На автомобиле установлена аккумуляторная батарея 6СТ-90-ЭМС емкостью 90 А-ч при 20-часовом режиме разряда. Аккумуляторная батарея включена параллельно с генератором.
При нормальной эксплуатации автомобиля батарея заряжается автоматически. Если аккумуляторная батарея постепенно разряжается или чрезмерно заряжается и электролит начинает „кипеть", необходимо проверить работу регулятора напряжения и генератора.
Не следует допускать большой разрядный ток (при пуске холодного двигателя зимой), так как это приводит к короблению пластин, выпаданию активной массы и сокращению срока службы аккумуляторной батареи. Стартер необходимо включать на короткое время (не более чем на 10 с).
При эксплуатации батареи на автомобиле необходимо: ,
— очищать батарею от пыли и грязи;
— очищать выводные штыри и наконечники проводов от окислов;
— вытирать чистой ветошью поверхность для удаления пролитого электролита; ветошь предварительно должна быть смочена в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды;
— проверять крепление в гнезде;
— проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводными штырями батареи; для предупреждения порчи штырей не допускать натяжения проводов;
— проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов;
— следить за зарядом аккумуляторной батареи по плотности электролита; при разряженности аккумуляторов более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом (табл. 2) батарею необходимо снять с автомобиля и отправить на дополнительный заряд.
Если уровень электролита окажется ниже нормы, то доливают дистиллированную воду до требуемого уровня. В холодное время года во избежание замерзания воду следует добавлять непосредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с электролитом.
Доливать электролит или кислоту в аккумуляторные батареи не разрешается за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и у электролита в аккумуляторной батарее до выплескивания.
Зил самосвал
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Техническая характеристика
Снятие и установка аккумуляторной батареи
Требования к аккумуляторным батареям
Плотность эллектролита
Заряд батареи
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ ЗИЛ –>
ЗИЛ-130 НА 24 волта
На автомобили 3ИЛ-433360 устанавливается одна аккумуляторная батарея типа 6СТ-9ЮМ. Техническая характеристика аккумуляторной батареи приведена ниже
Номинальное напряжение, В 12
Номинальная емкость, Ан. 90
Ток разряда при 10—часовом режиме, А 8,1
Стартерный разрядный ток, А 235
Зарядный ток, А 9,0
Количество электролита для заполнения одной батареи, л-0,6
Материал моноблоков батареи — Эбонит
Материал сепараторов — Мипласт и стекловолокно
Габаритные размеры, мм: длина -417 ширина- 82
высота со стандартной пробкой- 228
высота с гидростатической пробкой -265
Масса, кг- 36
Снятие и установка аккумуляторной батареи
Работа с аккумуляторной батареей требует обязательного соблюдения техники безопасности, так как электролит, применяемый для кислотных батарей, может вызвать отравление, ожоги и порчу одежды.
Для снятия аккумуляторных батарей с автомобилей надо отключить выключатель аккумуляторной батареи, отвернуть прижимные винты крепления щитка и снять его. Освободить крепление аккумуляторной батареи, ослабив прижимную гайку 15 (рис.9-3). С помощью скобы 11 выдвинуть из гнезда аккумуляторную батарею.
Снять крышку 5, освободив ее от держателей 2 и 6. Отсоединить от выводных клемм батареи провод 7 от аккумуляторной батареи к выключателю массы и стартерный провод , ослабив гайки стяжных болтов 3. Выдвинуть вверх рукоятки и вручную установить батарею на тележку для ее транспортировки.
техника безопасности
Требования к аккумуляторным батареям
Мастика должна иметь ровную поверхность, без вздутий и трещин. Подтекание электролита через неплотности мастики и в стенках баки не допускается.
Выводы клеммы и межэлементные перемычки должны иметь правильную геометрическую форму без следов окисления или загрязнения.
смазка для контактов
В полностью заряженной аккумуляторной батарее напряжение каждого аккумуляторного элемента без нагрузки (з.д.с.) должно составлять 2,12 В, после проверки нагрузочной вилкой в течение 5 с, оно не должно падать ниже 1,7…1,8
В. Разность напряжения в отдельных аккумуляторных элементах не должно превышать 0,1 В, разность плотностей электролита — 0,01г/см.
