Основной частью кузова каждого автомобиля можно назвать лонжероны, это труба прямоугольного сечения, или как говорят по-другому – продольная балка кузова. Лонжерон проходит через весь кузов, вся нагрузка, амортизация и удар при ДТП приходится именно на него. Стандартная конструкция автомобиля имеет левый и правый лонжероны, а сами они делятся на передние, задние и средние. Как правило, передние лонжероны немного выше относительно задних, такая конструкция сделана для того, чтобы разместить спереди двигатель автомобиля. Материал для них используют разнообразный, это может быть:
- титановый сплав;
- алюминиевый сплав;
- композитные слои.
Лонжерон
Причины повреждений
Как мы уже выяснили, лонжерон поглощает основную часть амортизации при езде, производители специально разрабатывают особенные конструкции этой детали, чтобы она поглощала всю кинетическую энергию и брала на себя всю силу удара при ДТП. Но даже если машина ни разу не была в аварии, от езды по нашим дорогам лонжерон может со временем дать трещину.
Если вы заметили что машину стало вести в бок, или плохо закрываются двери, резина трется об кузов – это первые признаки того что лонжерон треснул или поведен. Но не стоит паниковать, как вытянуть лонжерон описано в данной статье, и решить эту проблему можно самостоятельно или же обратиться к услугам автомастерской. В сегодняшней статье мы рассмотрим способ вытяжки лонжерона своими руками на примере автомобиля ВАЗ.
Чтобы повредить или согнуть лонжерон, необязательно сделать лобовое столкновение на «бешеной скорости», это может случиться и при легком столкновении, вследствие чего весь кузов машины изменит свою геометрию.
Необходимые материалы и инструменты
Сразу хотелось бы предупредить, что от качественной вытяжки зависит дальнейшая возможность эксплуатации авто, поэтому к этой проблеме следует отнестись с полной серьезностью.
- мощная электрическая болгарка (турбинка);
- сварочный аппарат;
- горелка (газовая);
- машина для шлифовки с полным набором дисков;
- стационарный стенд с необходимым шаблоном и цепными захватами (с ними легче работать);
- металлический шпатель и автомобильная грунтовка;
- лента герметик;
- рихтовочный молоток для металла;
- также придется найти таблицу для марки вашего авто с данными про заводскую геометрию кузова.
Когда весь перечень собран, можно приступать к работе.
Последовательность действий
Перед началом работы с машиной ВАЗ, нужно убрать все детали, которые стоят на пути к лонжерону. Также необходимо отсоединить провода и электрические приборы в автотранспорте. После всех этих манипуляций вы увидите сам лонжерон и теперь сможете легко до него добраться. Дальше начнем сам процесс вытяжки, фиксируем авто и отрезаем болгаркой сильно поврежденные части детали — это нужно делать осторожно используя защитную маску и рукавицы. Присоединяем цепи к лонжерону, и делаем плавную натяжку, одновременно придавая ему изначального вида. После того как вы отрезали «ненужные» части и сделали вытяжку, проверьте можно ли правильно закрыть дверь в машине. Если дверь закрывается как надо – значить вы на правильном пути, в противном же случае придется проводить манипуляции с натяжкой еще несколько раз. Дальше в работе используя таблицу технических характеристик автомобиля ВАЗ, восстанавливаем геометрию точек кузовного лонжерона. Чтобы в таких условиях легче было выставлять точки, можно использовать цветной скотч для засечек тех самых точек. Вытягивать лонжерон необходимо так чтобы отметки скотча совпадали с отметками, которые указанные в технических характеристиках. Не забудьте проверить параллельно ли расположены лонжероны и колесные арки.
Используя молоток «рихтовки» можно исправить часть арки колеса и другие вмятины, которые появились во время работы. Следующим шагом будет удаление старого герметического покрытия путем нагревания газовой горелкой. Если во время работы возникли мелкие неровности и шероховатость поверхности, то с помощью шлифовальной машинки можно самому от них избавиться. Заключительным этапом будет подготовка к покраске автомобиля ВАЗ, наносим новый слой герметика и грунтовки, после высыхания — красим. Когда краска полностью высохнет можно собирать кузов, устанавливая детали в обратном порядке, как при разборке.
