Двухцилиндровый компрессор автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 217) устанавливают с правой стороны на головке блока двигателя. Основные детали компрессора следующие: блок 6 цилиндров, головка 10 блока, картер 1, передняя 2 и задняя 17 крышки. Коленчатый вал 19 компрессора, вращающийся в шарикоподшипниках 5 и 15, шатунами 7 и поршневыми пальцами 9 соединен с поршнями 8. На переднем конце коленчатого вала имеется сальник 4, а на шпонке установлен шкив 3, кооторый закреплен гайкой. Шкив 3 компрессора при водится во вращение клиновидным ремнем от шкива, размещенного на валу вентилятора. На заднем конце коленчатого вала есть уплотнитель 18, закрытый крышкой 17. В стенке блока цилиндров сделано отверстие для воздуха, поступающего внутрь цилинндров через впускные пластинчатые клапаны 23. В головку блока над каждым цилиндром ввернута пробка 11, в которую помещена пружина 12 нагнетательного клапана 13, установленного в седле 14. Нижние головки шатунов разъемные и имеют регулировочные прокладки.
Смазочная система компрессора комбинированная. Масло из смазочной системы двигателя (из главной магистрали) подводится по трубке внутрь коленчатого вала компрессора. Залитые антифрикционным сплавом шатунные подшипники смазываются принудительно, а остальные детали смазываются разбрызгиваемым маслом. Из картера компрессора масло по специальной трубке отводится в картер двигателя.
Компрессор имеет жидкостную систему охлаждения, связанную с системой охлаждения двигателя. При опускании одного из поршней 8 вниз в цилиндре компрессора создается разрежение, и воздух засасывается в него через воздушный фильтр двигателя и пластинчатый впускной клапан 23. При подъеме поршня воздух сжимается и через клапан 13 поступает в трубопровод, ведущий к воздушным баллонам, и далее в пневматическую систему. Затем этот процесс повторяется.
Давление сжатого воздуха в баллонах ограничено специальным разгрузочным устройством, снижающим затраты мощности двигателя на привод компрессора и повышающим долговечность последнего. Это устройство, работающее вместе с регулятором давления, состоит из помещенных под клапанами 23 двух плунжеров 21 с уплотнителями и толкателями. Соединяющее плунжеры коромысло 27 нагружено пружиной 26. Полость под впускными клапанами соединена трубопроводом с воздушным фильтром двигателя, а канал под плунжерами 21 – с регулятором давления.
Рис. 217 – Компрессор тормозной системы автомобиля ЗИЛ-l30:
1 – картер; 2 – передняя крышка картера; 3 – ШКИВ; 4 – сальник коленчатого вала; 5 – передний подшипник; 6 – блок цилиндров; 7 – шатун; 8 – поршень с кольцами; 9 – поршневой палец со стопорными кольцами; 10 – головка блока; JJ – пробка нагнетательного клапана; 12 – пружина нагнетательного клапана; 13 – нагнетательный клапан; 14 – седло нагнетательного клапана; 15 – задний подшипник; 16 – пружина уплотнителя; 17 – задняя крышка картера; 18 – уплотнитель; 19 – коленчатый вал; 20 – регулировочный болт; 21 – плунжер; 22 – пружина впускного клапана; 23 – впускной клапан; 24 – направляющая впускного клапана; 25 – шток впускного клапана; 26 – пружина коромысла; 27 – коромысло; 28 – уплотнительное кольцо; 29 – гнездо плунжера.
Подача воздуха в баллоны автоматически прекращается, когда давление воздуха в пневматической системе достигается момент 700-740 кПа, так как при этом регулятор давления подает сжатый воздух по каналу в блок цилиндров под плунжеры 21. Поднимаясь, плунжеры открывают впускные клапаны 23 цилинндров, в результате чего прекращается подача воздуха в пневматическую систему, поскольку воздух может свободно переходить из цилиндра в цилиндр через полость под клапанами 23. Таким образом, компрессор автоматически переводится в режим холостого хода. Работа компрессора на режиме холостого хода сопровождается некоторой непроизводительной затратой мощности двигателя.