Аккумуляторную батарею, не удовлетворяющую перечисленным требованиям надо направить в ремонт. Если при этом выявится необходимость полной или частичной разборки батареи, то отдельные ее части считаются годными если:
внутренние перегородки и стенки бака не имеют вздутий и короблений, & также трещин и раковин;
сколы на наружных стенках, углах и ребрах бака не превышают глубины 3 мм и площади 2 см
стрела прогиба покоробившихся пластин не превышает 3 мм;
количество пустых ячеек и сквозных отверстий в пластинах не превышает двух, и они находятся не под ушками пластин; активная масса выпала не более, чем из семи ячеек без образования сквозных отверстий; толщина пластины, заполненной активной массой, не превышает более чем на 0,5 мм толщины решетки; в решетках пластин нет надломов и трещин; положительные пластины имеют цвет от черного до темно коричневого, мягкие на ощупь и не имеют белых пятен.
Может ли взорваться аккумулятор
При заряде аккумулятора выделяется водород при кипении электролита. При малейшей искре он может взорваться если нет проветривания в помещении. Еще может рванут из за грязных пробок которые забиты грязью.
взрыв аккумулятора
Плотность электролита
Для исправной работы аккумуляторной батареи главное значение имеют: плотность электролита, величина напряжения на отдельных элементах батареи и чистота клемм.
Плотность электролита не является величиной постоянной, она меняется в зависимости от температурных условий. Поскольку химический состав электролита необходимый для нормальной работы аккумуляторной батареи, практически все время остается одинаковым, в районах с холодным климатом следует заливать в батареи электролит более высокой плотности, а в районах с жарким климатом (тропики) — электролит более низкой плотности (см. табл.9—1).
Плотность электролита Плотность электролита
Летом, содержащаяся в электролите вода активно испаряется, а поэтому для сохранения требуемого уровня электролита и предупреждения увеличения плотности необходимо в батарею доливать дистиллированную воду.
Зимой обслуживание аккумуляторной батареи должно быть более тщательным. Плотность энтропии следует проверять чаще, так как при низкой температуре электролит малой плотности может замерзнуть. В табл. 9—1 приведена температура замерзания электролита в зависимости от его плотности.
меры безопасности
Заряд батареи
Приведение в рабочее состояние сухозаряженной батареи. При приведении в рабочее состояние аккумуляторной батареи в сухозаряженном исполнении ее надо залить электролитом.
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты ГОСТ 667-53 и дистилированой воды ГОСТ 6709-53 в стеклянной, керамической, эбонитовой или освинцованной посуде, в которую сначала наливают дистилированую воду, а затем вливают тонкой струйкой серную кислоту в количестве, указанном в табл. 9-2.
Нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту, во избежание несчастных случаев от разбрызгивания кислоты.
ареометр
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторную батарею, должна быть не ниже [5 °С и не должна превышал: 25 °С, в условиях умеренного климата, и не превышать 30 °С в условиях тропиков.
Электролит следует заливать в аккумуляторные элементы так, чтобы его уровень был на 10…15 мм выше предохранительного щитка над пластинами.
Проверка плотности
Не ранее, чем через 20 мин и не позже, чем через 2 часа после заливки электролитом надо произвести проверку его плотности. Если плотность электролита понизится не более, чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы без зарядки в эксплуатацию.
Если плотность электролита понизится более, чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить. При заряде батареи присоединить положительный вывод батареи к положительному полюсу источнику тока, а отрицательный к отрицательному.
заряд батареи
Включить батарею на заряд, если температура электролита в них не превышает 30 0С в условиях умеренного климата и не выше 35, 9С в условиях тропиков. При температуре электролита выше указанной, батарее следует дать остыть.
Ток зарядки и необходимое количество электролита для заливки батареи указаны в разд. «Технические характеристики»
Заряд батареи необходимо вести до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех элементах аккумуляторной батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в течение 2 ч. Напряжение надо контролировать вольтметром класса точности 1,0 со шкалой на ЗВ, с ценой деления — 0,02В.
аккумулятор в разрезе
Во время заряда периодически надо проверять температуру электролита и следить за Тем, чтобы она не поднималась выше 45 °С в условиях умеренного климата и не выше 50 ОС в условиях тропиков.
В случае, если температура окажется выше упомянутых значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30.. .350С
В конце заряда, если плотность электролита будет отличаться от нормы, указанной в табл. 9-2, необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случае, когда плотность выше нормы, и доливкой серной кислоты плотностью 1,400 г/см3, когда она ниже нормы.
После корректировки водой или кислотой надо продолжить заряд на 30 мин до полного перемешивания электролита.
