Закончив с организацией подзвучки сзади и сабвуфером, пришла пора заняться звуком спереди. По логике-то нужно было с этого начинать, но у меня была такая ситуация, что сначала я поставил ту акустику, что у меня осталась ещё с прошлой машины.
Итак, на данный момент у меня спереди установлена штатная акустика в виде шестнадцатисантиметровых малайзийских blaupunkt’ов с ничтожными магнитиками и околонулевой массой.
Составить альтернативу штатным динамиком было решено доверить проверенным еврейским morel tempo 6
Штатные динамики составляют единое целое со штатными же подиумами, посему просто заменить динамики не получится, придётся делать подиумы. Сняв размеры были составлены чертежи.
В качестве основного материала подиума была взята двенадцатимиллиметровая фанера. (Впрочем, можно было и десятимиллиметровую, просто изменилось бы число деталей.) Для двух подиумов мне хватило отреза 800×400 мм
Вооружившись лобзиком выпиливаем заготовки.
Теперь нужно серьёзно подумать над высотой подиумов. Во-первых важно, чтобы магниты динамиков не мешали стеклу двери. Но это не главное, тут остаётся запас в 1-2 см. Важно другое; необходимо, чтобы звук не играл под пластиковой обшивкой. Для этого динамик должен практически упираться в обшивку. Измерив высоту оригинального подиума получилось 51 мм. Для обеспечения такой же высоты одно из колец каждого подиума было доработано в толщину методом отщепления слоёв.
Убирать лишнюю высоту нужно несколько с запасом на клеевые швы, нитки, толщину обода динамика и прочее. Ниже будет всё показано.
Хотелось бы сделать кольца несколько пошире с запасом прочности, однако геометрия внутренней поверхности обшивки не даёт увеличить внешний диаметр больше штатного. В следствие последнего кольца получились весьма токностенные. Так как в эти кольца предстоит вкручивать саморезы, крепящие динамики, было решено усилить внешнее кольцо капроновыми нитками для предотвращения вероятного раскалывания материала.
Обмотав ниткой внешнее кольцо, приступаем к склеиванию. Я использовал обычную эпоксидную смолу. Той же смолой я щедро облил всю конструкцию для пущей прочности и влагостойкости.
Повысить акустические свойства изделия было решено добавлением виброизоляции и шумоизоляции.
Первый слой виброизоляциия "Шумoff 3". Клеил, разумеется с феном и тщательной прикаткой.
Первый раз работал с этим брендом, раньше пользовал только STP. Шумoff оказался мягче, чуть с горяча не выдавил весь битум из-под фольги. Однако, считаю это плюсом; ведь чем мягче материал, тем он лучше поглащает вибрации.
Второй слой "Шумoff Акустик". На деле это оказался обычный карпет, но с клеящим слоем полиизобутилена. Клеить, надо сказать, его очень удобно в отличие от простого карпета и клея, благодаря мгновенному приставанию. Ну и тянется этот материал как обычный карпет, то есть очень хорошо.
Вот что получилось
Проверка конечной высоты. 51 мм, как у оригинального.
Чтобы окончательно перекрыть звуковой поток под пластиковую обшивку двери было решено изготовить мягкие кольца, окончательно "герметизирующие" щель между ободом корзины динамика и встроенной акустической решёткой двери
Кольца я вырезал из восьмимиллиметровго сплэна всё того же бренда.
Для усиления акустических изолирующих свойств колец, да и просто для эстетики, я оклеил кольца всё тем же "липким карпетом"
Конечный вид и примерка всех элементов вместе.
Вид вблизи. Постарался сфотографировать так, чтобы было видно, что кольца не мешают подвесу, хотя и примыкают к нему очень близко.
Итог. Получились приятные, тяжёлые, шумоизолированные, жёсткие в основе и мягкие на ощупь подиумы. Осталось установить всё это в машину. А штатные blaupunkt’ы я думаю, поставлю в задние двери. Сейчас там ничего нет. Да в целом-то и не надо, благодаря мощной акустической полке, но не выбрасывать же их, да и чего месту зря пропадать.
Очень хочется поскорее всё это установить, заодно провести полную шумоизоляцию дверей. Однако сейчас мой гараж и я сам заняты другой машиной и её ремонтом. Восстанавливаем понемногу легендарную баварскую тритцатьчетвёрку для моей Души! А моя Душа — это моя Любимая Девушка)) Сам до сих пор поверить не могу, что она купила себе ту машину. Может быть ещё появится на драйве блог этого чуда немецкой инженерной мысли.
Всегда приятно водить автомобиль под звучание любимых песен и музыкальных композиций. Для этого многие водители покупают дорогостоящие усилители, сабвуферы, стереосистему. При этом динамики устанавливаются не только под задним стеклом, но также на дверях автомобилей, что позволяет получить более четкое и качественное звучание. Однако установка динамиков в штатном виде, смотрится не так красиво. Чтобы украсить даже обычные динамики и установить их на двери, можно собственноручно смастерить подиумы, что мы и сделаем сейчас.
Первым делом предлагаем посмотреть авторский видеоролик, а потом попытаться повторить процесс изготовления подиумов вместе с нами.
Итак, для того, чтобы сделать подиумы для динамиков на двери автомобиля, нам понадобится:
– картон;
– канцелярский нож;
-пила;
– ДСП;
– клей;
– наждачная бумага;
– напильник;
– саморезы;
– карпет.
