлены в нашем каталоге.
Коротко познакомим вас в ведущими разработчиками газобаллонного оборудования в мире. Все производители ГБО будут разделены в этой статье по странам.
1. Итальянское ГБО. Прежде всего, стоит сказать о компании Lovato, которая уже 75 лет занимается выпуском электронных и электромеханических изделий. Продукция этой фирмы позволяет переоборудовать двигатели автомобилей всех типов для работы на экологичном топливе (сжатом природном или сжиженном нефтяном газе). Высочайшее качество продукции компании Lovato прекрасно соотносится с приемлемой ценой, что немаловажно для автомобилистов. Газобаллонное оборудование этой фирмы как нельзя лучше подходит для российских условий: длительные холода, невысокое качество газа, технические характеристики автомобилей, которые владельцы чаще других переводят на газ и т.д.
Другое известное ГБО из Италии производится компанией Bigas. Продукция этой фирмы весьма востребована европейскими автолюбителями, а также нашими соотечественниками. Газобаллонное оборудование Bigas отличают надежность, длительный срок эксплуатации и высочайшее качество сборки.
Все сказанное выше можно отнести и к другому известному производителю ГБО, компании OMVL. Постоянные исследовательские работы специалистов этой фирмы рождают нестандартные технические решения, а качественная система менеджмента позволяет производить по-настоящему добротное оборудование.
Итальянская компания BRC выпускает ГБО в премиум-сегменте рынка. Продукция этой фирмы постоянно совершенствуется. Разработчики применяют оригинальные конструктивные решения и внедряют новейшие технологии в производство. ГБО компании BRC отнюдь не дешевое, но по качеству — выше всяких похвал.
Компания Rail является продуктом слияния двух профессионалов – Luigi Stevani и Paride Saleri. Результатом объединения стала мощная компания по производству ГБО, которое получило всемирное признание.
Рассказ про фирмы ГБО из Италии был бы не полным без упоминания компании Tomasetto. Этот производитель присутствует на международном рынке уже более 25 лет, и его ГБО является одним из самых продаваемых, благодаря оптимальному соотношению параметров «цена-качество». Надежное, безотказное и простое в обслуживании газобаллонное оборудование этого производителя идеально подходит под климатические условия России.
2. Французское ГБО. Компания Gurtner отлично зарекомендовала себя на мировых рынках. Уже более 100 лет производитель выпускает высококлассные двигатели для авто- и мототехники. С 1960 года к ассортименту продукции добавилось и газобаллонное оборудование. Собственный научно-исследовательский отдел Gurtner помогает инженерам создавать и воплощать в жизнь яркие и нестандартные технические решения. Качество и ценовую доступность продукции компании высоко ценят европейские, российские и украинские автолюбители.
3. Литовское ГБО. Tamona — относительно молодой, но перспективный разработчик газобаллонного оборудования. Высокое качество изделий для автогазового оборудования этого производителя дополняется разумной ценой. Эксперты характеризуют продукцию этой фирмы не иначе, как современная, надежная.
4. Голландское ГБО марки Prins отвечает требованиям даже самых взыскательных автомобилистов. Газобаллонное оборудование этой марки позволяет достичь великолепных характеристик работы автомобиля на газу. ГБО из Голландии — это традиционное качество, проверенное многими десятилетиями работы.
5. ГБО в России выпускает компания Alpha. Газобаллонное оборудование этой марки обладает массой опций и инноваций. Оно полностью соответствует нормам ЕВРО-5. Высококлассное отечественное ГБО Альфа является отличной альтернативой дорогостоящим зарубежным аналогам.
Еще один отечественный производитель качественного ГБО — компания GIG. Фирма занимается передовыми разработками систем впрыска газа с микропроцессорным управлением.
Стоит отметить, что в нашей стране неплохой репутацией также пользуется ГБО из Белоруссии и оборудование польских производителей (например, фирмы AGIS). Эти разработчики, возможно, и не имеют такого серьезного «веса» на мировом рынке, как фирмы, перечисленные выше, но выпускают хорошую продукцию, подходящую для российских автомобилей.
Комплект ГБО 4 поколения предназначен для автомобилей, на которые установлены инжекторные двигатели. На них используется система электронного впрыска топлива с его точной дозировкой. Принцип действия газового оборудования напоминает стандартную систему питания двигателя жидким топливом – бензином или дизельным. И в том, и в другом случае используется система электронного управления впрыском.
Общая информация
В своём развитии системы газобаллонного оборудования уже прошли несколько поколений развития. Различия касаются блока управления, систем переключения на вид топлива, механизма действия. Всех их объединяет одно – автомобиль работает на двух видах топлива – бензине и газе.
На данный момент наиболее сбалансированным и распространённым является ГБО 4 поколения. Необходимо разобраться – почему и чем оно лучше других? Тем более, что данная тема широко представлена на просторах интернета. Частым вопросом здесь является то, какое поколение поставить лучше — 2-е, 3-е или 4-е. Редки вопросы выбора касательно 5-го и 6-го поколений.
Как правило, в пользу 4 поколения говорит то, что предыдущие версии уже устарели. Причиной этого является принцип работы — если в предыдущих поколениях используется метод, при котором процесс подачи газа происходит с помощью механических форсунок, то в ГБО 4 поколения форсунки – электромагнитные.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Отсюда вытекают и различия в принципах управления. На ГБО 4 поколения они более комфортные. К примеру, на предыдущих версиях действие системы ГБО начиналось либо при переключении выбора топлива, либо при наборе двигателем определённого количества оборотов.
В это же время как в 4 поколении процесс запуска происходит автоматически и зависит как от количества оборотов, так и температуры двигателя. Это является положительным моментом, так как использование в своей деятельности нескольких характеристик уменьшает износ двигателя. На него любят сетовать противники ГБО как такового. Мифы, связанные с ГБО, будут разобраны позже. Активация системы газобаллонного оборудования происходит в зависимости от настроек программы и выставленных в ней показателей. Сама программа, как правило, входит в комплект с блоком управления и имеет интуитивное управление. Настроить её можно своими руками.
Другим отличием является расход топлива. На ГБО 4 поколения он ниже, нежели на предыдущих версиях.
Для трассы разница может составлять до 30%. В городе же, особенно в пробках, разница практически незаметна, так же, как и наличие или отсутствие ГБО как такового. Причина в особенностях системы. Более того, в пользу 4 поколения говорит и динамика авто – разгон быстрее, нет потери мощности. Газовое оборудование 4 поколения устанавливается только на автомобили, двигатель которых оборудован каталитическим нейтрализатором и лямбда-зондом.
Против ГБО 4 поколения при сравнении с предыдущими версиями говорит лишь вопрос цены. Цена оборудования и его установки в два раза выше предыдущих поколений – от 21 000 рублей.
Однако вопрос цены, а точнее, — цены и качества встаёт плюсом при сравнении ГБО 4 поколения и более совершенных версий. Отличие пятого поколения в том, что газ подаётся в жидком виде, а шестое поколение специалисты склонны относить к поколению 4+. При этом данные системы сложнее, соответственно, их цена выше. А вот особых улучшений по сравнению с ГБО 4 поколений у них нет. Возможно, что причина таких оценок кроется в том, что сами системы распространены меньше, меньше и количество специалистов, которые могут их установить. Однако, факт остаётся фактом – ГБО 4 поколения – лидер на рынке тюнинга автомобилей. Поэтому вопрос, какое поколение ставить, решается в пользу 4 поколения.
Стоит отметить, что установка ГБО 4 поколения – сложный процесс, требующий вмешательства во внутренние агрегаты автомобиля. Качественная сборка системы – залог безопасности автомобилиста и его пассажиров. Поэтому работы по монтажу самого оборудования лучше производить в специализированных сервисах. Настройка и регулировка программного обеспечения могут производиться самостоятельно.
Переключение режимов на автомобиле
Газовое оборудование на автомобиле в режим работы включается только после того, как будет достигнуто нужное количество оборотов, указанное при настройке системы. Если автомобиль выключен, то для перехода на газ двигатель необходимо прогреть, температура активации ГБО также настраивается. Сама активация системы является автоматической – газовое оборудование срабатывает тогда, когда достигнуты необходимые показатели.
Во время движения или стоянки возможно самостоятельное управление системой. Оно происходит при помощи специального переключателя, который активирует либо бензиновую, либо газовую топливные системы. Для того, чтобы перейти на бензин, когда активировано газовое оборудование, нужно переключателем выбрать режим «Бензин». После этого активируются бензиновые форсунки и топливные шланги, а подача газа остановится. Информация о выбранной системе будет отображена на специальном индикаторе, сам момент перехода будет сопровождён звуковым сигналом. Стоит отметить, что в случае, если газ в баллоне закончится, произойдёт автоматический переход на бензин, сопровождающийся звуковым и световым сигналами переключателя.
