Практически все автомобилисты знают или хотя бы слышали о таком понятии как «обкатка», то есть когда на приобретенной из салона машине нужно сперва поездить неспеша, чтобы ее узлы и агрегаты пришли в рабочее состояние.
Так ли нужна обкатка современным легковушкам?
Некоторые считают, что соблюдать так называемый «обкаточный режим» нужно только на самых бюджетных автомобилях, в то время как продукция ведущих автоконцернов более совершенна и из нее можно выжимать максимум сразу после покупки.
Частично это действительно так, и на многих современных машинах можно сразу же разгоняться до предельных скоростей будучи уверенным, что после этого автомобиль не встанет посреди дороги с заглохшим мотором.
Тем не менее, рвать с места в карьер на новых авто, какими бы они совершенными не были — все же не рекомендуется, поскольку небрежная эксплуатация в первые дни и недели после покупки может существенно сократить заявленный автопроизводителем ресурс силового агрегата.
Так или иначе, обкатка нужна любому, даже самому современному двигателю. Связано это с тем, что даже ведущие автопроизводители пока не способны идеально подогнать все детали силового агрегата, поэтому в первые 5 000 — 10 000 км пробега они в буквальном смысле притираются друг к другу.
В это время мотор может работать далеко не идеально, поэтому если автолюбитель захочет выжать из него максимум, то движок столкнется с экстремальными нагрузками, что не есть хорошо. Что же нужно для правильной обкатки силового агрегата?
Прогревайте двигатель перед началом движения
Во время обкатки владельцу новой машины следует взять за правило всегда прогревать двигатель до рабочей температуры (даже летом) и только затем начинать движение. Постояв на холостых оборотах несколько минут, вы приведете мотор в рабочее состояние и минимизируете вероятность повреждения его деталей уже во время самой поездки.
Избегайте езды на низких и высоких оборотах
Кроме того, в обкаточном режиме автовладельцу следует внимательно следить за оборотами двигателя. В частности, на новых машинах не рекомендуется крутить мотор до высоких оборотов. Впрочем, ездить на предельно низких также не стоит.
Лучше всего держаться в диапазоне от 1 500 до 3 500 об/мин, и тогда все компоненты двигателя будут получать оптимальное количество смазки, что опять же защитит их от различного рода повреждений.
Заметим, что иногда автопроизводитель сам указывает оптимальные обороты двигателя для обкатки в инструкции, а вот если данная информация отсутствует, то водителю просто нужно стараться держать стрелку тахометра в средней части рабочей зоны.
Меняйте масло на «нулевом» ТО
Так как во время обкатки происходит притирка металлических элементов двигателя, то в смазочный материал попадают микроскопические частицы металла (так называемая «пудра»). Избавиться от микроскопических инородных элементов можно лишь путем замены масла, которая осуществляется в рамках ТО-0.
Некоторые автомобилисты считают, что дилеры придумали «нулевое» техобслуживание с целью собственного обогащения, однако на самом деле новый автомобиль действительно нуждается в замене масла даже при небольших пробегах (около 2 000 км), а значит экономить на данной процедуре не стоит.
Заправляйте машину качественным топливом
Владельцам новых машин стоит избегать экспериментов с топливом, смешивая бензин с разным октановым числом, так как в этом случае детонация будет оказывать наиболее разрушающий эффект, что так или иначе отразится на сроке службы силового агрегата.
Кроме того, во время обкатки следует заправлять автомобиль только тем топливом, которое указано в руководстве по эксплуатации, по возможности избегая непроверернных АЗС, где горючее может оказаться ненадлежащего качества.
Избегайте дальних поездок
Во время обкатки также рекомендуется по возможности отказаться от поездок на дальние расстояния. Связано это опять же с тем, что во время подобных марш-бросков мотор транспортного средства часто работает на повышенных оборотах, что обусловлено необходимостью периодических обгонов на трассе.
Не используйте новый авто для перевозки грузов
В период обкатки водителю не стоит увлекаться использованием «грузовых» возможностей машины, даже если он при этом соблюдает оговоренные в техпаспорте лимиты. Про буксировку прицепа на новом авто и вовсе лучше забыть — это запрещают делать многие автопроизводители, делая соответствующие пометки в инструкциях.
В общем, правильная обкатка нового авто позволит продлить срок службы основных узлов и агрегатов машины, а если ей пренебрегать, то проблемы с транспортным средством могут начаться даже при небольших пробегах.
При покупке нового автомобиля, любой его хозяин, даже новичок, задумывается, как продлить бесперебойную работу машины и ее узлов, отодвинуть ремонт максимально далеко за пределы гарантийного срока. Помочь в увеличении срока службы основных узлов транспорта способна грамотно проведенная обкатка важнейших элементов – двигателя и трансмиссии.
Что такое обкатка авто простыми словами
Обкатка нового автотранспорта – процесс, во время которого происходит правильное притирание всех основных агрегатов, узлов и деталей.
Большинство автопроизводителей осуществляет так именуемую «холодную» обкатку до установки на автомобиль, но эта процедура осуществляется в щадящих режимах, который редко достижимы в реальной ситуации.
Обкатывать автомобиль или нет, все За и Против
Обкатывание машины осуществляется в щадящем режиме, что никак не может ухудшить состояние узлов и деталей. Противниками обкатки в основном выступает представители производителей, заявляя, что современные автомобили не требуют каких-либо ограничений в эксплуатации с первых километров, а все необходимые процедуры были произведены еще на заводе (холодная обкатка).
Многие производители указывают некоторые ограничения в эксплуатировании нового автомобиля, ряд из них рекомендует проходить нулевой ТО.
Что дает обкатка автомобиля:
- мягкое сглаживание шероховатостей деталей без возможного образования задиров;
- притирание движущихся частей различных систем;
- очищение масляных каналов и всего ДВС от возможной стружки или посторонних компонентов;
- притирание тормозных дисков и колодок, что в последствии (через 200-250 км) обеспечит великолепное торможение;
- выявление имеющихся дефектов или брака;
- адаптация новых покрышек и улучшения их сцепления с поверхностью.
Период обкатки измеряется в километрах и составляет 1000—5000 км в зависимости от производителя, а дизельный двигатель рекомендуется обкатывать в два раза больше бензинового.
Нулевое ТО, плюсы и минусы, проходить или нет?
В процессе эксплуатации нового автомобиля происходит притирание движущихся элементов, а в двигателе может образоваться стружка, которая попадает в масло и масляный фильтр. На нулевом ТО, помимо межинтервальной замены масла, проверяют уровни всех рабочих жидкостей, при необходимости заменяют или доливают. Также осуществляют беглый осмотр салона, кузовных деталей, электрики, состояние ходовой и тормозной системы.
Такой внесервисный осмотр и обслуживание не является обязательным, но при наличии небольших дефектов, более высокой шероховатости по сравнению с конструкторскими расчетами в узлах ДВС такая процедура вполне оправдана.
Замена масла после обкатывания ДВС может продлить ресурс двигателя, так как будет удалена стружка (при ее наличии) из смазочной системы мотора, что снизит вероятность образования задиров и дальнейшего разрушения узлов.
Как правильно подготовиться к обкатке новой машины
Новый автомобиль требует особо тщательного контроля отдельных элементов, так как если несвоевременно выявится возможный брак – последствия будут не очень приятными.
Перед началом обкатки, а так же ежедневно во время ее прохождения следует:
- проверять уровень масла в ДВС, уровень рабочей жидкости должен быть посередине между метками;
- проверять уровень тормозной и охлаждающей жидкостей;
- заправить автомобиль качественным топливом;
- оглядеть подкапотное пространство и днище, а так же поверхность под ним на наличие подтеков.
Как правильно обкатать двигатель
Одним из главных элементов автомобиля считается двигатель, который и требует особо бережного обкатывания, выступающего залогом хорошей продолжительной работы даже за пределом гарантии, великолепной динамики, низкого потребления топлива и других параметров.
Наиболее вредным для мотора являются большие нагрузки, подразумевающие движение на высокой передаче с низкой скоростью и сильно выжатой педалью газа (например, движение на 5-й передаче при скорости не выше 70 км/ч; движение на горку на низких оборотах (менее 2000), особенно с дополнительным грузом.
Основные рекомендации по обкатыванию ДВС:
- не пытаться достичь максимальных скоростных показателей;
- избегать продолжительной езды на одинаковых оборотах или скорости;
- не желательно выжимать педаль акселератора до упора;
- рекомендуемые обороты во время обкатки находятся в диапазоне 2500—4000 км (в зависимости от типа двигателя), но рекомендуется не превышать 3000—3500 в первой половине обкатки;
- избегать продолжительной работы в холостом режиме;
- исключить торможение двигателем;
- следует избегать динамичных разгонов, резких торможений и рывков во время движения;
- избегать движения на низких оборотах;
- не загружать автомобиль, не использовать прицеп и не сажать много пассажиров;
- ежедневно проверять уровень масла, стоит проверять его через 3-5 минут после остановки транспорта на ровной поверхности, следует с собой возить немного масла для доливки;
- по возможности избегать движения по поверхностям с плохим сцеплением (грязь, песок, гололед или много снега) для исключения перегрузки ДВС при обкатывании.
Этапы обкатки трансмиссии
Трансмиссия является вторым по важности агрегатом в автомобиле. Ее устройство очень сложное, в ней множество движущихся и трущихся элементов, поэтому к обкатке коробки следует подойти щепетильно.
Бережное обкатывание трансмиссии продлит срок ее бесперебойной службы и отодвинет дорогостоящий ремонт на приличный период.
Автоматическая коробка является крайне сложным механизмом, требующим бережного отношения и аккуратной обкатки. Лучше немного выждать, отъездить грамотно, чем потом раскошеливаться на дорогостоящий ремонт, который, конечно же, случится после окончания гарантии.
Рекомендация по обкатке коробки-автомат:
- до начала движения АКПП следует прогревать до рабочей температуры для достижения трансмиссионной жидкостью нужной консистенции, зимой это может занять до 10 минут;
- категорически запрещается использовать режим кикдаун;
- наблюдать, чтобы режим нейтраль не включился при движении, что может произойти из-за уменьшения давления трансмиссионной жидкости при его нагреве, вызывающем давление на планетарный узел;
- избегать пробуксовывания колес;
- настоятельно рекомендуется обкатывать автоматическую коробку за пределами города, для избегания рваного режима движения;
- избегать перевоза тяжелых предметов или большого количества пассажиров;
- всячески избегать перегрева АКПП на протяжении первых 500 километров в связи с тем, что осуществляется обкатывание верхних слоев фрикционных дисков, гидравлического трансформатора и других деталей планетарного узла;
- если АКПП обслуживаемая, т.е. предусматривает замену трансмиссионной жидкости, будет не лишней замена рабочей жидкости для удаления из нее возможной стружки или иных посторонних компонентов.
Механическая коробка считается более неприхотливой в эксплуатации и обладающей большим ресурсом. Но даже ее рекомендуется обкатывать бережно на протяжении нескольких первых тысяч километров.
