Как узнать дату выпуска шины (месяц и год производства шины)? Как определить, что шина слишком старая и не годится для использования?
Мы специально решили объединить эти вопросы в один раздел, поскольку если люди интересуются датой изготовления покрышки, то они хотят разобраться как минимум в двух вопросах:
- Насколько пригодны их старые шины для дальнейшей эксплуатации.
- Можно ли покупать новые автошины, которые несколько лет пролежали на складе.
Начнем с того, как определить дату изготовления шины.
Дата производства шин
Дата производства шины написана на боковине покрышки в овальном штампе в виде 4-х цифр, например: 1805. Первые две цифры означают неделю изготовления, последние две — год.
В нашем случае 18 неделя — это Апрель 2005 года.
Для более простого расчета даты изготовления на нашем сайте «Покрышка.ру» есть специальный калькулятор для расчета даты выпуска шины.
Калькулятор даты изготовления для шин
Калькулятор рассчитывает дату автошины только для 4-х значного кода.
3-х значный код даты у шины означает, что она была выпущена до 2000 года.
3-х значный код даты производства шины означает, что она была выпущена до 2000 года.
Старая маркировка похожа на новую, т.е. первые две цифры тоже неделя изготовления, но последняя цифра означает не полностью год, а только последнюю цифру года.
Например, код: 108. Это значит, что автошина выпущена: 10-ая неделя 88 или 98 года.
Чтобы понять 80-ые года или 90-ые, нужно внимательно посмотреть, есть ли после этих цифр пробел (промежуток или треугольный штамп) на боковине или нет.
Если: *108*, то это 88 год.
Если же есть пробел после цифр: *108 * или *108 (значок — треугольник)*, то эта покрышка 98-ого года выпуска.
Такие сложности обусловлены тем, что раньше производители покрышек не думали, что шиной будут пользоваться больше 10 лет. Но после 2000 года производители автошин пришли к более удобной 4-х значной маркировке даты производства на колесе.
Перед 3-значными или 4-х значными цифрами могут стоять еще несколько букв, например, или , но для определения даты выпуска резины нас интересуют только последние цифры.
Про дополнительные надписи на колесе вы можете узнать в разделах: маркировка автомобильных шин и маркировка дисков.
Старение автомобильной резины
Производители автошин гарантируют нормальную работу шин не менее 5 лет, при условии того, что шина до этого времени не износилась.
Однако на практике качественные покрышки могут прослужить гораздо дольше, оставаясь при этом эластичными и сохраняя свои основные эксплуатационные характеристики.
Старение резины зависит как от качества самих шин, так и от того, в каких условиях эксплуатировались (или хранились) эти колеса.
Из шин с годами постепенно выходят химические вещества, которые придают эластичность резине. Мы это можем ощущать в виде запаха, который излучают практически все новые резинотехнические изделия. Состаренные покрышки становятся более твердыми и менее эластичными.
Этот процесс усиливается при высоких температурах, повышенной влажности и при попадании прямого солнечного излучения на поверхность резины. Под действием солнечных лучей из кислорода воздуха образуется ОЗОН, который способствует быстрому старению шины.
Именно поэтому, хранить летние или зимние шины лучше имея специальные полиэтиленовые пакеты для колес, которые не дают солнечным лучам напрямую попадать на резину, а также пакеты препятствуют прямому контакту шины с атмосферой.
При правильном хранении качественные покрышки могут оставаться эластичными до 7–10 лет!
Внешне старение автошины можно увидеть на боковине покрышки, где постепенно начинают появляться мелкие трещинки, которые с каждым годом становятся более глубокими. Кроме того, сам цвет покрышки начинает меняться и становится более «белесым», вместо изначального — черного.
Если на ваших колесах вы увидели эти характерные следы старения резины, значит, их пора менять несмотря на то, что протектор может быть еще не очень сильно изношен.
Часто покупатели задают вопрос: стоит ли покупать новые шины, если дата выпуска у них стоит более двух или трех лет назад?
Все зависит от условий хранения и изначального качества автошины. На складах новые шины хранятся в разных условиях, и если соблюдены температурные условия и влажность воздуха, то новые шины могут храниться очень долго, практически не теряя своих характеристик.
Поэтому перед покупкой автошины, если она выпущена несколько лет назад, нужно оценить ее внешнее состояние: нет ли на ней характерных небольших трещинок, не потеряла ли шина эластичность и не поменяла ли она свой цвет. Если шина внешне выглядит идеально, то значит, она хранилась в правильных условиях и ее можно смело покупать. Если же вы обнаружили какие-то признаки старения, лучше попросить поменять эти покрышки на более новые или отказаться от покупки.