После окончания корректировки плотности электролита: батареи следует выключить с заряда, дать постоять еще 30 мин. без тока. Затем произвести замер уровня электролита во всех аккумуляторных элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, в аккумулятор надо добавить электролит такой же плотности, какая указана в табл. 9—3. При уровне электролита выше нормы надо отобрать избыток электролита резиновой грушей. После заряда батарею можно ставить в Эксплуатацию.
Плотность в разных климатах
Примечание. Допускается отклонение плотности электролита на +0,01гсм.н
Состав электролита
Примечание. При замерах плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры электролиз; на 1 °С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см при понижении температуры на 1 °С. наоборот увеличивается на 0,0007 г/см3‚ исходной считается температура 15 °С.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
На автомобиле ЗИЛ-130 принята однопроводная система электрооборудования постоянного тока с номинальным напряжением 12 в. Источниками постоянного тока на автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. Для регулирования режимов работы генератора в его цепь включен реле-регулятор.
На автомобиле устанавливают кислотную свинцовую аккумуляторную батарею стартерного типа марки 6-СТ-78 ЭМСЗ. Гнездо для установки батареи крепят к левой продольной балке рамы автомобиля. Батарею в гнезде закрепляют при помощи рамки и двух стремянок с барашковыми гайками и контргайками. Отрицательную клемму батареи проводом и болтом соединяют с рамой автомобиля, которая совместно со всеми его металлическими деталями является массой автомобиля.
Положительную клемму проводом соединяют со стартером. Сверху батарею закрывают пластмассовой крышкой, изготовленной из декорризита или фенолита.
Аккумуляторная батарея 6-СТ-78 ЭМСЗ состоит из шести аккумуляторов, размещенных в шести отделениях эбонитового моноблока. Моноблок разделен перегородками. В отделения устанавливают блоки пластин аккумуляторов. Блоки пластин состоят из двух полублоков. Каждый полублок состоит из набора положительных или отрицательных пластин, соединенных между собой мостиком со штырем. Полублоки пластин устанавливают так, чтобы между двумя отрицательными пластинами находилась одна положительная. Поэтому полублок отрицательных пластин имеет на одну пластину больше, чем полублок положительных.
Основанием пластины служат тонкие решетки, отлитые из сплава свинца (92— 94%) и сурьмы (8—6%). Ячейки решеток с двух сторон наполняют активной массой, что увеличивает емкость пластин. Активная масса положительных пластин состоит из свинцового сурика, свинцового глета и раствора серной кислоты; она имеет красный цвет. Активная масса отрицательных пластин состоит из свинцового порошка и раствора серной кислоты; она имеет серый цвет.
При изготовлении пластины с активной массой просушивают и помещают в бак с электролитом, состоящим из раствора аккумуляторной серной кислоты в дистиллированной воде, после чего подвергают заряду малой силой тока. Этот процесс называют формированием пластин. Заряженные пластины снова высушивают, после чего собирают аккумулятор.
Для предотвращения короткого замыкания пластин между ними устанавливают сепараторы и прокладки. Собранный блок пластин ставят на опорные призмы моноблока. Сепараторы изготовлены из мипласта, а прокладки из стекловойлока.
Сепараторы устанавливают рифлеными поверхностями к положительным пластинам. Между сепаратором и положительной пластиной ставят прокладки из стекловойлока.
В целях лучшей герметизации и влагонепроницаемости батарея сверху залита слоем мастики. Слой мастики полностью закрывает перемычки, что предохраняет их от коррозии. При проверке напряжения в одном аккумуляторе нагрузочной вилкой слой мастики прокалывают ножками вилки. После снятия вилки мастика затягивает образовавшиеся отверстия.
Часть аккумуляторных батарей для ЗИЛ-130 выпускают с крышками 11 и перемычками 1, не залитыми мастикой. Такие батареи не обеспечивают надежного преодоления автомобилем глубокого брода. О конструкции аккумуляторной батареи и ее основных данных можно судить по ее маркировке.
Маркировка батареи 6-СТ-78 ЭМСЗ означает, что батарея имеет шесть аккумуляторов, она стартерного типа, ее емкость 78 а-ч, моноблок ее эбонитовый (Э), сепараторы из мипласта (М) и прокладки из стекловойлока (С); буква означает, что батарея имеет сухие заряженные пластины. Нормальная сила разрядного тока батареи при 10-часовом разряде —7,8 а, а при стартерном режиме разряда может быть увеличена до 235 а.