Советы по правильному обкатыванию механической трансмиссии:
- начинать движение и набирать скорость необходимо плавно, своевременно меняя ступени;
- включать скорости в МКПП необходимо плавно при полностью выжатой педали сцепления, избегая резких движений или приложения значительных усилий;
- на протяжении первой тысячи километров пробега рекомендуется не передвигаться со скоростью свыше 80-90 км/ч и на высших передачах (4,5,6);
- менять ступени необходимо поочередно и своевременно, при обкатке категорически не рекомендуется перепрыгивать скорости (например, с 4-й на 2-ю, с 3-й на 5-ю);
- во время обкатывания необходимо использовать режим плавной езды, по возможности избегать затяжных подъемов или передвижения по дорогам с плохим покрытием;
- после окончания обкатки механической трансмиссии не лишней будет полная замена рабочей жидкости в ней для удаления металлической стружки или иных посторонних веществ, которые могли образоваться во время притирания узлов МКПП.
Новый автомобиль требует бережного отношения и правильного эксплуатирования, особенно на протяжении первых тысяч километров, во время которых происходит притирание различных деталей и узлов.
Процедура обкатки несложная, но ее правильное проведение продлит срок эксплуатации основных узлов и поможет избежать многочисленных поломок. Основными принципами обкатки являются ежедневный контроль рабочих жидкостей и избегание нагрузок на ДВС и трансмиссию, для чего следует придерживаться простых рекомендаций, описанных выше.
Сошедшие с конвейера автомобили поражают своей новизной, оригинальным дизайном кузова, блеском лакокрасочного покрытия и техническим совершенством всех без исключения узлов, агрегатов и деталей. Современный автомобиль готов к длительной эксплуатации, однако для минимизации прииска случайной поломки и увеличения срока его работы, подвижные элементы двигателя, ходовой части, трансмиссии, должны приработаться и притереться, а именно – пройти обкатку.
Что собой представляет обкатка
Обкатка автомобиля – это эксплуатационный процесс, который позволяет подготовить агрегаты и ключевые узлы к интенсивному использованию, а также выявить на начальном этапе возможные неисправности и дефекты.
Несмотря на тот факт, что моторы от ведущих автопроизводителей проходят испытания на специальных стендах, есть смысл провести обкатку автомобиля и дать механизмам функционировать под нагрузкой. Обкатка нового автомобиля непосредственно направлена на приработку коробки передач и деталей силового агрегата, но не стоит также исключать важность адаптации элементов подвески, ходовой части и тормозных механизмов.
Преимущества обкатки
Чтобы проверить функциональное состояние машины важно подвергнуть ее тщательному тестированию. Для этого рекомендуется проводить обкатку всех новых автомобилей, в ходе которой можно достигнуть значимых результатов:
- произвести притирку подвижных элементов многих узлов;
- сгладить шероховатости и изъяны отдельных деталей и узлов;
- очистить смазочную систему и двигатель от грязи и различных элементов стружки после заводской сборки;
- добиться притирки тормозных колодок;
- обнаружить имеющиеся дефекты и производственный брак.
Основные правила обкатки
Нарушение правил обкатки автомобиля может привести к непредвиденным последствиям, но зато можно получить гарантию, что машина прослужит долго. Чтобы все прошло точно, нужно следовать следующим правилам:
- заправить авто качественным топливом;
- проверить давление в шинах;
- не допускать продолжительной работы мотора в холостом режиме;
- контролировать уровень моторного масла, наличие охлаждающей жидкости и тормозной смеси;
- удостовериться, что не подтекает смазка;
- первая тысяча километров пробега в период обкатки выполняется на скорости менее 90 км/ч, также не рекомендуется пользоваться 4-6 передачей;
- плавно и своевременно переходить на соответствующую пониженную или повышенную передачу (в инструкции по эксплуатации авто приводится таблица с допустимой скоростью для каждой передачи);
- на протяжении периода обкатки обороты двигателя для бензиновых моторов не должны превышать 3 000 об/мин, а для дизельных моторов этот показатель составляет от 1 200 об/мин. до 2 500 об/мин.;
- избегать большой нагрузки на автомобиль (продолжительная езда «под горку» либо буксирование прицепа или других машин);
- запрещается практиковать агрессивный стиль вождения, сопряженный с экстренным торможением и резкими ускорениями;
- обкатку желательно проводить вне ритма городского движения, на автомагистралях с качественным и ровным покрытием.
Сколько километров длится обкатка
На этот счет каждый специалист имеет, однако все сходятся в одном – первые 1,5 тысячи километров являются наиболее важными в обкатке. Именно на них должны неукоснительно соблюдаться автомобиля. Для остального километража правила не столь строгие. Однако для каждой марки авто, пробег индивидуальный – от 2 000 до 5 000 километров. Этот показатель во многом определяется типом двигателя, если это дизельный движок – рекомендуемый пробег необходимо умножать на два.
Этапы обкатки автомобиля (ограничение скорости)
При обкатке новой машины основное внимание следует уделить ее двигателю, поскольку это тот узел, где действительно есть чему притираться. Процесс обкатки мотора на новом авто лучше разбить на несколько этапов.
- Первый этап должен иметь протяженность около 500 километров. Рекомендуется двигаться предельно равномерно, тем самым обеспечивая минимальные нагрузки на трансмиссию и двигатель. Это не составит труда – достаточно отправиться за город: первые 50 км нужно преодолевать со скоростью в пределах 40-50 км/час на третьей передаче, после чего прибавлять до скорости 60-70 км/час и повысив передачу до четвертой передачи проехать в таком режиме еще 100-150 километров.
Каждые новые 100 километров на спидометре авто рекомендуется увеличивать скорость автомобиля на 10 км/час, при этом продолжать двигаться на четвертой передаче. К концу поездки скорость должна составлять 90-100 км/час. В этот период движения в гору, равно как и агрессивные разгоны следует избегать. В том случае, когда это невозможно, необходимо постепенно снизить скорость и включить пониженную передачу – автомобилю будет значительно легче справиться с нагрузкой.
- На втором этапе обкатки автомобиля также предполагается преодолеть очередные 500 километров, большую часть из которых желательно преодолеть исключительно на пятой передаче с максимальной скоростью в 100-120 км/час, поднимая максимальную планку оборотов до 3 000 об/минуту. Но затяжных и крутых подъемом стоит по-прежнему остерегаться, чтобы их преодолеть следует использовать третью или четвертую передачи.
- Третий этап и следующие 500 км пробега также нежелательно для движения в гору пользоваться пятой передачей, а вот обороты при разгоне рекомендуется увеличить до 3 500 об/минуту. Соответственно, на этом этапе обкатки авто максимальная скорость движения может быть увеличена и составит 130-140 км/час, но от торможения двигателем на этих трех этапах следует отказаться.
- На четвертом, завершающем этапе автомобиль преодолеет 2 000 километров и позволит себе гораздо больше. Не очень крутые подъемы можно легко преодолевать уже на пятой передаче, однако стоит следить чтобы скорость автомобиля в это время продолжала оставаться примерно на уровне 100-110 км/час. На пятой передаче можно двигаться со скоростью в 80-90 км/час по ровным участкам. При смене передач и разгоне со светофоров мотор можно раскручивать максимально до 4 000 об/минуту.
Очень многие водители почему-то ошибочно относят к щадящему режиму работу агрегата на холостых оборотах и это на самом деле не так. Образование защитной масляной пленки, которая надежно предотвращает трущиеся детали двигателя от сухого трения, возможно только в условиях нормального уровня давления масла, что, в свою очередь, представляется возможным только в том случае, когда обороты двигателя от 1 200 об/минуту и выше.
Исходя из этого, холостые обороты допустимы исключительно при прогреве силового агрегата, который должен быть не продолжительным и занимать не более двух-трех минут, поскольку работа мотора на холостых оборотах в остальное время может привести к недостаточной смазке, что может стать причиной преждевременного износа трущихся пар и уменьшения давления масла.
Важно! Перед обкаткой не рекомендуется проводить замену моторного масла, которое залито на заводе компании-производителя, однако после проведения всех испытательных тестов рекомендуется обязательно сменить отработанное моторное масло из двигателя.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети: