Подсветка заднего номера – обязательный атрибут каждого автомобиля. За содержание этого внешнего светового прибора в неисправном состоянии или в состоянии, не соответствующем нормам закона, предусмотрено несколько видов административного наказания: предупреждение, штраф, лишение прав. О том, каким должен быть фонарь освещения заднего номерного знака, как его модернизировать и каких правил следует придерживаться, расскажет данная статья.
Правовые аспекты
В соответствии с регламентом Правил Дорожного Движения (ПДД) на каждом автомобиле должна присутствовать подсветка заднего номерного знака, приводимая в действие в момент включения габаритных огней. Этот внешний световой прибор в обязательном порядке включается во время движения транспортного средства (ТС) с наступлением тёмного времени суток. При этом яркости ламп должно быть достаточно для того, чтобы инспектор смог идентифицировать гос. номер автомобиля с расстояния 20 метров. Отсутствие подсветки или нечитаемый по каким-либо причинам номер автомобиля, расценивается как нарушение и в соответствии со ст.12.2 ч.1 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф размером 500 рублей.
Исправить ситуацию и тем самым улучшить освещенность регистрационного знака, можно путем модернизации штатных фонарей. Самым распространенным способом является установка светодиодных источников света: модулей, линеек, лент. Однако данное новшество может расцениваться как изменение конструкции автомобиля со всеми вытекающими последствиями.
В Приложении к ПДД РФ сказано, что запрещается внесение изменений в конструкцию транспортного средства без разрешения ГИБДД РФ (п.7.18 – Прочие элементы конструкции). Этот пункт можно интерпретировать следующим образом. Во-первых, если авто не участвует в дорожном движении (не эксплуатируется), то нарушение выявить невозможно. Во-вторых, если сделанные изменения прошли аттестацию в ГИБДД и имеют документальное подтверждение, то модернизация произведена по закону.
В ГОСТ 8769-75 (с актуализацией от 01.08.2013) в п.2.8.2 сказано, что задний регистрационный знак автомобиля должен освещаться потоком белого света. Согласно этому пункту автоматически устанавливается запрет на подсветку номера любым другим светом, за исключением оттенков белого. Получается, что яркие и сочные цвета светодиодов (синий, красный, зелёный) по закону нельзя задействовать в организации подсветки заднего номера. Они могут внести неясность и запутать водителей ТС, следующих сзади.
Данное нарушение трактуется инспектором по ст.12.5 ч.1 КоАП РФ с предупреждением или административным штрафом в 500 рублей. Другое дело – подсветка переднего номера. По всем нормативным документам она должна отсутствовать.
Наказание за установку подсветки гос. номера спереди будет более строгим – лишение прав на 6–12 мес. с конфискацией осветительных приборов (ст.12.5 ч.3).
С учётом действующих стандартов и правил приходим к выводу, что переделать своими руками подсветку заднего номера на светодиодную можно, но без лишнего фанатизма. Главное, не привлекать внимание должностных лиц слишком ярким светом, освещающим не только знак, но и часть дорожного полотна и не делать из подсветки номера машины разноцветное украшение.
Способы модернизации подсветки номера
Лампы со спиралью, используемые в фонарях для освещения заднего регистрационного знака, проще всего заменить аналогичными светодиодными лампочками. В стандартном цоколе C5W можно купить лампы на светодиодах разного типоразмера: от SMD 5050 до COB-матриц. Главное их преимущество – они не вызывают ошибок у бортового компьютера. Цены за комплект сильно разнятся и зависят от типа установленных светодиодов, их мощности и производителя. В среднем 2 штуки можно приобрести за 5$. Штатная подсветка номерного знака может быть легко заменена на готовые светодиодные модули, специально предназначенные для этой цели. Их геометрические размеры в точности повторяют штатные плафоны, то есть не нужно переделывать крепления. Стоимость комплекта из двух модулей бюджетной серии составляет 10-15$. Более дешевым вариантом является подсветка номера на базе герметичной светодиодной ленты с IP67 или IP68. В этом случае даже не придётся демонтировать штатные фонари. Светодиодная лента клеится над гос. номером или по его периметру на чистое обезжиренное основание. Всё, что требуется от водителя – это переключить питание со стандартных ламп на светодиодную ленту, соблюдая полярность и обеспечивая герметичность контактов.
Основное отличие рассмотренных вариантов от подсветки номера на дискретных светодиодах, собранной своими руками, состоит в наличии токоограничивающих резисторов. Данное преимущество позволяет избежать лишней работы с паяльником в руках и мыслями о том, где и как разместить балластный резистор.
Замена лампы подсветки номерного знака до недавних пор не требовала высоких знаний в области автоэлектрики. Достаточно было найти сведения, каким образом демонтируется держатель лампы, вынуть лампу из гнезда и произвести замену на новую аналогичного типа.
p, blockquote 1,0,0,0,0 –>
p, blockquote 2,0,0,0,0 –>
С учетом применения на современных автомобилях светодиодных излучателей, совершенствования конструкций, типов держателей и разъемов, использования оригинальных плафонов, изменения схем управления световым оборудованием, простая на первый взгляд задача усложнилась многократно.
p, blockquote 3,0,0,0,0 –>
p, blockquote 4,0,0,0,0 –>
Признаки и причины неисправности подсветки номерного знака
Основной признак необходимости замены лампы номерного знака – отсутствие свечения при включении габаритных огней либо ближнего/дальнего света. Наряду с этим присутствуют еще несколько свидетельств необходимости ремонта системы освещения номерного знака:
p, blockquote 5,0,0,0,0 –>
- сообщение о соответствующей ошибке на приборной панели либо бортовом компьютере;
- неравномерное свечение (мерцание) уровня освещения во время движения;
- отсутствие светимости одного из нескольких элементов световой конструкции;
- неравномерное освещение номерного знака.
Видео — быстрая замена лампы подсветки номерного знака на Киа Рио 3:
p, blockquote 6,0,0,0,0 –>
p, blockquote 7,0,0,0,0 –>
Причинами неисправности подсветки номера автомобиля являются:
p, blockquote 8,0,0,0,0 –>
- износ светоизлучателей;
- нарушение контактов конструкции;
- помутнение светофильтра и плафона;
- повреждение электропроводки, перегорание предохранителей;
- неисправность блока управления кузова.
Алгоритм поиска и устранения неисправности
При первом появлении признаков неисправности подсветки номера автомобиля следует сразу приступить к определению причины и ее устранению. Не работающая система освещения номерного знака является одним из существенных оснований для остановки транспортного средства в темное время суток.
p, blockquote 9,0,0,0,0 –>
Для сотрудников ГИБДД отсутствие подсветки номера может быть расценено, как попытка скрыть принадлежность автомобиля, сведения о его регистрации. В большинстве случаев это влечет наложение штрафа.
p, blockquote 10,0,0,0,0 –> adsp-pro-11 –>
Попытка оправдания типа «я не в курсе, это произошло только что» ни к чему не приводит. Водитель обязан проверить перед выездом автомобиль, особенно при следовании в темное время суток. Тем более, что обычно для подсветки обычно используется два дублирующих источника света. Как только вышел из строя один излучатель, автовладелец обязан сразу устранить неисправность.
p, blockquote 11,0,0,0,0 –>
Видео — замена лампы подсветки номерного знака на Mitsubishi Outlander 3:
p, blockquote 12,0,0,0,0 –>
p, blockquote 13,0,0,0,0 –>
На первом этапе желательно выполнить полную компьютерную диагностику автомобиля, включая контроль многофункционального блока (блока управления кузовом). В большинстве случаев она укажет причину неисправности. Но может сообщить и более лаконичную расшифровку ошибки типа «неисправность подсветки номерного знака». Это понятно и без диагностики.
