Резиновые уплотнительные кольца служат для герметизации соединения как подвижных, так и неподвижных деталей механизмов. Они могут иметь х-образное, круглое или прямоугольное сечение. Могут быть эластичными, жесткими, устойчивыми к температурным перепадам, негативному воздействию агрессивной среды и разных химических веществ. В зависимости от конкретных характеристик меняется область применения того или иного вида колец. При выборе уплотнительного кольца с характеристиками, не соответствующими устройству, на котором предстоит его использование, возрастает вероятность повреждения и быстрого изнашивания резинового кольца.
Зачем нужны уплотнительные кольца
Уплотнительные кольца на форсунках необходимы для надежной герметизации места соединения форсунки с топливопроводом. Они помогают предотвратить утечку топлива и возможность попадания его капель в коллектор, что может привести к воспламенению. Вдобавок, резиновое уплотнение позволяет избежать попадания внутрь системы впрыска частиц пыли, грязи, воды и воздуха. При преждевременном износе такого небольшого, но важного элемента механизма Вам пригодится знать, как правильно произвести его замену.
Как выяснить, нужно ли производить замену резинового уплотнителя форсунок
Для начала разберемся, как определить целостность резинотехнического изделия. Одним из явных признаков неисправности уплотнительного элемента служат подтеки на форсунках, что говорит о снижении герметичности резиновой прослойки в месте соединения элементов. Большое количество выхлопных газов белого цвета с характерным едким запахом – еще одна причина проверить целостность уплотнительных колец на форсунках. При их повреждении можно также заметить запах бензина в салоне автомобиля.
Замена поврежденного уплотнительного кольца. Что нужно знать
Для замены износившегося резинового изделия предварительно необходимо полностью сбросить давление в топливной системе, после чего уже можно приступать непосредственно к снятию поврежденных колец.
Как поменять уплотнительные кольца на форсунках пошагово:
Первым делом необходимо поочередно снять обе клеммы аккумулятора (как минусовую, так и плюсовую), чтобы обесточить топливную рейку.
После этого нужно отсоединить от топливной рейки все подключенные к ней патрубки и шланги для получения полного доступа к испорченному элементу.
Затем с помощью шестигранника выкручиваются крепежные элементы, после чего можно снять топливную раму вместе со всеми форсунками.
Аккуратно извлеките из рамы все имеющиеся в ней форсунки.
Демонтаж изношенных резиновых изделий можно произвести вручную, поддеть плоской отверткой или разрезать ножом.
Далее установите новые предварительно смазанные маслом уплотнительные кольца.
В обратном порядке соберите конструкцию, избегая перекосов при монтаже рампы.
Удостоверьтесь, что установленные форсунки могут без усилий проворачиваться во все стороны и проверьте работоспособность системы.
Чтобы в дальнейшем избежать частой необходимости замены уплотнительных колец, внимательно изучайте характеристики колец и соединительных элементов, обращая внимание на рекомендуемые условия среды эксплуатации.
Для герметичной посадки форсунки используются уплотнительные кольцаиз резины. Со временем в результате естественного старения происходит резина теряет свои первоначальные свойства. Из-за этого могут возникать подтеки топлива или подсос воздуха. Для устранения последствий износа уплотнителей требуется их замена. Желательно периодически менять кольца, не допуская потери герметичности. Это позволит обеспечить нормальную работу топливной системы и автомобиля в целом.
Виды уплотнительных колец форсунок
Входные или верхние уплотнительные кольца присутствуют как на бензиновых, так и на дизельных форсунках. Они служат для устранения подсоса воздуха и протекания топлива в месте подсоединения форсунки к топливоводу. Наиболее часто они изготавливаются из резины, так как:
- нет больших механических нагрузок;
- температурное воздействие невелико, из-за наличия расстояния до горячего двигателя;
- резина характеризуется высокой эластичностью;
- медленная потеря свойств под воздействие агрессивной среды.
Нижний уплотнитель работает в более жестких условиях, поэтому возможны следующие варианты:
- металлическое кольцо;
- уплотнение из сплава;
- резиновое, изготовленное из специального состава, способное выдержать температурное и механическое воздействие.
Для повышения надежности возможно одновременное применение металлического и эластичного уплотнителя. При этом нижнее кольцо изготавливается из стойкого материала, например, меди и выполняет функцию пламегасителя. Верхнее кольцо в таком случае защищено от неблагоприятного влияния. Изготавливается оно из резины, что позволяет обеспечить герметичность системы на должном уровне.