Возможен аварийный запуск ГБО. Он необходим в том случае, если бензиновая система отказала. Для того чтобы аварийно завести машину на газовом оборудовании, необходимо нажать на переключателе на режим «Газ» и удерживать пальцем, одновременно при этом заводя двигатель. Однако производители систем ГБО предостерегают от этого автолюбителей, т. к. такой аварийный запуск может повредить двигатель, не рассчитанный в охлаждённым состоянием на питание от газа. Поэтому лучше остерегаться таких запусков
Производители ГБО 4 поколения
На данный момент системы газобаллонного оборудования для автомобилей производят значительное количество компаний. Производство систем налажено как в Европе, так и в Китае. Поэтому перед автомобилистами встаёт вопрос – какое оборудование лучше выбрать? При выборе системы стоит уделить внимание такому факту, что многие европейские фирмы размещают своё производство именно в Поднебесной. Соответственно, здесь необходимо вспомнить о стереотипе, которому пока ещё продолжает следовать китайское производство.
Ряд экспертов считает, что рейтинг производителей возглавляет польская марка STAG.
Её оборудование прошло испытание временем, производство блока управления налажено в Польше, в то время как другие элементы, входящие в комплект (форсунки, редукторы, трубопроводы) могут производиться либо в Италии, либо в Польше по итальянской лицензии. Качество данных изделий высокое. Не стоит забывать, что когда-то Польша относилась к соцлагерю, а здесь к качеству продукции всегда предъявлялись высокие требования – производство было налажено не на оборот, как сейчас (должно сломаться после определённого количества времени, для того чтобы купили новое), а на службу. Несмотря на все усилия польских властей и Евросоюза, традиции сохраняются. Поэтому лучше использовать комплект именно этой марки.
Кроме того, на рынке газобаллонного оборудования распространены такие марки, как «Lovato», «BRC», «Bigas International AutoGas System», «Autogas systems», «Elgaro», «Necam», «Prins» и другие. Поэтому вопрос, какое оборудование поставить лучше, является довольно сложным. Может случиться и так, что оборудование марки, которая возглавляет рейтинг, может не подойти к вашему автомобилю, что усложнит поиск.
В целом, можно выделить две страны-лидера по производству газобаллонного оборудования для автомобилей – Италия и Голландия. При этом ряд специалистов при вопросе, какое оборудование лучше, отмечают голландцев. Они склонны обвинять итальянцев в бездумном тиражировании чужих систем, которые производятся по низким стандартам, какое бы оборудование ни делалось. Зато они указывают, что комплект фирм голландского происхождения качественнее. В качестве аргументов служат распространённость газобаллонного оборудования на автомобилях в Голландии из-за дороговизны бензина, с одной стороны, и жёсткий контроль за системами со стороны государства — с другой. Отметим, что в Голландии для владельцев автомобилей, оборудованных ГБО, предусмотрен ряд льгот. К сожалению, российским любителям ГБО остаётся только завидовать. Единственным послаблением со стороны государства в России с недавних пор стало то, что теперь сведения об изменениях в топливной системе регистрировать необязательно. Однако вопросы могут возникнуть у инспекторов в момент перерегистрации авто на другого владельца.
Эти вопросы будут касаться безопасности эксплуатации транспортного средства, которые невнятно регулируются правилами Таможенного союза. Впрочем, на просторах интернета тяжёлых ситуаций пока не встречалось, закон в данном случае на стороне автовладельца, поэтому установка ГБО является юридически безопасной.
Состав оборудования
Газовое оборудование 4 поколения включает в себя несколько элементов. Однако все они входят в единый комплект оборудования. Для того чтобы снабдить свой автомобиль системой последовательного впрыска, необходимо установить блок электронного управления, переключатель топлива, баллон для хранения газа, газовый электроклапан, мультиклапан, заправочное устройство, газовый редуктор, форсунки, газовый фильтр, а также датчики температуры газа и его давления. Все элементы должны быть качественными, и за ними необходимо следить, так как в случае выхода из строя одного из них начнутся проблемы с системой в целом. К примеру, при выходе из строя датчиков возможен чрезмерный расход топлива. Поэтому лучше использовать комплект ГБО компании STAG.
Как правило, многих автолюбителей от того, чтобы поставить на автомобиль комплект ГБО, отводят тяжеловесность и габариты газового баллона, необходимого для хранения сжиженного газа. Он может быть установлен как в багажнике (для этого используются баллоны тороидальной формы), так и под днищем автомобиля (баллоны цилиндрической формы). Последнее применимо для внедорожников, у которых там установлено запасное колесо. Среди специалистов можно встретить частые нарекания касательно турецких баллонов. Низкое качество металла они компенсируют толщиной его стенок. В целом она должна быть примерно 4 мм, а сам металл должен быть устойчив к повреждениям и высоким температурам. Отметим, что автомобиль будет не стоять на месте, а передвигаться по дорогам России, где порою дорогой называется лишь направление движения. Поэтому он должен быть хорошо зафиксирован и спокойно переживать кочки и колдобины. Стоит отметить, что баллоны российского производства широко распространены и доказали свою надёжность.
Заправочное устройство служит для заправки автомобиля газом на заправочных станциях. Оно защищено колпачком или крышкой.
Установка заправочного устройства производится в кормовой части авто в непосредственной близости от бака. Распространённым случаем является, когда его располагают в бампере. Во время заправки к нему подключается пистолет, через который и происходит насыщение баллона газом.
Залогом его безопасной эксплуатации и системы в целом является мультиклапан. Он состоит из ряда клапанов, которые объединены в едином элементе. Имеет вход и выход – заправочная и расходная магистрали. Ширина отверстий – 8 мм (маркировка – EXTRA), для расходной магистрали может быть 6 мм. Он по необходимости открывает и закрывает подачу газа из баллона в двигатель и отвечает за поступление его в нужном количестве. Кроме того, в случае чрезмерного давления он перекрывает подачу топлива, тем самым предохраняя систему от чрезвычайных последствий давления. На ГБО 4 поколения, которые разработаны в Голландии, мультиклапан отсутствует. Вместо него используются несколько клапанов, которые не интегрированы в едином приборе, а устанавливаются на газовый баллон с помощью специальной арматуры.
В моторном отсеке размещается газовый редуктор. Его роль – переход газа из жидкого состояния в газ (в баллоне газ хранится в сжиженном виде). Это происходит за счёт уменьшения его давления. Сам элемент может быть как независимым, так и соединённым с электроклапаном. Электроклапан снабжён съёмным фильтром для сжиженного газа, который предохраняет системы от возможных повреждений, связанных с качеством топлива.
Газовые форсунки регулируют количество газа, подаваемого непосредственно в двигатель. Выбор производителя форсунок – важный момент, так как они различаются друг от друга своей производительностью и скоростью работы.
Для того чтобы газ из-за своего качества и наличия примесей не повредил форсунки, используется газовый фильтр.
Газовое оборудование управляется блоком управления, которой руководит системой в целом. Управление происходит на основании данных, поступающих с датчика температуры и давления газа UCC-1, а также давления в рампе форсунок.
После анализа информации ЭБУ открывает и закрывает клапаны, форсунки, взаимодействует с бензиновой системой.
Благодаря взаимодействию двух систем топлива, не происходит ошибок при переходе с одного вида на другой. Кроме того, блок управления отвечает за само переключение, которое зависит от температуры двигателя и объёма газа.
Для переключения топлива с бензина на газ в салоне автомобиля устанавливается специальный переключатель. Он открывает и закрывает газовый электроклапан, активирует или деактивирует газовые форсунки. Для звукового сопровождения переключения в переключатель встроен специальный зуммер.
Стоит отметить, что элементы, входящие в комплект, могут относиться к разным производителям.
Принцип работы
При переключении топливной системы блоком управления или переключателем клапана инициируется открытие клапана газового баллона, отсюда газ через мультиклапан и расходную магистраль поступает на электроклапан, который пропускает его на редуктор. Здесь давление газа снижается, и он отправляется через газовый фильтр на форсунки. Отсюда как нормальное топливо он передаётся в камеру сгорания двигателя и тем самым питает его работу. Данный принцип объединяет все современные системы ГБО.
Установка и настройка
Работы по установке ГБО производятся в специализированных автосервисах.
Настройка и регулировка системы газобаллонного оборудования может производиться как в сервисе, так и своими руками. При этом лучше воспользоваться услугами профессионального специалиста. Регулировка осуществляется при первом запуске двигателя после того, как комплект оборудования установлен. Настройка производится при помощи специальных программ, которые входят в комплект поставки ГБО. Как правило, они имеют интуитивное управление, в котором легко разобраться. Перед началом работы необходимо ознакомиться с основными показателями своего автомобиля и его двигателя. Об этом лучше узнать у квалифицированных специалистов. Если по каким-либо причинам программы в комплекте поставки не оказалось, то узнать, какое ПО необходимо, можно у производителей. Настройка оборудования происходит после подключения компьютера с диагностической программой к системе через специальный контроллер. На экране компьютера появится информация о параметрах работы системы. При их изменении происходит настройка срабатывания. Стоит отметить, что для каждого автомобиля эти показатели могут быть свои.