p, blockquote 14,0,1,0,0 –>
Обычно применяют обратный алгоритм поиска неисправности, то есть от конечного элемента контроля, то есть от излучателя (лампы или светодиодной системы). Для этого необходимо иметь простейший измерительный инструмент – мультиметр.
p, blockquote 15,0,0,0,0 –>
Во многих случаях добраться и демонтировать фонарь излучателя довольно сложно, особенно, если сам номерной знак установлен в бампере: необходим доступ снизу авто. На всякий случай лучше сначала проверить предохранитель, обслуживающий лампы номерного знака .
p, blockquote 16,0,0,0,0 –>
p, blockquote 17,0,0,0,0 –>
Конкретное место его установки можно узнать в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля или найти данную информацию, используя интернет-поисковики или специальные ресурсы.
p, blockquote 18,0,0,0,0 –>
p, blockquote 19,0,0,0,0 –>
1. Демонтировать фонарь подсветки номерного знака.
p, blockquote 20,0,0,0,0 –>
p, blockquote 21,0,0,0,0 –>
Необходимо найти подробную информацию по этому вопросу, так как интуитивные действия могут привести к повреждению фиксаторов либо разъема.
p, blockquote 22,0,0,0,0 –>
p, blockquote 23,0,0,0,0 –>
2. Отсоединить разъем.
p, blockquote 24,0,0,0,0 –>
p, blockquote 25,0,0,0,0 –>
3. Проверить наличие напряжения на разъеме при включении габаритных огней. Для этого следует включить зажигание, габариты. Далее с помощью мультиметра в положении измерения постоянного напряжения на пределе 20 Вольт соединить щупы мультиметра с контактами разъема. Если напряжение будет отсутствовать, значит, скорее всего, дело не в излучателе фонаря, а в электропроводке, блоке управления или предохранителе.
p, blockquote 26,0,0,0,0 –>
4. Если напряжение подается, приступить к разборке фонаря для того чтобы демонтировать излучатель.
p, blockquote 27,0,0,0,0 –>
p, blockquote 28,1,0,0,0 –>
В первую очередь обычно снимают рассеиватель, установленный на фиксаторах.
p, blockquote 29,0,0,0,0 –>
p, blockquote 30,0,0,0,0 –>
5. Далее извлекают излучатель. Он может быть двух типов:
p, blockquote 31,0,0,0,0 –>
- лампа накаливания;
- светодиодный.
Лампа накаливания извлекается из разъема несложно.
p, blockquote 32,0,0,0,0 –>
p, blockquote 33,0,0,0,0 –>
Обычно она имеет два тонких вывода, которые загнуты по бокам. Причиной ее неисправности могут быть облом выводов или перегорание нити накала. Для большей уверенности ее можно прозвонить с помощью мультиметра в режиме измерения сопротивления на пределе 200 Ом.
p, blockquote 34,0,0,0,0 –>
Светодиодная конструкция обычно сложнее.
p, blockquote 35,0,0,0,0 –>
p, blockquote 36,0,0,0,0 –>
Прозванивать ее лучше от разъема.
p, blockquote 37,0,0,0,0 –>
p, blockquote 38,0,0,0,0 –>
Для этого следует мультиметр переключить в режим контроля «диод». Светодиодный излучатель должен звониться в одну сторону и показывать «1», то есть бесконечность, при обратном подключении щупов. Если конструкция не звонится, часто приходится «раскурочивать» фонарь, как в Лифане Х60.
p, blockquote 39,0,0,0,0 –>
p, blockquote 40,0,0,0,0 –>
6. Если определено, что неисправен светоизлучатель (лампа, либо светодиодная конструкция), его необходимо заменить. Нельзя производить замену лампы на светодиод или наоборот. У них разные токи потребления. Блок управления кузовом может определить ошибку. Можно поставить эмулятор, но это дополнительный ненужный гемор.
p, blockquote 41,0,0,0,0 –>
7. Если излучатели исправны, напряжение на них не поступает, следует двигаться по проводке до предохранителя. Необходимо проверить, есть ли напряжение на контактах предохранителя при включении габаритов. Если отсутствует, тогда проблема в блоке управления. Если есть, тогда причина в проводке. Наиболее слабое место проводки – под порогом в зоне водительского кресла. Необходимо демонтировать порог и обследовать жгут проводов. Будет хорошо, если будет известен цвет провода, который обслуживает фонарь подсветки. Еще одно слабое место – под гофрой двери багажного отделения (если номерной знак установлен на ней).
p, blockquote 42,0,0,1,0 –> adsp-pro-12 –>
8. Наконец, самый неприятный случай, когда управление фонарем подсветки ведется напрямую от многофункционального блока без предохранителя в цепи. При коротком замыкании либо подключении неродного излучателя могут выйти из строя цепи управления в электронном блоке. В таком случае может потребоваться дорогостоящий ремонт блока. Дешевле обратиться к кулибиным, которые установят обходную цепь или подключат фонари напрямую к габаритным огням.
p, blockquote 43,0,0,0,0 –>
Видео — замена ламп освещения номерного знака на Шкода Октавия А7:
p, blockquote 44,0,0,0,0 –>
p, blockquote 45,0,0,0,0 –>
Выбор ламп и излучателей подсветки для замены перегоревших
Как уже сказано, не следует заменять светодиодный излучатель лампой накала и наоборот. Проще, если стоит лампа накала. Обычно используется стандартная лампочка мощностью не более 5 Ватт. Такие лампы можно приобрести на любой нормальной АЗС.
p, blockquote 46,0,0,0,0 –>
Сложнее обстоит дело для светодиодных конструкций. Если приобрести излучатели для распространенных конструкций не так сложно, то для уникальных моделей автомобилей это сделать сложнее, разве что на разборке.
p, blockquote 47,0,0,0,0 –>
В таком случае можно найти обычных радиолюбителей, которые поменяют светодиоды поэлементно, то есть выполнят обычный радиоремонт. Заменять светодиоды следует в комплекте. Обычно на плате стоят три последовательных диода. Поэтому, даже если неисправен один из трех, заменять необходимо все три.
p, blockquote 48,0,0,0,0 –>
Если вы проживаете в небольшом городе, где нет магазина радиодеталей, можно купить светодиод в интернет-магазинах, торгующих радиодеталями.
p, blockquote 49,0,0,0,0 –>
p, blockquote 50,0,0,0,0 –>
Выбирать лучше светодиод мощный (около 1 Ватта), белый, чтобы не было претензий со стороны инспекторов и на техосмотре. Могут возникнуть трудности с монтажом. Светодиоды часто соединяют с помощью точечной сварки вместо пайки. У опытного радиолюбителя это не вызовет трудностей. Можно применить активные кислотные флюсы для облегчения пайки. В быту флюс отлично заменяет таблетка аспирина. Только не надо вдыхать испарения при пайке. Они не опасны, но крайне неприятны.
p, blockquote 51,0,0,0,0 –>
Если проблемы с подсветкой номерного знака вызывают большие сложности при замене ламп и излучателей, на крайний случай можно приобрести рамку номерного знака со встроенной подсветкой. Могут возникнуть трудности на техосмотре, но они решаемы.
p, blockquote 52,0,0,0,0 –>
p, blockquote 53,0,0,0,0 –>
Советуем посмотреть чем оттереть битум с машины и не повредить лакокрасочное покрытие.
Мультируль позволяет легко управлять магнитолой и другими гаджетами в автомобиле.
Видео — замена лампы подсветки номерного знака на Ssang Yong Actyon New:
p, blockquote 55,0,0,0,0 –> p, blockquote 56,0,0,0,1 –>
ПОДЕЛИТЬСЯ: |