Преимущества применения колец
Преимущества, обеспечивающие уплотнительным кольцам широкую популярность в герметизации форсунок:
- симметричность конструкции приводит к равномерному прилеганию уплотнителя на всей длине окружности;
- простота изготовления позволяет учесть все тонкости форсунок различных марок автомобилей;
- использование современных материалов.
Существующая маркировка позволяет легко ориентироваться в взаимозаменяемости уплотнителей. Это позволяет облегчить поиск кольца при выходе его из строя. При возможности рекомендуется приобретать оригинальные резинки.
Симптомы, говорящие о необходимости диагностики уплотнителей
В процессе эксплуатации на уплотнительном кольце форсунки могут появляться трещины различных размеров. Кольцо теряет эластичность. Внешний вид и форма меняются, появляются деформации.
При визуальном осмотре можно обнаружить подтеки топлива. В зависимости от размера повреждений, это может быть капля, пятнышко, струйка. Проблема с потерей герметичности может привести к серьезным последствиям. Попадание топлива на горячую поверхность способно вызвать его возгорание и как следствие пожар в подкапотном пространстве автомобиля, поэтому медлить с заменой резинки не рекомендуется.
Также симптомом повреждения уплотнителей является работа двигателя на обедненной смеси. Возникает такая ситуация из-за подсоса воздуха через образовавшиеся повреждения кольца. Часто это бывает из-за потери эластичности в результате продолжительного температурного воздействия, особенно после перегрева двигателя.
В некоторых случаях необходимость замены можно обнаружить по запаху топлива в салоне авто. Особенно это заметно при низких температурах. Визуальный осмотр при этом может не помочь найти место утечки.
В дизельных двигателях прорвавшиеся газы попадают в масло. Это вызывает закоксованность масла. Маслоприемник начинает забиваться. Первое время после запуска двигателя можно обнаружить белый дым из выхлопной трубы, имеющий едкий запах. В наиболее запущенных случаях наблюдается периодичное мигание лампы, сигнализирующее об отклонения от нормы давления масла.
Время эксплуатации уплотнительных колец до замены
Уплотнители подлежат замене при каждом снятии форсунок. Повторная их установка в большинстве своем ведет к потере герметичности, так как кольцо теряет эластичность в процессе эксплуатации. Несколько раз разрешено устанавливать только медные шайбы. При этом визуальный их осмотр не должен показывать дефектов.
Закипание двигателя также может стать причиной необходимости замены резинок. Резина, в таком случае, поддается термическому разрушению. Подтеки топлива или прочие симптомы, возникшие после перегрева, говорят о повреждении уплотнителей.
Особенности выбора колец
При приобретении уплотнителей, стоит обратить внимание, что очень часто они комплектуются набором, в который входят:
- фильтры-сеточки;
- установочные втулки, изготовленные из резины;
- пластиковые заглушки.
Набор может быть рассчитан как на одну форсунку, так и на весь двигатель. При этом учитывается количество цилиндров у конкретной марки авто. Существует и поштучная продажа уплотнителей.
Рекомендации по замене колец
Уплотнительные кольца для обеспечения хорошей герметичности должны размещаться с небольшим натяжением, повышающим прочность крепления. Их замену следует производить по следующей инструкции:
- Сбросить давление в топливной системе;
- Вынуть рампу с форсунками;
- Снять все старые кольца;
- Отчистить остатки резины;
- Смазать новые уплотнители моторным маслом;
В конце необходимо вернуть рампу на место. Важно следить за отсутствием перекосов уплотнителей при ее установке. Также следует избегать чрезмерного усилия, способного повредить резинки.
Потеря герметичности ведет к ухудшению работы автомобиля. В наиболее запущенных случаях возможен пожар, поэтому несмотря на маленький размер уплотнителя, к его состоянию необходимо относится с повышенной внимательностью.
Время карбюраторов в автомобильных моторах осталось позади. Сначала им на смену пришел моновпрыск. Вместо сложной системы жиклеров и заслонок появилась управляемая электроникой форсунка, точно дозирующая топливо для подачи в цилиндры. При распределенном впрыске на каждый цилиндр двигателя приходится своя форсунка, к ней кроме электрического сигнала надо подвести топливопровод и обеспечить герметичную посадку в головку блока цилиндров или впускной коллектор. Вот на этом этапе и необходимы различные уплотнительные шайбы и кольца.
Уплотнения на разных типах форсунок
На дизельных двигателях форсунки устанавливались всегда. Самовоспламенение рабочей смеси происходит за счет высокой степени сжатия, нагрузки на цилиндропоршневую группу велики. Распространенная механическая насос-форсунка вкручивается в головку блока цилиндров, для обеспечения герметичности используется мягкая металлическая шайба, устанавливаемая на дно посадочного колодца. Чаще всего используется медь, реже алюминиевые сплавы. Металл должен быть мягким, деформироваться при затяжке для обеспечения герметичности.
Впрыск осуществляется через механический привод от распредвала через толкатели с коромыслами. Топливо подается через металлический трубопровод, обратную сливную магистраль уплотняют медные шайбы на штуцерах.
Современные форсунки управляются электроникой, привода механического нет, но пришлось значительно повысить давление топлива на входе. Это привело к необходимости использовать дополнительные уплотнения.
Верхние или входные уплотнительные кольца имеются на бензиновых и дизельных форсунках всех типов и служат для предотвращения подсоса воздуха и утечки топлива. Изготавливаются они из резины, механические и температурные нагрузки невелики, но высоки требования к материалу колец по эластичности и ее сохранению в течение всей эксплуатации.
Уплотнительные кольца для форсунок
На нижней части в зависимости от модели может быть:
- одно металлическое кольцо;
- одно резиновое;
- металлическое и резиновое одновременно;
- ни одного.
Медная шайба всегда располагается ниже и служит дополнительно пламегасителем, резиновое уплотнение обеспечивает герметичность.
Симптомы неисправностей уплотнительных колец
При внимательном осмотре повреждение верхнего уплотнения выявляется по потекам топлива. Может быть просто мокрое пятно, капли и даже струйка. Подтекание здесь топлива очень опасно из-за возможности его стекания вниз на выходной горячий коллектор, что однозначно приводит к пожару, требуется срочная замена.
При неисправном нижнем уплотнении происходит подсос воздуха, смесь обедняется. Двигатель заводится только при частично нажатой педали газа, неустойчиво работает на холостом ходу, снижается мощность, особенно на низких оборотах. Замена решит эти проблемы.
Форсунока топливная схема
При большом пробеге кольца, особенно нижние из-за высокой температуры, могут просто задубеть, потерять эластичность. Тогда в салоне появляется при низких температурах при пуске запах бензина из-за его утечки. Замена может немного подождать, но надолго затягивать ее не стоит.
На некоторых дизелях негерметичность нижних уплотнительных колец приводит к прорыву газов и попаданию их в масло. Образуется кокс, который вымывается маслом в поддон и забивает маслоприемник. Главный симптом в этом случае белый едкий дым в течение нескольких секунд после запуска, а при запущенной неисправности моргание лампы давления масла. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя, нужна замена неисправных деталей.
Когда и как выполняется замена уплотнителей
Уплотнительные резиновые кольца рекомендуется заменять на новые при каждом снятии и последующей установке форсунок. Видимые механические повреждения, потеря эластичности, разрушение при демонтаже, даже извлечение форсунки из топливной рампы для проверки и промывки — причины, при которых нужна замена уплотнительных колец.
Как исключение можно повторно использовать медные шайбы, но перед установкой их для восстановления мягкости надо разогреть в пламени, охладить, зачистить мелкой наждачкой.
При монтаже форсунок с новыми уплотнительными кольцами обязательно очистите посадочное место, часто в нем прикипают медные шайбы. Сами кольца одевайте руками без применения инструментов, смажьте маслом, уплотнение должно легко вращаться в посадочной канавке.
Где и какие уплотнения купить
При приобретении новой форсунки в ее комплект всегда входят дополнительные элементы: фильтр-сеточка, набор необходимых уплотнительных колец, резиновые установочные втулки, пластиковые заглушки.
В магазинах автозапчастей кольца продаются:
- поштучно;
- ремкомплект на одну форсунку (нижнее и верхнее);
- ремкомплект на двигатель (учитывается число цилиндров).
Цвет резиновых уплотнительных колец может быть любым и никак не связан с размером и качеством.
Медные шайбы продаются комплектами по несколько штук.
Форсунки фирмы Бош разных модификаций применяются на отечественных и импортных автомобилях. С 90-х годов они унифицированы, в том числе по посадочным местам, и позволяют для всех использовать одинаковое уплотнительное кольцо.
При невозможности приобретения оригинальных колец для малораспространенных или старых иномарок замена может быть подобрана из уплотнений от отечественных моторов.