Привет читателям и гостям бортжурнала моей шнивы)
Пробег перевалил за 161 тысячу и мысль о том, что пора менять сцепление стала приходить всё чаще. По сути, родное Валео чувствовало себя хорошо, пробуксовок не давало. Разве что на холодную бывало дерганье, особенно на пониженной. Логика подсказывала, что толщина ведомого диска на таком пробеге должна быть на волоске. Поэтому взял лежавший почти год в гараже комплект сцепления Sachs (покупал когда пробег был около 120 тысяч) и поехал к братишке в гараж.
Как обычно бывает, хотели начать в 4 часа — в итоге, начали в 9 вечера, закончили в половину второго😂
Так же для центровки диска купил в запчастях оправку за 70 рублей, но во время работы она куда-то запропастилась (оказалась под курткой в салоне😂) Хорошо что в гараже нашелся первичый вал от кпп 2103.
Для снятия коробки хотел воспользоваться способом, который уже использовал ранее при ремонте коробки:
Но как выяснилось на практике, для снятия коробки необязательно снимать наболдажник с кочерги, в салоне вообще можно ничего не разбирать. В капоте открутил только болт опоры ресивера.
Порядок действий:
Снимаем передний кардан. Откручиваем 3 гайки и выбиваем 3 болта крепления бублика к фланцу кпп. От раздатки промвал я не откручивал, но лучше привязать его чтобы не мешался. Чтобы добраться до верхнего правого болта колокола и верхнего болта стартера, лучше всего использовать 3-4 удлинителя для торцевых головок и карданчик. После того как будет откручен колокол, стартер и крайняя гайка крепления кулисы, можно будет сдернуть коробку и при помощи вышеупомянутого в видео трещеточного ключа на 13 открутить саму кулису от коробки:
Для вытаскивания коробки братишка ломом отгибал выхлопную трубу, иначе она там застревает)
После сборки впечатления неоднозначные: педаль какая-то пустая, как будто не прокачана система (на днях прокачаю). Сегодня вроде привык. Что касается родного сцепления — судя по толщине ферродо, на нём ещё ездить и ездить😁.
Радость от перепрошивки была недолгой — очень быстро вылезла родовая болячка (очередная?): я заметил, что после прогрева машина начинала трогаться рывками.
Причем, что вперед, что назад — без разницы. Со стороны было полное ощущение, что за рулем начинающий водитель, который не умеет обращаться с педалями сцепления и газа…
Помогало только трогание со второй передачи. Хотя, и на первой можно было тронуться без адского расколбаса — бросить педаль сцепления. Машина в этом случае просто прыгала вперед и начинала ехать.
Прошерстив форум, стало понятно, что виновато слабое штатное сцепление от фирмы Валео. А точнее, лепестки корзины: они либо искривились, либо неравномерно износились (это при больших пробегах).
Из инета же выудил, что многие ставят комплект SACHS 3000951003 (диск, корзина, выжимной) и забывают о проблеме.
Неспешно заказал данный комплект своему постоянному поставщику и решил отложить процесс замены на какие-нить праздники. Но, довольно быстро проблема спрогрессировала и ездить стало просто противно.
Поэтому как только получил на руки новое сцепление, сразу же поехал в гараж на замену. Благо, инструмент весь есть. Даже оправка для центрирования — осталась после замены сцепления на Хендай I30.
Теперь немного о том, что надо разобрать. Тут мнения очень сильно разнятся: где-то описано, что достаточно только по колесу постучать, да кардан открутить, а кто-то пишет что чуть ли не кузов от рамы надо "отрывать" =)
Забегая вперед, скажу, что на моей машине для удобства снятия мкпп и замены сцепления, нужно разъединить выпускной коллектор и приемную трубу.
А так процесс выглядит так:
1. скидываем клеммы с АКБ.
2. сливаем масло из мкпп.
3. в салоне разбираем центральный тоннель и приподнимаем его. Это нужно для того чтобы освободить рычаг мкпп и облегчить его выход вниз.
4. откручиваем штатную защиту снизу.
5. откручиваем передний кардан.
6. откручиваем промвал. ВАЖНО: при обратной установке применяем новые гайки с пластиковым пояском (3 штуки М12 и 4 штуки М8).
7. откручиваем стартер.
8. откручиваем снизу 4 гайки крепления "лыжи" рычага мкпп к кузову.
9. под капотом раскручиваем 4 гайки соединения "выпускной коллектор — приемная труба" и отводим приемную трубу в сторону.
10. откручиваем тепловые экраны около мкпп.
11. снимаем разъемы с датчиков на мкпп и раздатке — чтобы не мешались.
12. откручиваем рабочий цилиндр сцепления.
12. снизу откручиваем от кузова траверсу мкпп.
13. мкпп опустится и это даст возможность открутить две гайки на "лыже" рычага. если их не открутить, то механизм не сможет сложиться и коробку не удастся снять с авто.
14. откручиваем 4 болта крепления мкпп к двс. тут потребуются удлинители и карданчик. и еще 2 болта, крепящих стальной брызговик к колоколу.
15. сдвигаем мкпп назад (снимаем со шлицов диска сцепления), а затем опускаем вниз, попутно выводя рычаг переключения мкпп из кузова. делать это рекомендую вдвоем.
16. откручиваем корзину сцепления и ставим новую. Рекомендую использовать новые болты. во всяком случае у меня на старых посрывались грани, а один удалось выкрутить только с помощью болгарки.
17. при прикручивании новой корзины, центрируем диск сцепления специальной оправкой.
Все автомобили в конструкции имеют такое устройство, как сцепление. Многие знают, что это крайняя левая педаль в автомобиле, которая нажимается при необходимости смены скорости передачи. На некоторых моделях автомобилей данная педаль отсутствует, причиной этого является наличие автоматической коробки передач. Но Нива Шевроле комплектуется механической коробкой, для переключения передач, в которой имеется сцепление. При выходе из строя этого механизма автомобиль становится неуправляемым. Сцепление состоит из набора механизмов, выполняющих определенные функции. Данная статья посвящена одной из деталей механизма – выжимному подшипнику. Рассмотрим основные особенности конструкции сцепления на Нива Шевроле, его принцип работы, назначение выжимного, основные неисправности и как осуществляется замена выжимного подшипника.
Сцепление и его принцип работы
Сцепление или муфта – это важная деталь автомобиля Нива Шевроле, которая выполняет функцию переключения передачи крутящего момента от вала двигателя к валу коробки передач. Если точнее, то это выключатель вращающего вала коробки. Муфта конструктивно состоит из таких основных механизмов:
- Корзина или нажимной диск;
- Диск ведомый;
- Подшипник выжимной.
Совместно эти устройства выполняют функцию снятия крутящего момента с вала коробки передач. Рассмотрим коротко основные функции каждой из деталей.
Корзина имеет вид стальной окружности с выпуклостью. В конструкции устройства установлены выжимные элементы, которые при включении муфты воздействуют на ведомый диск. В действие эти элементы приводятся выжимным подшипником, работающим посредством механического воздействия человеком.
Ведомый диск имеет форму круглого основания, состоящий из фрикционных накладок. Этот диск является передатчиком крутящего момента. Он соединяется непосредственно с маховиком двигателя Шеви Нивы. В нормальном режиме(во время движения автомобиля) диск сцеплен с маховиком, и они вращаются совместно. При нажатии на педаль сцепления, на диск воздействуют выжимные элементы корзины (лепестки), которые отводят его от маховика. В это время крутящий момент на валу коробки передач исчезает и можно осуществлять переход на следующую передачу.
Подшипник является важной деталью, которая выполняет функцию выжима элементов корзины. Рассмотрим этот элемент подробнее.
Выжимной на Нива Шевроле: конструкция, назначение
Эта деталь представляет собой обычный подшипник, одна его сторона выполнена в виде нажимной поверхности округлой формы. Она прижимает ведомый диск к маховику при воздействии на корзину. Диаметр устройства соизмерим с выжимными пружинами корзины. Располагается подшипник на первичном валу коробки прямой передачи, только крепится он не к оси, а к защитному основанию. Когда водитель жмет на педаль сцепления, то подшипник воздействует на корзину, приводя в движение ее выжимные элементы (лепестки). Лепестки ослабляют прижим диска к маховику, тем самым он прекращает вращаться.
Эти подшипники бывают таких видов:
- Шариковые;
- Роликовые;
- Гидравлические.
На Шеви Нива используется выжимной подшипник роликового типа. Принцип действия основан на механическом воздействии на корпус элемента, который, в свою очередь, осуществляет влияние на корзины (ее лепестки). Лепестки отжимают ведомый диск от маховика.
Различают два типа данных механизмов: оттягивающий и нажимной. В автомобиле Нива Шевроле установлен подшипник нажимного действия, который почти всегда имеет маркировку «ВИС». Полное название – «ВАЗИНТЕРСЕРВИС». Это означает, что выпускает для Нивы Шевроле комплект механизмов сцепления отечественный производитель. Фирма «ВИС» занимается выпуском продукции механизмов сцепления для автомобилей отечественного производства. Если выбирать между фирмой «ВИС» и прочими изготовителями, то важно учесть основные качественные показатели, гарантируемые производителем ВАЗИНТЕРСЕРВИС:
- бесшумная и плавная работа устройства;
- сниженное усилие на педали сцепления;
- надежность и долговечность. Замена сцепления потребуется, как минимум через пять лет.
Поэтому при выборе деталей механизма обращайте внимание на маркировку и производителя.
Китайское производство подшипников для Шеви Нивы зачастую имеет неточный внутренний диаметр. Поэтому при покупке китайского изделия убедитесь в том, что его технические параметры соответствуют.
К конструктивным особенностям выжимного подшипника «ВИС» Шеви Нива относятся следующие показатели: внутренний диаметр и наружный диаметр. Зачастую эти размеры указаны на коробке с комплектами запчастей. Диаметр является основным свойством, по которому выбирается выжимной для каждой модели авто.
Замена механизмов сцепления
Для устранения неисправностей в механизме сцепления Нивы Шевроле потребуется снятие коробки передач. Эта работа очень трудоемка, так как требует кардинальной разборки узлов автомобиля. Поэтому воспользуйтесь помощью товарища.
Итак, замена механизмов сцепления проводится в таком порядке:
- Нива Шевроле устанавливается на смотровую яму, и приступаем к снятию деталей.
- Извлекается коробка передач.
- После снятия коробки, на оси вала установлен подшипник. Если необходима его замена, то следует его извлечь. Для этого необходимо вывести его основание из зацепления с вилкой. Вилка выводится из конструкции коробки и снимается деталь.
Замена подшипника производится в течение 10 минут, сложность вызывает только снятие КПП.
Перед установкой нового выжимного подшипника «ВИС» необходимо его тщательно смазать Литолом или прочими смазками, которые способны выдерживать высокие температуры и обладают высокими показателями отведения тепла.
От качества смазки будет зависеть срок эксплуатации данного элемента. Далее необходимо установить изделие, замена которого была произведена, на место и закрепить вилку.
Рекомендации! При замене одной из деталей сцепления, рекомендуется поменять все элементы. Причины, для чего это необходимо:
- Во-первых, даже если остальные элементы исправны, то они все равно в скором времени потребуют замены, а это снова необходимо будет снимать КПП и проводить сложный ремонт. Поэтому рекомендуется приобрести сразу комплект сцепления марки «ВИС».
- Во-вторых, после замены вы будете уверены в том, что сцепление не подведет на дороге.
- В-третьих, изнашиваться комплект новых деталей будет гораздо дольше, чем комплект смешанных (новых и старых).
Комплект сцепления «ВИС» является наиболее распространенным на рынке среди вазовских моделей и внедорожников семейства Нив. При покупке обратите внимание на само изделие. Важно чтобы на них не было потертостей, трещин царапин и сколов. Также каждая деталь должна иметь соответствующий номер. Как осуществляется замена прочих деталей механизма сцепления указано на данном портале в соответствующих разделах. Удачных ремонтных работ!