Проверить качество моторного масла по всем параметрам в домашних условиях — практически нереальная задача, ввиду отсутствия специального оборудования. Но оценить состояние смеси, плюс определить необходимость ее замены на новую, возможно.
Нормальное или требует замены?
Начиная проверку жидкости в домашних условиях, выполните действия:
- прогрейте мотор;
- остановите силовой агрегат, дайте возможность смеси стечь из двигателя к поддону;
- достаньте щуп, капните некоторое количество моторной жидкости на белую салфетку или лист бумаги;
- оставьте салфетку в горизонтальном положении часа на 2 (можно больше);
- определите состояние жидкости по оставленному маслянистому пятну.
Рисунок 1. Масляное пятно
Проведя тестирование для проверки качества моторного масла в домашних условиях, мы получили результат, изображенный на рисунке 1.
Проанализируем состояние тестируемой смеси. Для этого выделим зоны:
- 1 — ядро, обозначим его диаметр d1, мм;
- 2 — краевая зона ядра- d2, мм;
- 3 — дисперсная зона, обозначается D, мм;
- 4 — зона чистого масла, для расчетов не нужна, при тестировании может отсутствовать.
Рассчитаем площадь диффузии, характеризующей диспергирующие способности моторной жидкости по формуле: Дс=1- (d2) 2 / D 2 . Полученное число должно превышать 0,3 условные единицы, иначе диспергирующие свойства жидкости плохие — смесь подлежит замене.
Проверка свойств моторного масла в домашних условиях — видео
Визуальная оценка
Не каждый автолюбитель захочет заниматься расчетами для оценки качества автомасла. Поэтому взяв пробу из двигателя, получив масляное пятно, оцените состояния жидкости согласно критериям:
- Края пятна гладкие — хорошие моющие свойства смеси, отсутствует вода.
- Капля растеклась, образовала несколько зон — смесь не старая.
- Моторная смесь густая, не растекается — жидкость требует замены.
- Присутствие на салфетке металлических частичек — в моторе истираются внутренние детали, масло не обладает хорошими антиизносными свойствами.
- Коричневый, серый ободок по краям пятна — присутствуют нерастворимые частицы, образованные при реакции окисления. Жидкость необходимо заменить: с увеличением пробега количество примесей возрастает.
Для облегчения задачи укажем: автомасло, изображенное на рисунке 1, удовлетворительно:
- обладает хорошими дисперсионными свойствами: Дс=1- (d2) 2 / D 2 =1-17 2 /31 2 =1-289/961=1-0,3=0,7 условные единицы;
- имеет ровные края;
- растеклось, образовав четыре зоны.
Моторную смесь — рисунок 2 лучше заменить.
Рисунок 2. Масляное пятно
Оценивая качество моторного масла в домашних условиях, возьмите за эталон смазку, которая заливалась изначально, если у вас осталась канистра с автомаслом. Сравните смесь из канистры с жидкостью, извлеченной из отработавшего двигателя.
Многие автолюбители перед заливкой приобретенной смеси в двигатель наливают некоторое количество нового масла в пластмассовый стаканчик, дают ему постоять двое суток без какого-либо воздействия. Этот способ позволяет оценить качество моторной жидкости: расслоившийся на фракции продукт использовать для работы мотора не стоит.
Действенным методом для определения текучести будет оставить немного жидкости на морозе зимой в течение 12 часов (масло зимнее или всесезонное), затем проверить начала ли кристаллизоваться жидкость — текучесть является главным условием запуска мотора без прогрева.
Летние классы масел нагревают в таре на плите и смотрят, расслоится ли смесь, если жидкость выдержит испытание температурой, сохранит свою структуру — ее можно использовать летом при большой загруженности мотора и высокой температурой за бортом машины.
Купив моторное масло, воспользуйтесь указанными способами, убедитесь, что смесь защитит двигатель от преждевременного износа. Помните, бывают ситуации, когда масло нужно заменить раньше плановой замены, об этом можно узнать, воспользовавшись методом «масляного пятна».
Качество моторного масла влияет на нормальную работу двигателя, его ресурс, потребление топлива, динамические характеристики машины, а также количество смазывающей жидкости, уходящей на угар. Все показатели качества моторного масла можно выяснить только с помощью сложного химического анализа. Однако наиболее важные из них, говорящие о том, что смазывающую жидкость нужно срочно менять, можно проверить и самостоятельно.
Как проверить качество масла
Существует ряд несложных рекомендаций, по которым можно определить новое моторное масло хорошего качества.
Внешний вид канистры и этикетки на ней
В настоящее время в магазинах наряду с лицензионными маслами имеется много подделок. И это касается практически всех смазочных жидкостей, относящихся к среднему и высшему ценовому диапазону (например, Мобил, Роснефть, Shell, Кастрол, Газпромнефть, Тотал, Ликви Моли, Лукойл и прочие). Их производители предпринимают попытки максимально защитить свою продукцию. Последний тренд — онлайн-проверка с помощью кодов, QR-кода или посещения сайта производителя. Универсальной рекомендации в данном случае не существует, поскольку каждый производитель решает эту проблему по своему.
Однако наверняка при покупке нужно проверять качество непосредственно канистры и этикетки на ней. Естественно, что на ней должна быть нанесена эксплуатационная информация о залитом в канистру масле (вязкость, стандарты API и ACEA, допуски автопроизводителей и так далее).
Маркировка моторных масел
Подробная расшифровка всех обозначений маркировки на канистре с моторным маслом. Узнай что означает маркировка моторных масел API, SAE, ACEA, ILSAC и ГОСТ чтобы выбрать требуемое масло для двигателя авто
Подробнее
Если шрифт на этикетке низкого качества, наклеена она под углом, легко отклеивается — то, скорее всего, перед вами контрафакт, и соответственно. от покупки лучше воздержаться.
Определение механических примесей
Контроль качества моторного масла можно провести с помощью магнита и/или двух стеклянных пластин. Для этого нужно взять небольшое количество (около 20. 30 граммов) тестируемого масла, и поместить в него обычный маленький магнит, и дать постоять несколько минут. Если в составе масла имеется много ферромагнитных частиц, то большинство из них прилипнут к магниту. Их можно будет увидеть визуально или потрогать магнит на ощупь. Если подобного мусора много — то такое масло плохого качества и его лучше не использовать.
Другой метод проверки в данном случае — с помощью стеклянных пластин. Для проверки нужно поместить 2. 3 капли масла на одно стекла, а после растереть его по поверхности с помощью второго. Если в процессе растирания будет слышен металлических скрип или хруст, а тем более, будут ощущаться механические примеси — то также откажитесь от его использования.
Контроль качества масла на бумаге
Еще один простейший тест заключается в том, чтобы поместить лист чистой бумаги под углом 30. 45° и капнуть на него пару капель тестируемого масла. Часть его впитается в бумагу, а остальной объем растечется по бумажной поверхности. К этому следу и нужно внимательно присмотреться.
Масло не должно быть очень густым и чрезвычайно темным (как смола или деготь). В следе не должны наблюдаться маленькие черные точки, являющиеся металлическими домесями. Также не должно быть отдельных темных пятен, масляный след должен быть однородным.
Если масло имеет темный цвет, но при этом достаточно жидкое и чистое — то, скорее всего, им еще можно пользоваться, и оно достаточно неплохого качества. Дело в том, что любое масло при попадании в двигатель буквально при пробеге в несколько десятков километров начинает темнеть, и это нормально.
Тесты в домашних условиях
Также можно проводить тесты с небольшим количеством купленного масла, особенно если вы по каким-либо причинам сомневаетесь в его качестве. Например, небольшое количество (граммов 100. 150) поместить в стеклянный стакан или колбу и оставить на пару дней. Если масло некачественное, то велика вероятность, что оно расслоится по фракциям. То есть, на дне будут тяжелые его части, а сверху — легкие. естественно использовать такое масло для двигателя не стоит.
Еще небольшое количество масла можно заморозить в морозильной камере или на улице при условии, что там очень низкая температура. Это даст приблизительное понимание о низкотемпературных характеристиках. Особенно это актуально для дешевых (или поддельных) масел.
Всесезонные масла иногда нагревают в тигле на электрической плите или в духовом шкафе при постоянной температуре, близкой к 100 градусам по Цельсию. Такие опыты позволяют судить о том, насколько быстро масло выгорает, а также не расслаивается ли оно при этом на упомянутые выше фракции.
Вязкость в домашних условиях можно проверить с помощью воронки с тонким горлышком (порядка 1-2 мм). Для этого нужно взять одинаковое количество нового (с той же заявленной вязкостью) масла и смазывающей жидкости из картера. И заливать в СУХУЮ воронку каждое масло поочередно. С помощью часов (секундомера) можно без труда вычислить, сколько капель одного и второго масла прокапает за один и тот же промежуток времени. Если эти значение сильно отличаются — то масло в картере желательно заменить. Однако решение об этом нужно предпринимать и на основе других аналитических данных.
Косвенным подтверждением выхода масла из строя является его горелый запах. Особенно, если в нем есть много примесей. Когда выявлен такой аспект, то необходимо провести дополнительные проверки, а при необходимости заменить смазывающую жидкость. Также неприятный горелый запах может появиться в случае низкого уровня масла в картере, поэтому параллельно проверьте этот показатель.
Еще один «домашний» тест. Алгоритм его выполнения следующий:
- прогреть двигатель до рабочей температуры (или пропустить этот шаг, если это уже сделано);
- заглушить двигатель и открыть капот;
- взять ветошь, достать масляный щуп и аккуратно вытереть его насухо;
- вновь засунуть щуп в его посадочное отверстие и достать оттуда;
- визуально оценить, каким образом формируется масляная капля на щупе и формируется ли она вообще.
Если капля имеет среднюю густоту (и не очень жидкая и не густая), то такое масло еще вполне можно использовать и не менять. В случае же, если вместо образования капли масло просто стекает по поверхности щупа (а тем более оно очень темное), то такое масло подлежит скорейшей замене.
Соотношение цены и качества
Соотношение низкой цены и качественного масла также может стать косвенным признаком, что продавцы пытаются реализовать контрафакт. Ни один уважающий себя производитель масла не будет значительно снижать цену на свою продукцию, поэтому не надо поддаваться на уговоры недобросовестных продавцов.
Старайтесь покупать моторные масла в проверенных магазинах, имеющих договора с официальными представителями (дилерами) производителей смазывающих жидкостей.
Капельная проба масла
Однако самым распространенным способом, с помощью которого можно определить качество масла — это метод капельной пробы. Он был изобретен компанией SHELL в 1948 году в США, и с помощью него можно быстро проверить состояние масла всего лишь по одной его капле. И сделать это может даже водитель-новичок. Правда данную тестовую пробу используют чаще всего не для свежего, а для уже использованного масла.
С помощью капельного теста можно не только определить качество моторного масла, но и проверять следующие параметры:
- состояние резиновых прокладок и уплотнителей в двигателе;
- свойства моторного масла;
- состояние двигателя в целом (в частности, нуждается ли он в капитальном ремонте);
- определить когда нужно поменять масло в моторе машины.
Алгоритм выполнения тестовой пробы масла
Как сделать капельную пробу? Для этого нужно действовать по следующему алгоритму:
- Прогреть двигатель до рабочей температуры (можно приблизительно до +50…+60°С, чтобы не обжечься при взятии пробы).
- Заранее подготовить чистый белый лист бумаги (его размер не имеет особого значения, подойдет стандартный листок формата А4, сложенный в два или четыре слоя).
- Открыть заливную крышку картера, и с помощью щупа нанести одну-две капли на лист бумаги (заодно вы сможете проверить уровень моторного масла в двигателе).
- Подождать 15. 20 минут с тем, чтобы масло хорошенько впиталось в бумагу.
Оценка качества моторного масла происходит по форме и внешнему виду полученного в результате масляного пятна.
Как определить качество масла по виду пятна
В первую очередь необходимо обратить внимание на цвет отдельных четырех зон, образованных в границах пятна.
- Центральная часть пятна — самая важная! Если масло некачественное, то в ней обычно имеют место частички сажи и механические примеси. По естественным причинам они не могут впитаться в бумагу. Как правило, центральная часть пятна темнее остальных.
- Вторая часть — это непосредственно масляное пятно. То есть, масло, которое впиталось в бумагу, и не имеет дополнительных механических примесей. Чем темнее масло — тем оно более старое. Однако для окончательного решения нужны дополнительные параметры. У дизельных моторов масло будет темнее. Также если дизель сильно “коптит”, то в капельной пробе зачастую граница между первой и второй зоной отсутствует, то есть, цвет меняется плавно.
- Третья зона, удаленная от центра, представлена водой. Ее наличие в масле нежелательно, но некритично. Если воды нет — края зоны будут ровными, близкими к окружности. Если вода есть — края будут более зигзагообразными. Вода в масле может иметь два происхождения — это конденсат и охлаждающая жидкость. Первый случай не так страшен. Если же в масло попал антифриз на основе гликоля, то сверху зигзагообразной границы будет иметь место желтое кольцо, так называемая корона. Если механических отложений в масле много, то сажа, грязь и примеси могут быть не только в первой, но и во второй и даже третьей круговой зоне.
- Четвертая зона представлена наличием в масле топлива. Поэтому в исправных двигателях этой зоны быть не должно или она будет минимальна. Если же четвертая зона имеет место, то нужно проводить ревизию двигателя. Чем больше диаметр четвертой зоны — тем топлива в масле больше, а значит, и больше должно быть беспокойства у автовладельца.
Иногда проводят дополнительный тест для оценки наличия воды в масле. Так, для этого бумагу сжигают. Когда горит третья зона, то раздается характерный трескающий звук, похожий на аналогичный треск при горении сырых дров. Наличие даже малого количества воды в масле может привести к следующим неприятным последствиям:
- Ухудшаются защитные свойства масла. Это происходит из-за быстрого износа моющих и диспергирующих присадок, контактирующих с водой, а это, в свою очередь, приводит к увеличенному износу деталей поршневой группы и ускоряет загрязнение двигателя.
- Загрязняющие частицы увеличиваются в размере, тем самым забивая масляные каналы. А это негативно влияет на смазывание двигателя.
- Увеличивается гидродинамика смазывания подшипников, а это негативно сказывается на них.
- Повышается температура замерзания (застывания) масла в моторе.
- Меняется вязкость масла в двигателе, оно становится жиже, хоть и незначительно.
С помощью капельного метода также можно узнать, насколько хороши диспергирующие свойства у масла. Этот показатель выражается в условных единицах и вычисляется по следующей формуле: Дс = 1 — (d2/d3)², где d2 — это диаметр второй зоны масляного пятна, а d3 — третьей. Измерять лучше в миллиметрах для удобства.
Считается, что масло обладает удовлетворительными диспергирующими свойствами, если значение Дс не ниже 0,3. В противном случае маслу требуется срочная замена на более качественную (свежую) смазывающую жидкость. Специалисты рекомендуют проводить капельный тест моторного масла через каждые полторы-две тысячи километров пробега автомобиля.
Результат выполнения теста капельной пробы сведен в таблицу
Значение | Расшифровка | Рекомендации по эксплуатации |
---|---|---|
1, 2, 3 | В масле отсутствуют пыль, грязь и частицы металла либо они содержатся, но в незначительном количестве | Эксплуатация двигателя разрешена |
4, 5, 6 | Масло содержит умеренное количество пыли, грязи и частиц металла | Допускается эксплуатация двигателя с периодической проверкой качества масла |
7, 8, 9 | Содержание нерастворимых механических примесей в масле превышает норму | Эксплуатация двигателя не рекомендуется |
Помните, что изменения цвета в одну и другую сторону не всегда говорит об изменениях характеристик масла. Про быстрое почернение мы уже упоминали. Однако, если на вашей машине установлено газобаллонное оборудование (ГБО), то наоборот, масло может долго не чернеть и даже иметь более-менее светлый оттенок даже при значительном пробеге машины. Но это не значит, что им можно пользоваться вечно. Дело в том, что в горючих газах (метан, пропан, бутан) от природы меньше дополнительных механических примесей, которые и загрязняют масло. Поэтому даже если масло в машине с ГБО не темнеет в значительной мере, все же его нужно менять по графику.
Усовершенствованный метод капельной пробы
Выше был описан классический метод выполнения капельной пробы. Однако в настоящее время все больше автолюбителей пользуется более совершенным методом, разработанным компанией MOTORcheckUP AG, расположенной в Люксембурге. В целом он представляет ту же процедуру, однако вместо обычного чистого листа бумаги компания предлагает специальный бумажный “фильтр”, в центре которого расположена специальная фильтровальная бумага, куда и нужно капнуть небольшое количество масла. Как и в классическом тесте, масло растечется на четыре зоны, по которым и можно будет судить о состоянии смазывающей жидкости.
В некоторых современных двигателях (например, серия TFSI от концерна VAG) механические щупы были заменены на электронные. Соответственно, автовладелец лишен возможности самостоятельно брать пробу масла. В таких авто имеется как электронный уровень, так и специальный датчик качества и состояния масла в машине.
Принцип работы датчика качества масла основан на контроле изменения диэлектрической проницаемости масла, которая изменяется в зависимости от окисления и количества примесей в масле. В таком случае остается надеяться на “умную” электронику или обратиться за помощью в сервисный центр с тем, чтобы их сотрудники проверили масло в картере двигателя вашей машины.
Некоторые производители моторных масел, например, Liqui Moly (серия Molygen) и Castrol (серии Edge, Professional) добавляют в состав смазывающих жидкостей пигменты, светящиеся в ультрафиолетовых лучах. Поэтому в данном случае оригинальность можно проверить с помощью соответствующего фонарика или лампы. Такой пигмент сохраняется на протяжении нескольких тысяч километров пробега.
Портативный карманный анализатор масла
Современные технические возможности позволяют определить качество масла не только «на глаз» или с помощью описанного выше капельного теста, но и при помощи дополнительных аппаратных средств. В частности, речь идет о портативных (карманных) анализаторах масла.
В общих словах, процедура работы с ними состоит в том, чтобы поместить на рабочий сенсор прибора небольшое количество смазывающей жидкости, а анализатор сам, при помощи заложенных в него программных средств определит, насколько хорош или плох его состав. Конечно, он не сможет выполнить полноценного химического анализа и дать подробную информацию о тех или иных характеристиках, однако для получения общей картины о состоянии моторного масла для водителя представленной информации вполне достаточно.
На самом деле таких приборов существует большое количество, а соответственно, их возможности и особенности работы могут отличаться. Однако чаще всего, как и популярный Lubrichek, они представляют собой интерферометр (приборы, работающие на физическом принципе интерференции), с помощью которых для масел можно определить следующие (или некоторые из перечисленных) показатели:
- количество сажи;
- степени окисления;
- степени азотирования;
- степени сульфатации;
- фосфорных антизадирных присадок;
- содержания воды;
- содержания гликоля (антифриза);
- содержания дизельного топлива;
- содержания бензина;
- общего кислотного числа;
- общего щелочного числа;
- вязкости (индекс вязкости).
Характеристики моторных масел
В физико-химическом анализе моторного масла присутствуют: индекс вязкости, зольность, щелочное числа и другие показатели. О чем это говорит? Рассмотрим влияние основных технических характеристик на качество и свойства смазки двигателя
Подробнее
Размер прибора, его технические характеристики и прочее могут сильно отличаться. Наиболее продвинутые модели выводят на экран результаты проверки уже через несколько секунд. Они могут передавать и получать данные через стандарт USB. Подобные приборы даже можно использовать во вполне серьезных химических лабораториях.
Однако наиболее простые и дешевые образцы просто показывают в баллах (например, по 10-ти бальной шкале) качество тестируемого моторного масла. Поэтому для рядового автолюбителя проще пользоваться именно такими приборами, особенно учитывая разницу в их цене.
Большинство автовладельцев уяснили для себя одну истину: состояние моторного масла напрямую влияет на исправность работы двигателя, на срок службы агрегата до проведения капремонта. Этот смазочный материал призван защищать детали от износа, обеспечивать слаженность работы всех механизмов узла. К тому же, правильно подобранный тип масла способствует снижению расхода топлива. Поэтому необходимо следить, когда жидкость потеряла собственные свойства, выработала ресурс, требует замены. Однако не каждый водитель знает, как определить качество моторного масла, чтобы залить в движок именно рекомендованную производителем марку. Обладать такими знаниями нужно еще и по причине многообразия масел, в том числе и контрафактных.
Содержание:
Визуальная проверка
Подбирая автомасло, невозможно установить его соответствие всем параметрам без специальной аппаратуры. Однако визуально можно определить некоторые качества.
Индустрия ГСМ не предполагает единого стандарта, регламентирующего цвет моторных масел. Однако водители запоминают, что оригинальный продукт должен быть чистого цвета, начиная с охры и до светло-коричневого, с желто-янтарным оттенком, без видимых вкраплений.
Чтобы определить качество моторного масла, следует внимательно изучить этикетку. На ней должна отражаться вся информация о продукте. Ниже торгового наименования, нанесенного четко и без ошибок, указывают коэффициент вязкости: литеру W с цифрами для всесезонных смазок. На бирке отражают тип двигателя, дату производства, время разлива, срок службы СМ, технологические особенности. Также обязательно присутствие сведений о базе – минеральная, синтетика, полусинтетика, класс качества, тип транспортного средства.
Код и масляное пятно
Дополнительной защитой от контрафакта считается QR-код. Наносят его под этикетку канистры, под крышку емкости и на пломбу. Если ввести этот код на сайт производителя, то можно удостовериться в подлинности продукции.
Существует еще один способ, с помощью которого можно определить качество моторного масла. Запустив на 5-10 минут двигатель, глушим его, с масляного щупа одну каплю жидкости с диаметром 3 см наносим на белую бумагу. Листок просушиваем в течение 2 часов. Затем анализируем пятно по трем областям: ядро d1, краевая зона d2, дисперсная D. Применяем формулу 1- (d2)²/ D². При полученном значении меньше, чем 0,3 мм, диспергирующие качества жидкости потеряны, ее следует заменить.
Тест на присадочные компоненты и вязкость
Определить качество масла можно еще одним простым способом. На газетный либо тетрадный листок нанести каплю масла. Наклонив поверхность, понаблюдать, как вещество стекает вниз. За неоригинальным маслом, как правило, останется темный след от избыточного наличия присадок.
Одним из основных показателей смазок является уровень вязкости. Сравнивают остатки масла в канистре и слитого с двигателя. В узкую воронку наливают неиспользованный продукт, и считают, сколько упало капель за определенное время. Затем такие же манипуляции выполняют с отработанным продуктом. Значительные расхождения указывают на необходимость замены смазки.
Подделкам – нет
При покупке обязательно нужно определить качество моторного масла на пригодность. Желание купить СМ по низкой стоимости не оправдывает себя. Если цена ниже средней на 10% и более, автовладельцу следует насторожиться и узнать информацию из интернета. Сэкономив немного средств, можно нанести значительный вред автомобилю, ремонт которого обойдется в несколько раз дороже. Ведь контрафактный продукт выпускают из низкосортных материалов, не способных на защиту деталей мотора от износа, трения. В результате возникает шум в двигателе, проблемы при запуске, появление сажи, отложения нагара и как результат – выход силового агрегата из строя.