Если вы уверены в своих силах, то можете смело приступать к работе и своими руками вытянуть лонжерон на автомобиле ВАЗ, но если есть даже малейшие сомнения, то лучше всего обратиться в станцию технического обслуживания к квалифицированным и опытным профессионалам.
Если автомобиль попал в ДТП, вопрос, как вытянуть лонжерон своими руками, может стать очень даже актуальным. Потому, как даже незначительное, на первый взгляд, происшествие может привести к нарушению геометрии кузова. А на самом-то деле: все дело в лонжероне, который увело в сторону.
Данное расхождение иногда очевидно визуально просматривается, а иногда – даже не сразу заметишь невооруженным глазом. Но даже незначительные, огрехи могут в дальнейшем под нагрузками, которые испытывает авто, развиться в нежелательные и трудно исправимые «болезни». Так что, если вы попали даже в небольшую аварию, не откладывая в долгий ящик, проверьте эти важные детали кузова на предмет возможных искривлений и уходов.
Содержание
Что понадобится для работы?
Сразу оговоримся, что вытяжка лонжерона – процесс довольно кропотливый и требующий специальных знаний и навыков. Так просто, «на коленке», эту процедуру не произведешь. Нам понадобятся целый ряд специфических инструментов: болгарка, сварка, горелка газовая, шлифмашина, стенд, оборудованный захватами и шаблоны. А еще – молоток для рихтовок, лента-герметик, грунтовка и шпатель, специальная таблица по ремонту кузова.
Если вы уже испугались, или многие названия незнакомы, то можно дальше не продолжать. Для всех остальных смельчаков: продолжаем процесс.
Стендовая вытяжка
Закрепляем авто на стенде. Сделать это надо в местах сварочных швов завода-изготовителя. Далее, аккуратно вытягиваем поврежденный лонжерон до параметров, напоминающих первоначальные, исходные. Когда предварительная вытяжка произведена, отрезаем болгаркой части лонжерона, которые наиболее пострадали и их необходимость заменить – насущная проблема.
Не рекомендуется вытягивать лонжерон более, чем надо. А после проведения данной процедуры необходимо попробовать открыть/закрыть дверцы, чтобы проверить совместимость зазоров и состояние петель (при необходимости – подправить и подогнуть до нормального положения).
Проверка геометрии
Для данной процедуры необходимо накернить точки контроля на самом лонжероне и сопутствующих частях. А после – проверить на стенде по ремонтной таблице кузова. Точки накерненных лонжеронов должны максимально совпасть с точками, показанными на стенде. После – неровности лонжеронов нужно отшлифовать при помощи диска шлифмашинки.
Также крайне необходимо отслеживать параллельность колесных арок по отношению к лонжеронам. Также соблюдайте при выполнении работ правила безопасности. Примените защитные очки, чтобы не травмировать искрами глаза.
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
В этой статье рассмотрим как вытянуть лонжерон. Разберём правила вытягивания и каким инструментом производится устранение деформации лонжерона.
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
Лонжероны являются силовыми структурными элементами кузова автомобиля (см. статью “Конструкция несущего кузова автомобиля”). Они расположены в передней и задней частях кузова. Структурные силовые конструкции должны выправляться в первую очередь при устранении деформации кузова.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
Первоначальный осмотр повреждения производится по внешним панелям кузова. По неравномерности зазоров и изменённому положению панелей кузова можно определить смещение структурных элементов.
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Более подробный осмотр может потребовать разбор повреждённой части автомобиля.
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
Содержание статьи:
Менять или вытягивать повреждённый лонжерон?