Очень много зависит еще от фирмы производителя покрышки и, соответственно, качества самой резины. Ведущие шинные компании тратят огромные деньги на исследования в этом направлении и добавляют в состав резины специальные «антистарители», состав которых держится в строжайшем секрете.
Покупая хорошие шины, скажем Michelin, Goodyear, или Nokian, вы покупаете очень качественные автошины, которые при правильной эксплуатации прослужат вам гораздо больше гарантийного срока — 5 лет (при условии, что они не сотрутся у вас раньше из-за большого пробега).
При прочих равных условиях старайтесь покупать более «свежие» автошины, это гарантия того, что условия хранения шин не нарушались в течении долгого времени.
Однако не стоит уделять уж слишком много внимания возрасту шин при покупке, особенно если он меньше двух лет.
Практика показывает, что такие покрышки служат ничуть не хуже, чем те, которые выпустили всего месяц назад. А их эксплуатационные характеристики и долговечность в первую очередь зависят от ее изначального качества, т.е. от производителя и модели.
Полезные советы
И в конце мы дадим несколько полезных советов, которые помогут продлить срок службы и уменьшить старение автомобильных шин:
- Не храните шины без специальных пакетов, они хорошо защищают шину от преждевременного старения.
- Не храните автошины в месте, где на нее попадает прямой солнечный свет и тепло. Солнечное излучение является одним из основных факторов старения.
- Старайтесь ставить машину по возможности в тени от солнца. Это не только уменьшит процесс старения резины, но и убережет лакокрасочное покрытие автомобиля и детали салона от выгорания.
- Следите за давлением в шинах. Неправильное давление в шинах может привести к перегреву шины и ее износу.
- Следите за равномерностью износа шин. Если вы увидели, что покрышки изнашиваются неравномерно с разных сторон, то нужно срочно отправляться на техническую станцию и делать сход-развал. Если вы в такой ситуации просто купите и поставите новые шины, то вы их сразу испортите, поскольку они тоже будут изнашиваться неравномерно.
Удачи на дорогах!
Материал подготовлен в Pokrishka.ru
Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта — юр.фирма «Интернет и Право».
• Шины одной модели совершенно одинаковы и не имеет значение с какой партией они выпущены
• Нет возможности сортировать шины по комплектам, так как потребители каждый раз нуждаются в разном количестве штук
• Шины разных партий не различаются по характеристикам
• Условия транспортировки и хранения важнее даты производства
Среди автовладельцев нередко можно услышать мнение, что на автомобиль следует устанавливать шины одной партии или даты выпуска. Так как это даст одинаковые характеристики сцепления, прочности, износостойкости и т.д. для всех колес. Специалисты концерна Continental считают, что нет необходимости гнаться за единой партией по ряду причин.
Шины из разных партий не различить.
Ни на ходу, ни на ощупь, ни внешне… Дело в том, что для ведущих шинных производителей, в число которых входит Continental, стабильность качества продукции является вопросом безопасности, надежности и престижа. Поэтому на всех заводах и для каждой смены существуют очень строгие требования к единообразию рецептуры резиновой смеси, качеству ее компонентов, процедуре изготовления деталей шины и финальной сборки, а также к конечному контролю продукции. В результате шины одной модели с одним индексом скорости и нагрузки, изготовленные в разных городах и странах являются настоящими близнецами, разницу между которыми порой не определит и чувствительная аппаратура.
Шинные дилеры не сортируют шины по комплектам.
Когда у крупного торгового дома оборот шин исчисляется десятками и сотнями тысяч штук, то нет необходимости раскладывать их по отдельным наборам. Считается достаточным выделить отдельное место на складе под конкретную модель в разных типоразмерах. К тому же нет единого понимания из какого числа шин состоит комплект: одни автомобилисты считают, что это набор из четырех шин, другие из пяти (вместе с запасным).
Если одна шина испорчена, стоит ли менять весь комплект?
Было бы странным, если из-за одной покрышки нужно было бы заменять остальные три. В мировых масштабах получилась бы настоящая финансовая и экологическая катастрофа. Это еще одна причина, по которой производитель принимает все усилия, чтобы шины из разных партий не различались по характеристикам. Поэтому шину той же модели и типоразмера с одинаковыми индексами нагрузки и скорости можно смело покупать и устанавливать хоть на другом конце света – ходовые характеристики автомобиля не изменятся.
Условия транспортировки и хранения важнее даты производства.
Представьте, что вам удалось в разных местах найти шины из одной партии. Вот только два колеса привезли с завода к крупному дилеру в специально оборудованном прицепе, а потом хранили вертикально на полке при должной температуре, немного проворачивая каждый месяц, чтобы избежать деформации. А две других шины доставили, побросав в кузов, а продажи они ждали на открытом рынке, сваленные в кучу. И тогда вопрос об одинаковой сохранности резиновой смеси и каркаса остается открытым… Поэтому производители и рекомендуют покупать шины у авторизованных дилеров, в которых они уверенны, так как сами инспектируют соблюдение условий хранения шин на постоянной основе. К примеру, список надежных продавцов продукции Continental можно найти здесь.
Выбор новой модели — это гарантия "свежести" шин.
Запас прочности качественных шин при должном уходе, эксплуатации и хранении заметно больше 5 официальных лет гарантии, но шинники для надежности берут за основу типичный бытовой сценарий с его дворовым хранением, перепадами температур, дорожными реагентами и ямами на асфальте. Даже на складе резиновая смесь, пусть понемногу, но стареет – связи между молекулами ослабляются, появляются микротрещины, которые при сильных ударах могут обернуться вздутиями и разрывами. Самый простой совет в этом случае – выбирать шины из модельной линейки поновее. Так вы получите и лучшие характеристики, и будете уверены в небольшом сроке хранения. У наших экспертов, компании Continental, в этом сезоне тоже есть две интересные новинки. Это высокоскоростная шина PremiumContact 6 для мощных и комфортных легковых автомобилей со спортивным характером и CrossContact ATR для SUV с расширенными внедорожными возможностями, которая одинаково уверенно чувствует себя как на асфальте, так и вдали от твердого покрытия.
Фирма Continental– немецкий концерн, являющийся лидером на рынке товаров для автомобилей в Германии и ряде других стран. Шины выпуска этой компании производятся не только в Германии, но также в Чехии, Франции и Австрии. Продаются же они по всему миру – от Японии и США до Южной Африки.
Особенно по нраву автолюбителям всего мира пришлись их шины. В Германии расположено несколько крупных автомобильных заводов. Многие иномарки в базовой комплектации имеют шины этой фирмы, включая Wolkswagen и Mercedes.
О шинах фирмы Continental
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Эти шины, как правило, не отличаются большой жёсткостью. Лишь несколько моделей, не очень распространённых, пригодны для езды вне дорог. Летние шины имеют профиль с ярко выраженными водостоками, что позволяет уверенно чувствовать дорогу в дождливую погоду. На хорошей сухой дороге это помогает держать хорошую скорость и избежать юзов. Однако при резком старте стоит опасаться пробуксовки.
Зимние шины имеют достаточную шиповку и могут выпускаться как с водостоками, так и без. Зимние шины с водостоками отлично подойдут для езды в оттепель, или же стоит поставить всесезонные шины при мягкой зиме. Ну а тем, кто живёт в северных широтах и оттепели там редкое явление, стоит подобрать шины без водостоков и с более «внедорожным» рисунком протектора.
Почему шины портятся при хранении
Конечно, при эксплуатации шины портятся гораздо сильнее. Но и при хранении, особенно длительном, шина может потерять свои свойства. А если условия хранения грубо нарушались – то и при не очень длительном хранении шина придёт в негодность.
В первую очередь, на состояние шины влияет окружающая среда. Шина не терпит попадания бензина и масел, химических растворителей. Доказано, что некоторые масла способны проникать в поры шины, и такая шина хуже будет держать дорогу, пока не сотрётся поверхность, пропитанная маслом. Бензин же и химические растворители уничтожают материал шин.
Вторая причина, почему каждый год хранения шина становится всё хуже и хуже – это механические деформации. Дело в том, что шина имеет стальной каркас, который может прогнуться при деформации, не соответствующей расчётной нагрузке. Да и сама резина обладает свойством с годами принимать ту форму, в которой она находилась всё это время. Усугубляет же этот процесс высокая влажность и тепло.
Например, шины, составленные в высокие стопки, будут портиться. Верхние шины давят на нижние, и они будут проминаться. В этом случае лучше хранить шины на дисках, или же нанизывать на горизонтальные рейки, поворачивая их вокруг своей оси раз в четыре месяца.
Постепенно переходим к третьей причине – это температура и солнечный свет. Для шины нет ничего более губительного, чем ультрафиолет. Особенно для зимней шины – от воздействия солнца шипы из шины могут начать вываливаться. При высокой температуре и низкой влажности резина начинает трескаться, что скажется на её долговечности при эксплуатации. Наоборот, при высокой температуре и высокой влажности ускоряется механическая деформация резины. При отрицательных температурах хранения шины, особенно летние, также могут потрескаться. Необязательно это будут видимые трещинки – это могут быть и микротрещины на поверхности шины или в её глубине. Впрочем, отрицательные температуры меньше вредны для шин, чем жара.
Поэтому, если вы пришли на авторынок, и видите там шины, составленные в большие стопки под открытым небом, а на земле разлито масло и бензин – бегите оттуда. Лучше купить шины у нормального продавца, чем получить разбитую дверь или что похуже из-за того, что шина не удержала дорогу и машину занесло.
Стандарты хранения шин
Повсеместно стандарты в автомобилестроении устанавливали американцы. Это и не удивительно – вспомните автомобильную империю Генри Форда и количество автомобилей, которые были выпущены им во всём мире. Немцы из фирмы Континенталь стараются следовать этим стандартом – ведь львиная доля их продукции уходит в США. И срок хранения шины по стандартам Департамента Транспорта США вполне себе определён – шина может храниться не более пяти лет при соблюдении всех условий хранения.
Российские стандарты регламентируют лишь срок хранения шин на открытом воздухе – не более одного месяца, согласно ГОСТ Р 54266-2010. При этом также должны соблюдаться условия хранения. На складе же при соблюдении условий хранения срок хранения не ограничивается.
Уловки продавцов
Часто при продаже мы можем видеть аккуратно уложенные шины на стеллажах. Однако до этого они долго-долго ехали в железнодорожном вагоне, составленные в стопки. Продавцы, разумеется, об этом вам не скажут.
Далее, представьте себе ситуацию, что закончился летний сезон, а на складе ещё остались летние шины. Что делать? Ведь надо освобождать место для зимних шин! Летние шины будут просто сняты со стеллажей и выброшены, в лучшем случае, в снег под навес. То же самое произойдёт и с зимними в конце сезона. Потом эту партию будут продавать по сниженным ценам в начале сезона как новую коллекцию или новое поступление.
В Европе шины хранят не более пяти лет. После этого они будут отправлены в Россию или другие страны, где, по закону, срок хранения не так жёстко регламентируется. Обычно это также произойдёт в начале сезона.
Воздерживайтесь от покупки зимней резины перед началом зимы или летней резины ранней весной – вполне возможно, вам попытаются «втюхать» шину с истекшим сроком годности.
Как же узнать год выпуска?
Многие начнут искать год выпуска в виде классической даты – день, месяц год. Они её нигде не найдут. Время выпуска шины указывается в другом формате – в виде четырёхзначного числа. Первые две цифры указывают на неделю выпуска с начала года, а последние две – собственно год. Логично, что первые две цифры не могут быть больше, чем 53. Шины до 2000 года выпуска имели трёхзначную маркировку срока хранения, где последние две цифры – последняя цифра года.
Данный стандарт был установлен, опять же, Департаментом Транспорта США. Цифры следует искать ближе к внутреннему диаметру шины, почти возле диска. По размеру эти цифры будут меньше тех, которые указывают маркировку и данные о давлении, примерно в полтора-два раза.
Как не купить брак
Обратите внимание на геометрию обода шины. Он должен быть правильной круглой формы. Покупать шины нужно с рулеткой. Измерьте внутренний диаметр на обоих края обода шины в самых «подозрительных» местах, но не меньше двух раз. Если разница между большим и меньшим значениями больше 3 мм – попросите другую шину.
Измерить также нужно толщину шины по внутреннему диаметру. Если разница более 3 мм – возьмите другой экземпляр. Конечно, цифра 3 мм является достаточно усреднённой и зависит также от диаметра колеса. Но, в целом, она покрывает погрешность измерения шины рулеткой.
Перед продажей шины обычно моют, если они были испачканы. Но в глубине профиля, особенно если профиль «внедорожный», остаются старые следы загрязнений. Пройдитесь по ним кисточкой и осмотрите, что там внутри. Если кисточка пахнет бензином, растворителем, или издаёт ещё какой-то отличный от резины запах – шины были чем-то облиты. Возьмите в другом магазине.
На зимних шинах также стоит проверить, все ли шипы на месте.