Купил компрессор зил 130 для гаража.Решил подремонтировать, возник вопрос как же притереть клапана ?
Посмотрел интернет информация там скудна… или советы типа, зачем притирать сами пристучатся.
Купил ремкомплект, думал поставлю новое соберу и забуду, по итогу оказалось, что запчасти не лучшего качества.
Собрал компрессор притёр клопы с помощью дрели и резинового шланга, просто придавливая его к клапану.
Включил, а эта зараза всё равно травит воздух в картер из выпускных клапанов.
Дело оказалось в новом клапане, который завален по плоскости, но не беда 20 минут с наждачной и стеклом его исправили )))) После чего опять притирка с помощью дрели и вуаля клапана держат компрессор качает.
Вот так выглядит притертый впускной клапан, аналогично и выпускные.Может быть кому-то будет полезен мой опыт.
Забыл упомянуть притирал обычной пастой за 90 рублей "Классическая" мне понравилась как притирает.
Смотрите также
Комментарии 8
Если клапана не притерты, может не качать?
Компрессор не убиваемый !))) главное разобраться где-что крутить )
Разобрался. Оказалось клапан задевал за налет ржи по окружности и не двигался.
У меня вопрос. Менял седла и клапана в голове, когда все закрутил, попробовал ход клапана, а его нет, в чем дело?
То есть верхний винт прижимает клапан к седлу вплотную…
Чтобы притереть клапан к седлу, нужно на дрель надеть резиновый шланг и "фигачить" с пастой чтобы клапан крутился по седлу. Еще травить может из за слабых пружин клапанов.
С ресивера не должно гнать воздух если всё нормально притёрто.Да нужно клапана и сёдла притереть.
сегодня занимался этим делом. не понимаю как вы их притерали… я на наждаке боком притирал пол дня! пальчиками чуствовать лучше. но зараза грееться сильно.металл очень прочный. в итоге рессивер работает. я тут задавал вопрос по поводу коапанов. мож вы знаете. а именно вот вы нагнали воздух в рессиве и отключили компрессор. теперь вопрос… должны ли держать клапана воздух? шипит или нет? там не только клапана надо притирать а и седла клапанов.
На фото клапан показан, у которого видно место притирки его к седлу клапана . Не трудно догадаться, что клапан прижимался к седлу, предварительно на клапан и седло нанесена притирочная паста для клапанов ( возможно и с пастой, изготовленной по старинке — корундовая пыль с наждака, собранная в ёмкость и смешанная с маслом ), этот клапан прижимается к седлу куском резинового шланга, зажатого в дрель и вращением то в одну, то во вторую сторону, притирается к своему посадочному месту, в процессе проверяя и добавляя пасты, тереть до момента, когда на клапане и на седле будет матовая поверхность по всей площади контакта. Алмазная паста из магазина это сделает быстрей, там не корунд в составе, а алмазная пыль, есть в продаже паста двухсоставная, первый состав — крупнее частицы алмазной пыли, они притирают грубо, служат для быстрого выравнивания мест контакта, затем вымывается или вытирается первый состав и наносится второй финишный, он сглаживает крупные царапинки и делает более гладкие места контакта седла и клапана . Паста используется при ремонте автомобильных головок и для притирки клапанов и продаётся в магазинах автозапчастей.
В самом низу сообщения автора есть описание пасты, какой он притирал.
Удачи.
Зил самосвал
Компрессор ЗИЛ-130
Причинами поломки компрессора бывает появление шума и стука, появление масла в конденсате сливаемом в воздушных баллонах. Это признаки изношенных поршневых колец.
Компрессор ЗИЛ-130
Рекомендации по ремонту компрессора
Блок-картер. В процессе эксплуатации на картере компрессора могут появиться трещины и сколы. При наличии трещин на стенках Картера его следует заменить. Небольшие трещины на фланце крепления картера к двигателю, захватывающие не более одного отверстия под болт крепления, допускается заваривать или наплавлять.
Проверка размеров цилиндров блока компрессора должна производиться индикатором размером 50…75 мм. Замерять цилиндры следует в двух взаимно перпендикулярных направлениях: вдоль оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней, а также в двух поясах верхней и нижней частях цилиндра.
Компрессор ЗИЛ-130
При ремонте цилиндры растачивают с последующим хонингованием под один из двух ремонтных размеров. Нецилиндричность отремонтированных цилиндров допускается в пределах не более 0,03 мм.
Герметичность блока цилиндров проверяется сжатым воздухом под давлением 1 МПа (10 кг/см) в водяной ванне. Появление пузырьков воздуха указывает на негерметичность.
Разъемные плоскости блока не должны иметь забоин. Неплоскостность допускается не более 0,04 мм. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить под лекальной линейкой, установленной на плоскости блока.
Выпрессовка коленчатого вала
Поршни.
Подбор поршней по цилиндрам производится с зазором между стенкой цилиндра и поршнем 0,03…0,09 мм. При этом поршень, вставленный в цилиндр вместе со щупом толщиной 0,03 мм, должен перемещаться при нажатии большим пальцем, а со щупом — 0,09 мм должен заклинивать.
Размеры поршней
Для отличия поршней ремонтных размеров на днище поршня выбита цифра +0,4 или +0‚8, по которой определяют ремонтный размер. На поршне номинального размера метка не ставится. Номинальный и ремонтный размеры поршней
Поршень компрессора
Поршневые кольца
. Поршневые кольца подбирают по упругости и по зазору в замке. Упругость колец (при сжатии до зазора в замке 0,2…0‚4 мм) Для всех колец должна быть 20…40 Н (2,0…4‚0 кгс). Способ проверки поршневых колец на упругость для компрессора аналогичен проверке поршневых колец на упругость для двигателя.
Размеры поршневых колец
Для определения зазора в стыке надо установить поршневое кольцо в цилиндр на расстоянии 10…15 мм от верхней кромки цилиндра и проверить зазор в стыке кольца щупом аналогично проверке для колец двигателя. Зазор в стыке кольца должен быть 0, 2.. .0, 4 мм
При подборе поршневых колец одновременно проверяется их прилегание к стенкам цилиндра. Зазор между стенками цилиндра и кольцом на Юге, располагающейся на 30° от концов стыка, не допускается. Допускается просвет до 0,03мм на суммарной дуге до 90°.
Поршневые кольца подбирают по канавкам поршня, в которых кольца должны свободно перемещаться без заклинивания. Зазор между канавкой и компрессионным кольцом по
высоте должен быть в пределах 0,035…0‚072 мм, а маслосъемным — 0,035…0‚08 мм.
Поршневые пальцы.
Для облегчения подбора пальцев отверстия поршня и поршневые пальцы рассортированы на четыре группы через 0,003 мм и маркируются краской разных цветов.
Нецилиндричность поршневого пальца допускается не более 0, 0015 мм.
Размеры поршневых пальцев
Коленчатый вал.
В случае износа шариковые подшипники следует спрессовать и заменить другими.
Шейки коленчатого вала проверяют на износ с помощью микрометра размером 25…50 мм.
При износе шатунных шеек вала более 0,05 мм надо перешлифовать шейки под ремонтный размер или заменить коленчатый вал. Номинальный и ремонтные размеры приведены в табл. 8—2.
При ремонте масляный канал коленчатого вала должен быть прочищен и продут сжатым воздухом.
Шатун.
При большом износе верхней головки шатуна надо развернуть отверстие до диаметра 14,000…14,019 и запрессовать ремонтную втулку.
Размеры шатунов
Посадка втулки в отверстие шатуна производится с натягом 0,062…0‚1 15 мм. После запрессовки втулки в ней должно быть просверлено смазочное отверстие. Отверстие втулки под палец подгоняется разверткой по диаметру поршневого пальца так, чтобы в сопряжении пальца со втулкой был обеспечен зазор 0,004…0,010 мм. Подобранный поршневой палец от усилия пальца руки должен плотно входить в отверстие верхней головки шатуна.
Шатун
По диаметру отверстия верхней головки шатуна; шатуны разбивают на пять групп (см. табл.8—5) через 0,003 мм и маркируют нанесением краски. Шатуны с поршневыми пальцами подбираются одной группы. Допускается устанавливать пальцы соседней группы. При ремонте в нижнюю головку шатуна компрессора устанавливают тонкостенные вкладыши, залитые антифрикционным сплавом АМ01-20. Маркировка уменьшенных ремонтных вкладышей на 0,3 мм или 0,6 мм нанесена на стальной поверхности вкладыша. Вкладыши номинальных размеров маркировки не имеют.
Допускается непараллельность осей верхней и нижней головок не более 0,1 мм на длинне 100 мм. В случае необходимости шатун надо править.
При замене шатунов надо проверить их по массе. Разница в массе шатунов для одного комплекта не должна быть более 5 г.
Головка блока цилиндров.
Головка блока цилиндров должна быть проверена на герметичность и коробление. Герметичность воздушной полости проверяется сжатым воздухом под давлением МПа (10 кгс/см).
Разъемная плоскость головки не должна иметь забоин и коробления. Неплоскостность допускается не более 0,05 мм. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить под лекальной линейкой, установленной на плоскости головки.
Головка блока цилиндров
Задние крышки картера.
Биение торца крышки по месту сопряжения с уплотнителем допускается не более 0,06 мм.
Торец крышки должен плотно прилегать к конусной части уплотнителя задней крышки. При наличии трещин или износа трущихся поверхностей крышки и уплотнителя их следует заменить.
Шкив. При наличии трещин и сколов шкив следует заменить. Перед установкой на компрессор надо проверить балансировку шкива. Балансировать шкив статически. Допустимый дисбаланс шкива компрессора 0,5 Нам (50 г-см).
Сборка узлов компрессора
Сборка узлов компрессора должна производиться в условиях, исключающих попадание грязи и пыли на собираемые детали.
Перед сборкой детали компрессора должны быть тщательно промыты в обезжиривающем растворе и высушены.
Ввертывание штуцеров и пробок компрессора рекомендуется производить с клеем АК-20. Уплотнительные прокладки, кроме прокладки головки блока цилиндров рекомендуется смазывать резиновой смолой … другими герметиками.
Установка подшипников коленчатого вала.
Напрессовать подшипники на коренные шейки вала с помощью оправки модели И 806.04.002 и молотка. Посадка подшипников на шейки вала должна быть выполнена в пределах натяга 0,002…0‚030 мм.
Проверка радиальном зазора шатунных подшипников.
Закрепить коленчатый вал в тиски. Установить шатун на шейку вала и закрепить его болтами с гайками (момент затяжки 16…18 Н-м (1,6…|,8 кгс.м). При этом шатун должен свободно вращаться на шейке вала от руки с одинаковым усилием в любом положении. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна в этом случае должен находиться в пределах 0,026…0,076 мм`.
Сборка поршня с шатуном и кольцами.
При соединении поршня с шатуном надо поршневой палец смазать чистым маслом, применяемым для двигатели.
Посадка поршневого пальца в отверстие поршня производится в соответствии с разбивкой на группы.
После запрессовки в отверстия поршня поршневого пальца с помощью оправки модели И 2306.04.00! установить стопорные кольца.
Установить поршневые кольца на поршень компрессора. Установка колец на поршень компрессора производится так же как на поршень двигателя, с помощью специального приспособления. Верхние компрессионные кольца устанавливаются на поршень внутренней выточкой вверх, нижние (скребковые) — наружной выточкой вниз. Замки колец устанавливают в разные стороны по окружности под углом 1200.
Сборка головки цилиндров.
Закрепить головку в тиски. Ввернуть в гнезда головки седла 7 (рис.8-22) с помощью квадратного ключа, подложив под них прокладки 8. Установить на седла выпускные (нагнетательные) клапаны 5, а на клапаны — пружины 4. Надеть на пробки 3 прокладки 2 и ввернуть пробки в гнезда головки. Затем закрепить их баллонным ключом, вставив в отверстие ключа вороток.
Головка цилиндров компрессора
Ввернуть в головку угольник отвода жидкости, штуцер отвода сжатого воздуха и заглушку.
Сборка блока-картера.
Если втулки | (рис.8-1 1) плунжера выпрессовывались, их следует запрессовать в отверстие блока с натягом 0,045…0,115 мм. При этом необходимо выдерживать размер 35,0 мм от разъема блока до втулки. Запрессовать в отверстие блока седла 10 клапанов натягом 0,02!…0,О75 мм до упора в заплечики отверстий с помощью оправки модели И 806.04.003. Установить направляющие 7 впускных клапанов.
Вставить в отверстия втулок плунжеры 4, предварительно надев на них уплотнительные кольца 3. Вставить в плунжер один шток 6 в сборе с гнездом 5. Установить коромысло одним концом на выступ гнезда штока и, одновременно вставив второй шток, установить другой конец коромысла выступ второго штока. Вставить в отверстие блока направляющую пружины коромысла. Установить пружину коромысла при помощи отвертки.
Блок-картер компрессора
Установить и закрепить штуцер в отверстие блока. Ввернуть шпильки в блок, если они вывертывались при разборке. Поставить блок-картер на плиту передней стороной вниз
Установить вертикально коленчатый вал 0 подшипниками, направляя передний подшипник через гнездо заднего подшипника. Нажимая одной рукой на рукоятку пресса и поддерживая второй рукой вал, запрессовать подшипники гнезда картера в сборе с валом. Для установки коленчатого
вала можно использовать также комплект приспособлений модели И 806.04.100.
Установка поршней.
Отвернуть гайки и снять крышки шатунов. Проверить установку колец на поршне и расположить замки колец под углом 120° по окружности. Для установки поршня в сборе с кольцами и шатуном в цилиндр надо вывести стяжной винт З (рис.8-12) приспособления из прорези упора 5, надеть хомут 1 на кольца поршня, снова завести стяжной винт в прорезь и, вращая его, сжать кольца так, чтобы они расположились в канавках заподлицо с поверхностью поршня.
Установка поршней
После этого смазать цилиндр маслом и вставить юбку поршня в цилиндр и, слегка постукивая по днищу поршня деревянным или резиновым молотком, дослать поршень в цилиндр компрессора до конца, направив подшипник на шейку вала. Таким же путем установить другой поршень в цилиндр компрессора. Установить крышки шатунов с вкладышами, усыновить замочные шайбы и навернуть гайки на шатунные болты. Затянуть их моментом 16…18 Н-м 1,6…1‚8 кгсм.
Стопорение гайки осуществляется отгибкой среднего уса замочной шайбы на крышу шатуна и одного из крайних усов на совпадающую грань гайки. Направление отгибки третьего уса- безразлично.
Для установки поршней можно пользоваться также оправкой модели И 803.00.004.
Оправка для установки поршня
Устиновка головки цилиндров.
Установить впускные клапаны на седла блока, положить прокладку головки на разъемную плоскость цилиндров, вставить пружины впускных клапанов.
Установить головку блока, одновременно придерживая пружины впускных клапанов, навернуть гайки на шпильки блока и закрепить головку гайками с помощью углового торцового или накидного ключа. Момент затяжки 12.. .16 Н .м ( 12… .| ‚6 кгс. м).
Установить на блок с прокладкой патрубок подвода воздуха и закрепить его болтами.
Установка крышек компрессора.
Запрессовать резиновую манжету в гнездо передней крышки ‹: помощью оправки и молотка, заложить в нее консистентную смазку, установив крышку прокладкой на разъемную плоскость блока и закрепить ее ботами, подложив пружинную шайбы под головки болтов.
Перед установкой задней крышки надо поставить пружину уплотнителя в гнездо коленчатого вала, установив ее конец в отверстие вала. Вставить уплотнитель в гнездо, соединив его с пружиной. Установить крышку ‹: прокладкой и закрепить ее болтами, подложив пружинные шайбы под головки болтов. Ввернуть в крышку штуцер подвода масла в компрессор.
Установка шкива компрессора.
Установить шпонку в паз вала с помощью молотка, установить шкив на конус переднего конца коленчатого вала, направив прорезь шкива на шпонку. Навернуть гайку, запрессовывая шкив на конус до упора, затем зашплинтовать гайку.
Установка нижней крышки кронштейна.
Закрепить компрессор в тиски, чтобы при валочная плоскость картера была направлена вверх. Положить прокладку на плоскость картера, установить крышку на картер, завернуть четыре болта, подложив под головки пружинные шайбы, и закрепить
Закончив сборку компрессора, надо проверить его работу на специальном стенде (рис.8—13) или на двигателе.
Испытание компрессора
При испытании компрессора на стенде частота вращения вала компрессора должна быть 1800…2000 мин. К компрессору должно быть подведено масло И20А, ГОСТ 20799-75
под давлением 0,25…0‚30 МПа (2,5…3,О кгс/см2), температура масла 35…50 °С.
Компрессор рекомендуется обкатать на холостых оборотах в течение пяти минут. В процессе обкатки следует убедиться в отсутствии течи масла, перегрева подшипников и в отсутствии стука поршней, пальцев и выпускных клапанов.
При 800…2000 мин коленчатого вала компрессора и сообщении баллона 3 с окружающей средой через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм и длиной 3 мм давление в емкости через 50 должно достигнуть величины не менее` 0,6 МПа (6 кгс/см2).
Испытание компрессора на масло пропускную способность, производится при 800…2000 мин и давлении масла 0,25…0‚30 Мпа (2,5…3,0 кгс/ом2). При этом количество масла, вытекающего через сливное отверстие крышки картера компрессора (при открытом калибровочном отверстии), должно быть не более 220 г в течение минуты.
Проверка работы разгрузочной системы производится подачей сжатого воздуха под давлением не более 0,5 МПа (5кгс/см2) в канал разгрузочной камеры, при этом плунжеры 4 (см. рис.8 -11)должны подняться и полностью открыть впускные клапаны 8.
Схема стенда испытания
При снятии давления плунжеры под действием возвратной пружины должны четко возвращаться в исходное положение. Эту операцию проделать не менее трех раз.
Проверить выпускные клапаны на герметичность, подсоединив головку компрессора к баллону 3 (рис.8-13) емкостью 1 л, как указано на схеме, при давлении 0,60…0‚65 МПа (6,0…6,5 кгс/см2). При этом падение давления в баллоне не должно быть более 0,04 Мпа (0,4 кгс/см2) в течение минуты.
Проверка на герметичность соединений производится мыльным раствором при противодавлении воздуха 0,65 МПа (6.5 кгс/см2).
Перёд установкой на компрессор регулятора давления его надо проверить, испытать и отрегулировать для работы в заданных пределах давления воздуха.
Установка компрессора на двигатель.
Установить шайбы, затем вручную компрессор на двигатель, направив прорези крышки-кронштейна на шпильки головки цилиндров. Навернуть от руки гайки крепления компрессора. Надеть на шкив ремень привода, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайки.
При установке компрессора необходимо обеспечить зазор не менее 5 мм между отводящим шлангом радиатора и воздушным патрубком компрессора. Указанный зазор достигается путем повертывания отводящего шланга радиатора Зазор необходим для предотвращения перетирания шланга патрубком компрессора.
Замена уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора на автомобиле
Проверку состояния уплотнительных колец плунжеров разгрузочного Устройства и их замену можно производить без снятия головки компрессора. При этом надо соблюдать следующий порядок:
- Пустить двигатель и довести давление в пневматической системе до срабатывания регулятора давления.
2. Остановить двигатель
- Снять резиновый шланг, соединяющий воздушный фильтр двигателя с компрессором. При нарушении герметичности разгрузочного устройства в патрубке подвода воздуха к компрессору прослушивается характерный шум пропускаемого воздуха, а по манометру пневмо системы отмечается некоторое падение давления.
- Снизить давление воздуха в пневматической системе до нижнего предела регулирования, при этом плунжеры должны быть опущены.
- Снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло. Затем поднять гнездо штока и снять его вместе со штоком, после чего извлечь плунжер из гнезда крючком из проволоки, введя его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера или подведя сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства блока цилиндров.
- Заменить изношенные уплотнительные резиновые кольца на плунжерах. Перед установкой плунжеры с уплотнительными кольцами следует смазать маслом, применяемым для двигателя.