Прежде всего, нужно принять решение о ремонте или замене лонжерона.
p, blockquote 7,0,1,0,0 –>
Решение по замене лонжерона должно приниматься исходя из степени его повреждения. При плавном, не резком изгибе лонжерон можно отремонтировать до состояния сравнимого с целым.
p, blockquote 8,0,0,0,0 –> На данном автомобиле правый лонжерон (на левой фотографии) был восстановлен, а левый (на правой фотографии) был заменён.
Иногда оба передних лонжерона, при боковом ударе, одновременно (так как соединены между собой усилителем бампера и нижней балкой) смещаются на приличное расстояние, но даже не имеют повреждений. В этом случае бывает достаточно закрепить автомобиль и вытянуть оба лонжерона боковым воздействием (гидравлической растяжкой или лебёдкой).
p, blockquote 9,0,0,0,0 –> Левый лонжерон, не подлежащий восстановлению был заменён. Правый лонжерон был выправлен.
При резком изгибе (с острым углом), либо потере основной формы, лонжерон сложно будет отремонтировать до состояния, которое было до аварии.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –>
Замена может быть как полной, так и частичной. При частичной замене меняется только часть, не пригодная для восстановления. Более подробно о замене лонжерона можете прочитать в статье “Замена переднего лонжерона”. Лонжерон после ремонта должен иметь такую же жёсткость, как и до аварии. Если прочность лонжерона будет слабее или лонжерон получится более жёстким, то это может отразиться на аварийной безопасности автомобиля. Подушки безопасности будут срабатывать чуть раньше или чуть позже, что недопустимо.
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Закрепление кузова автомобиля перед вытягиванием лонжерона
Автомобиль должен быть неподвижным при вытягивании лонжерона. Кузов должен быть закреплён и точки креплений должны быть способны выдержать нагрузку при вытягивании.
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
Если в мастерской есть стапель (см. статью “виды стапелей”), то кузов закрепляется за отбортовку внизу порогов по обе стороны. В некоторых случаях, чтобы выдержать нагрузку при вытягивании, автомобиль может дополнительно закрепляться в местах крепления элементов подвески к кузову, способных выдержать нагрузку.
p, blockquote 13,0,0,0,0 –> Крепление кузова автомобиля на стапеле за отбортовку порога перед вытягиванием.
Обычно машина закрепляется в 4‑х точках, ближе к краям порогов. Это усиленные места, способные выдержать нагрузку. Для этого автомобиль поднимается и устанавливается на специальные зажимы, которые потом затягиваются. Таким образом, специальные зажимы стапеля удерживают автомобиль на месте во время вытягивания.
p, blockquote 14,0,0,0,0 –>
p, blockquote 15,1,0,0,0 –>
При отсутствии стапеля нужно рассчитать, куда может смещаться автомобиль во время вытягивающего усилия и сделать упоры с противоположной стороны (в случае бокового вытягивающего воздействия). Упоры нужно делать в местах, которые не будут деформироваться при вытягивании. Обычно делается упор до места, где повреждён лонжерон (у его основания или ближе), также нужно зафиксировать заднюю часть автомобиля, чтобы она не смещалась. Можно привязать одну из частей автомобиля цепями к неподвижным креплениям в мастерской. В случае незначительного вытягивающего усилия, направленного на устранение деформации длины лонжерона, машину можно привязать цепями к петлям кузова, предназначенным для транспортировки.
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
Измерение расстояний между контрольными точками кузова
Измерение расстояний между контрольными точками необходимо делать до, во время и после вытягивания. Измерения геометрических параметров кузова помогает определить направление вытягивания. Измерения во время вытягивания помогает проверить правильность вытягивания. Измерения после вытягивания показывают правильность конечного результата. Измерения могут быть сделаны рулеткой или специальной линейкой для проверки геометрии кузова. Нужно сделать диагональные измерения и измерения длины между точками. Более подробно об измерениях можете прочитать в статье “Проверка геометрии кузова”. Желательно иметь данные о расстояниях между контрольными точками, которые можно найти в руководствах по ремонту.
p, blockquote 17,0,0,0,0 –> Пример схемы с расположением контрольных точек и расстояний между ними.
Контрольные точки должны быть возвращены в первоначальное заводское положение. Допускается погрешность несколько миллиметров.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
Вытягивание лонжерона
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
- Для удобства доступа к повреждённому месту может понадобиться снять некоторые элементы кузова.
- Не удаляйте повреждённые элементы до вытягивания. Когда контрольные точки встанут на место, то тогда уже можно менять прилегающие повреждённые элементы.
- Даже если лонжерон подлежит замене, его лучше сначала максимально вытянуть.
- Повреждение выправляется в последовательности и направлении, противоположным его возникновению при ударе. Поэтому нужно определить направление удара и в какой последовательности произошла деформация.
- Подходите к процессу вытягивания как будто бы вы делали это «голыми» руками. Это поможет понять, сколько последовательных действий и в каком направлении нужно сделать для выправления лонжерона в первоначальное положение.
- Единичное вытягивание производится при незначительном повреждении. При более серьёзном повреждении может понадобиться несколько поэтапных вытягиваний. Множественные вытягивания необходимы, когда повреждение произошло в нескольких направлениях (длина, ширина и высота).
- Сначала устраняется повреждение длины лонжерона, потом лонжерон сдвигается в нужное горизонтальное положение, потом корректируется его расположение по высоте.
- При вытягивании лонжерона лебёдкой и отсутствии специальных креплений на разной высоте, высоту вытягивающего воздействия можно регулировать, подкладыванием под цепь брусков или досок нужной длины.
- При поднятии вверх или опускании вниз части лонжерона, его часть до места сгиба может понадобиться зафиксировать.
- У современных автомобилей структурные элементы кузова изготовлены из высокопрочной стали (high-strength steel), из-за этого не следует стараться вытягивать повреждение за один этап. Вместо этого нужно делать выравнивание лонжерона последовательно в несколько этапов. Последовательность должна состоять из вытягивания, потом удерживание лонжерона под вытягивающей нагрузкой, потом прибавление усилия, опять удерживание и так далее.
- Гидравликой нужно воздействовать медленно и постепенно. Смотрите на результат. Если выравнивание идёт неправильно, то смените угол или направление воздействия и попробуйте снова.
- При боковом воздействии на смещённый лонжерон при помощи гидравлической растяжки, подкладывайте между лонжероном и растяжкой деревянный брусок или часть доски из твёрдого дерева, чтобы точечная нагрузка рассеивалась на большую площадь и лонжерон не деформировался в месте приложения усилия.
- Вытягивайте постепенно и периодически измеряйте положение лонжерона относительно контрольных точек.
- Изогнутый передний лонжерон часто требует одновременного вытягивания вперёд и вбок. То есть, при вытягивании вперёд, нужно помогать лонжерону, надавливая на него сбоку, в месте изгиба.
Изогнутый передний лонжерон часто требует одновременного вытягивания в длину и бокового воздействия в месте изгиба.
- При вытягивании нужно простукивать выпуклости вокруг зоны изгиба, чтобы убрать напряжение в этих местах. Простукивание нужно производить лёгким рихтовочным молотком, множеством лёгких ударов. Не простукивайте складку напрямую, что только усилит деформацию. Иногда можно простукивать через деревянный блок в труднодоступных местах, а также, чтобы распределить удар на большую площадь.
- Можно нагревать неподатливые зоны горелкой. При использовании нагрева, металл должен остывать самостоятельно, без принудительного охлаждения. Лонжероны на современных автомобилях изготавливаются из высокопрочной стали ( HSS ), которая теряется свою прочность после нагрева, поэтому производители не рекомендуют использовать нагрев.
- В некоторых случаях, чтобы убрать складки на лонжероне, необходимо вырезать “окно” доступа к его обратной стороне, которое потом нужно приварить обратно. Существует современный инструмент, который способен выправлять неровности и складки лонжерона изнутри, который позволяет избежать выреза “окна” доступа для простукивания складок и нагрева лонжерона для более лёгкой правки. Этот инструмент мы рассмотрим в этой статье ниже.
Перетяжка лонжерона
Так как структурные элементы имеют определённую эластичность, то после вытягивания их до нужных параметров они имеют свойство немного возвращаться, когда вытягивающее усилие ослабляется.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
Перетяжка означает вытягивание повреждения немного дальше оригинального расположения контрольных точек. Таким образом, перетяжка помогает скомпенсировать этот возврат. При ослаблении вытягивающего усилия, лонжерон возвращается в нужное положение.
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
Перетяжка должна осуществляться осторожно, с постоянным контролем размеров. Лучше попробовать перетянуть на несколько миллиметров, потом ослабить усилие, измерить расстояния и, при необходимости, увеличить размер перетяжки.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
Инструмент для ремонта лонжеронов (Rail saver)
Тим Герхардс (Tim Gerhards), американский специалист по ремонту кузова, работающий в этой области с 1986 года, придумал инструмент, помогающий устранять вмятины и изгибы на лонжеронах, воздействуя на неровности изнутри. Это достаточно новое изобретение. Инструмент называется Rail saver (буквально переводится как спасатель лонжерона). Он представляет собой металлический корпус, к одному концу которого прикручивается гидравлический цилиндр, подключённый к насосу. Внутри корпуса находится металлическая труба.
p, blockquote 23,0,0,1,0 –>
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
На один конец этой трубы воздействует гидравлический цилиндр, а на другом конце расположен клин, который постепенно поднимает часть корпуса, где тоже расположен клин. Получается что-то вроде длинного домкрата, который вставляется внутрь лонжерона до того места, где находится изгиб и производится воздействие на изгиб или вмятину изнутри лонжерона. К месту в инструменте, которое поднимается, могут прикручиваться наковальни разных форм, которые идут в комплекте. Таким образом, этот инструмент может воздействовать на вмятины и складки, образовавшиеся при смещении лонжерона, изнутри.
p, blockquote 25,0,0,0,0 –> Инструмент для выправления лонжеронов изнутри Rail saver помещён внутрь лонжерона. Стрелкой показано место, где находится складка, которую выправит инструмент.
При необходимости, с внешней стороны неровность простукивается молотком, а инструмент для выправления лонжеронов действует как поддержка. Так как для действия инструмента применяется гидравлический цилиндр с насосом, то реально убрать деформацию на металле лонжерона любой толщины без особых усилий. Самое главное правильно расположить инструмент в нужном месте. Для этого нужно измерить место расположения деформации и расположить инструмент внутри лонжерона на нужную длину. На корпусе инструмента имеется измерительная шкала.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
В зависимости от размеров лонжерона, можно подкладывать деревянные блоки в его полость, чтобы как можно лучше расположить инструмент.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
Инструмент Rail saver был протестирован и одобрен компанией General Motors для ремонта аварийных автомобилей в официальных сервисных центрах. Преимущество этого инструмента в том, что при его использовании отпадает необходимость вырезать сегменты в лонжероне для доступа к обратной стороне повреждения. Отпадает необходимость нагрева металла, тем более, что современная высокопрочная сталь чувствительна к нагреву и значительно ослабляется и теряет свойства.
p, blockquote 28,0,0,0,0 –>
Конструкция инструмента Rail saver достаточно простая и если её досконально понять, то можно изготовить такой инструмент самостоятельно.
p, blockquote 29,0,0,0,0 –> Слева в верхней части корпуса инструмента виден клин, на который воздействует другой клин, поднимая его. Трубу с клином внутри корпуса толкает гидравлическая растяжка. Место с клином, которое поднимается при воздействии гидравлики, нужно установить напротив складки, внутри лонжерона. К этой части инструмента могут прикручиваться специальные наковальни/поддержки.
p, blockquote 30,0,0,0,0 –> p, blockquote 31,0,0,0,1 –>