С материалами разобрались, теперь можно приступать к изготовлению наших подиумов. Берем кусок картона и канцелярским ножом делаем шаблон будущих подиумов.
Теперь используем наш шаблон для изготовления трех слоев подиума. Для этого берем 15 мм ДСП и пилой отрезаем три куска по шаблону. Особо следует отметить, что последний слой из ДСП должен быть на 5 мм меньше остальных двух.
Далее берем клей и склеиваем все три слоя. Клеить нужно тщательно, чтобы не осталось свободных мест, поскольку это в дальнейшем может стать причиной лишних звуков и тресков.
Теперь при помощи наждачной бумаги и напильника обрабатываем углы заготовки подиумов. Тот слой, который был на 5 мм меньше остальных, фактически будет верхним. После обработки заготовка должна получится слегка закругленной и зауженной в верхней части, что придаст ей больше красоты и эффектности.
Для большей надежности на этом этапе можно дополнительно укрепить слои ДСП саморезами.
Пришло время эстетической части, а именно – обделки заготовки. Для этого нам необходим небольшой кусок карпета, которым мы и обклеим будущие подиумы. Опять же советуется делать все предельно внимательно и без лишней спешки, чтобы не осталось складок и неровностей.
Осталось лишь отрезать среднюю часть карпета, установить динамики, прикрепить наши подиумы на двери автомобиля и любоваться их красивым видом, а также изящным звучанием.
Установка автомобильной акустики требует творческого подхода. Качество звучания в значительной мере зависит от того, где и как расположены динамики. Подиумы для них — элементы акустического оформления. Элементы полезные, а в некоторых случаях необходимые. Что важно, сделать такие подиумы можно своими руками.
Зачем устанавливать динамики на подиумы
Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.
Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.
В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.
Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля. В этом случае в роли внутреннего пространства звуковой колонки выступают полости за обшивкой.
Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.
Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.
Каким должен быть подиум
Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым. Чем тяжелее, тем лучше.
Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.
Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.
Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.
Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.
Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.
Внутренний подиум
Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.
Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику. В противном случае возможны искажения, так как динамик будет «играть под обшивку».
Внешняя обшивка должна плотно прилегать к динамику, установленному на внутренний подиум
Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум
Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.
Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.
Компоненты подиума должны быть подогнаны без щелей и зазоров
Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.
Компоненты подиума не должны создавать препятствий движению воздуха через окна корзины динамика
Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.
Детали подиума не должны образовывать туннель перед диффузором
Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.
Тоннель с тыльной стороны динамика ухудшает качество звука
Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.
Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.
Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.
Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.
Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних. Трудность состоит лишь в разработке чертежа и установке головки с соблюдением изложенных выше требований.
Как сделать и установить своими руками
Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:
- фанера или другой аналогичный материал для вырезки кольцевых деталей;
- вибропоглощающий листовой материал для обработки элементов автомобильного кузова в местах установки подиумов;
- стекломат (стеклоткань) для изготовления деталей сложной формы;
- эпоксидная смола с отвердителем;
- капрон или другая аналогичная синтетическая ткань для изготовления деталей по «чулочной технологии»;
- искусственная (натуральная) кожа или краска для декоративной отделки внешнего подиума;
- акустическая ткань для отделки решётки динамика;
- эластичный клей;
- шпаклёвка;
- монтажная лента;
- наждачная бумага;
- монтажная пена;
- метизы.
Для работы необходим инструмент:
Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Снимите обивку (карту) двери. Определите оптимальное место установки подиума.
Выбор места для подиума
Оклейка двери вибропоглощающим материалом
Фанерная заготовка для подиума
Примерка к посадочному месту заготовки для подиума
Крепление подиума к двери
Установка динамика в подиум
Примерка обшивки двери после установки динамика в подиум
Разметка отверстия в панели обшивки двери под динамик
Расширенное по размеру динамика отверстие в карте двери
Решетка динамика с расширенными отверстиями
Декорированная акустической тканью решетка динамика
Дверь в сборе с установленным на подиум динамиком
Видео: подиум из стекломата
Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Продумайте место установки твиттеров.
- Вырежьте из фанеры кольца по размеру динамиков.
Фанерные кольца для подиумов под твиттеры
Кольца для подиумов, закреплённые на деталях обшивки стоек
Панели обшивки стоек, подготовленные к нанесению эпоксидной смолы
Заготовки, пропитанные эпоксидной смолой
Нанесение на заготовки эпоксидной шпаклёвки со стекловолокном
Заготовки, обработанные наждачной бумагой
Заполненные монтажной пеной заготовки
Стойка с установленным на подиум твиттером
Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
Видео: изготовление подиума для твиттера
Изготовление и установка подиума в потолок
Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.
- Снимите обшивку потолка. Определите оптимальное место установки подиумов. Продумайте трассу прокладки акустических проводов для подключения динамиков.
- Определите размеры подиумов, учитывая рекомендации, наличие свободного места и высоту креплений обшивки потолка.
- Выпилите из фанеры подходящей толщины заготовки, вырежьте в них отверстия под динамики.
- Оклейте потолок вблизи места установки подиумов вибропоглощающим материалом.
Оклейка потолка вокруг подиумов вибропоглощающим материалом уменьшает искажения и улучшает звук
Для крепления подиумов используют болты с шайбами и контргайками
Отверстия под динамики вырезают в обшивке после установки подиумов и примерки
Динамики устанавливают в подиум плотно и без щелей
Видео: установка тыловой акустики под потолок
Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.