Самое главное – это то, чтобы вопрос о допустимом износе тормозных дисков возник сам по себе. Все прекрасно понимают, что автомобиль должен двигаться, поэтому все системы автомобиля нужно во время обслуживать и ремонтировать: проверять состояние амортизаторов, ходой части, двигателя, доливать моторное масло.
Но автомобиль должен не только двигаться. Нужно быть уверенным в том, что во время движения можно эффективно и вовремя затормозить. Своевременное обслуживание, ремонт и диагностика тормозной системы – это главная задача.
Тормозные диски исключением не являются. Чуть ли не самым главным показателем работоспособности тормозной системы является ресурс тормозных колодок и тормозных дисков.
Измерение толщины тормозного диска
Тормозные диски – это те детали, которые работают в повышенном диапазоне механических воздействий, поэтому их изготавливают из довольно прочных материалов. Но, не смотря на прочные материалы, тормозные диски – это самая уязвимая часть тормозной системы. Тормозные диски могут подвергаться механическому воздействию со стороны тормозных колодок, которые могут быть неисправными.
На увеличения износа тормозных диско может влиять небольшая площадь соприкосновения с тормозными колодками. На площадь контакта должно быть довольно большое давление, поэтому тормозные диски быстро изнашиваются.
На вопрос об определении износа тормозных дисков ответит сам тормозной диск. Точной цифры в годах эксплуатации или километрах пробега нет. Вопрос о том, сколько можно эксплуатировать тормозные диски, некорректный.
Производители такой вариант предусмотрели. На торце тормозного диска указана допустима толщина диска. Но это только в том случае, если диск изготовили с соблюдением международных стандартов. Водителям интересны 2 цифры: исходная толщина диска и минимальная толщина, по достижении которой производитель перестает отвечать за эксплуатацию диска.
Диски нужно систематически диагностировать, чтобы во время движения не попасть в неприятную ситуацию – тормозной диск может лопнуть, разлететься на куски. Достаточно провести 5 минут, чтобы замерить толщину тормозного диска.
Измерение толщины тормозного барабана
Можно воспользоваться следующим методом для диагностики тормозной системы:
-
измерительный метод. Это подразумевает замер толщины тормозных дисков. Связано это с тем, что тормозной диск неравномерно изнашивается. Если толщина диска приближается к минимальной, то стоит задуматься о проточке дисков и замене тормозных колодок;
-
визуальный метод – это осмотр дисков. На ощупь можно определить сколы, трещины, буртики и выработку диска. Это не займет много времени, но позволит определить, есть ли необходимость менять диски;
-
последний метод – динамичный. Во время движения можно ощутить вибрацию педали тормозов и рулевого колеса, услышать скрежет. Но тормозные диски до такого состояния лучше не доводить.
Если исходить из результата диагностики тормозного диска, можно принять решение о том, что делать с дисками. Вариантов есть не так много: заменить тормозные диски или же провести расточку.
Тормозные диски, как и амортизаторы или тормозные колодки, являются деталями парными, поэтому диски меняют одновременно на оси автомобиля.
Не нужно пытаться самостоятельно увеличить срок службы, устанавливая пару тормозных колодок. Делают так для того, чтобы не проваливался поршень тормозного рабочего цилиндра. Результаты таких действий могут быть непредсказуемыми.
-
Тормозные колодки и тормозные диски нужно приобретать в сертифицированных торговых точках, поскольку на них дадут гарантию. Тормоза – это та автомобильная система, на которой экономить не стоит.
-
Важно контролировать свой стиль вождения. Если при разгоне постоянно экстренно тормозить, то тормозные колодки и диски быстро износятся.
Результат пренебрежительного отношения к состоянию тормозной системы и к толщине тормозных дисков может привести к тому, что из строя выйдут рабочие цилиндры.
Тормоза в автомобиле — это безопасность вас и ваших близких. Именно поэтому каждый водитель должен знать, как определить износ тормозов, чтобы вовремя провести техническое обслуживание.
Тормозные системы бывают разные (дисковые и барабанные), в них могут изнашиваться разные детали (колодки, диски, барабаны), поэтому в данной статье описаны методы обнаружения проблем во всех возможных случаях.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза являются более современными и эффективными, но требуют более частой замены тормозных колодок.
Признаки износа тормозных колодок
О важности хорошей работы тормозной системы можно говорить очень и очень много. В самой системе есть множество деталей, которые могут выйти из строя: вакуумный усилитель, трубопроводы и шланги, главный тормозной цилиндр и многое другое. Все это требует внимания и своевременного обслуживания, мы же пока поговорим исключительно об износе главных расходных комплектующих.
Биение при резком торможении. На изношенных тормозных колодках видно, что процесс износа происходит неравномерно. Изношенная тормозная колодка шумит, а при резком торможении по всему кузову расходятся ощутимые вибрации. Конечно, подобное поведение тормозной системы может проявляться и при износе тормозного диска, поэтому важно провести диагностику всех элементов. Износ тормозных дисков более подробно описан ниже.
Неадекватная реакция автомобиля на торможении. Только что установленные тормозные колодки требуют небольшой притирки, чтобы они полностью прилегали к тормозным дискам и обеспечивали максимально эффективное торможение. С новыми колодками процесс торможения предсказуемый, а вот с изношенными торможение может происходить слабо или излишне резко. В первом случае не хватает тормозного усилия из-за слишком тонких колодок, во втором колодки стерлись полностью, поэтому происходит соприкосновение тормозного диска и суппорта — это приводит к трению металла о металл.
Металлическая стружка в тормозной пыли на колесных дисках. Образование пыли от колодок на колпаке колеса — это нормально, если в пыли нет никаких металлических примесей. А вот небольшие вкрапления металлической стружки — это явный признак того, что пора менять колодки, так как она царапает диск. Отметим, что данный метод контроля износа тормозов не подходит для вентилируемых тормозов и при использовании легкосплавных колесных дисков.
Определяем уровень износа:
Чтобы точно определить износ лучше всего использовать визуальный осмотр. Это долго, требует снятия всех колес, но дает четкий ответ на вопрос: пора менять тормозные колодки или нет. Осмотр можно произвести через специальное отверстие в суппорте.
Современные автомобили имеют специальные датчики, которые вовремя оповестят водителя о грядущей смене колодок. Обычно сигнальная лампочка срабатывает немного заранее.
Также могут использоваться простые и эффективные механические индикаторы износа.
Оптимально задумываться о смене тормозных колодок тогда, когда их толщина сократиться в два раза или дойдет до рекомендуемого производителем уровня.
Признаки износа тормозного диска
Тормозная колодка является главным «расходником» в дисковой систем тормозов, но это не значит, что тормозной диск прослужит вечно. Он точно также стирается со временем, хотя этот процесс и может происходить многие годы.
Определить износ тормозного диска можно по поведению автомобиля во время торможения:
- Вибрации на руле и кузове автомобиля;
- Скрежет спереди, в зоне передних колес;
- Рывки;
- Посторонние шумы.
А также при визуальном осмотре:
- Искривление тормозного диска;
- Наличие заметных выемок;
- Наличие трещин.
Причины износа тормозных дисков могут быть самые разные. Самое банальное — это долгий срок службы, когда диск равномерно изнашивается и постепенно начинает крошиться и разрушаться по краям из-за очень маленькой остаточной толщины.
Диск может стачиваться неравномерно, если вовремя не заменить тормозные колодки. Тогда металлические элементы колодки и суппорта начинают касаться во время торможений и оставлять глубокие борозды на диске.
Диск может искривится из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Самая распространенная причина — это перегрев тормозного диска в следствии долгих и интенсивных торможений. Яркий пример — затяжные спуски, которые начинающие водители проезжают «на тормозах» и допускают перегрев дисков.
Определяем уровень износа:
- Снимаем колесо;
- Замеряем толщину диска.
Допускается износ тормозного диска не более, чем на 2-3 мм по сравнению с новым. Для тормозных систем разных автомобилей оптимальная толщина нового диска разная. Конкретные значения допустимого износа указываются на самом диске в цифрах и могут дублироваться специальными канавками, которые наглядно показывают предельный износ.
Барабанные тормоза
Барабанные тормоза менее эффективны, по сравнению с дисковыми, но они отличаются меньшей ценой, низкой стоимостью обслуживания и большим сроком работы без замены «расходников».
На современных легковых автомобилях тормоза данного типа используются исключительно на задней оси.
Износ тормозной колодки
При плавном торможении даже изношенные тормозные колодки барабанного тормоза могут не проявлять себя, так как они меньше участвуют в процессе торможения. А вот при резком торможении автомобиль может начать замедляться неожиданно слабо.
Чтобы определить уровень износа колодки:
- Снимите колесо;
- Снимите тормозной барабан;
- Замерьте толщину тормозной колодки.
Толщина колодки должна быть не менее половины от толщины новой колодки. При необходимости, выполните замену.
Износа тормозного барабана
Выполняя замер износа тормозной колодки барабанных тормозов, вы уже демонтировали барабан. Осталось только замерить его внутренний диаметр, он должен быть не более допустимого производителем (при износе внутренний диаметр барабана увеличивается).
При необходимости, выполните замену барабана.
Причины износа тормозов
Согласно современным правилам контроля технического состояния транспортных средств, тормозные колодки дисковых тормозов необходимо менять один раз в 10 000 километров пробега. Но эта цифра не может быть единым стандартом для всех, так как износ «расходников» сильно зависит от стиля вождения.
Если тормозить плавно и не часто (пробег в основном по трассе), то менять колодки можно после 20 000 километров пробега. Напротив, если вы часто и резко тормозите (агрессивный стиль вождения в городе), то колодки могут сточиться уже после 5 000 километров пробега.
Немаловажным фактором являются качественные характеристики самих колодок. Некоторые производители откровенно экономят на сырье. У одного и того же производителя могут быть несколько моделей колодок — более дорогие и дешевые, более мягкие и жесткие.
Все индивидуально, поэтому важно время от времени контролировать износ тормозов.
В отличие от передних, дисковых тормозов, задние настолько редко напоминают о себе, что многие владельцы просто забывают к ним заглядывать. Но барабанные механизмы , скрывающиеся за задними колесами, тоже могут отказать и доставить проблем.
Назначение и конструкция
Барабанный тормозной механизм, как и тормоз прочих конструкций, предназначен для замедления вращения колеса до его полной остановки. При этом кинетическая энергия движущихся масс преобразуется в тепло, которое рассеивается в окружающем воздухе. Барабанные тормоза могут применяться как на передних, так и на задних колесах, хотя из-за относительно низкой эффективности с 1970-х их устанавливают в большинстве случаев только на задней оси.
Основные элементы данного типа тормозного механизма – чугунный или дюралюминиевый барабан и пара колодок с фрикционными накладками. Под действием поршней гидроцилиндра колодки прижимаются к рабочей поверхности барабана, затормаживая его благодаря силе трения.
Гидравлика в большинстве конструкций воздействует на колодки с одной стороны. С противоположного конца у современных колодок нет фиксированных осей вращения, т. е. они плавающие. Это помогает им самоустанавливаться в положении, наиболее выгодном с точки зрения максимально плотного прилегания к рабочей поверхности барабана. После отпускания педали на прежнее место колодки возвращаются под воздействием двух пружин, которые вместе с подпружиненными направляющими стойками удерживают их на щите тормозного механизма.
За постоянство зазора между колодками и рабочей поверхностью барабана «отвечает» автоматическое устройство – самоудлиняющаяся распорная планка или саморегулирующийся цилиндр. В устаревших конструкциях он регулируется вручную с помощью эксцентрика или резьбовой втулки. У большинства автомобилей с задним тормозным механизмом совмещено также устройство затормаживания колес на стоянке – «ручник».
- Отказ задних тормозов водитель обычно замечает только в экстремальной ситуации, когда машина начинает замедляться неожиданно слабо.
Признаки и причины неполадок
Поскольку участие задних колес в замедлении автомобиля значительно меньше, чем передних, владелец не сразу замечает снижение их эффективности. Тем более, что обычно это происходит постепенно. Проблемы задних барабанов наиболее заметны при энергичном торможении – машина снижает скорость медленнее, чем обычно. Если неисправен тормоз лишь одного из колес, на покрытии с низким коэффициентом сцепления резкое торможение может привести к заносу. На многих автомобилях выход из строя задних тормозов особенно заметен при движении задним ходом – передние тормоза, ставшие «задними», оказавшись «в одиночестве», останавливают машину очень неохотно.
На ВАЗах «первого» семейства зазор колодка – барабан регулировался вручную эксцентриками.
Значительная утечка рабочей жидкости приводит к отключению одного из контуров тормозной системы, из-за чего эффективность торможения снижается примерно в два-три раза. Попавший в гидропривод воздух проявляет себя мягкостью педали, срабатыванием тормоза в конце хода педали или после ее повторных нажатий.
Колодки, перекосившиеся из-за отслоившихся накладок, поломки пружин или стоек, обычно издают скребущий звук, задевая за барабан. В таком случае возможно также заклинивание или перегрев барабана, уменьшение наката автомобиля, перерасход топлива. «Овальность» барабана проявляется при энергичном торможении ответными пульсациями на педали, рывками при замедлении и пятнистым износом протектора шин.
Разновидности поломок
Распространенные причины снижения эффективности барабанных тормозов – износ колодок, а также барабана, у которого увеличивается окружность рабочей поверхности. При одновременной предельной их выработке возможны выдавливание поршней из рабочего цилиндра, заклинивание колеса и потеря тормозной жидкости из контура. Разгерметизация бывает при повреждении резиновых манжет цилиндра, следствие – утечка жидкости из системы наружу и подсос в нее воздуха. При частичной разгерметизации работоспособность системы снижается из-за «завоздушивания», а также «замасливания» колодок вытекшей тормозной жидкостью (у заднеприводных машин – еще и маслом из под поврежденного сальника картера заднего моста.
Передняя колодка изнашивается быстрее. Автопроизводитель оговаривает минимальное допустимую толщину накладок.
Барабан, изношенный не более допустимого, можно восстановить, сточив буртик (1) и выровняв канавки (2) на рабочей части.
На авто с большим пробегом из-за коррозии возможно ослабление, «зависание» и разрушение пружин, стягивающих колодки, и тех, что прижимают их к тормозному щиту.
Нажимное усилие колодок может снизиться из-за ослабевшего троса ручника. Изредка отслаиваются фрикционные накладки у некачественных или поржавевших от времени колодок. Иногда встречаются осевое биение тормозного барабана и неравномерный износ (элипс) его внутренней поверхности.
Диагностика
Следы тормоз ной жидкости на рабочем цилиндре свидетельствуют о возможном месте подсоса воздуха.
Точную диагностику делают на «тормозном» стенде с беговыми барабанами и компьютером, вычисляющим процентную эффективность каждого тормозного механизма. Для недорогих подержанных машин достаточно соблюдать регламент обслуживания тормозов и периодически проверять их работу, резко замедляясь со скорости 60–80 км/ч на сухом участке ровного асфальта. Такой тест нужно провести несколько раз. Равномерно загруженный автомобиль должен сохранять прямолинейное движение на всем тормозном пути, в том числе во время движения с заблокированными колесами. Поводом для серьезной диагностики барабанных механизмов должны стать любые нарушения в работе «ручника», который обычно задействует те же барабаны и колодки.