Столкнулся с такой проблемой: когда менял тормозные диски и нужно было открутить колеса, сорвал пару болтов. На одном болте вообще оторвал головку так, что резьба осталась в ступице, причем обломал когда уже закручивал болт обратно динамометрическим ключом (момент не превышал!). На другом просто слизало грани на головке. Видимо машина долго стояла, крепеж закис.
Так или иначе мне пришлось разобраться с этой проблемой, теперь делюсь опытом, может кому пригодится.
Обломанный болт, резьбовая часть шпильки которого осталась в ступице, выкручивается при помощи экстрактора ( наши мастера называют его "выкрутка").
Это сверло-болт с левой резьбой и крепежом под вороток. Направления вкручивания экстрактора совпадает с направлением выкручивания болта, а потому чем больше заглубляется экстрактор, тем сильнее он откручивает болт.
Пользоваться им просто:
1) В зависимости от размера обломанного болта или шпильки выбираем размер экстрактора. Маленький экстрактор может не справиться с болим болтом и просто сломаться, так что лучше брать самый большой из возможных экстракторов.
2) Высверливаем сверлом отверстие в обломанном крепеже. Глубина отверстия где-то 0,3-1 см, чтобы наметить экстрактором резьбу. Диаметр отверстия должен быть равен диаметру кончика экстрактора.
3) В полученное отверстие вкручиваем кончик экстрактора.
4) Накидываем на экстрактор вороток и крутим против часовой стрелки. Экстратор левой резьбой будет вгрызаться вглубь болта до того момента, пока усилия не хватит чтобы сам болт начал откручиваться.
Все, легко и просто.
Со слизанными гранями на колесном болте можно поступить аналогичным образом, использовав экстрактор. Так же можно набить на шляпку сорванного болта головку меньшего размера (головка 17, набиваем 16). Еще можно подвариться (болтом или просто железякой). Или, четвертый вариант, использовать головку-экстрактор. Алгоритм работытот же, что и у обычного экстрактора: головка имеет обатную сужающуюся острую резьбу внутри. Чем сильнее мы ее закручиваем, тем прочнее она вгрызается в болт и, соответственно, выкручивает его.
Такой головкой пользуются чтобы снять с колес секретки, от которых потеряны ключи.
Теперь о цене вопроса: набор экстракторов стоит от 200 рублей до 4 тысяч. Все зависит от бренда и марки используемой стали. Дешевый экстрактор сделан из мягкой стали, а значит легко обломится и ничем вам не поможет. Мне, например, помог набор за 300 рублей, но в моем случае болт обломился при закручивании, т.е. резьба болта была не закисшая и смазана, большого усилия для выкручивания не требовалось. Представьте, например, что ваши колеса год не откручивали и резьба болта потребует куда больших усилий для откручивания! Головка-экстрактор стоит около 400 рублей. Просто покупаете 1 головку под свой размер болтов на колесах и спите спокойно. Покупалось все это в Питерском магазине Aist Tools в районе Удельной. Отличный магазин, куча спец инструмента и редких вещей!
Все просто, и не слушайте ужасы про замену ступицы и попадос на кучу денег. Проблема плевая!
Ну и главное: все болты были заменены на новые! К старым доверия после такого нет!
Ну и главное, закручивать колеса динамометрическим ключом (120Нм+четверть оборота)
Наконец то я заменил зимнюю резину на летнюю. Без приключений и этот процесс не обошёлся. Провернул болт в ступице. Болт теперь ни туда, ни сюда. Ни закручивается ни выкручивается.
Вопроса 2:
а ) Езда на 3х болтах — сильно страшно? ТОчнее болта то 4. Только 4й, х.з. держит или нет.)
б) Главный вопрос — как его оттуда теперь выкрутить? )))
Recommendations
Comments 65
Уважаемый! Где отчет о решении проблемы? Народ ведь волнуется, некоторые даже плохо спать стали, так, что уж расскажи, что сделал. Ждем.
Подожди! Всё будет! На 4х болтах уже гоняю! 🙂 Но размещу в своем б. Ж. Потому что здесь не знаю как размещать!
Я езжу на 2109 . На переднем правом три болта ! И все нормально !
На 3-х болтах, не спеша, доедешь куда надо. А надо туда, где реально помогут, а значит не на СТО, а в гаражи, где мужики на себя работают, а не на "дядю". Колесо придётся снимать в сборе с тормозным диском и ступицей — другого варианта нет, т. е. придется разбирать и тормоз. Когда это всё будет снято, с обратной стороны надо высверлить выступающую часть болта, дальше наставить на него штырь подходящего диаметра и кувалдочкой выбить его. Другого варианта я не вижу.
Меняй ступицу, это твоя жизнь и здоровье. Была такая фигня, поехал на разборке купил за 400р …
Да я уже купил и ступицу и болты и подшипник. Не в том вопрос. Вопрос как снять колесо чтобы её поменять!
в принципе, если он провернут должен выкрутится, у меня болт отдельно, резьба отдельно вылезли, но выкрутился без проблем, пробуй прихватить и выкручивая на себя тянуть. ВДшкой смаж.
будешь ездить до тех пор пока зима не придет или колесо не проткнешь, и очень весело будет если это будет далеко от гаража! Так что выкручивай, я высверливал на волге в свое время(правда я его обломил). Сверли его потом новую резьбу нарезай только диаметр больше будет, надо будет болт искать и чтобы по отверствию диска подходил. Либо ступицу менять.
Ещё ж осталось целых три! Можно и на одном болту ездить. Можно даже на двух колёсах 😀
Думаю, намёк понятен)))))
Я не собираюсь ездить на 3х болтах. По поводу трёх болтов, я скорее узнаю для того, чтобы понять, смогу ли я доехать на них хотя бы по маршруту дом-магазин автозапчастей-мастер. Или может эвакуатор вызывать в таких случаях нужно.
Доехать аккуратно можно конечно)))
Если в ступице резьбе хана, то менять сразу ступицу ды и всё, делать, так делать. Или шпильки ставить. Но только не нарезать другой шаг и подобное.
На трёх болтах конечно можно долго проездить как тут пишут, но если в приличную яму на скорости попасть, то последствия могут быть очень печальные.
Имхо жизнь дороже ступицы.
Маленькой болгаркой аккуратно срезать головку болта, снять колесо, и дальше колдовать уже будет проще. Или сразу ступицы менять, или срезать/высверливать остатки болта…я бы так делал.
Снимать колесо вместе со ступицей как то геморно — суппорт разбирать/откручивать с надетым колесом как?
Режь головку.))))
Я не сторонник колхоза. Мне важно сейчас, доеду ли я до мастера, и как снять колесо, чтобы в транду выкинуть эту ступицу и поставить новую.
Сохранять ступицу или болт или ездить на 3х болтах (в общем как сэкономить 3 копейки) речи не идёт.
Доехать аккуратно можно конечно)))
Если в ступице резьбе хана, то менять сразу ступицу ды и всё, делать, так делать. Или шпильки ставить. Но только не нарезать другой шаг и подобное.
На трёх болтах конечно можно долго проездить как тут пишут, но если в приличную яму на скорости попасть, то последствия могут быть очень печальные.
Имхо жизнь дороже ступицы.
Маленькой болгаркой аккуратно срезать головку болта, снять колесо, и дальше колдовать уже будет проще. Или сразу ступицы менять, или срезать/высверливать остатки болта…я бы так делал.
Снимать колесо вместе со ступицей как то геморно — суппорт разбирать/откручивать с надетым колесом как?
Режь головку.))))
Да вот до головки, чтобы её отрезать я не доберусь. У меня литьё. Шляпка глубоко в диске. 🙁
Бэээлин. Тогда проблема. Остаётся только накидывать головку (трубку), и придерживая за нее, высверливать болт.
А как сорвал то, если не секрет? Затягиваешь сильно?
Я сам в шоке. Я ПРИТЯГИВАЛ колесо на висящей на домкрате машине ОДНОЙ рукой. Как я мог сорвать?! Сам в шоке! Причём, осенью 2014 я менял обе ступицы!
Каюсь, раньше бывало, затягивал изо всех сил. Видимо, уже где-то что то до этого надорвал, и сейчас поставил финальный аккорд. 🙁
Да и на шиномонтажках за моментом затяжки никто не следит. Поэтому сам всегда затягиваю.
На будущее рекомендую ключ с регулировкой момента затяжки. Сам себе оч хочу его, но дороговат, зараза. Много где пригодится.
Удачи в ремонте.))
Ситуация, когда при затяжке ломается болт и при этом обломанный кусок остается в детали, не редкость. Но не многие знают, что существует довольно много эффективных способов, как высверлить сломанный болт.
Ситуация, когда при затяжке ломается болт и при этом обломанный кусок остается в детали, не редкость. Но не многие знают, что существует довольно много эффективных способов, как высверлить сломанный болт. Главное не паниковать, а внимательно дочитать до конца этот информационный материал.
Наиболее типичные ситуации облома
Болт может оборваться по-разному. Самый легкий случай, когда он ломается заподлицо с деталью. В этом случае особых проблем в том, как высверлить болт не будет. Но, тем не менее, необходимо будет выполнить некоторые подготовительные мероприятия, которые позволят без особого труда извлечь оставшуюся часть. А заключаются они в следующем:
- Самое главное настроить себя на то, что высверлить сломанный болт, не повредив резьбу, можно только, если приложить максимум терпения и спокойствия. Спешка в этом случае главный враг
- Прежде всего, необходимо использовать средство для быстрого откручивания ржавых болтовых соединений. На рынках их присутствует великое множество. Но подавляющее количество таких средств абсолютно бесполезно.
Уважающий себя автолюбитель и слесарь, всегда должен иметь в запасе средство для откручивания гаек и болтов проникающего действия, в котором присутствую такие вещества, имеющие свойства проникать в любые соединения. Рекомендации по выбору можно получить в любом известном автосервисе. Наиболее эффективны смазки на основе дисульфида молибдена и графита. - Далее можно попробовать один из самых простых вариантов, как высверлить сломанный болт без особых проблем. Для этого необходимо тонким сверлом и низко оборотистой дрелью, высверлить паз под отвертку.
- В любом хозяйственном магазине можно приобрести газовую горелку для откручивания болтов. Если такая горелка есть, то с ее помощью необходимо слегка прогреть саму деталь таким способом чтобы оставшийся кусок не нагревался. При этом рядом должен быть огнетушитель.
- Затем попробовать отверткой с воротком начинать потихоньку расшатывать остаток болта. Если болтовое соединение не старое, то кусок должен открутиться.
А вот как правильно высверлить болт, если он сломался внутри гнезда, знают не многие. Обычно такие поломки бывают при закручивании шпилек головки цилиндров автомобильного двигателя. В этом случае нужны некоторые навыки при пользовании дрелью и метчиком.
Подготовительные мероприятия такие же, как и в предыдущем варианте. Затем перед тем, как высверлить обломившийся болт, необходимо залить в отверстие жидкость для быстрого откручивания и оставить до полного проникновения в соединение на 2-3 часа.
Затем при помощи мало оборотистой дрели и сверла диаметром в два раза меньше чем болт, точно по центру, без наклона и с малыми оборотами осторожно просверливают отверстие глубиной до одной трети от общей длины обломка. При помощи метчика с левой резьбой, нарезают резьбу на всю глубину отверстия. Затем вкручивается высокопрочный болт с такой же резьбой. При помощи накидного ключа с воротком, слегка постукивая и вращая болт, вынимают оставшуюся часть болта.
Замените старый крепеж на новый: https://avselectro.ru/catalog/4976-bolty — болты отменнного качества от мировых производителей в большом ассортименте.
Как высверлить высокопрочный болт?
Последовательность действий такая же до того момента, когда нарезается резьба в просверленном отверстии. В этом случае, до того, как высверлить каленый болт, необходимо изготовить следующую деталь: из углеродистой стали вытачивается болт с головкой под гаечный ключ. Концу болта, при помощи кузнечного молота, придают четырехгранную коническую форму.
Далее болт забивают в высверленное отверстие на всю глубину, где он должен заклиниться. Накидным ключом, расшатывая, постепенно выкручивают отломанный кусок болта.
А вот как высверлить обломанный болт, если ни один способ не помогает? В этом случае, единственный кардинальный способ, полностью высверлить всю оставшуюся часть. Это самый сложный и ответственный способ, как высверлить болт, не повредив резьбу в деталях механизма.
Для начала в обломке просверливается отверстие тонким сверлом. Затем более толстым. И так до тех пор, пока не будет высверлена большая часть оставшегося куска. Это один из самых эффективных способов, как высверлить болт из ступицы автомобиля.
Другие «народные» способы
Народные умельцы в различных видеоматериалах предлагают другие более радикальные способы, как правильно высверлить сломанный болт. Один из популярных способов, это когда при помощи электросварочного аппарата к обломку приваривают кусок металла в виде ручки и пытаются открутить.
Иногда это получается, но при этом обычно повреждается резьба и выгорает краска на механизме. А если ручка отломается, то потом просверлить отверстие будет очень непросто. Поэтому, если нет элементарного представления о том, как высверлить болт, не повредив резьбу, лучше не браться, так как последствия могут быть весьма печальны.
Как высверлить обломок болта из алюминиевого блока?
Довольно часто случается, что ломается болт небольшого диаметра в алюминиевом блоке двигателя автомобиля. Высверлить такой остаток болта не просто. В интернете предлагается очень много вариантов, как высверлить сломанный болт м6 из алюминия без особых трудностей.
На самом деле, самый надежный способ — это классическое высверливание с последующим нарезанием резьбы. При этом все подготовительные операции, рассмотренные выше, должны выполняться очень тщательно.
Рекламируются всевозможные китайские экстракторы, но они очень часто ломаются внутри отверстия, что в разы усугубляет ситуацию. Кроме того, этот инструмент своей конической формой, создает дополнительное трение между стенками болта и блока, что затрудняет извлечение.
Вывод
В любом случае, обрыв болта в самом неподходящем месте это довольно неприятная и неординарная ситуация. Извлечь оставшуюся часть лучше всего поручить опытному специалисту. В противном случае можно вообще испортить дорогую деталь, что приведет к непредвиденным расходам.
Для наглядности как высверлить болт, не повредив резьбу видео можно посмотреть здесь: